436
подробно и прямо: ведь он находился не в конспиративной среде — он писал пьесу и надеялся, что она как-нибудь да протиснется через цензуру. Поэтому, задавая столь «естественный» вопрос, все же необходимо учесть обстановку и спросить себя: где и когда брал на себя Грибоедов обязательство рассказать об этом в пьесе? Нигде и никогда. Позитивное изложение программы и тактики героя само по себе никогда не входило в его задачу: он писал пьесу, художественное произведение, а не проект партийной программы для доклада на собрании единомышленников. Грибоедов чисто художническим способом создал в читателе-зрителе контрастным методом общий, не детализированный образ иных, настоящих, не репетиловских способов борьбы против мира староверов. На этом он опустил занавес, чрезвычайно обогатив образ героя. Читатель волен, разумеется, жадно спрашивать, о каких именно способах идет речь, и принадлежит ли Чацкий к конспиративной организации, и куда именно он поехал, выбежав из фамусовского вестибюля, — это право читателя, но автор не имел никакой возможности ответить на эти вопросы и написать пятое действие пьесы. Можно сказать, что этим пятым действием оказалось восстание на Сенатской площади, — его дописала за Грибоедова история.
Из всего только что изложенного ясны и ответы на вопросы, поставленные в начале главы. Почему в пьесу, которая так тесно связана с идеями тайного общества, автор ввел насмешливое изображение именно члена тайного общества? Потому что это изображение как раз полностью отвечало новому этапу эволюции идей тайного общества и отражало его борьбу с ненадежными и неустойчивыми членами. Почему Грибоедов, друг декабристов, создал насмешливое изображение участника тайной организации? Именно потому, что и на новом этапе развития он остался другом декабристов и примыкал к ним в существе, в основном комплексе дорогих для них идей. Как истолковать факт распространения декабристами такой пьесы, которая будто бы содержала насмешку над ними же? Пьеса Грибоедова не содержала ни малейшей насмешки над декабристами, а отражала созревание их идеологии, в частности, и весь репетиловский эпизод был, с авторской точки зрения, насквозь декабристским; поэтому декабристы и признали пьесу «своей», распространяли ее, как распространяют агитационный документ своей идеологии.