Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 601 страница 610 из 729

601

608

видал, как вы добро делаете. Граф Иван Федорович, не пренебрегите этими строками. Спасите страдальца»693.

Эти строки Грибоедов писал менее чем за два месяца до своей трагической смерти. Биография А. И. Одоевского еще недостаточно исследована, и история хлопот за него не вполне выяснена. Однако никак нельзя утверждать, что хлопоты за него остались безрезультатными: Одоевский упомянут в царском указе от 8 ноября 1832 г.: в силу указа был отменен его каторжный приговор, он был «обращен на поселение» в Иркутской губернии. Отметим, что в мае 1836 г. Одоевский был переведен в Ишим, Тобольской губернии, а в июле 1837 г. определен рядовым в Кавказский корпус. Облегчение 1836 г. было сделано по ходатайству престарелого отца Одоевского, «поддержанному князем Варшавским», то есть именно Паскевичем. Не приходится сомневаться, что ходатайство последнего было для Николая I наиболее весомым. Следовательно, Пасксвич выполнил горячую просьбу Грибоедова — хлопотал перед Николаем I за А. Одоевского694.

Остановимся теперь на замечательном и ранее неизвестном факте — на личном обращении Грибоедова к Николаю I с ходатайством за сосланных декабристов.

В опубликованной в «Воспоминаниях Бестужевых» записи мы читаем о Грибоедове: «Благородство и возвышенность его характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Текст этот свидетельствует, что Грибоедов ходатайствовал за декабристов перед каким-то высокопоставленным лицом или лицами, однако перед кем именно — остается неясным. Но вопрос полностью уясняется при обращении к рукописному подлиннику записи Петра Бестужева: оказывается, в печатной публикации его текста было пропущено существеннейшее слово «государю» после слова «говорить». Точный текст читается, следовательно, таким образом: «Благородство и возвышенность его характера обнаружились вполне, когда он дерзнул говорить государю в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Итак, Грибоедов говорил не с кем иным, как с самим царем, и узнаём мы об этом новом факте из записи декабриста, очевидно, слышавшего рассказ об этом разговоре от самого Грибоедова.

Когда же мог произойти этот знаменательный факт?

602

609

После восстания декабристов Грибоедов виделся с Николаем I дважды: в воскресенье 6 июня 1826 г., при своем представлении императору в группе «чиновников», только что освобожденных из-под ареста, и затем весною 1828 г., во время аудиенции по случаю прибытия в Петербург с Туркманчайским трактатом. Ясно, что упомянутый Бестужевым разговор не мог происходить во время первого свидания. Правдоподобнее всего предположить, что разговор с царем состоялся именно во время мартовской аудиенции 1828 г., когда Грибоедов был в зените своего служебного успеха по случаю удачного Туркманчайского мира695.

Таким образом Грибоедов презрел вопросы карьеры и в разгар своего дипломатического торжества обратился к царю с просьбой о сосланных декабристах.

Грибоедов совершил акт большой смелости, и более чем правдоподобно, что «оскорбленный властелин» побледнел при одном имени осужденных. Ясно, Грибоедов этим неслыханно смелым поступком не мог снискать расположения Николая I. Царь не согласился принять отставку Грибоедова и вновь послал его в Иран, где его ожидала смерть. Едва ли Николай предвидел именно этот исход и расправлялся с подозрительным дипломатом, хлопочущим за сосланных декабристов, именно этим путем. Но вполне правдоподобно, что, удостоверившись после этого разговора в непрекратившемся сочувствии Грибоедова к сосланным, царь был заинтересован в удалении Грибоедова из столицы: будучи далеко на Востоке, Грибоедов не был столь опасен в идейном смысле, как в Петербурге.

В связи с только что изложенным по-новому читается одно ранее не совсем понятное выражение из письма Грибоедова к Булгарину от ноября 1828 г. из Тавриза. Грибоедов называет тут свое пребывание в Иране «политической ссылкой». Действительно, до своего туркманчайского торжества он, может быть, мог горько говорить о «ссылке» на Восток, но теперь он появился тут вновь в высоком дипломатическом ранге, осыпанный царскими милостями, всеми признанный счастливец, в зените карьеры. Почему же после всего этого он называет почетное дипломатическое назначение «ссылкой», да еще «политической»? Это было ранее неясно. Но теперь, после того как смелый разговор Грибоедова с царем о сосланных декабристах нам известен, выражение «политическая ссылка» полностью уясняется696.

