Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 401 страница 410 из 729

401

406

художественном образе, то есть типе, находка «прототипа» не поможет, она нередко сомнительна, поскольку речь идет о широком обобщении черт многих современников. Наоборот, когда перед нами произведение, не преследующее цели художественного изображения, — острый политический памфлет, направленный против определенного лица, или фотография какой-то реальной ситуации, — тогда вопрос об оригинале, с которого списан портрет, приобретает чрезвычайный интерес, но это уже не проблема «типа».

Только рассмотрение исторической среды может дать нить исследователю типа, наблюденного автором и воссозданного на основе какого-то бытия, какой-то современности. Именно история и есть для литературоведа то «третье измерение», которое снимает с материала расположение его на плоскости и дает ему объемность, глубину, новую перспективу. Чацкий непонятен без широкой среды молодых агитаторов своего времени, ораторов, стремящихся создать общественное мнение, убежденно действующих словом, полагающих в этом именно действии свое общественное призвание и дело своей чести. Тот яркий эмоциональный тон, который ему свойствен, характеризует движение времени. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», — писал Пушкин. И такой сдержанный конспиратор, как Пестель, не мог отказаться от близкого пушкинскому слова «восторг», да еще добавил к нему «блаженство», «щастие», «восхищение», когда передавал настроения декабристского круга, мечтавшего о лучшем будущем для своей родины: «Я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении. Когда с прочими членами, разделяющими мой образ мыслей, рассуждал я о сем предмете, то, представляя себе живую картину всего щастия, коим бы Россия по нашим понятиям тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и, сказать можно, восторг, что я и прочие готовы были не только согласиться, но и предложить все то, что содействовать бы могло к полному введению и совершенному укреплению и утверждению сего порядка вещей»495.

Этот «восторг» был особой чертою времени, чертой ранней революционности, еще не сознававшей всех великих трудностей на своем пути. Испанские революционеры

402

407

присвоили себе как партийное название термин «эксальтадос» (к этой партии принадлежал, например, Ван Гален), немецкие деятели говорили о «буре и натиске» — «Sturm und Drang», — все это были явления, выросшие в широком смысле слова на одних исторических корнях и глубоко связанные с работой вдохновенного и убежденного слова.

4

Самый способ мести старого мира новатору отнюдь не имеет того первостепенного значения, которое имеют способы борьбы самого новатора со старым миром. Важен более всего факт борьбы с новатором, факт мести и нападения. Однако при ближайшем рассмотрении не безынтересен, с исторической точки зрения, и самый способ мести, которым все же следует заняться, хотя его значение и второстепенно.

Старый мир мстит новатору клеветой: он объявляет его сумасшедшим. Этот мотив играет важную роль в пьесе и дает концу третьего акта основное движение, сказывающееся и далее на внутреннем ходе событий последнего, четвертого, акта. Может быть, этот мотив безумия — плод вольной фантазии автора или, как полагали некоторые исследователи, результат чисто литературного заимствования? Нет, и он тесно связан с окружавшей автора действительностью. В историческом плане настоящей работы существен вопрос: возникала ли и повторялась ли данная ситуация в исторической реальности? Имеем ли мы дело со случайностью или с чем-то закономерно обусловленным? Иначе говоря, в борьбе старого с новым на данном этапе исторического процесса пользовался ли старый мир, уже обреченный историей, но еще обладавший огромной властью (государственной, юридической властью, властью общественного мнения «староверов» и т. д.), подобным оружием борьбы с противниками?

Оказывается, на этот вопрос можно дать утвердительный ответ. Представители старого мира этим оружием пользовались, причем двояко: с одной стороны, его использовало правительство, с другой — по собственной инициативе — косное дворянское общество. Позднейший случай 1836 г., когда Николай I объявил сумасшедшим П. Я. Чаадаева за «Философическое письмо», помещенное в «Телескопе», может быть предварен рядом «дочаадаевских»

