Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 71 страница 80 из 729

71

74

Д. А. Смирнова, она состояла из листов разного формата (in folio, in 4°, in 8°) и разного качества бумаги («на бумагах белой, синей, серой и, наконец, такой, какой ныне уже и не найдешь»), причем некоторые из этих листов, как указывалось выше, были занумерованы числом свыше 860. Бумаги не имели внутренней связи между собою, и Смирнову стоило большого труда сложить их в систему ряда самостоятельных текстов. Это и наводит на мысль, что Грибоедов в свое последнее пребывание у С. Н. Бегичева перед отъездом на Восток забыл у Бегичева вовсе не «тетрадь», а случайные разрозненные листы, которые уже сам Бегичев, вероятно после известия о смерти Грибоедова, переплел в тетрадь на память о погибшем друге. Тетрадь возникла, по-видимому, тогда, когда вопрос о возврате автору случайно забытых листов уже был снят, то есть после смерти Грибоедова. В правильности этой догадки окончательно убеждает нас и следующее соображение: в тексте «Черновой тетради» находятся «Путевые записки» Грибоедова за 1819 год. Они написаны специально для С. Н. Бегичева, начинаются с обращения «Прелюбезный Степан Никитич» и имеют ясную целевую установку: они должны быть отосланы другу; Грибоедов бегло набрасывает в этих записках то тексты, в сущности, эпистолярного характера, с подробными описаниями происшествий в пути, то впечатления, еще не оформленные литературно, в беглой ассоциативной записи, предназначенной для будущего расширенного рассказа при встрече с другом. Пример: «Седьмой [переход]. Бесснежный путь. Славный издали Занган красиво представляется. Встреча. Перед Занганом в деревне — встреча. Множество народу. Сходим возле огромного дома. Описание его. Славные плоды. Явление весны. Музыка вечером» и т. д.101. Запись 10—13 февраля 1819 г. полностью раскрывает эту целевую установку Грибоедова. Он пишет Бегичеву: «Сейчас думал, что бы со мной было, если бы я беседой с тобою не сокращал мучительных часов в темных, закоптелых ночлегах! Твоя приязнь и в отдалении для меня благодеяние. Часто всматриваюсь, вслушиваюсь в то, что сам для себя не стал бы замечать, но мысль, что наброшу это на бумагу, которая у тебя будет в руках, делает меня внимательным, и все в глазах моих украшает надежда, что, бог даст, свидимся, прочтем это вместе, много добавлю словесно, и тогда сколько

72

75

удовольствия!»102. Нет оснований сомневаться, что это своеобразное письмо — путевые записки и были отосланы адресату — Бегичеву — после того, как были составлены. А встреча друзей в 1823 г. дала возможность реализовать и ранее обещанное: перечесть записки вместе и многое дополнить устным рассказом. Как и другие письма Грибоедова, записки 1819 г. должны были остаться в руках Бегичева — того лица, которому они были адресованы, и нет никаких оснований предполагать, что Грибоедов вновь забрал их к себе, — ведь не отбирал он у Бегичева свои письма. Отсюда ясно, что записки 1819 г. никак не могли входить в какую-то, якобы самим Грибоедовым переплетенную, тетрадь, которую он забыл у Бегичева летом 1828 г., — они представляли собою отдельный документ и находились у Бегичева еще раньше. Отсюда еще раз следует, что Грибоедов забыл у Бегичева, по-видимому, не тетрадь, а какие-то рукописные листы, может быть, именно те, которые он не считал особо важными для своей работы, имея, возможно, аналогичные тексты в более совершенных записях. Бегичев же переплел их на память о друге в виде случайно сложившейся пачки, вместе со старыми путевыми записками 1819 г. Так возникла та хаотическая «Черновая тетрадь», о которой Д. А. Смирнов писал, что ее страницы «перебиты, перепутаны и перемешаны до такой степени, что „Черновая“ в том виде, в каком она существует (переплетенная), представляет действительно совершенный хаос».

