Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 41 страница 50 из 729

41

44

Концепция вопроса о Грибоедове и декабристах у А. В. Луначарского отличается от концепции Когана. Луначарский говорит о внутреннем сочувствии Грибоедова декабристам, но говорит крайне нерешительно и противоречиво. Он как будто еще не решил вопроса для себя самого, ему жалко жертвовать историческим содержанием проблемы. Но в то же время он не хотел бы и отстать от науки своего времени и получить упрек в поклонении старым богам. Вульгарный социологизм нередко бывал душевной драмой исследователей.

Чувствуется, как Луначарский то приближается к принятию чуждой и любопытной для него мысли, развивает ее, доводя до предела возможного, то вдруг опять начинает отталкиваться от нее и приближаться к исторической оценке явления. «Мы можем, однако, с уверенностью сказать, что если он никогда прямо не примыкал к декабристам и даже относился с иронией к их толкам и заговорам, не ожидая от них ничего хорошего (?), то все же связь и симпатия между ним и декабристами... несомненно существовали. Грибоедов не напрасно был арестован и привезен в Петербург по делу декабристов... Ему удалось отвертеться от всякой ответственности. Однако в полной мере остается впечатление пренебрежительного негодования против власти и глубокого внутреннего сочувствия к жертвам неудачного восстания». Можно кратко сказать, что Луначарский был в процессе выработки концепции, но к определенному решению не пришел47.

Таким образом, вульгарно-социологическая концепция взаимоотношений Грибоедова и декабристов возникла в начале 10-х годов XX в. и окончательно оформилась и закрепилась к концу 1920-х гг. Она была насквозь эклектична: положение о Чацком — барине и дворянине заимствовали у Достоевского, упрек Чацкому в «дэндизме» — из нововременского фельетона 1890-х гг. Андреевского, разбор программы Чацкого был построен на нарочито обуженном тексте Гончарова, Молчалина определили как разночинца, обижаемого барином Чацким — по В. Розанову, «лишнего человека» взяли от Герцена, не раскрыв герценовского понятия, а представление о декабристах на первом этапе заимствовали было от А. Н. Пыпина, а затем легко заменили пониманием М. Н. Покровского и даже М. С. Ольминского.

42

45

10

Своеобразным оказалось положение вопроса о Грибоедове и декабристах в обширной работе Н. К. Пиксанова «Творческая история „Горя от ума“» (1928). Вся история этого вопроса в книге есть история исключения, элиминирования декабристов из творческой истории великой комедии.

Раскрывая содержание понятия творческой истории, Н. К. Пиксанов подчеркивал именно его историзм. Понять произведение можно только исторически, — такова правильная исходная позиция исследователя. В понятие творческой истории входит изучение «стиля, образов, композиции, лиризма, идейности» (с. 59). Однако в силу ряда особенностей творческой истории «Горя от ума» «вопрос о влияниях общественных должен остаться вне монографии о творческой истории комедии» (с. 69). Исключение столь важного вопроса находится в противоречии с исходным положением и крайне тревожит самого автора; он многократно возвращается к нему, повторяя тезис об исключении: «В строгих рамках творческой истории нам не придется изучать состав общественно-политической идейности „Горя от ума“ во всей полноте — в соотношениях с общим миросозерцанием самого Грибоедова, с движением политических идей и настроений эпохи, с развитием социально-политических мотивов в русской литературе того времени» (с. 297). «Из исследования были исключены и влияния общественных движений на „Горе от ума“ (с. 335)... «из исследования отведены литературные влияния, общественные влияния, бытовые прототипы. Творческая история „Горя от ума“ сосредоточилась на имманентном анализе внутренних художественных процессов» (с. 352).

Каковы же причины столь сурового обращения с темой? Почему из творческой истории самого насыщенного общественными мотивами русского художественного произведения надо изъять именно изучение идейных влияний? Почему из творческой истории произведения, которое исследователь признает бесспорно «декабристским», надо изъять именно вопрос о декабристах?

