478
политической и общественной тематики, которая ежедневно возникала в разговорах окружавших его декабристов?
Даже осторожнейший и ничего не выдавший Грибоедов сам показывает на следствии, что «в разговорах их видел часто смелые суждения насчет правительства, в коих сам я брал участие». А. Бестужев показывает, как известно: «С Грибоедовым, как с человеком свободомыслящим, я нередко мечтал о желании преобразования России». Эти два неоднократно цитированные свидетельства нужно вспомнить сейчас еще раз после всего рассказанного о жизни Северного общества и рылеевской группы зимою 1824—1825 и весною 1825 г. Положенные на фон рассказанного, они получают новое звучание; сквозь них как бы просвечивает конкретная тематика, волновавшая членов тайного общества в их последнюю зиму и последнюю весну перед восстанием. Еще след, на который указывалось ранее: Грибоедов знал о замысле военного переворота, не соглашался с тактикой военной революции, спорил против нее — это засвидетельствовано его собственными словами о ста прапорщиках, которые хотят перевернуть весь государственный быт России. С Грибоедовым Рылеев говорил на самую конспиративную тему — о Ермолове и существовании на Кавказе тайного политического общества. В Северном обществе тема о Ермолове была органической частью вопроса о составе временного правительства, подбор которого, по договоренности с южанами, поручался именно Северной думе. Все свидетельства, нами приведенные, говорят о столь острых политических и одновременно о столь конспиративных темах, что, сопоставив их с прочими темами, занимавшими в 1824—1825 гг. тайное общество, нельзя не прийти к выводу, что и последние могли быть также обсуждаемы с Грибоедовым, раз только что упомянутые были ему известны. Необходимо в силу этого прийти к выводу, что осведомленность Грибоедова в делах тайного общества давала ему основания самым органическим образом участвовать в обсуждении тем, волновавших декабристов.
В дополнение к этому надо напомнить, что в своей среде или среде людей, к которым декабристы питали доверие, они вообще говорили очень открыто. А. И. Кошелев вспоминал об одном вечере, проведенном среди декабристов (им упомянуты имена Рылеева, Оболенского, Пущина), на котором Рылеев читал свои патриотические думы,