603

610

2

Переходя теперь к истории декабристских идей в творческом сознании Грибоедова за интересующий нас период, отдадим себе прежде всего отчет в том, что успешная служебная карьера отнюдь не была его «призванием». Он резко отличал от нее цель и истинный смысл своей жизни. «Я рожден для другого поприща», — пишет он Бегичеву и много раз повторяет ту же мысль в переписке и разговорах с друзьями. «Все, чем я до сих пор занимался, — для меня дела посторонние», — говорил он о своей службе Бегичеву. Он резко отличает свою зависимость от службы и свою зависимость «от цели в жизни, которую себе назначил». К своей дипломатической должности на Востоке он едет по «проклятой дороге, по которой я в 20-ый раз проезжаю без удовольствия, без желания: потому что против воли». В письме к П. Н. Ахвердовой он пишет о своем желании совсем «убежать от службы, которую ненавижу от всего моего сердца» («déserter complètement le service que je hais de tout mon coeur»). Как дипломат и чиновник, он внимателен к вопросу о ранге и чине, он обращает внимание правительства на ранг английского посла в Тегеране, требует, чтобы русский представитель не был бы поставлен ниже; его заботит вопрос о чине как вопрос о престиже среди иностранных дипломатов в чужой столице. Пренебрежение этой стороной дела было бы недопустимо в столь одаренном и умном дипломате, как Грибоедов. Однако внутренне все это не вызывало в нем удовлетворения. В интимном письме к П. Н. Ахвердовой, с которой он был откровенен, он пишет об «отвращении», которое возбуждают в нем ранги и отличия («le dégoût que je porte aux rangs et aux dignités»). «Чем далее от Петербурга, тем более важности приобретает мое павлинное звание», — пишет он Булгарину.

Та форма деятельности, которую Грибоедов считал своим призванием, была формой воздействия на мир посредством художественного творчества: его призванием была, по его же словам, поэзия, которую он любил «без памяти», создание художественных произведений. Это и являлось целью в жизни, им самим себе назначенной. Поражает именно активная сторона воздействия на действительность в его понимании художественного творчества. Он не воспринимает художественную деятельность

604

611

как форму самоуслаждения, как замкнутый круг личных эмоций, — ему свойственно ощущение острой необходимости иметь живой круг слушателей, среду, воспринимающую результаты его творчества.

Тема общественного служения поэта, проникающая творчество его друга В. Кюхельбекера, является, по всем данным, и грибоедовской темой. Сюжеты произведений, им избираемые и лелеемые, — это сюжеты значительной социальной заостренности: «Горе от ума», «1812 год», «Радамист и Зенобия», «Грузинская ночь». Всему облику Грибоедова с его действенным складом ума и чуткостью его творческой фантазии к общественным вопросам свойствен активный характер сознательного стремления воздействовать на мир. Мыслью об общественном значении поэта проникнуты горькие строки его письма к Бегичеву, обошедшие всю грибоедовскую литературу: «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Все-таки Шереметев у нас затмил бы Омира, — скот, но вельможа и крез. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов». С этих позиций и надо подойти к идейной стороне творчества Грибоедова после восстания декабристов697.

Какие же художественные замыслы относятся к интересующему нас периоду? Установим сначала круг документов, ложащихся в основу исследования.

К этому периоду, несомненно, относится замысел «Грузинской ночи». Работа над нею может быть довольно точно датирована на основании воспоминаний Бегичева и Булгарина: первый сообщает, что Грибоедов 13—15 июня 1828 г., во время последнего своего свидания с Бегичевым, читал ему в качестве своего нового произведения отрывки из трагедии, — речь идет о «Грузинской ночи». Булгарин сообщает, что Грибоедов писал эту трагедию «в последнее пребывание свое в Грузии»; по контексту ясно, что речь идет о периоде до приезда в Петербург с Туркманчайским миром. Таким образом, «Грузинская ночь», о которой друзья Грибоедова ничего не знали в предшествующее время и узнали лишь тогда, когда он приехал из Ирана с Туркманчайским миром, очевидно, задумана и писалась Грибоедовым в какое-то время между возвращением в Грузию после своей реабилитации по делу декабристов (3 сентября 1826 г.) и до февраля 1828 г., когда он выехал из Туркманчая в Петербург