Согласно изысканиям исследователя, «Горе от ума» Грибоедов начал писать в 1820 г. на Востоке и совершенно закончил работу над комедией осенью 1824 г. Из текста всех работ Н. К. Пиксанова отчетливо видно, к каким

43

46

именно хронологическим датам он приурочивает общение Грибоедова с декабристами до момента окончания пьесы. Важнейшими периодами являются, в сущности, два (не говоря о годах пребывания на Востоке): 1) жизнь в Петербурге в 1815—1818 гг. (по август), 2) 1823—1825 гг.: зимний сезон 1823/24 г. Грибоедов проводит в Москве, а в 1824—1825 гг. живет в Петербурге. Предположим, что Н. К. Пиксанов прав, что второй период не внес принципиальных изменений в идейный состав комедии: изучение рукописей показывает, что этот состав установился ранее московских и петербургских встреч 1823—1825 гг. Таким образом, из его положений может следовать только одно: центр тяжести должен быть перенесен на изучение первого петербургского периода 1815—1818 гг., который хронологически предшествует работе Грибоедова над идейным составом комедии. Очевидно, интересующие нас идейные воздействия декабристов на творца «Горя от ума» могли иметь место только тогда. Но — непостижимым образом — Н. К. Пиксанов вдруг приходит к совершенно другому выводу: вопрос об идейных воздействиях декабристов на Грибоедова... надо вообще изъять из творческой истории «Горя от ума». Почему? Потому что в 1823—1825 гг., когда Грибоедов общался с декабристами, идейный состав комедии уже сформировался. Хорошо, — но ведь писатель общался с декабристами и раньше, в эпоху образования первых тайных обществ. Почему же исключать этот более ранний период?

Потому, отвечает неумолимая доктрина «творческой истории», что творческая история произведения «начинается, когда возникает первый его замысел, и кончается, когда поэт наложил последний штрих на его текст» (с. 64). Поскольку Грибоедов не испытывал в этот период, то есть в промежуток между 1820—1824 гг., таких воздействий, которые заставили бы его что-либо изменить в тексте по линии идейного состава, декабристы исключены из круга влияний. Но далее та же доктрина допускает введение подобных, более ранних идейных влияний хотя бы в предысторию творчества: все то, что «дано в сознании поэта до зарождения первого замысла: завоевания стиля, литературная школа, общественное миросозерцание — все это может быть только введением в творческую историю, праисторией шедевра» (с. 65). Но даже в порядке «праистории шедевра» первый петербургский период

44

47

общения с декабристами в работу почему-то не включен.

С логической точки зрения положение настолько своеобразно, что можно говорить лишь о какой-то загадочной логической аберрации, которая легла в основу существеннейшего исследовательского действия — исключения общественных воздействий из творческой истории самой общественной пьесы. Эта аберрация была бы понятна лишь в том случае, если бы автор не знал или забыл о существовании первого петербургского периода общения с декабристами. Но автор прекрасно знает о нем и даже к концу своего обширного труда роняет указание на то, что Грибоедов «некогда в Петербурге, в 1815—1818 годах» «испытывал сильные возбуждения политической мысли и настроений» (с. 313). Тем лучше, — следовательно, нет никаких оснований исключать из предпосылок творчества именно этот период. Однако он исключен!48

В результате изложенного необходимо полностью отвергнуть и конечный вывод Н. К. Пиксанова: «Я констатировал в творческой истории „Горя от ума“ своеобразный случай, когда художественное произведение, тесно связанное с общественностью эпохи, созревало независимо от непосредственных возбуждений политического движения» (с. 335). Это положение несостоятельно, что будет подробно доказано ниже.