Вывод этот представляется мне существенным моментом в комментарии «Черновой тетради». Если бы перед нами была действительно авторская «черновая тетрадь», позже переплетенная самим автором из разрозненных, ранее нужных ему текстов, мы могли бы говорить об отборе авторского характера и иметь какое-то суждение о принципе этого отбора и о том, почему именно автор счел нужным совместно переплести отобранное. Если бы перед нами был другой вид чернового документа — некая самостоятельная тетрадь, когда-то бывшая незаполненной, чистой, в которой позже, в каком-то хронологическом порядке возникали одна за другой разнообразные записи автора, мы бы, вероятно, имели основания говорить о творческом содержании какого-то определенного периода в жизни Грибоедова, пытаться его датировать, устанавливать чередование творческих замыслов. Но перед

73

76

нами нет ни того ни другого. Случайно забытые у товарища в деревне — может быть, наименее нужные автору — листы свидетельствуют прежде всего об одном: как велико и богато некогда было не дошедшее до нас рукописное наследие Грибоедова.

6

Для комментария всего комплекса первоисточников, ложащихся в основу исследования темы «Грибоедов и декабристы», привлекаются, в свою очередь, разнообразные опубликованные документы и неопубликованные данные из разных архивов. Укажу на личный архив Ермолова, архив Строгановых, архив А. С. Кологривова и ряд других. Специально характеризовать их в данном случае нет нужды: необходимые сведения о них цитируются в своем месте в последующих главах.

Все изложенное выше убеждает нас в трудности избранной темы и в тяжелом состоянии ее первоисточников. Огонь — в буквальном смысле этого слова (сожжение, пожар) — прошел по самым ценным частям некогда стройного и богатого здания. Мы хотим исследовать именно ту тему, источники которой тщательно и сознательно уничтожались современниками из соображений личной безопасности. Новые несчастия (пожар у Д. А. Смирнова и т. д.) довершали разрушение. Что же делать? Может быть, отказаться от исследования? Но важность темы, а не состояние источников заставляет приняться за труд. Еще не все сделано, что можно сделать, — это главный довод, оправдывающий возникновение настоящей работы. Заранее надо сказать, что действительность была много богаче, нежели то изображение действительности, которое поддается историческому восстановлению. Но, тем не менее, и эта по осколкам восстановленная картина необходима для понимания великого русского писателя и его бессмертной комедии, для исследования истории русской культуры и общественного движения. С уверенностью в этом и предпринимается настоящее исследование.

74

77

Глава III

ЗАДАЧА РАБОТЫ

История культуры каждой страны неразрывно связана с историей ее общественной идеологии. Давно назрела потребность детальных монографических исследований этого сложного процесса в истории нашей родины. Он тем интереснее, что носит на себе печать замечательного своеобразия: трудно подыскать пример другой страны, где история культуры, и в частности художественного творчества, развивалась бы в такой глубочайшей органической связи именно с передовыми явлениями общественного движения. Особенно отчетливо протекает этот процесс для первой половины XIX в., когда плеяда имен, открываемая Пушкиным и включающая в себя имена Грибоедова, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Герцена, Огарева, Белинского, дает особо яркий ряд примеров этой глубочайшей связи. Только монографическое изучение отдельных сторон этого процесса уясняет всю сложность и богатство как нашего культурного прошлого, так и развития общественных идей в нашей стране. Тема, выделяющая вопрос о великом русском писателе и его связи с общественным движением его времени, является темой, в которой особо отчетливо скрещивается, сплетается процесс культурного развития страны и история ее общественной идеологии и движения.

Вместе с тем изложенная выше постановка вопроса уясняет полнейшую историчность избранного задания. Намечена к изучению не узко литературоведческая, а насквозь историческая тема — связь одного из крупнейших культурных деятелей с общественным движением

75

78

его времени, связь, подлежащая изучению в движении исторического процесса.

Проблема научной биографии писателя и исследование процесса художественного творчества — это лишь производные исследовательские темы, возникающие в результате общего замысла.

Конечно, связь писателя с общественным движением его времени является важнейшей темой, помогающей исследовать как жизненный путь писателя в целом, его биографию, так и его творческие процессы. Это особенно относится к Грибоедову, связанному с декабристами почти что на всем протяжении истории их тайного общества. Великая комедия вырастает из общественных впечатлений и вопросов своего времени, насыщается ими и, получив силы от передовой идеологии и сама производя могущественное обратное воздействие на развитие этой же передовой идеологии, расцветает затем в культуре народа и сохраняется им как носитель бессмертных общечеловеческих идей новаторства, борьбы со старым миром, горячей любви к родине, осознается и как мастерская картина нравов русского прошлого. Таким образом, особенно в данном случае, чисто историческая тема о связи писателя с общественным движением его времени пронизывает собою вопросы грибоедовского творчества и поясняет его истоки.