605

612

с текстом мирного договора. Она, очевидно, и в Петербурге и по пути из Петербурга на Восток еще жила в творческом сознании писателя, ибо на убеждения Бегичева прочесть ему всю трагедию Грибоедов никак не согласился: «Я теперь еще к ней страстен, — говорил он, — и дал себе слово не читать ее пять лет, а тогда, сделавшись равнодушнее, прочту как чужое сочинение, и если буду доволен, то отдам в печать». Судя по данным, приведенным у Бегичева, Грибоедов в основном трагедию закончил, так как просьбу друга прочесть ее ему всю он отвел не тем соображением, что она еще не закончена, а словами: «Я теперь еще к ней страстен». У Булгарина же осталось впечатление, что трагедия вполне закончена не была, но передача им ее сюжета в очень подробной форме говорит, во всяком случае, о большой работе, уже проделанной над нею Грибоедовым. Очевидно, трагедия взяла у Грибоедова немало времени. Трудно поэтому предположить, чтобы Грибоедов одновременно работал над какими-нибудь другими крупными замыслами.

Идейное содержание «Грузинской ночи» разобрано ранее в главе X. Идейная позиция противника крепостного права в трагедии «Грузинская ночь» выявлена с огромной силой. В этом отношении «Грузинская ночь» ни в малейшей мере не противоречит идеям «Горя от ума»: и после разгрома восстания Грибоедов остается ненавистником крепостного права и его глубоким идейным противником. Более того, в «Грузинской ночи» мысль автора сосредоточилась на самой проблеме крепостного права более, нежели в «Горе от ума». В «Горе от ума» молодой новатор противостоит старому миру, весь идейный комплекс его мировоззрения мотивирует его позицию, и в основе композиции пьесы — столкновение двух лагерей. В «Грузинской ночи» проблема крепостнического обладания человека человеком особо выделена, философски трактована и положена в основу композиции.

Однако нет сомнений, что грибоедовская разработка этой декабристской идеи времени — борьбы с крепостным правом — вступила в авторском сознании в новый фазис развития после разгрома восстания.

Характерно, что острое столкновение человеческого права и лютой господской власти над человеком (кормилица говорит: «Ругаться старостью — то в лютых ваших нравах») не ведет к торжеству правды. Вмешивается сила, очень похожая на Рок древних трагедий: мать вступает

606

613

в союз со злыми духами для пагубы своему господину; пуля, направленная князем в сердце возлюбленного его дочери, попадает в дочь, пуля кормилицы пронзает сердце ее сына. Исход, как то и должно быть в трагедии, далек от оптимистического разрешения конфликта, — справедливость не побеждает, результат трагичен и мрачен. В «Горе от ума» справедливость хотя формально и не побеждает, но общее художественное впечатление о судьбе героя все же оставалось оптимистическим. Конфликт человеческого права с крепостнической господской властью еще глубже понимается автором, и все его существо на стороне человеческих прав, но путей преодоления зла он в данном произведении не находит и рисует безысходность горя и гибель человека.

«Грузинская ночь» — не единственный творческий документ идейной жизни Грибоедова после разгрома восстания. К тому же документальному кругу надо, на мой взгляд, отнести замысел «Радамиста и Зенобии». Уясним сначала вопрос о времени возникновения этого грибоедовского текста698.

В литературе отсутствуют попытки точно датировать работу Грибоедова над этим замыслом. Ясно лишь, что дошедшие до нас в «Черновой тетради» наброски плана записаны не позже июня 1828 г., когда Грибоедов забыл их у Бегичева проездом на Восток. Пока не обнаружится каких-либо новых данных, бесспорная датировка грибоедовской записи затруднительна; однако все же имеются данные для построения обоснованной рабочей гипотезы, ведущей к более точной дате. Сюжет пьесы восходит к первоисточнику — к «Анналам» Тацита, относится к древней истории Грузии и Армении первого века нашей эры и к их взаимоотношениям с Римской империей. Обратим внимание на сложность сюжета и чрезвычайную запутанность интриги. В коротком и неполном наброске только двух первых актов мы встречаем более четырнадцати действующих лиц (владетель Радамист, его оруженосец Семпад, посланец от восточных римских легионов Касперий, вельможи Ярванд, Мирван, Бакрат, Аспрух, Армасил, Арфаксат, Ашод; жена Радамиста Зенобия и ее прислужница Перизада, евнух, юродивый, «несколько охотников», «прочие прислужницы»). Действующие лица, даже судя по наброскам первых двух актов, делятся на разнообразные группы, — группа царя, группа Рима, группа вельмож-заговорщиков, женская группа.