В последующие годы Н. К. Пиксанов отказался от неправильной концепции и перешел на новые позиции в оценке и в понимании великой комедии, о чем говорит его заметка «Великий драматург-реалист», помещенная в газете «Известия» в связи с 110-летием со дня смерти Грибоедова; она содержит ряд новых положений, в частности, дает интересные сопоставления Грибоедова с Радищевым. Эта частная, хотя и важная тема подробнее раскрыта в другой опубликованной Н. К. Пиксановым работе «Радищев и Грибоедов» (Сб. «Радищев», Л., 1950). Однако исследовательских работ Н. К. Пиксанова о Грибоедове, где излагалась бы с новых позиций общая концепция автора, доселе не появлялось.

Длительный период жизни темы вне научного исследования и реакционные воздействия стояли в связи с интересным процессом — застыванием, окостенением общепринятого биографического трафарета. Установился известный канон биографии писателя. Для первой половины биографии он примерно таков: детство, гувернеры,

45

48

университетское учение, влияние профессоров (Буле и др.) при полном отсутствии студенческой среды; крайне скупой и беглый рассказ о военных годах, упоминание о двух гусарских шалостях (въезд на бал верхом на лошади и исполнение «камаринской» в костеле), дружба с Бегичевым, отставка; первый петербургский период, изображаемый преимущественно как «прожигание жизни»; балерина Истомина, дуэль Завадовского и Шереметева, отъезд на Восток, создание «Горя от ума» (первые два акта). Об общественной среде — ничего. Возвращение в Москву, пребывание в деревне Бегичева, Петербург, окончание комедии. Связи с декабристами «забыты» или вырваны из хронологического контекста. В этом трафарете все отделы скомпонованы так, что идейность «Горя от ума» не имеет никаких корней в действительности, — она рождается вдруг, сама собой, вне каких-либо воздействий бытия на сознание. Этот трафарет биографии не может быть принят исследователем. Как ни скудны источники и как ни трудно исследование, надо поставить вопрос об исторических истоках идейности «Горя от ума» в биографии его творца.

Опубликованная в 1939 г. статья Вл. Орлова «Заметки о творчестве Грибоедова», появившаяся в журнале «Литературная учеба», а позже перепечатанная в качестве предисловия к однотомному изданию А. С. Грибоедова (1940), может рассматриваться как поворотный момент в изучении Грибоедова. Автор стоит на правильных марксистско-ленинских позициях и возвращает анализу «Горя от ума» утраченную ранее подлинную историчность. Уделено значительное внимание и теме «Грибоедов и декабристы». Конечно, в небольшой статье автор не преследует цели развернуть специальное исследование вопроса, но и краткий его разбор показывает, что В. Н. Орлов кладет в основу изучения этой темы ленинское понимание декабристов как дворянских революционеров и придерживается мысли о тесной связи писателя с декабристами49.

В том же году А. Г. Цейтлин в своем учебнике для вузов «Русская литература первой половины XIX века» решительно выступил против вульгарно-социологического тезиса Н. К. Пиксанова о Чацком как стороннике крепостного права и противнике лишь его «злоупотреблений». «Утверждение это совершенно неверно, — справедливо писал А. Г. Цейтлин, — Грибоедов критиковал не

46

49

„злоупотребления“ крепостников, а неотъемлемые черты рабовладельческого строя»50.

Юбилей Грибоедова в 1945 г. прошел под знаком решительного поворота и преодоления ложных концепций. Многочисленные статьи о Грибоедове в газетах и журналах правильно осветили творчество Грибоедова и воссоздали облик великого писателя. В юбилейных статьях постоянно указывалось на связь Грибоедова и декабристов (статьи Вл. Орлова, А. Ревякина, Л. Тимофеева, С. Дурылина, С. Костицына, Г. Бояджиева и др.)51. Вл. Орлов в статье «Светоч русской культуры» выдвинул предположение, что Грибоедов был членом одной из ранних декабристских организаций, вероятно — Союза Благоденствия52.

В 1953 г. вышел однотомник Сочинений А. С. Грибоедова с предисловием и комментарием Вл. Орлова (второе издание в 1954 г.), в которых развиваются идеи глубокой связи автора «Горя от ума» с движением декабристов. Двумя изданиями (1952, 1954) вышла и его книга «Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова», где также уделено много внимания этой теме.

