44
Концепция вопроса о Грибоедове и декабристах у А. В. Луначарского отличается от концепции Когана. Луначарский говорит о внутреннем сочувствии Грибоедова декабристам, но говорит крайне нерешительно и противоречиво. Он как будто еще не решил вопроса для себя самого, ему жалко жертвовать историческим содержанием проблемы. Но в то же время он не хотел бы и отстать от науки своего времени и получить упрек в поклонении старым богам. Вульгарный социологизм нередко бывал душевной драмой исследователей.
Чувствуется, как Луначарский то приближается к принятию чуждой и любопытной для него мысли, развивает ее, доводя до предела возможного, то вдруг опять начинает отталкиваться от нее и приближаться к исторической оценке явления. «Мы можем, однако, с уверенностью сказать, что если он никогда прямо не примыкал к декабристам и даже относился с иронией к их толкам и заговорам, не ожидая от них ничего хорошего (?), то все же связь и симпатия между ним и декабристами... несомненно существовали. Грибоедов не напрасно был арестован и привезен в Петербург по делу декабристов... Ему удалось отвертеться от всякой ответственности. Однако в полной мере остается впечатление пренебрежительного негодования против власти и глубокого внутреннего сочувствия к жертвам неудачного восстания». Можно кратко сказать, что Луначарский был в процессе выработки концепции, но к определенному решению не пришел47.
Таким образом, вульгарно-социологическая концепция взаимоотношений Грибоедова и декабристов возникла в начале 10-х годов XX в. и окончательно оформилась и закрепилась к концу 1920-х гг. Она была насквозь эклектична: положение о Чацком — барине и дворянине заимствовали у Достоевского, упрек Чацкому в «дэндизме» — из нововременского фельетона 1890-х гг. Андреевского, разбор программы Чацкого был построен на нарочито обуженном тексте Гончарова, Молчалина определили как разночинца, обижаемого барином Чацким — по В. Розанову, «лишнего человека» взяли от Герцена, не раскрыв герценовского понятия, а представление о декабристах на первом этапе заимствовали было от А. Н. Пыпина, а затем легко заменили пониманием М. Н. Покровского и даже М. С. Ольминского.