Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 411 страница 420 из 729

411

416

A он, кроме того, влюблен». Но и это объяснение не снимает замеченной Пушкиным разницы в позициях автора и героя, в их оценках положения502.

Грибоедов явно показал неудачу проповеди Чацкого, а через это разоблачил и отбросил надежды на дворянское общественное мнение, которое может-де перевернуть мир. Нет, в этом надо усомниться, — не может этого сделать дворянское «общественное мнение»! В силу этого внезапно снимается сама основная общественная функция проповеди, во имя которой ею, проповедью, занимались сотни молодых ораторов из Союза Благоденствия и их друзей. Авторская позиция в комедии — отнюдь не энтузиастическое отношение к тактике воздействия словом, проповедью на косное дворянское общественное мнение.

Рожденная из глубины передового общественного течения эпохи, задуманная в эпоху энтузиастического отношения к смелой агитации словом, комедия в процессе своего создания вдруг сняла эти установки на проповедь и, сохранив самое высокое согласие с правотою излагаемых героем мыслей, осудила всем ходом действия и исходом интриги принятый героем способ действия. Она доказала несостоятельность способа.

Как это могло случиться? История помогает нам раскрыть процесс, в котором произошло это расхождение позиций героя и автора. Герой как бы задержался на старых позициях, автор же пошел далее, вместе с общественным движением.

Когда еще в 1818 г. Пестель, учитывая реакцию дворянства на самое умеренное предложение в речи кн. Репнина, разочаровался в возможности опоры на дворянство, в завоевании большинства дворянства на сторону новых идей, когда декабристы пришли к выводу, что «нельзя будет к тому дворянство склонить», — тут уже был зародыш новой тактики, мысль работала над новым способом действия. Хотя члены Союза Благоденствия усердно «гремели» против диких учреждений — палок, Аракчеева и проч., упомянутые дикие учреждения продолжали существовать и властвовать. Пестель не был согласен с тактикой воздействия на мнение, но это сомнение еще далеко не сразу овладело членами тайного общества. Однако сомнения в правильности избранной тактики все отчетливее и отчетливее проявлялись в идеологии декабризма. Революционная ситуация в Европе и процессы по

412

417

существу аналогичные, хотя и не достигшие той же степени интенсивности в России, были почвой, на которой росло сомнение. Декабристы рассчитывали, что общественное мнение в стране будет готово через двадцать лет, а в это время в Европе уже пахло революционной грозой, усиливалось движение и в России, восставал — невиданное дело! — старейший лейб-гвардии Семеновский полк. Настроение становилось все напряженнее. «Многие притеснительные постановления правительства... явно порицались членами Союза благоденствия, через что во всех кругах петербургского общества стало проявляться общественное мнение... Многие стали рассуждать, что вокруг их делалось... Зато другие жаловались, что Тайное общество ничего не делает; по их понятиям, создать в Петербурге общественное мнение и руководить им была вещь ничтожная» — так пишет Якушкин503.

Иначе говоря, отношение к формированию общественного мнения стало дифференцироваться в декабристской среде. Нашлись и сомневающиеся. Декабристов томило сознание, что «время не сближает их с целью». Сомневающимся в правильности старой тактики «хотелось бы от общества теперь уже более решительных приготовительных мер для будущих действий». На петербургском совещании 1820 г. тайное общество переменило свою программу на республиканскую, объединив в тот момент руководящую группу тайного общества на этой радикализированной программе.

В 1821 г. Союз Благоденствия был ликвидирован на московском съезде. Под этой конспиративной формой руководящая группа декабристов провела отсев слабых элементов от организации. За время действия Союза Благоденствия в него просочилось немало примазавшихся членов, слабо понимающих цели общества, иной раз невежественных болтунов, крикливых говорунов, наносивших урон престижу организации. От них давно хотелось освободиться. Углубленная разработка программы, принципиальная перемена тактики, новые формы открытого выступления — все это, будучи серьезным поворотом в жизни организации, давало повод осуществить отсев слабых, неподходящих элементов. Теперь на вопрос, как действовать, дается уже иной ответ: силою оружия. У этого ответа есть вариант: «посредством войск». «Граждане! Тут не слабые меры нужны, а решительность и внезапный удар» — эти слова речи, записанной в бумагах

413

418

Вл. Раевского, отражают уже новую точку зрения на «средства». Эти слова в корне противоречат репетиловскому тезису: «Но государственное дело: оно, вот видишь, не созрело, нельзя же вдруг». Нет! Можно «вдруг», — нужна решительность и внезапный удар. Иными словами — нужно открытое революционное выступление.

