638
текстом. Поскольку аутентичность первого — прижизненного — издания, в котором автором выверена каждая строка, выше посмертного, я сохраняю в настоящей книге всю мою полемику с Н. К. Пиксановым и ссылаюсь при этом на первое издание его работы.
49 См.: Вл. Н. Орлов. Заметки о творчестве Грибоедова. — «Литературная учеба», 1939, № 1, с. 14, 18, 21. Ср. его же предисловие к однотомнику произведений Грибоедова (Л., Гослитиздат, 1940).
50 А. Г. Цейтлин. Русская литература первой половины XIX века. М., 1940, с. 134.
51 «Красная звезда», 1945, 14 января; «Комсомольская правда», 1944, 23 декабря; «Труд», 1945, 14 января; «Московский большевик», 1945, 14 января, и др.
В «Правде» от 11 января 1945 г. Н. К. Пиксанов опубликовал посвященную грибоедовскому юбилею статью «Великий русский писатель», свидетельствующую о значительном отходе автора от прежней ошибочной концепции, однако статья по-прежнему не содержит прямой формулировки о том, что Грибоедов был противником крепостного права как института.
52 См.: «Комсомольская правда», 1945, 14 января.
53 Л. Леонов. Факел гения. Заметки к грибоедовскому юбилею. — «Правда», 1945, 14 января.
54 Н. К. Пиксанов в упомянутой статье 1969 г. неоднократно опирается на рецензию Н. М. Дружинина на первое издание настоящей книги («Вопросы истории», 1947, № 12). Ясно, что само по себе мнение рецензента книги не может быть обязательным ни для автора, ни для читателя. Важно взвесить его аргументы. Этого взвешивания у Н. К. Пиксанова нет, цитаты рецензии в его контексте звучат как евангельские непогрешимые тексты. Между тем к такому их использованию нет оснований. Обратим внимание прежде всего на предлагаемую нам формулу — признать наличие «реакционно-феодальных пережитков» в идеологии как декабристов, так и Грибоедова. Во-первых, мне неизвестны для этого времени какие-либо «прогрессивно-феодальные» особенности идеологии, поэтому термин сразу настораживает. Во-вторых, рано вести речь о «пережитках» феодализма в эпоху, когда крепостное право еще не отменено и господствует, — выражение это неудачно. Люди, обладавшие феодальными привилегиями, пошли на открытую борьбу с феодальным строем, с крепостным правом и всей его системой, одни поплатились жизнью, другие оказались в тюрьме, на каторге, в ссылке. Они открыли первый этап русской революционной борьбы. А мы их классовую ограниченность назовем реакционной позицией? Формула о наличии реакционных элементов в революционной идеологии неприемлема по существу и неуместна