Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 421 страница 430 из 729

421

426

его с первых же слов восклицанием: «Да полно вздор молоть!» Все, о чем он болтает, не имеет корней в нем самом, ни в малейшей степени не является его убеждением. Он — Репетилов, от латинского корня «повторять»: он «Повторяльщиков» чужих мыслей. Новый тип желательного действия — решительного, смелого, самоотверженного — в тайном обществе на новом этапе его развития связан с особо высокими требованиями к убежденности человека. У Репетилова же не может быть и тени этой убежденности. В его «чтении» и ссылке на книги высмеяно пустое заимствование, хвастовство мнимым чтением (а все вранье!). Репетилов кричит Чацкому: «Читал ли ты? есть книга...» Чацкий: «А ты читал? Задача для меня. Ты Репетилов ли?» Эта же мысль еще шире была дана в более ранних вариантах. «Зато спроси, где был? чем нынче занимаюсь?» — вопрошает Репетилов Чацкого. Тот отвечает вопросом: «Неужли книгами?»

Репетилов

Да, накупил сот шесть
Вчера еще, ты можешь их прочесть.
Я сам, что раз прочту, то повторяю с жаром
Сто раз везде и всем, поверь,
Минуты не теряю даром.

Ясно, что шестьсот книг, купленных вчера, не прочтены же сегодня!

Репетилов говорит о «секретнейшем союзе», но сам он воплощенное издевательство над конспиративностью. Чего стоит одно громкое восклицание в фамусовской прихожей: «Пожалоста молчи, я слово дал молчать...» «Секретнейший союз» с тайными собраниями «по четвергам» предан широчайшей гласности. Репетилов готов всякого тащить в этот «секретнейший союз»: Чацкий подвернулся — так Чацкого, Скалозуб — так Скалозуба. В «секретнейшем союзе» идут разговоры о парламенте и его палатах («о камерах»), о коренной судебной реформе — введении бессословного суда, а заодно и о литературе (прямо по «Зеленой книге» — и политика, и организация литературных обществ — все это занятия вроде как в «Зеленой лампе»). Тут и разговоры о «Бейроне», и пение Евдокимом Воркуловым итальянских романсов, водевильчики, слепленные вшестером, а другой шестеркой положенные на музыку. Здесь остроумно высмеян самый круг работ изжившей себя организационной формы — бог знает, чем

422

427

занимаются, глупостями. Ипполит Маркелыч Удушьев — гений, лидер, теоретическая сила: «Ты сочинения его читал ли что-нибудь? Хоть мелочь? Прочти, братец, да он не пишет ничего... В журналах можешь ты, однако, отыскать его отрывок, взгляд и нечто». Именно этот теоретик припасен «секретнейшим союзом» «на черный день»!

Основная деятельность «секретнейшего союза» — шум, крик, дюжина людей кричит за сотню и даже больше («Горячих дюжина голов! Кричим, подумаешь, что сотни голосов», — «Шумим, братец, шумим...»). Для внутренних установок Союза Благоденствия, для определения причин избранной им линии не подобрать формулы ярче, чем слова: «Но государственное дело: оно, вот видишь, не созрело, нельзя же вдруг...» При этом первоначально стояло: «Лахмотьев Алексей чудесно говорит, что за правительство путем бы взяться надо». Позже это было заменено более «приемлемой» для цензуры формулой: «что радикальные потребны тут лекарства».

Тирады Репетилова вызывают резкую реакцию двух действующих лиц комедии — Чацкого и Скалозуба. Первый дает критику деятельности «секретнейшего союза» слева, второй — критику справа. Для Чацкого все, что творит Репетилов и его компания, ничтожно и достойно не только презрения, но и глубокого негодования. Презрение вызывается вовсе не тем, что крикуны тратят время попусту; если бы эта пустая трата была их личным делом, она вызвала бы насмешку, удивление, легкое презрение. Но никто во всей комедии не вызывает у Чацкого столь специфически окрашенного глубокого презрительного негодования, как Репетилов. Происходит это потому, что люди прикрывают свою возню высокой целью, компрометируют и опошляют ее.

