508
декабристская критика справедливо отмечала высокие качества языка. Подчеркивались «невиданные доселе беглость и природа разговорного русского языка в стихах» (А. Бестужев). Грибоедов «соблюл в стихах всю живость языка разговорного» (Сомов). В полном соответствии с этим В. Кюхельбекер позже разбирал язык «Горя от ума» в своем сибирском дневнике, и этот разбор остается и поныне одним из самых тонких и вдумчивых разборов языка прославленной комедии. «Другой упрек касается неправильностей, небрежностей слога Грибоедова, и он столь же мало основателен, — писал В. Кюхельбекер. — Ни слова уже о том, что не гг. Писаревым, Дмитриевым и подобным молодцам было говорить о неправильностях, потому что у них едва ли где найдется и 20 стихов сряду без самых грубых ошибок грамматических, логических, ритмических, словом, каких угодно. Но что такое неправильности слога Грибоедова (кроме некоторых и то очень редких исключений)? С одной стороны, опущения союзов, сокращения, подразумевания, с другой — плеоназмы, словом, именно то, чем разговорный язык отличается от книжного... Какому-то философу, давнему переселенцу, но все же не афинянину, сказала афинская торговка: „Вы иностранцы“. — „А почему?“ — „Вы говорите слишком правильно; у вас нет тех мнимых неправильностей, тех оборотов и выражений, без которых живой разговорный язык не может обойтись, но о которых молчат ваши грамматики и риторики“»597.
Высоко оценила декабристская критика и самое стихосложение «Горя от ума». «Что касается до стихосложения, то оно таково, какого должно желать в русской комедии и какого мы доныне не имели» (Сомов ). В полном соответствии с декабристской оценкой стояла оценка языка комедии Пушкиным: «О стихах я не говорю: половина должны войти в пословицу». Когда, развивая эту же пушкинскую мысль, В. Ф. Одоевский в своей статье писал, что слыхал «целые разговоры, взятые из „Горя от ума“», Пиллад Белугин издевательски требовал представить узаконенное число свидетелей, объявлял говорящих глупцами, которые сами не в состоянии связать двух мыслей, раз заимствуют целые разговоры, и отпускал пошлости, спрашивая, были ли эти говорящие трезвы, а то пьяный кого хочешь может процитировать... Так яростно, прибегая к оружию клеветы и пошлости, напала критика на