Старый член тайной организации декабрист Матвей Муравьев в своих показаниях чрезвычайно ясно раскрывает эту эволюцию тайного общества. Основная задача у всех сменявших друг друга декабристских обществ была одна: «Цель одна была — введение представительного правления. Первое общество надеялось достичь ее распространением просвещения. А после, т. е. Северное и Южное общество, посредством силы». Позиция заговорщиков коренным образом изменилась. Декабрист Юшневский, например, был недоволен молодыми офицерами: «Они только в комнатах рассуждают, а не дело делают, а надобно меньше говорить, а дело делать и действовать». Это была существенно новая точка зрения504.

В одной из предыдущих глав (VII), освещающей кавказский период жизни Грибоедова, приведен материал, позволяющий заключить, что в период своего общения с Кюхельбекером Грибоедов не испытывал ни застоя, ни движения назад. Его мировоззрение двигалось вперед и радикализировалось со всей общественной средой, его окружавшей. Можно предположить, что именно в эту зиму 1821/22 г. в Тбилиси и обозначилось это внутреннее отодвижение позиции автора от позиции героя. Убеждение в правоте взглядов героя осталось и закрепилось, это чувствуется в горячем, эмоциональном тоне монологов Чацкого, в твердом авторском убеждении в правильности излагаемых героем мыслей. Но позиция скепсиса по отношению к массе косного дворянства, это декабристское «нельзя будет дворянство склонить» — уже проникает в сознание. Вопрос о формировании общественного мнения предстает в новом свете. Авторская позиция в «Горе от ума» радикализировалась: Грибоедов глубоко усомнился в надеждах на формирование дворянского общественного мнения, отверг надежды на него как на силу, преобразующую родину.

Таким образом, применяемые Чацким способы воздействия на действительность не кажутся правильными автору, Грибоедову. Он не считает их эффективными, на практике показывает своему герою — Чацкому, что они не

414

419

приводят к цели. А цель сама по себе правильна! Завоевать своей родине «свободную жизнь», разрушить угнетательский крепостной строй, вывести страну из крепостнической косности на широкий простор передового развития! Это ли не великая задача? Но достигать ее надо другими, более действенными способами.

Позиция Грибоедова в этих вопросах яснее раскрывается при анализе образа Репетилова. Этот анализ является непосредственным продолжением тем, поставленных в настоящей главе. Существо дела состоит в том, что Грибоедов, как и Пушкин, смотрит на тактику героя с высоты позиций, завоеванных позднейшим развитием общественного движения. Образ действия героя возник на ступени раннего декабризма. Новая же авторская оценка образа действия героя возникает на более позднем этапе общественного движения, когда оно сменило тактику борьбы, задумалось над более глубоким пониманием сил, управляющих общественным развитием, несколько приблизилось к вопросу о роли народа. Комедия писалась на протяжении длительного времени и не могла не отразить в себе изменений, протекших между исходным отношением автора к своему герою и последующей эволюцией авторского сознания.

Жизнь шла вперед, зрела и развивалась, рождая новые идеи, новое понимание действительности. И волны этого нового понимания мощно набегали из широкого жизненного простора на творимую автором комедию. Даже песок на морском берегу хранит на себе волнистый рисунок прибоя. Комедия должна была запечатлеть на себе глубокие движения изменяющейся жизни.