Глубокое расхождение между пустым и пошлым содержанием деятельности «секретнейшего союза» и высокими темами, опошление их — вот что взрывает Чацкого. Разве он сам не заинтересован именно вопросами государственной важности, «государственным делом»? Не об этом ли говорили только что все его взволнованные речи? Разве не он сам — объективно — ставил только что проблему «радикальных лекарств», указывая на упадок понимания высоких государственных задач ничтожными «деятелями» его родины («где, укажите мне, отечества отцы?..»)? Не он ли искал выхода? Вот «выход» найден: ничтожная шумиха вокруг великого и серьезного дела,

423

428

крик дюжины голосов, способных сойти за сотню, «взгляд и нечто» вместо реального дела, смесь серьезнейших тем («о камерах, присяжных») с водевильчиками, слепленными вшестером. «Шумим, братец, шумим...» — «Шумите вы? и только?» Этот знаменитый вопрос Чацкого — несомненная критика слева. Не так надлежит браться за государственное дело, не так мыслить о нем, не так говорить о нем, и люди, взявшиеся за него, должны быть коренным образом иные. Они должны быть глубочайшим образом убеждены в важности государственного дела, должны понимать значение тайны в этом вопросе и быть готовыми на дела, а не на слова. Очевидно, нужны не слова, а действия, основанные на истинном убеждении, решительные, смелые, самоотверженные и конспиративные.

Особенно ярко ощущается критика Чацкого как критика слева при сопоставлении его реплик с репликами Скалозуба. Для Чацкого деятельность «секретнейшего союза» ничтожна и достойна презрения, для Скалозуба — подозрительна и подлежит крутому усмирению: «Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам. Он в три шеренги вас построит, а пикнете, так мигом успокоит!» Для Чацкого они «шумят» — и это ничто, для Скалозуба они «шумят» — и это чересчур много, ибо они не смеют не только «шуметь», но даже «пикнуть». Это критика с диаметрально противоположных позиций.

2

Таким образом, изображение Репетилова острейшим образом ставит прежде всего проблему действия тайной организации. С исключительной сатирической силой и гневом разоблачена пустая и пошлая возня вокруг больших вопросов, шумиха и крик, не только ни на йоту не двигающие дела вперед, а дискредитирующие и тормозящие его. Действовать надо не так — вот основная авторская установка образа, и установка эта записана в образе не спокойно, а со всей силой грибоедовского гнева.

Конечно, в какой-то мере новый взгляд на образ действия тайной организации Грибоедов мог почерпнуть из духа времени и собственных размышлений. Однако сопоставление фактического содержания репетиловского образа с фактическим содержанием истории тайного общества дает такое разительное сходство, что требуется

424

429

особое рассмотрение источников грибоедовской информации.

Сопоставляя отношение Чацкого к Репетилову и отношение убежденного декабриста, оставшегося верным тайной организации на этапе 1821—1822 гг., к отпадающему, «вздорному», «ненадежному» члену устаревшей и исчерпавшей себя организации, мы находим разительное сходство. Оно настолько отчетливо, что естественно должно поставить перед нами вопрос: откуда же Грибоедов почерпнул сведения о самом процессе перелома, о внутренней жизни тайного общества? Ведь здесь речь идет уже не об общих идеях, которые могли быть разными путями, а не только через прямую информацию, известны другу декабристов, — и через пропаганду, и через «дух времени», и через непосредственное общение с членами организации. Тут речь идет уже прямым и непосредственным образом о тайном обществе и о скрытых пружинах, о внутренней истории тайной организации. Ясно, что надо знать о существовании тайного общества, чтобы вывести его в пьесе.

Конец Союза Благоденствия относится к 1821 г., возникновение сменивших его декабристских организаций сразу последовало за этим. Южное общество образовалось в марте 1821 г., несколько позже в том же году возникло и Северное общество. Конечно, не исключена возможность общей идейной информации через переписку, передаваемую не по почте, а путем верных оказий, такие возможности были в 1821—1822 гг. у Грибоедова и у его столичных друзей: на Кавказ и с Кавказа нередко ездили верные люди. Но об этой стороне дела у нас нет никаких положительных сведений. Кое-что могло бы дойти к Грибоедову на Восток через Кюхельбекера, но он еще не был в то время членом тайной организации, да и не мог бы, только что вернувшись из-за границы, в короткое время своего пребывания в Петербурге особенно глубоко войти в дела тайного общества. Возможности этой информации приходится поэтому сузить. Очевидно, информация, давшая Грибоедову фактический материал для создания образа Репетилова, получена автором в 1823 г. по приезде в Москву.