403

408

случаев. «Некто Михайло Васильев, крепостной человек помещика Е., был посажен, находясь в здравом рассудке, в дом сумасшедших», — показывал декабрист Ф. Глинка на следствии. Позже царское правительство стало сажать в тюрьму инакомыслящих, не испытывая нужды в подобном предлоге, однако при Александре I этот прием еще неоднократно использовался. Был объявлен сумасшедшим и заключен в тюрьму юнкер Жуков, сочинитель вольнодумных стихов о свободе, направленных против царизма. Во время разгрома Петербургского университета и затеянного Руничем «процесса» против вольнодумных профессоров Галичу во время следствия угрожали объявить его сумасшедшим. Исследователь движения в армии в связи с восстанием Семеновского полка С. Н. Чернов замечает: «Понятно, почему она [власть] так заботливо пересматривает офицерский корпус, передвигает, смещает, ссылает и сажает в сумасшедшие дома отдельных его членов». Заметим заодно, что еще до чаадаевского случая, когда Сенат рассматривал дело участника июльской революции во Франции 1830 г. Михаила Кологривова, граф С. С. Уваров и граф Ф. А. Толстой пришли к выводу, что Кологривов «поступал, как безумный, и, как безумный, должен быть наказан». Герцен в ссылке узнает от доктора целую историю, как вятский губернатор, самодур и крепостник Тюфяев, объявил сумасшедшим чиновника — брата своей любовницы, который пытался помешать этой связи. Чиновник, здоровый и нормальный человек, был посажен в сумасшедший дом, где и умер. Это же орудие, в руках ловких пройдох и дельцов, очевидно, использовалось как средство для получения наследства и проч. Отголосок этих случаев явственно чувствуется в реплике Загорецкого: «Его в безумные упрятал дядя-плут; схватили, в желтый дом и на цепь посадили»496.

Наряду с этими случаями, когда объявление безумным является орудием в руках центральной власти или даже частных лиц, имеют место и другие «дочаадаевские» случаи использования этого способа борьбы самим дворянским обществом. Распускают слухи о сумасшествии не угодного обществу лица с целью его дискредитации. Судя по рассказам Новосильцевой, такой слух был пущен о самом Грибоедове, не поладившем с барской Москвой из-за раболепства перед иностранцами. Сумасшедшим был объявлен и В. К. Кюхельбекер. Тенденцию того же порядка,

404

409

выраженную еще в самом слабом виде, можно усмотреть в реакции соседей на деятельность Евгения Онегина как помещика — его объявляют «опаснейшим чудаком», когда он заменил легким оброком ярем старинной барщины. Особенно же любопытен случай с декабристом Ф. Глинкой, адъютантом графа Милорадовича, петербургского губернатора. Активный член Союза Благоденствия и упорный агитатор, он был объявлен сумасшедшим за свои либеральные идеи. Глинка сам пишет, что петербургский «свет» объявил его сумасшедшим: «...так, что я должен был ездить по домам, чтоб показываться, — о сем можно спросить у Кусовых, Уваровых, у графа Толстого и у сестры графа Милорадовича, которая, встретясь со мною у графа Дивиера, глядела на меня со слезами и призналась, что уж посылала человека проведывать, до какой степени я сошел с ума, как ей о том сказал полковник NN.»497

Таким образом, в эпоху Грибоедова была известна и практически применялась та форма мести передовому человеку, которая художественно изображена в «Горе от ума». С себя ли, с Кюхельбекера ли, Глинки или еще с кого-либо нам не известного списал Грибоедов данную ситуацию Чацкого (может быть, сразу со многих аналогичных случаев, типизировав ситуацию, — последнее правдоподобнее), ему не было никакой нужды читать повесть Виланда о мести абдеритов Демокриту, чтобы ввести в комедию мотив объявления героя сумасшедшим. Для введения этого мотива надо было просто наблюдать русскую действительность своего времени. Другой вопрос, не мог ли Виланд наблюсти форму такого же мщения в Пруссии семидесятых годов XVIII в., — этот вопрос интересно было бы выяснить. Итак, даже мотив объявления новатора сумасшедшим был мотивом реальным, отражал действительность.

