Л.Б. Шешин
Основание Ордена Восстановления
Среди декабристских и близких к ним обществ остается неизученным Вселенский Орден Восстановления, основанный в 1824-1825 гг. Д.И.Завалишиным.
Главными источниками для изучения Ордена являются два следственных дела Завалишина и следственные дела других декабристов, бумаги по Ордену, отобранные у Завалишина после ареста, а также его воспоминания. Первое следственное дело Завалишина было издано еще в 1927 г. (Завалишин 1927: 217-405), второе дело (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47) и бумаги, относящиеся к Ордену (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48), не опубликованы. Долгое время историкам не был известен один из основных документов — письмо Завалишина к Александру I от 5 ноября 1824 г. Оно обнаружено в фонде А.С.Шишкова (РГИА. Ф. 1673. Оп. 1. Д. 26).
Завалишин издавал воспоминания по различным вопросам, причем они были значительно подробнее, чем соответствующие страницы изданной после его смерти книги «Записки декабриста» (Завалишин 1906). Наиболее значительные из них — «Вселенский Орден Восстановления». Начало этих воспоминаний было напечатано с большими сокращениями (Завалишин 1882), окончание до сих пор не издано (Завалишин 1881).
Работ непосредственно об Ордене Восстановления не существует. Сколько-нибудь подробных сведений об Ордене не было ни в статьях о Завалишине, ни в общих работах о движении декабристов и Северном обществе. Первым обратился к неопубликованному следственному делу Завалишина С.Б.Окунь (Окунь 1939: 127-132), однако его интересовали прежде всего планы Завалишина, касавшиеся русских колоний в Америке. О том же кратко писали С.Марков (Марков 1948: 94-96; Марков 1978: 146-147), Н.Н. Болхогитинов (Болховитинов 1975: 294-298, 510-511) и А.И. Алексеев (Алексеев 1975: 190-192). Второе следственное дело Завалишина было использовано и его внуком Б.И.Еропкиным (Еропкин 1971), однако автор не извлек из документов никаких сведений, а лишь воссоздал ход следствия.
В 1975 г. была издана книга С.С.Ланды «Дух революционных преобразований». Хотя автор даже не упомянул о Завалишине, его книга дала для понимания сущности Ордена Восстановления и замыслов его основателя больше, чем вся литература непосредственно о Завалишине. Ланда показал, что в конце XVIII — начале XIX вв. в Европе возникли тайные общества, которые намеревались преобразовать мир путем распространения нравственности и просвещения, и что подобные общества существовали и в России (Ланда 1975: 251-305). В том же году появилась брошюра А.Ф. Замалеева и Г.Е. Матвеева «От просветительской утопии к теории революционного действия». Ее авторы рассмотрели просветительство как характерную черту движения декабристов, кратко обрисовали мировоззрение Завалишина и упомянули об Ордене Восстановления как о просветительском обществе (Замалеев, Матвеев 1975: 28-31). После издания работ Ланды и Замалеева и Матвеева Орден Восстановления мог занять свое место среди русских тайных обществ 1820-х гг. Однако конкретная история Ордена оставалась неизученной.