415

420

Глава XIII

РЕПЕТИЛОВ

1

Всем авторам, стремившимся разорвать связь Грибоедова с революционным движением его времени или хотя бы ослабить ее или снизить ее значение, образ Репетилова всегда казался сильнейшим аргументом в пользу их выводов. Еще П. А. Каратыгин в своих воспоминаниях приводит слова Репетилова о тайном обществе в качестве доказательства полной непричастности Грибоедова к организациям декабристов. А. С. Суворин и М. О. Меньшиков выдают Репетилова за лучшее доказательство отрицательного отношения Грибоедова к революционерам вообще.

Н. К. Пиксанов считает, что «сильным противовесом молодой декабристской России в „Горе от ума“ явилась интермедия о Репетилове». «Его [Грибоедова] политическая сдержанность и скептицизм ярко сказались на вводном эпизоде — на интермедии о Репетилове». В другом месте тот же автор утверждает: «Поэт-энтузиаст, увлеченный политическим движением, воздержался бы включить в пьесу эту интермедию о Репетилове и его „секретнейшем союзе“, где шумят — и только»505.

Как же понять этот столь противоречивый с виду образ? Почему в пьесу, которая так тесно связана с идеями тайного общества, автор ввел насмешливое изображение именно члена тайного общества? Почему Грибоедов, друг декабристов, создал ироническое изображение участника тайной организации? И почему декабристы — сами члены тайной организации — восторженно переписывали и распространяли пьесу, которая будто бы содержит издевку над ними же? В этом и состоит для историка содержание «репетиловской проблемы».

416

421

В предыдущих главах не раз указывалось, что тайное общество декабристов пережило сложную историю, прошло через разнообразные этапы внутренней эволюции. Союз Благоденствия начал свою работу в 1818 г. с энтузиастической уверенностью в правильности избранной тактики. Основная масса членов твердо верила в возможность добиться своих целей и подготовить страну к перевороту и обновлению жизни путем создания общественного мнения и управления им. Для этого необходимо развить широкую агитацию, навербовать как можно больше сторонников, занять своими членами ответственные места в управлении страной — и «общее мнение» — необходимейшая предпосылка переворота — создастся в течение примерно двадцатилетнего срока. Тогда последует переворот, отмена крепостного права и крушение абсолютизма.

Действительно, количество членов тайного общества сильно возросло. Союз Спасения насчитывал всего около тридцати членов, а Союз Благоденствия вырос до двухсот участников. Член Союза Благоденствия, который обязывался сразу зачислиться по какой-либо «отрасли» — «человеколюбия», «образования» и проч., естественно, должен был выявлять себя обилием обличительных речей о «язвах отечества». Степень его активности определялась прежде всего обилием ораторских выступлений или организационных действий открытого характера — образованием литературных, педагогических и прочих обществ, но более всего — ораторством. Члены союза успешно «гремели» во всех гостиных против палок и крепостного права, но палки продолжали применяться, а крепостное право чувствовало себя вполне устойчиво. Хотя «общее мнение» должно было «предшествовать» революции, но что именно находилось между ним и революцией и каким образом первое переходило бы во вторую — это было как раз не вполне ясно самому кругу основателей Союза Благоденствия. Время «не сближало их с целью», а даже «как бы отдаляло от оной», и среди проповедников и ораторов все отчетливее и отчетливее нарастало недовольство принятой тактикой и всей структурой организации. Число неудовлетворенных возрастало.

Все более и более напряженное положение, связанное с развитием всеевропейской революционной ситуации стимулировало идейную поляризацию. Когда Якушкин в начале 1820 г. отправился в Петербург, новизна настроений членов тайного общества бросилась ему в глаза. «В два

417

422

года моего отсутствия число членов Союза Благоденствия очень возросло; правда, что многие из прежних членов охладели, почти совсем отдалились от Общества; зато другие жаловались, что Тайное общество ничего не делает; по их понятиям, создать в Петербурге общественное мнение и руководить им была вещь ничтожная; им хотелось бы от Общества теперь уже более решительных приготовительных мер для будущих действий... Союз Благоденствия, казалось нам, дремал. По собственному своему образованию, он слишком был ограничен в своих действиях», — пишет декабрист506.