Но, с точки зрения историка, важно уяснить себе, кроме этого, реальное содержание мотива о сумасшествии в самой комедии и его композиционное в ней значение. Как это ни странно, вопрос оказывается чрезвычайно сложным. Кажется, ясно, что слух о сумасшествии Чацкого — это месть новатору, клевета на него, форма расправы с ним. Однако привычная для нас и даже любимая нами и общепризнанная театральная традиция дала мотиву иную трактовку. Слух о сумасшествии Чацкого в театральных постановках (в том числе и во MXAT’e) трактуется

405

410

как информация об истинном положении дела: да, все эти гости, старухи и старики, Хлёстова и Фамусов, все они искренне-де убеждены, что Чацкий действительно сошел с ума. Они в испуге шарахаются от него, они верят слуху о сумасшествии. Такая трактовка не противоречит противостоянию двух лагерей: так новы и необыкновенны излагаемые Чацким мысли, что представители старого мира поверили, что он сошел с ума. Но, не противореча идее двух лагерей в пьесе, такая трактовка все же снижает остроту ситуации: если вы знаете, что такой-то ваш знакомый действительно сумасшедший, убеждены в этом и в разговоре с кем-либо говорите об этом знакомом как о сумасшедшем, при чем тут клевета? Утверждение о сумасшествии станет клеветой только тогда, когда вы будете нарочно, из целей злобы, мести и т. д. распространять то, ложность чего вам заведомо известна. Если же ложность слуха вам неизвестна и вы верите ему, то, распространяя его, вы ошибаетесь, а не клевещете.

С чем же мы имеем дело в комедии? С ошибочным мнением старого мира, что Чацкий безумен, или с клеветой старого мира, что Чацкий безумен? Разница существенна.

Грибоедов исчерпывающим образом разъяснил этот вопрос в своем письме к Катенину и с точностью установил авторское понимание мотива. Разъясняя другу план и замысел комедии, указав на противоречие героя с обществом, его окружающим, Грибоедов пишет: «Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит». Это ясно выраженное авторское понимание отражено и в ходе действия. Прежде всего сам Чацкий правильно понимает положение: когда он в вестибюле под лестницей узнает о распространившемся слухе, он восклицает: «Что это? слышал ли моими я ушами! Не смех, а явно злость...» Он допускает далее, что при распространении слуха нашлись и глупцы, поверившие слуху («поверили глупцы»), однако он возмущен вовсе не «глупостью» общества, а его злобностью, клеветничеством. Он говорит о своих врагах в последнем монологе — «мучителей толпа», он клеймит их как «лукавых простяков», называет «в вражде неутомимыми».

Вдумаемся теперь в аргументацию безумия Чацкого, которая дается на балу гостями. Подтверждая мнение, что Чацкий сумасшедший, Хлёстова, Молчалин, графиня-внучка,

406

411

Наталия Дмитриевна и Загорецкий наперебой доказывают справедливость этого мнения. Какими же доводами?

      Хлёстова

             Туда же из смешливых;
Сказала что-то я, он начал хохотать.

     Молчалин

Мне отсоветовал в Москве служить в архивах.

        Графиня-внучка

Меня модисткою изволил величать!

Наталия Дмитриевна

А мужу моему совет дал жить в деревне.

   Загорецкий

Безумный по всему.

Ясно, что все приведенные выше аргументы в пользу безумия Чацкого вовсе не являются таковыми. И не просто вообще они не являются таковыми в силу своего логического содержания, они, несомненно, не являются таковыми и для лиц, их выдвигающих. Хлёстова, Молчалин, графиня-внучка, Наталия Дмитриевна, Загорецкий лишь выдают эти соображения за доказательства сумасшествия Чацкого. Это место ясно обнаруживает истинный смысл мотива о сумасшествии: клевета как оружие против новатора. Каков бы ни был ум Наталии Дмитриевны или графини-внучки, они ведь не могут серьезно думать, что совет мужу жить в деревне или сравнение с модисткой есть доказательство сумасшествия. И, уж конечно, Молчалин не думает, что совет не служить в архивах — доказательство того, что Чацкий помешан. Все эти лица — от Фамусова до Наталии Дмитриевны — излагают не доказательства безумия Чацкого, а просто свои мотивы недовольства Чацким, и только. Когда княгиня при разъезде говорит о Чацком: «Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий!!!» — то она и вскрывает подоплеку дела. Сумасшедший не может быть якобинцем. Ее же слова: его «давно бы запереть пора» — лишь обнаруживают истинный смысл клеветы.