Выдающейся работой следует признать доклад Леонида Леонова на юбилейном заседании в Большом театре. Автор проникновенно воссоздает отношения писателя и декабристов. Общению Грибоедова с революционерами своего времени Л. Леонов придает огромное значение: «Не пять, а шесть царских петель сомкнулись на рассвете 13 июля 1826 года, и в шестой удавили грибоедовскую музу!» — писал Л. Леонов в статье «Факел гения»53.

Первое издание настоящей книги вышло в 1947 г., и, естественно, я ждала отклика Н. К. Пиксанова на критику его концепции. Отклик появился лишь через 22 года — в 1969 г., в послесловии Пиксанова к изданию «Горя от ума» в серии «Литературные памятники». Тут в его статье «Комедия А. С. Грибоедова „Горе от ума“» вопросу о Грибоедове и декабристах посвящено несколько страниц. Трудно назвать эту статью изложением новой концепции, настолько она противоречива. С первого взгляда кажется, что автор серьезно отошел от своего прежнего ошибочного понимания. Теперь он признает «идейное богатство» пьесы, говорит о «политической содержательности» «Горя от ума». Для автора ныне «очевидна тесная связь „Горя от ума“ с декабризмом». Он полагает, что «идейное наполнение комедии Грибоедова вполне соответствует

47

50

политическим заявлениям декабристов в их программах, показаниях на следствии, письмах, воспоминаниях...». «Идеологически и в художественном творчестве Грибоедов шел в первом ряду дворянских революционеров...» «Горе от ума» стало «поэтической декларацией декабризма, его художественным документом». Гуманизм Чацкого — «декабристский»... Однако и моя книга, и работы В. Н. Орлова сближают Грибоедова и декабристов «теснее, чем следует» (с. 299). А главное, что это за туманное понятие: «декабристы»? Ведь давно-де установлена наукой их внутренняя «разнородность воззрений и действий» — от группы «аристократической, мечтавшей о российской палате лордов и до демократической, революционной. Между декабристами бытовала разноголосица в вопросе формы государственного правления; были конституционалисты, были республиканцы...» Остается только удивиться, как же сам-то Пиксанов в первой половине статьи многократно пользуется без всяких оговорок таким смутным и абстрактным термином как «декабристы», «декабристский» и для определения «идейного наполнения комедии» и «гуманизма» Чацкого, да и «Горе от ума» называет «поэтической декларацией декабризма»? Сам-то он как понимает термин? Ответа на этот вопрос нет. Противоречие разительное.

В историографии декабризма был период, когда существовало признание его механическим конгломератом самых разнообразных течений и политических идеологий, — в силу чего, например, Северное общество считалось не имеющим отношения к революции, и 14 декабря — стоячей демонстрацией, не содержащей ничего революционного. Лишь частично Южное общество, лично Пестель и Общество Соединенных славян признавались причастными к революционному движению. Но сам М. Н. Покровский — автор этой теории — позже отказался от нее. Стоит ли ее воскрешать? Несмотря на большое многообразие и внутренние противоречия декабризма, он — с самого момента своего возникновения (1816 г.) и до конца — крепко сплочен в большое общее движение своей борьбой против крепостного права и самодержавия. Внутренняя тяга к единству характерна и для страстных споров в разные периоды, и для всего потока взаимодействий его внутренних течений. Именно советская историческая наука разработала ленинское понятие «дворянских революционеров», признавая все внутренние противоречия

48

51

в движении, но не разламывая его на части. На этой стороне вопроса автор настоящей работы неоднократно останавливается в дальнейшем изложении в той мере, в какой необходимо для избранной темы. Впрочем, автор вправе полагать вместе с тем, что общая литература о декабристах известна читателю54.

Темой, нас интересующей, гораздо чаще занимались публицисты, критики и литературоведы, чем историки. Между тем историческая сущность темы вне сомнений.

Но раньше, нежели приступить к изучению темы, надо остановиться на характеристике первоисточников.