Глава, посвященная историографии темы, приводит к выводу, что значение избранной темы общепризнано и прежними течениями передовой науки. Но, тем не менее, исследование коснулось лишь частных компонентов темы (арест, история следствия, отношение к отдельным декабристам). Тема в целом является неизученной и стоит на очереди.

Задачей настоящего исследования и является изучение на основе первоисточников всей истории взаимоотношений Грибоедова и декабристов, взятой в целом, на всем протяжении жизни писателя. Важность существования революционной организации в эпоху Грибоедова и наличие тесного общения его с членами организации — неоспорима. В мою задачу входит и восстановление исторической среды, исторической атмосферы, окружавшей писателя, и, конечно, уяснение идейного генезиса комедии.

Изучая связь писателя с общественным движением его времени, необходимо решительно отвергнуть ложную теорию о «заимствовании» идей. Было бы грубым ошибочным

76

79

упрощением представлять себе дело так, что декабристы-де разрабатывали определенную общественную идеологию, а Грибоедов «заимствовал» ее от них. Грибоедов не брал «взаймы» идей ни у Радищева, ни у декабристов. Как любой крупный деятель своего времени, он глубоко думал над ходом развития своей родины и приходил к сознательным выводам о желательном направлении этого развития. Но он жил и действовал в живой социальной среде своего времени, был членом большого человеческого коллектива, входил органически в общественное течение, работавшее над теми же вопросами, во имя разрешения тех же задач. В процессе живого общения и взаимодействия передовых людей выковывалась передовая идеология времени. Декабристы воздействовали на Грибоедова, и Грибоедов воздействовал на декабристов. Радищев помогал уяснить прошлое и его связь с настоящим. Решения и мнения Грибоедова-писателя, которого современники считали одним из самых умных людей в России, не были «заимствованными», поверхностно усвоенными — они возникали как свои. Но представим себе на минуту Грибоедова в пустыне, без этого живого общественного окружения и без исторической атмосферы времени, — исчезает и Грибоедов, как писатель, и его комедия «Горе от ума». Изучить реальное живое взаимодействие писателя и передового общественного движения его времени — наша задача.

Можно наметить следующий план изучения. В отличие от литературной биографической традиции, которая игнорировала декабристскую проблему для студенческих лет Грибоедова, необходимо начать именно с этих лет.

Грибоедов рос и воспитывался в Московском университете (и университетском пансионе) одновременно со многими будущими декабристами, — с этого вопроса необходимо начать изучение истоков его общественного мировоззрения. В этой главе нужно восстановить по возможности и идейную атмосферу, в которой жило московское студенчество накануне 1812 г., и студенческие настроения эпохи. Идейная атмосфера, окружавшая юношеское развитие писателя и его университетских товарищей, поможет многое уяснить в направлении его будущего роста. Грибоедов-студент среди будущих декабристов — первая тема, на которой мы остановимся.

Вслед за этим необходимо разобраться в декабристских связях Грибоедова эпохи первых декабристских

77

80

организаций — Союза Спасения и Союза Благоденствия. Но подойти к изучению этих связей можно лишь через изучение 1812 года и заграничных походов. Отечественная война явилась сильнейшим возбудителем политической мысли, воздействовавшим на декабристскую идеологию. Грибоедов в годы Отечественной войны и освобождения Европы — эта тема также должна войти в круг нашего внимания: в это время писатель воспринял могущественные общественные впечатления — борьбу с Наполеоном, освобождение родины, крушение замыслов мирового господства поработителя и освобождение европейских стран; это была эпоха, наложившая неизгладимую печать на грибоедовское поколение — декабристское поколение, и без нее невозможно понять последующее развитие. Остановимся затем на первом петербургском периоде его жизни (1814—1818), важнейшем для идейных истоков комедии: в эти годы Грибоедов общается со многими членами формирующегося тайного общества и воспринимает основную коллизию эпохи — столкновение передового молодого человека своего времени с реакционным лагерем старого поколения. Изучая связи писателя с членами Союза Спасения и Союза Благоденствия, надо раскрыть и охарактеризовать идеологию этих ранних декабристских организаций, их историю и характер деятельности. Так складывается круг вопросов следующей главы — «Грибоедов среди членов Союза Спасения и Союза Благоденствия».