Стоит только восстановить авторское толкование мотива, как сразу снимается ряд несправедливых претензий,

407

412

которые придирчивые критики предъявляют к пьесе. Н. К. Пиксанов в своей работе «Творческая история „Горя от ума“» даже выделяет специальную главу под названием «Мелкие недостатки сценария», где имеется пункт: «Несогласованности в эпизоде сплетни о сумасшествии Чацкого»498. Так, например, критик удивляется, как это Фамусов «не принимает как хозяин никаких спешных мер к удалению сумасшедшего, наоборот, долго и беззаботно спорит с Хлёстовой, сколько душ у Чацкого». Констатировав далее якобы «уверенность всех» в «ненормальности» Чацкого, критик удивляется, как огромный монолог о французике из Бордо не прерывается ни одной ремаркой автора, регулирующей поведение толпы. Непонятно-де, как перепуганные гости смогли в конце монолога о французике из Бордо спокойно перейти к танцам и картам. Указывается, что, по признанию Вл. Ив. Немировича-Данченко, этот переход к танцам после ужаса, возбужденного сумасшествием Чацкого, Художественному театру «не особенно удается»499.

Конечно, трудно «с величайшим усердием» танцевать, если рядом находится реальный сумасшедший, которого надо связать. Но восстановите авторское понимание мотива: никто не поверил, что Чацкий сумасшедший, это клевета на него, — и сразу становится понятно, почему Фамусов может начать оживленный спор с Хлёстовой о числе душ, почему публика может перейти к танцам, почему не надо принимать «никаких спешных мер к удалению сумасшедшего»: по той простой причине, что Чацкий не сумасшедший, и это всем отлично известно. Чацкому отомстили, он наказан, он посрамлен, осмеян и унижен, даже более того, — одновременно возвеличены его антагонисты. Если новатор вовсе лишен ума, если он сумасшедший, то сторонники старого, очевидно, умны, их взгляды — образец нормальности. Удовлетворенные, они могут начать танцевать «с величайшим усердием».

Заметим, что разъяснение авторского понимания дано в письме Катенину в ответ на критику пьесы. Письмо Грибоедова — результат глубокого размышления, сосредоточенного переживания: «Умнейший, любезнейший Павел Александрович! Вчера я получил твое письмо, и знаешь ли, какое оно действие произвело на меня? Я заперся на целый день, и у огонька моей печки полсутки пожил с тобою, почтенный друг... Критика твоя, хотя жестокая и вовсе несправедливая, принесла мне истинное удовольствие...»

408

413

Вот в этом-то письме, всецело посвященном только авторскому разъяснению комедии, и значатся слова: «Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют...» Н. К. Пиксанов считает необходимым вступить в полемику с Грибоедовым и заявить: «Странное утверждение. Оно высказано второпях». Это же замечание было бы справедливо обратить против критика500.

5

Итак, старый мир покарал новатора. Он отомстил ему клеветой, которая не только снимала какое бы то ни было значение его идейной атаки (какие уж там идеи у сумасшедшего!), не только ставила новатора в униженное и смешное положение (что, мол, слушать сумасшедшего, мелющего чепуху; Фамусов так и говорит в конце концов о Чацком: «Что он тут за чепуху молол!»), но и возвеличивала цену противной стороны, оттеняла правоту противоположных положений.

Эмоциональная насыщенность речей героя, их высокий логический строй и проникновенный тон говорят за то, что Чацкий убежден в силе своего слова и верит в правильность взятой линии поведения. Однако проповедь его терпит явную неудачу. Он проповедовал напрасно, он не приведен к торжеству, победа не увенчала его усилий. Автор явно иного мнения о способе его действий, чем сам герой. Вот тут-то позиции автора и героя впервые явно не совпадают. Это — своеобразнейшая черта комедии.