607

614

Сложный восточный сюжет требовал погружения в специфику быта Древнего Рима и зависимых от него стран, в особенности древней Армении и Грузии; для него, иесомненно, были необходимы многочисленные справки по истории Востока и Древнего Рима. Из всего сказанного следует, что разработка такой сложной трагедии не могла быть мимолетной и легкой, а потребовала какого-то существенного периода времени и авторской сосредоточенности. Едва ли поэтому она совмещалась с работой над другими сложными сюжетами; очевидно, скорее, она располагалась в последовательном ряду с другими замыслами, нежели синхронно совмещалась с ними.

Исходя из этого будем искать период работы над «Радамистом и Зенобией». Очевидно, пьеса не стоит последней во всем ряду грибоедовских замыслов до июня 1828 г., когда он забыл у Бегичева материалы своей «Черновой тетради». Это последнее место, по свидетельству и Бегичева и Булгарина, прочно занимает «Грузинская ночь». В Петербурге в 1828 г. (март — начало июня), приехав с Туркманчайским трактатом, Грибоедов читал литераторам отрывки из «Грузинской ночи», был ею взволнован. Увидевшись с Бегичевым в июне 1828 г., он также читал ему отрывки «Грузинской ночи» и признавался, что он к ней еще «страстен», иначе говоря, творческий процесс еще не был вполне закончен. Таким образом, какой-то довольно значительный период до июня 1828 г. надо выделить для работы над «Грузинской ночью»; срок около года не может быть признан для этого чрезмерным, так как Грибоедов работал в общем медленно. Получив таким образом terminus ante quem, будем искать terminus post quem. Период до пребывания Грибоедова на Востоке, то есть до 1818 г., очевидно, тоже придется исключить — настолько явно в выполнении сюжета давнее знакомство с Востоком и учет личных впечатлений от него, полученных, в частности, от восприятий непосредственно зрительного характера («по-восточному прямолинейная аллея чинаров, миндальных деревьев, которые все примыкают к большой пурпурной ставке...»). Период работы над «Горем от ума» также необходимо вычесть и в силу принятой ранее предпосылки, и дополнительно — в силу резкой разницы эпох: едва ли автор мог жить творческим воображением сразу и в современной ему Москве, и в древних Грузии и Армении. Таким образом, возможные границы поисков дополнительно сузятся,

608

615

и период 1818—1824 (по крайней мере) также отпадет. Выше были изложены соображения о том, что 1824—1825 годы являются наиболее вероятным периодом работы над пьесой «1812 год», следовательно, эти годы также вычитаются.

Таким образом, искомый период еще более суживается и находится где-то между осенью 1825 г. и летом 1827 г. Он имеет в данный момент протяженность менее двух лет. Однако и из этого короткого периода нужно, вероятно, вычесть время междуцарствия, восстания, последующего ареста Грибоедова и пребывания его на гауптвахте главного штаба: едва ли эти месяцы могли быть периодом работы над сложным и большим замыслом, требовавшим справок в исторической литературе. Таким образом, из периода между осенью 1825 г. и летом 1827 г. вычитается время во всяком случае с декабря 1825 г. примерно по 2 июня 1826 г. — по день освобождения из-под ареста. В остатке предположительно получаются, таким образом, два отрезка времени: 1) осень 1825 г. (скажем, по ноябрь 1825 г., поскольку далее уже начинается исключенный нами период междуцарствия, восстания, ареста и следствия); 2) время с лета 1826 г. по лето 1827 г. Задача датировки сюжета близится, таким образом, к своему предположительному решению. Из двух указанных отрезков времени правдоподобнее остановиться на втором в силу следующих соображений, вплотную подводящих нас к вопросу о влиянии впечатлений от декабристского заговора на состав разбираемого художественного замысла.

Время пребывания Грибоедова под следствием и время непосредственно после освобождения, несомненно, было для него периодом величайшей сосредоточенности на истории заговора, его ходе, восстании и последующих событиях. Если во время следствия он, естественно, был более всего сосредоточен на личной теме и ходе собственного допроса, то после заговора, оказавшись с сентября опять на Востоке, он, без сомнения, тысячи раз вновь невольно пробегает мысленно всю историю заговора, весь его «сюжет» в целом, определяет место в нем своих друзей, участь которых была столь печальна. Несомненно, Грибоедов думает о междуцарствии, цареубийстве, о вопросе отношения к царю, думает о царе — следователе и допросчике, о подготовке и силах восстания, размышляет над ролью народа и, конечно, над ролью в заговоре

