488
приводила в восторг таких горячих энтузиастов, какими были мы и другие, безотчетно следовавшие за потоком. В это же время появилась комедия „Горе от ума“ и ходила по рукам в рукописи; наизусть уже повторялись его едкие насмешки; слова Чацкого „все распроданы поодиночке“ приводили в ярость; это закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы считались и были в действительности бесчеловечными. „Полярная звезда“, поэмы Рылеева „Войнаровский“ и „Наливайко“, Пушкина „Ода на свободу“ были знакомы каждому и сообщались и повторялись во всех дружеских и единомысленных кружках»582.
Текст Беляева можно было бы и продолжить, однако и приведенная его часть показывает с большой убедительностью, что декабристы воспринимали «Горе от ума» как элемент общего революционного возбуждения своего времени, которым оно и было в действительности. Думается, что эта общеизвестная цитата гораздо больше говорит в своем контексте, нежели взятая разъединенно от него, — истинное ее значение понятно лишь в первом случае.
Вероятно, из рылеевского гнезда вылетела и та копия «Горя от ума», которую И. И. Пущин повез в подарок ссыльному Пушкину. Друг Рылеева И. И. Пущин, принявший его в тайное общество, сблизился с ним еще в 1823 г. Во время пребывания Грибоедова в Петербурге Пущин жил в Москве, занимая должность судьи; оба они — Рылеев и Пущин — своим примером стремились показать высокое назначение гражданской службы. На рождество 1824 г. Пущин приехал к отцу в Петербург и повидался со всем близким ему декабристским кругом, дела которого всегда столь сильно его занимали. Он неоднократно виделся с Рылеевым, Бестужевым и очень интересовался грибоедовской комедией, поэтому, как уже указывалось, правдоподобно предположение, что друзья-декабристы познакомили его и с автором комедии, постоянно бывавшим в их кругу. Задумав посетить ссыльного А. С. Пушкина, Пущин запасся в Петербурге рукописью «Горя от ума», чтобы повезти ее другу в подарок, — вероятно, он добыл эту рукопись в том же рылеевском декабристском кругу, где к рождеству 1824 г. должно уже было обращаться немало верных копий. Поездка декабриста в Михайловское и свиданье его с Пушкиным, рассказанные в