49

52

Глава II

ИСТОЧНИКИ

1

Источники, на изучении которых строится исследование темы о Грибоедове и декабристах, можно распределить по следующим рубрикам: 1) документы следствия по делу декабристов; 2) эпистолярный материал; 3) мемуары и дневники; 4) тексты произведений Грибоедова.

Первый круг документов сосредоточен в фонде 48 Центрального государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР) в Москве, где собран весь основной массив следственного и судебного делопроизводства по процессу декабристов. К нему примыкает ряд дел, хранящихся в разных фондах Центрального государственного военно-исторического архива (ЦГВИА), а также отдельные дела других архивов и фондов, указываемых в своем месте. В центре этого документального круга стоит, разумеется, дело о самом Александре Сергеевиче Грибоедове (ЦГАОР, фонд 48, дело № 174). Вслед за этим необходимо упомянуть хранящиеся в том же фонде следственные дела декабристов, содержащие те или иные показания о Грибоедове, а именно следственные дела С. П. Трубецкого (дело № 333), К. Ф. Рылеева (дело № 334), Е. П. Оболенского (дело № 335), Д. И. Завалишина (дело № 358), Сергея Муравьева-Апостола (дело № 395), М. П. Бестужева-Рюмина (дело № 396), Артамона Муравьева (дело № 403), фон дер Бригена (дело № 372), Н. Н. Оржицкого (дело № 382), В. И. Штейнгеля (дело № 360). Дела декабристов А. И. Одоевского, А. А. Бестужева, П. И. Пестеля, С. Г. Волконского, А. П. Барятинского, В. Л. Давыдова не содержат упоминаний о Грибоедове, однако перечисленные декабристы

50

53

дали свои письменные показания о нем, — они включены в дело самого Грибоедова.

Если подразумевать под выражением «грибоедовский документ» документ, имеющий прямое и непосредственное отношение к Грибоедову и содержащий упоминание его имени, то грибоедовские документы содержатся, кроме перечисленных выше дел, также в ряде не именных — общего характера — дел следственного фонда. На первом месте среди таких дел надо поставить так называемые «Журналы» (то есть протоколы) Следственного комитета (дело № 26), где неоднократно упоминается о допросах Грибоедова, приводятся резолюции по его делу, где зафиксирован общий ход и направление следствия о Грибоедове, — без этих грибоедовских документов нельзя было бы проследить за общим движением его дела; укажем далее на «Всеподданнейшие отчеты» (дело № 25), содержащие ряд упоминаний о Грибоедове55, и на особо ценное «Дело по отношению Г. Начальника Главного Штаба его величества с докладными записками и воспоследовавшими по оным высочайшими резолюциями о князе Голицыне, л.-гв. конного полка поручике, Плещееве 2-м — того же полка корнете, Врангеле — артиллерийском поручике, Муравьеве (Михайле) — отставном [под]полковнике, Грибоедове — коллежском асессоре, Семенове — надворном советнике» (дело № 37). В этом деле содержатся восемь грибоедовских документов, связанных с его освобождением из-под ареста и общим решением по его делу. Ценный грибоедовский документ содержит «Дело о существовании (мнимого) тайного общества в Отдельном кавказском корпусе» (дело № 6), где князь С. Трубецкой повторяет свое показание о том, что Грибоедов принят в члены тайного общества. Любопытный грибоедовский документ содержит «Дело об отобранных сведениях об арестованных лицах, не имеет ли кто из них в судебных местах тяжебных дел» (дело № 303), где Грибоедов дал собственноручное показание о том, что недвижимым имуществом не владеет. Грибоедов упомянут и в «Деле по приходу и расходу сумм с книгами» (дело № 289), а также в деле «О освобождении по высочайшему повелению некоторых лиц из-под ареста с выдачею аттестатов» (дело № 32). Содержит текст о Грибоедове и дело № 332-а — общеизвестный «Алфавит декабристов» (полное название: «Алфавит членам бывших злоумышленных тайных обществ и лицам, прикосновенным к делу,


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.