Рыхлая и пестрая по составу масса членов Союза Благоденствия перестала соответствовать требованиям тайной организации, когда ее руководящее ядро стало на точку зрения военной революции, строгой конспирации и республиканской программы. Московский съезд 1821 г. ликвидировал Союз Благоденствия. Для колеблющейся и нерешительной части членов ликвидация была удобным предлогом «отстать» от общества. Для сторонников военной революции и радикальной программы ликвидация была удобной формой «чистки» общества: необходимо было устранить колеблющихся, чтобы начать глубокое обновление тайного общества.

Требования к члену новой организации теперь в корне отличались от прежних. Ранее требовался проповедник, агитатор, смелый разоблачитель палок и крепостного права, оратор в дворянских гостиных и клубах. Ныне стал необходим осторожный конспиратор, военный человек, решительный и смелый, в полном молчании и строжайшей тайне готовящий военный удар — сердце революционного переворота. Ранее члены вдохновляли друг друга на проповедь, на гласное обсуждение всех «зол», всех «язв отечества». Теперь эта открытая и явная агитация была признана не только излишней, но вредной, и руководители организации стали отучать молодых офицеров «кричать» на площадях и в гостиных. Ранее целью было набрать как можно более красноречивых членов, формирователей общественного мнения. Ныне надо было как можно осторожнее выбирать конспираторов и избегать крикунов. Предпочитать надо было преимущественно военных: член ценился не только по качествам своего глубокого внутреннего убеждения в правоте дела, но и по количеству штыков под его командой. Сколько войск может он привести под знамена революции? Это было важно.

418

423

Новые требования противопоставлялись старым. Старый способ уже стал казаться смешным, отсталым и даже вредным. В этом крутом повороте проявлялся внутренний рост декабризма. Основные враги также не были новыми, новым было другое: способы действия. Это рождало новые требования и к отдельному члену, и к организации в целом, к ее структуре, к способу подготовки переворота и самого революционного действия. Организация несравненно выросла, шагнула вперед, стала зрелее. Она, собственно, и стала в основном тою, какой мы знаем ее по конечному выступлению — по 14 декабря 1825 г. и по восстанию Черниговского полка.

Основное руководящее ядро общества начало работу и на юге (Южное общество организовалось в Тульчине в марте 1821 г.) и на севере (в Петербурге, в том же году) именно отбором, отсевом членов. Резкое недовольство старым типом члена организации характерно для руководящего ядра. Юшневский на учредительных заседаниях Южного общества призывал к отсеву колеблющихся и нерешительных членов: «Лучше сейчас их удалить, чем после с ними возиться». Позже декабрист Фонвизин, на квартире которого собирался московский съезд 1821 г., показывал, что Союз Благоденствия был разрушен с целью отделаться «от некоторых членов, которых нравственный характер не соответствовал ни духу, ни направлению союза». Якушкин прямо говорит о существовании в Союзе Благоденствия «ненадежных» членов: решено было «объявить повсеместно, во всех управах, что так как в теперешних обстоятельствах малейшей неосторожностью можно было возбудить подозрение правительства, то Союз Благоденствия прекращает свои действия навсегда. Этой мерой ненадежных членов удаляли из Общества». С. Трубецкой настаивал, чтобы «не брали пустой молодежи». Матвей Муравьев-Апостол, старый член декабристской организации, выражал свое мнение еще резче и даже обвинял Александра Муравьева, еще ранее отставшего от общества, в недопустимо небрежном приеме членов: «Александр Муравьев перед тем, чтобы ему выйти в отставку и отстать совершенно от общества, набрал в Москве таких членов, которые срамили общество, их нужно было удалить»507.

Перемена программы и резкий поворот тактики влекли за собою совершенно новое понимание своей роли,

419

424

своего значения и для каждого отдельного члена, вошедшего в новую организацию; иные требования каждый предъявлял и к себе. Требование строгой конспиративности, чувство гораздо большей близости желанного переворота, совершенно новая степень чувства ответственности за свое поведение, не слова, а действие как критерий: «Граждане! Тут не слабые меры нужны, а решительность и внезапный удар!»