Н. К. Пиксанов пытается использовать для датировки образа Репетилова тематику его речей; он пишет: «Репетилов — член клубного „секретнейшего союза“, он развозит по городу вести „о камерах“, то есть о камерах

425

430

депутатов, о присяжных, то есть о намечавшейся в либеральных кругах реформе суда, о Байроне и о других „матерьях важных“. Обо всем этом в московском обществе заговорили только в начале двадцатых годов. Это была заметная новость, которая, конечно, сразу бросилась в глаза приезжему Грибоедову...»510. Это не соответствует действительности. О «камерах» и «присяжных» заговорили вовсе не «только в начале двадцатых годов», а гораздо раньше, во всяком случае, широко — уже с заграничных походов. О «камерах», уж конечно, говорили те, кто уже побывал за границей на заседаниях этих самых «камер», а о суде говорили те, кто присутствовал там на заседаниях суда с присяжными заседателями. Все это были элементы нового, буржуазного государственного строя, о котором знали и говорили еще до 1812 г., но о котором особенно громко заговорила молодежь, вернувшаяся в 1814 г. из-за границы. Первые две части «Чайльд-Гарольда» Байрона относятся к 1812 г. Непонятно, в силу каких данных Н. К. Пиксанов полагает, что о Байроне заговорили «только» (?) в начале 1820-х гг. Не тематика речей Репетилова внутренне датирует образ, а отрицательная оценка способов деятельности «секретнейшего союза». Эта оценка утвердилась в передовых кругах только в 1820—1821 гг. Эти же соображения опровергают мнение Н. К. Пиксанова, что в Репетилове изображены вообще «„..слабые, ребяческие стороны общества“ декабристов». Если бы качества Репетилова вообще характеризовали декабризм на всем его протяжении, то столь пустое «общество» не просуществовало бы и года, а декабристы просуществовали десять лет и имели сложную внутреннюю историю, один этап которой не похож на другой. Наконец, они организовали два восстания — восстание 14 декабря и восстание Черниговского полка, чего, конечно, не смогло бы сделать общество пустейших Репетиловых511.

Кого же из декабристов мог видеть Грибоедов в Москве в 1823 г.? Мы не всегда располагаем об этом прямыми сведениями и можем говорить чаще всего предположительно, основываясь главным образом на данных итинерария Грибоедова и декабристов. В это время в Москве бывают Фонвизины, проживающие в своем подмосковном имении под Клином; может быть, Грибоедов видел И. Якушкина, также изредка наезжавшего в Москву из подмосковного имения своей тещи Н. Шереметевой («весь 23-й год прожил [я] очень уединенно в подмосковной

426

431

тещи моей Н. Н. Шереметевой», — пишет Якушкин в «Записках»). Не исключена возможность, что Грибоедов мог видеться в это время с Михаилом Орловым. Исключена возможность свиданий с П. Мухановым, который находился в эти месяцы в Киеве, а затем присутствовал на бобруйском смотре 1823 г.

Надо отметить, что крупнейшее декабристское происшествие в Москве 1823 г. датируется более поздним временем и происходит уже после отъезда Грибоедова в деревню Бегичева: я говорю о приезде в Москву с Украины декабриста М. П. Бестужева-Рюмина для совета с московскими декабристами о «бобруйском плане» восстания. В Южном обществе возникла мысль использовать бобруйский смотр 1823 г. для убийства императора. После цареубийства предполагалось движение восставших войск на Москву. Это был один из первых конкретных планов военной революции, возникший в Южном обществе. Бестужев-Рюмин выехал в Москву, как сам показывает, «в исходе июня», а в конце июля был уже вновь на Украине. В связи с приездом Бестужева-Рюмина Якушкин и приезжал в город из подмосковной; к этому же времени относится прием Якушкиным в члены общества перешедшего на службу к Ермолову Копылова. Грибоедова в это время в Москве уже не было: он приехал в Москву в конце марта 1823 г., а в самом конце мая, вслед за С. Н. Бегичевым, отправился в его деревню вместе с его братом Д. Н. Бегичевым. Оттуда Грибоедов вернулся в Москву уже в сентябре 1823 г.512.

В этот же приезд в Москву Грибоедов, несомненно, виделся и с В. К. Кюхельбекером. Последний сам засвидетельствовал это в своем дневнике, отметив в одной из поздних записей (1843), что видел во сне Грибоедова: «Я с ним и еще двумя мне близкими людьми пировал, как бывало в Москве». Эти московские свидания с Грибоедовым могут относиться лишь к интересующему нас периоду, так как ни раньше, ни позже в Москве Грибоедов с Кюхельбекером более не встречались. Наличие Кюхельбекера в Москве в самом начале пребывания там Грибоедова засвидетельствовано и перепиской Пушкина с П. А. Вяземским: опальный князь, находящийся под правительственным надзором, в 1823—1824 гг. проживает или в своем подмосковном имении Остафьево, или в Москве, «в Чернышевском переулке, в собственном доме». В своем апрельском письме 1824 г. к Вяземскому