Автор доверия герою лучшие свои мысли. Он ни в малейшей мере не хотел сделать своего героя смешным; попытки некоторых критиков утверждать противное совершенно беспочвенны. Грибоедов создал у тысяч и миллионов читателей убеждение в правоте Чацкого и неправоте старого мира. Аполлон Григорьев назвал Чацкого «единственным героическим лицом нашей литературы», — для XIX в. утверждение справедливо. Сверх этого, Чацкий едва ли не единственный положительный герой, удавшийся русской литературе XIX в. Однако всей ситуацией пьесы автор породил сомнения в методе действий героя. Горячая проповедь нового не могла не иметь — и исторически, и в ходе пьесы, в ее внутренних закономерностях —

409

414

одной цели: завоевания сторонников, создания мнения, поддерживавшего новое. Однако ни сторонники не были завоеваны, ни мнения не создалось. Результат получился обратный: новатор больно столкнулся с иным «общественным мнением», сформированным старым миром. Это «общественное мнение» оказалось силою старины, его опорой. Оно направлено против силы человеческого ума, против новых, справедливых понятий. Старый мир в совершенстве владеет механизмом, управляющим этой грозной силой; чуть понадобилась она ему — и вот это злобное «общественное мнение» староверов возникло и уже катится, нарастая, как снежная лавина, знаменуя собою сплоченность лагеря. Это «общественное мнение» — одно из активных действующих лиц «Горя от ума». Оно выступает на сцену со слов Софьи: «Что мне молва — кто хочет, так и судит», — уже героиня готова бороться с ним; оно встает во весь рост в словах Фамусова: «Вот то-то все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя...» Именно оно создало оценку положения: «он — сумасшедший». Очевидно, борьба словом не приводит к цели — передовое общественное мнение не создается, властвует косная старина.

            Чье это сочиненье!
Поверили глупцы, другим передают,
            Старухи вмиг тревогу бьют —
            И вот общественное мненье!
И вот та родина...

В более раннем тексте это место звучало так:

О праздный! жалкий! мелкий свет!
Не надо пищи, сказку, бред
Им лжец отпустит в угожденье,
Глупец поверит, передаст,
Старухи, кто во что горазд,
Тревогу бьют... и вот общественное мненье!
И вот Москва! — Я был в краях,
Где с гор верхов ком снега ветер скатит,
Вдруг глыба этот снег, в паденье все охватит,
С собой влечет, дробит, стирает камни в прах,
Гул, рокот, гром, вся в ужасе окрестность.
И что оно в сравненье с быстротой,
С которой, чуть возник, уж приобрел известность
Московской фабрики слух вредный и пустой.

«Общественное мнение» уходит со сцены последним: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Эти значительные и полные смысла слова завершают

410

415

комедию. Княгиня Марья Алексевна — сильнейший рычаг «общественного мнения» староверов. Княгиня Марья Алексевна, так сказать, «правит миром»501.

Чацкий, горячо убежденный, что «нынче свет уж не таков» и общий смех держит «в узде» охотников поподличать, явно рассчитывает на уже создавшуюся силу нового «общественного мнения». Однако вопрос переворачивается — Грибоедов думает иначе, чем Чацкий: никакого нового общественного мнения как решающей силы — нет, наоборот, торжествует «общественное мнение» староверов. Этот перевернутый тезис героя об общественном мнении также одно из доказательств несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя.

Расхождение позиций героя и автора уже рассматривалось в критической литературе. Первый подметил это и гениально расшифровал А. С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен», — писал Пушкин кн. П. А. Вяземскому 28 января 1825 г. В письме к А. Бестужеву от конца января того же года из Михайловского Пушкин подробно развивал ту же мысль: «Теперь вопрос: в комедии „Горе от ума“ кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». Правда, сам Пушкин в Кишиневе за столом у Инзова три года тому назад проповедовал перед первыми случайно попавшимися чиновниками и «кричал» против правительства во всех кофейнях. Но теперь были иные времена.

Совершенно ясно: Пушкин полагает, что высказываемые Чацким мысли — правильны: «Все, что говорит он — очень умно». Но Чацкий осужден не за содержание своих речей, а за их адрес, иначе говоря, за способ своего действия. Он мечет бисер перед Фамусовым и Скалозубом. К чему это? Так думал Пушкин в 1825 г.

Вопрос этот занимал и Аполлона Григорьева: «Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.