В свете этой большей близости переворота и новых задач и целей старая форма организации казалась в целом отжившей, слабой, даже смешною. Историк может спокойно взвешивать положительное значение пройденного этапа, активный участник действий, поднявшийся на новую ступень, нередко с презрением глядит на пройденную — изжитую и отвергнутую. Так вся деятельность Союза Благоденствия некоторым стала казаться малозначащей и пустой. Декабрист Бриген говорил, что все управы Союза Благоденствия «ничего не делали, а только собирались иногда для препровождения времени в разговорах». Он же показывает, что на совещаниях Союза Благоденствия начинали рассуждать об обществе, но рассуждения эти «через полчаса обыкновенно переходили в пустые разговоры, коими и заключались». Артамон Муравьев показывал на следствии, что декабристы Матвей и Сергей Муравьевы «всегда говорили мне о обществе начальном, бывшем в Москве, как о вздорном». Эти суждения не объективны, но чрезвычайно показательны для мнений и настроений декабристов в 1821—1822 гг.508.

Сопоставляя эту внутреннюю эволюцию общественного движения с образом Репетилова, нельзя не установить их глубокой внутренней связи.

Когда создан Репетилов Грибоедовым? Текст последних двух актов комедии, а стало быть, и текст Репетилова написан Грибоедовым в основном летом 1823 г. в тульской деревне Бегичева. «Последние акты „Горя от ума“ написаны в моем саду в беседке», — свидетельствует С. Н. Бегичев509. Таким образом, Репетилов фиксируется в определенном тексте тогда, когда переход тайного общества на новый этап уже завершился и укрепился. Член тайного общества — «крикун», «болтун» — уже рассматривался как вреднейшая фигура, был осужден и отсеян. Нельзя не увидеть в Репетилове изображения именно этого, подлежащего отсеву и отсеянного члена, изображенного

420

425

со всей сатирической авторской страстью. Репетилов — прежде всего образ примазавшегося, пустого и ненадежного члена общества; в этом образе вместе с тем запечатлен и общий поворот тактики декабризма, избрание новых, более серьезных и действенных методов борьбы.

Проанализируем теперь состав репетиловского образа, пользуясь установленными выше историческими критериями. Ясно, что текст речей Репетилова дает возможность установить как совокупность отвергаемых, осужденных черт члена тайной организации, так и — по контрасту с отвергаемым — в какой-то мере совокупность черт желательных.

Не подлежит сомнению общий высокий интерес Грибоедова-Чацкого к проблемам государственного значения. Человек, уверенный в том, что народы добывают себе конституции, и посылающий Рылееву искренний республиканский привет, разумеется, испытывает глубочайший интерес к представительной системе правления. Поэтому разговоры о «камерах», то есть о палатах парламента, взятые сами по себе, как тема обсуждения, несомненно, относятся к числу вопросов, глубоко интересующих Грибоедова-Чацкого. Человек, возмущенный тем, что старый, сословный суд неправеден («защиту от суда в друзьях нашли, в родстве»), не может не интересоваться новым, бессословным судом, то есть вопросом о присяжных заседателях. «Государственное дело», взятое в высоком и реальном составе своего содержания, глубочайшим образом интересует Грибоедова-Чацкого, только что со всей страстью спрашивавшего о качествах истинного государственного деятеля («где, укажите нам, отечества отцы?..»). То же надо сказать и о «радикальных лекарствах» против ненавистного строя. Таким образом, не задетая в репетиловских речах тематика сама по себе вызывает отрицательное отношение Чацкого, — отнюдь нет. Опошление этих высоких тем — вот что вызывает взрыв негодования. Темы эти, заметим, даже и охарактеризованы как выходящие за рамки репетиловского разумения; он об этих высоких темах и слова-то путного сказать не может, в чем и признается: «Я сам, как схватятся о камерах, присяжных, о Бейроне, ну об матерьях важных, частенько слушаю, не разжимая губ; мне не под силу, брат; и чувствую, что глуп».

Прежде всего, Репетилов — пустомеля, он сам себя так и называет («что пустомеля я...»). Чацкий перебивает


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.