427

432

из Одессы Пушкин просит его передать привет Кюхельбекеру и Верстовскому, то есть двум лицам из ближайших друзей Грибоедова. Сам П. А. Вяземский, столь близкий со многими декабристами, познакомился с Грибоедовых, по-видимому, в апреле 1823 г.: «Здесь Грибоедов Персидский, — писал Вяземский А. И. Тургеневу 30 апреля 1823 г., — молодой человек с большой живостью, памятью и, кажется, дарованием. Я с ним провел только один вечер». Позже встречи Грибоедова с Вяземским участились; их объединила, как известно, и совместная работа над водевилем «Кто брат, кто сестра». Грибоедов, вероятно, бывал в Остафьеве, где мог говорить «на свободе». «Я еще дней на седмь буду в Москву и, конечно, загляну к вам в Остафьево, где на свободе потолкуем», — пишет Грибоедов Вяземскому из Петербурга 21 июня 1824 г. Близкий к идейной жизни передовых кругов и хорошо знакомый со многими декабристами, П. А. Вяземский говорил с Грибоедовым далеко не только по поводу совместно составляемого водевиля; это ясно из того же вновь найденного письма Грибоедова к Вяземскому, только что процитированного; Грибоедов пишет из Петербурга: «Как у вас там на серпуховских полях? А здесь мертвая скука, да что? Не вы ли во всей Руси почуяли тлетворный кладбищенский воздух? А поветрие отсюдова». Следующая далее фраза: «на свободе потолкуем» говорит за себя513.

Не исключена возможность свиданий Грибоедова в это время и с декабристом Нарышкиным; о знакомстве его с последним свидетельствует А. И. Кошелев. Нарышкин — полковник стоявшего в Москве Тарутинского полка. В это же время в Москве находится декабрист И. И. Пущин. Упомянем и об оседлом москвиче — декабристе С. Е. Раиче, бывшем члене Союза Благоденствия; «сочинитель Раич» был в тесной связи с московскими литературными кругами и хорошо известен П. А. Вяземскому. Наезжает в это время в Москву с юга и декабрист В. Ивашев, хорошо знакомый с С. Н. Бегичевым. Ивашев в свой московский приезд видается с Бегичевым и даже говорит с ним о делах тайного общества. В это же время в Москве появляется С. Г. Волконский, который неоднократно встречается с Грибоедовым, о чем сам свидетельствует на следствии514.

Таким образом, круг возможных встреч Грибоедова с декабристами в Москве в 1823—1824 гг. довольно широк. Было бы интересно установить, с кем именно из декабристов

428

433

Грибоедов виделся в апреле — мае 1823 г., то есть непосредственно перед тем, как уехал в деревню Бегичева и создал текст о Репетилове. Однако данными об этом мы не располагаем. Все перечисленные декабристы и их друзья могли, разумеется, дать Грибоедову какой-то материал о конце Союза Благоденствия и его причинах. Сведения о закрытии тайного общества и обстоятельствах этого не только пользовались довольно широкой известностью, но даже и нарочито распространялись декабристами, — они из конспиративных соображений были заинтересованы в распространении этих данных, маскировавших продолжение общества.

Однако, от кого бы ни узнал об этом Грибоедов, едва ли кто мог быть столь откровенен с ним, как лучший его друг С. Н. Бегичев, бывший член Союза Благоденствия, у которого Грибоедов провел лето. Самый факт секретных разговоров с Бегичевым на политические темы летом 1823 г. засвидетельствован письмом Грибоедова к другу от 9 декабря 1826 г. из Тбилиси. Письмо это послано через три месяца после возвращения Грибоедова из Петербурга, где он сидел под арестом по делу декабристов. Оно написано в полуприкровенной форме, с рядом условных обозначений: Катенин называется «Андромахой», Ермолов скрыт под инициалами «А. П.», о событиях говорится намеками. «Тебя не браню за упорное молчание, угадываю причины», — пишет Грибоедов (следствие по делу декабристов могло угрожать и Бегичеву, члену Союза Благоденствия). Очевидно, переписка между двумя друзьями — одним только что освобожденным из-под ареста, а другим со дня на день ожидавшим ареста — была признана ими небезопасной. Грибоедов пишет по оказии и ограничивается намеками: «Когда-нибудь, и может быть скоро, свидимся... Ты удивишься, когда узнаешь, как мелки люди. Вспомни наш разговор в Екатерининском. Теперь выкинь себе все это из головы. Читай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторятся». В «Екатерининском», то есть в тульском имении Бегичева, Грибоедов до этого письма был лишь в 1823 г. Следовательно, в это время и происходил какой-то важный и на годы запомнившийся разговор о великих и мелких людях. Плутарх, упомянутый в контексте, уточняет, о каких людях говорили — очевидно, о героях, образцах государственного ума, республиканцах, истинных «отцах отечества», крупных

429

434

преобразователях. Герои Плутарха вдохновляли деятелей Французской революции, вдохновляли они и декабристов. Вывод из разговора в Екатерининском в 1823 г., очевидно, был оптимистическим: такие люди, какие у Плутарха изображены, найдутся и в России. Теперь, после разгрома декабристов, вывод иной, пессимистический: «Теперь выкинь себе все это из головы... Ныне эти характеры более не повторятся»515.