После изучения ранних декабристских связей необходимо остановиться на вопросе о замысле комедии «Горе от ума». Когда она задумана автором? Рассмотрение источников заставляет отвергнуть тезис о 1820 г. как начальном для «летоисчисления» комедии. Начало этого «летоисчисления» необходимо отнести к более раннему времени. Рассмотрев вопрос о времени возникновения замысла, необходимо перейти к изучению идейной атмосферы, в которой протекало пребывание Грибоедова на Востоке, главным образом в Грузии. Грибоедов уехал на Восток в августе 1818 г. Два первых акта комедии были в основном оформлены на Востоке и после претерпели лишь сравнительно небольшие изменения. Они писались в значительной мере на глазах друга Грибоедова — В. Кюхельбекера, будущего участника восстания 14 декабря. Общение с декабристским кругом не прервалось и на Востоке. Жизнь среди «ермоловцев» и общение с самим

78

81

Ермоловым также были духовной атмосферой писателя, создающего «Горе от ума». Так складывается тематика следующей главы, заканчивающей первую часть исследования. Часть эта носит общее заглавие: «Грибоедов и декабристы до создания „Горя от ума“».

Далее включается тематика несколько иного плана — исторический анализ идей самой комедии, являющийся второй частью работы. Тематика сосредоточена тут именно на анализе идей, насыщающих замысел и образы комедии. Стремясь ни на минуту не упускать из виду, что перед нами — живая ткань художественного произведения, а не конституционного проекта или политического трактата, мы анализируем с исторической точки зрения идейное насыщение комедии. Остановимся лишь на основных идейных комплексах. Прежде всего необходимо дать исторический анализ проблемы двух лагерей, противопоставленных друг другу в комедии, — лагеря Чацкого и лагеря Фамусова и его сторонников. Новое понятие чести и жизненного дела нового человека, новое отношение к царской службе — следующий идейный комплекс, историческое объяснение которого приведет нас к анализу вопроса «Что делать?» для людей декабристской эпохи. Отсюда легко перейти к антикрепостническому и национальному идейным комплексам, их историческому возникновению, содержанию и значению.

Все это подводит нас к разбору темы о новаторе в борьбе со старым миром, обобщению тактической позиции, занятой героем, и избранных им способов борьбы. Нельзя отказаться от завершения идейного анализа комедии темой о Репетилове и его «секретнейшем союзе». Без этого отношение автора к тайному обществу не было бы достаточно уяснено. Этой темой и завершается вторая часть работы, посвященная историческому анализу идейного содержания «Горя от ума».

В ходе этого анализа приходится попутно останавливаться и на биографических моментах. Комедия завершалась писателем на родине: во время приезда его в Москву в 1823 г., пребывания в деревне у Бегичева, где и были в основном написаны два последующих акта комедии, во время переезда из Москвы в Петербург в 1824 г. В это время Грибоедов также встречался с декабристами, — об этих этапах и связях говорится попутно при анализе идейного содержания комедии.

79

82

Третья и последняя часть работы посвящена Грибоедову и декабристам после создания комедии. Тут необходимо рассмотреть интереснейший и мало изученный в биографической литературе вопрос о пребывании Грибоедова в Петербурге в 1824—1825 гг., когда он не только соприкасался с декабристами, но и прямо жил в декабристской среде, повседневно общаясь с главнейшими представителями рылеевской группы, уже кипевшей и волновавшейся в то время замыслами открытого выступления; таким образом, Грибоедов среди членов Северного общества — первый вопрос третьей части работы. Грибоедов уехал в конце мая в Киев, где сразу попал в оживленную среду Васильковской управы Южного общества декабристов. Киевское свидание с декабристами летом 1825 г. явится темой особой, следующей, главы. Это — последнее общение писателя с декабристами до восстания. Поэтому именно тут уместно ввести обобщающую тему об отношении декабристов к комедии «Горе от ума» и о роли декабристов как первых критиков, высоко оценивших и впервые правильно истолковавших великое национальное произведение. Этим вопросам посвящена особая глава — «„Горе от ума“ и декабристы». Далее следуют темы, связанные с восстанием декабристов в жизни Грибоедова: «Грибоедов под следствием по делу декабристов» и «Грибоедов и декабристы после разгрома восстания».

Такова задача исследования, таков план ее решения.

80

83

ЧАСТЬ I

ГРИБОЕДОВ И ДЕКАБРИСТЫ ДО СОЗДАНИЯ «ГОРЯ ОТ УМА»

«...имеет каждый Век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же... Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать...»

Декабрист П. И. Пестель


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.