609

616

Ермолова. Вчитываясь в набросок плана «Радамиста и Зенобии», мы отчетливо улавливаем осколки аналогичной тематики, облеченные в историческую одежду Древнего Рима и древних Грузии и Армении. Основа сюжета — заговор знати против царя. Царь еще до заговора «едва тверд на собственном престоле». Остро формулировано взаимоотношение между заговорщиками и народом: «Вообще надобно заметить, что народ не имеет участия в их деле, — он будто не существует». Важно, что противопоставление народного движения аристократическому заговору непосредственно перекликается с противопоставлением русской аристократии народу в «Загородной поездке», написанной вскоре после выхода из тюрьмы. Это один и тот же круг мыслей, и обстоятельство это также надо принять во внимание среди других соображений, относящихся к датировке работы над новой трагедией. Через заговор ярко проведен мотив цареубийства: откровенность Армасила «невольно исторгает у каждого одно желание: смерть утеснителя». Продумывается вопрос о силах заговора: «не во множестве сила, когда дело правое, но в испытанном, надежном, несомненном мужестве участников»; эта формула — одно из глубоких раздумий современника над только что развернувшимися событиями. Знакомые мотивы вспоминаются нам и в связи с некоторыми деталями пьесы. «Жалобы [армян], что все главнейшие места воинские и все поборы поручены грузинам, иноземцам». Царь обезоруживает заговорщика, ранит его; царь ведет сам хитрый допрос: «притворное соучастие, выманивает у него тайну, потом свирепствует». Тема «преданности» царю тревожила автора; был выведен вельможа Арфаксат — «первый по Радамисте»: «он кичится тем, что знает только царево слово, которое ему вместо совести и славы». Обращает на себя внимание фигура цареубийцы Ашода, желающего умертвить царя не во имя общего дела, а из соображений личной мести. Армасил говорит о нем: «Он вскормлен в царедворцах, вчера еще дышал милостью царевой, ныне мгновенно возбужден против него одним внезапным случаем, но кто поручится: завтра не обратится ли опять слабодушием в ревностного ласкателя».

Не нужно обладать особой проницательностью, чтобы увидеть во всех этих древнеармянских и древнеримских темах отражение работы сознания над вопросами о декабристах.

610

617

Грибоедов был страшно подавлен разгромом восстания и приговором по делу декабристов. Он внутренне метался, ища выхода. Он с горькой иронией обещает в письме к Бегичеву больше «не умничать», он советует ему перечесть Плутарха и быть довольным «тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятся» (письмо от 9 декабря 1826 г.). Очень возможно, что и сам он перечитывает и Плутарха и Тацита, кстати, всегда лежавших на столе у Ермолова. Тут стоит напомнить, что Тацит вообще бывал в роли вдохновителя декабристов в их свободолюбивых идеях. Так, декабрист Бриген пишет: «Свободный образ мыслей заимствовал я от чтения книг, в особенности летописей Тацита, которого я, выучившись латынскому языку, с большою жадностью несколько раз читал в оригинале». Грибоедов с виду уходит от настоящей действительности в историю (последний из разработанных им замыслов, «Грузинская ночь», также уводил его в грузинскую древность). Но действительность врывалась через подсознание в исторический сюжет и возрождалась в нем вновь и вновь, облаченная в древние одежды, а может быть, просто прикрывалась ими?

Добавим к этому некоторые осторожные сближения с текстами из писем, относящихся примерно к предполагаемому периоду. «Беспокойство души, алчущей великих дел», в плане трагедии сближается со словами письма от 16 апреля 1827 г.: «Я рожден для другого поприща». «Бояться людей значит баловать их», — пишет Грибоедов Булгарину из-под ареста. Это перекликается со словами: «Радамист презирает слишком людей, чтобы от них бояться чего-нибудь важного». Наконец, сблизим некоторые места плана «Радамиста и Зенобии» с ермоловской темой в переписке Грибоедова: «Но старик наш человек прошедшего века», — пишет Грибоедов о Ермолове (19 декабря 1826 г.). «Иного века гражданин», — читаем мы в плане характеристику Касперия. С этой же точки зрения интересна и вся характеристика в целом. «К чему такой человек, как Касперий, в самовластной империи, — опасен правительству и сам себе бремя, ибо иного века гражданин»699.

Исследование идейной стороны этого наброска ясно говорит о том, что Грибоедова после восстания декабристов глубоко тревожил основной вопрос — причина их неудачи: он, несомненно, противопоставлял заговор


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.