Едва ли мы ошибемся, если предположим, что в контексте этого или подобных разговоров не только могла, но и должна была стоять тема о конце Союза Благоденствия, то есть о тайном обществе, членом которого был и из которого ушел Бегичев. Очевидно, Бегичев мотивировал свой уход в разговоре с другом, и отрицательные черты Союза Благоденствия могли тут быть широко характеризованы. Поэтому предположение, что именно Бегичев информировал Грибоедова о тех фактах, которые потом, будучи художественно переработаны, легли в основу образа Репетилова, представляется мне наиболее правдоподобным. Художественная переработка и нарочитые перемещения в рассказе Репетилова были очень значительны: место действия передвинулось в московский Английский клуб, который никогда не имел прямого отношения к движению декабристов, в состав членов «секретнейшего союза» введен известный «Толстой-Американец», который также не имел никакого отношения к Союзу Благоденствия. Все это маскировало действительность.

Было бы поэтому неправильно полагать, что идейный состав комедии остался совершенно неизменным между тифлисским периодом творчества и пребыванием автора в бегичевской деревне. Образ Репетилова есть несомненное идейное обогащение комедии, и возник он на новом материале, несомненно, из декабристской информации 1823 г.

Широко принято считать эпизод с Репетиловым «интермедией», а самого Репетилова — забавным вставным персонажем, не имеющим существенного отношения к ходу пьесы. Интермедия — всегда вставной эпизод, наиболее легко вынимающийся из общей композиции. Если понимать «интригу», ход действия в пьесе формально, это, конечно, так и есть: герой приехал из-за границы для свидания с любимой девушкой, уяснил себе, что она любит другого — негодяя и подлеца из противоположного герою лагеря, был оклеветан и оскорблен этим лагерем,

430

435

«всем наплевал в глаза и был таков» (слова Грибоедова). Однако, вдумываясь в эту схему, мы ясно ощущаем, что она неполна даже в элементарной своей сути. В четвертом действии автор необычайно расширил и обогатил характеристику героя (Чацкого) в аспекте его отношения к деятельности политического протестанта. Возникает новое антагонистическое противопоставление: Чацкий — Репетилов. Это уже отнюдь не проблема двух лагерей, это существенно новое деление. Репетилов вовсе не представляет собою лагеря Скалозубов и Фамусовых. Он характеризует собой не воззрения староверов, а — отрицательным образом — раскрывает ошибочный, ложный и возмущающий душу истинного новатора способ действия против староверов. Бессмысленную и пошлую шумиху вокруг больших вопросов, а не способ! Репетилова, кстати, никто из старого лагеря и не признал своим, что вполне естественно: на него огрызнулся Скалозуб, на него прикрикнула Хлёстова, пожелавшая ему «перебеситься», и он в конце концов остался наедине с собственным лакеем. Если кто и проявил к нему несомненный интерес, то только шпион Загорецкий — по понятным причинам.

Отсюда ясно, что если идейная позиция основного героя — Чацкого — признается элементом действия в пьесе (а иначе ее и понять нельзя), то эпизод с Репетиловым немедленно перестает быть интермедией. Это уже не развлекательная вставка, а существенное раскрытие этой же самой идейной позиции героя: проникновение в наименее раскрытую ранее область — отношение новатора к способам борьбы, к проблеме деятельности против старого мира. Понятно, что прямым образом раскрыть эту проблему было в комедии невозможно. Автор раскрыл ее контрастом, через то возмущенное презрение, которое вызывает у Чацкого Репетилов и его «секретнейший союз». Так тонко, чисто художественным способом у читателя-зрителя создается через контрастное отражение общий образ желательного для Чацкого способа борьбы со старым миром. Этот образ противоположен репетиловскому способу действия. Чацкий будет действовать против старого мира иным способом. Но он будет действовать: знаменитое «шумите вы? и только?» утверждает в художественном отношении именно эту позицию серьезного действия, настоящего способа борьбы. Какого именно? Разумеется, Грибоедов не мог ответить на этот вопрос


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.