Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 391 страница 400 из 729

391

396

простое и привычное положение, как представляется большинству читателей, не требует никаких объяснений. Между тем данная ситуация борьбы и сопротивления имеет свое историческое объяснение. Она почерпнута из бытия, принадлежит бытию и входит в историю как результат довольно сложного процесса. Она сама по себе является звеном в цепи исторического развития и начинает несколько по-иному пониматься в результате освещения историей.

Авангард молодой России — декабристы были для той эпохи на высоком уровне понимания хода всемирно-исторического процесса. Составить себе представление о том, какими силами движется история, было для них существенно необходимо. Ведь они сознательно хотели воздействовать на ход истории, это было смыслом их существования, делом их чести. Они хотели преобразовать Россию посредством переворота в ней. Какие же рычаги воздействия на действительность нашли новаторы в первой четверти XIX в.? Они были убеждены, что миром правят мнения. Вольтер считал общественное мнение «королевой мира» («La reine du monde») и рассматривал историю человечества как историю в значительной мере «человеческих мнений» («L’histoire est en partie le recit des opinions des hommes»). Тезис «миром правят мнения» («c’est l’opinion qui gouverne le monde») был тогда последним завоеванием человеческого разума, последним словом науки. Идеалистический по существу, этот тезис не позволял добраться до глубины общественных отношений и не содержал в себе истины, однако он был прогрессивен для своего времени. Он был шагом вперед по сравнению с идеологией феодального периода, когда считалось, что миром правит бог. Противопоставленный положению о боге — двигателе истории — тезис «миром правят мнения» двигал мысль вперед, отбрасывал ее от клерикального мировоззрения, выбирался к простору понимания человеческих отношений и их развития без вмешательства потусторонней силы.

Французская революция с ликованием вынесла вперед тезис об общественном мнении, правящем миром. Этот лозунг был написан на победном знамени, которое революция водрузила над обветшалым миром деспотизма королей, владычества дворян и попов. Еще Дюкло писал: «L’opinion publique tôt ou tard renverse toute espèce de despotisme» («Общественное мнение рано или поздно

392

397

опрокидывает любой деспотизм»). Конвент установил даже день Праздника Мнения («Fête de l’Opinion»).

Провозглашенное решающей силой общественное мнение глубочайшим образом интересовало мыслящих и активных современников. Проект Сперанского (1803) ставил себе сознательной целью усилить «народное мнение» и его влияние на власть. Профессор Герман — тот самый, кого позже судил Рунич и чьи лекции слушали по возвращении из-за границы декабристы (в том числе Пестель), — учил: «Мнение народа (opinion publique) есть царь царей; оно дает законам более или менее силы в материальном пространстве». Лицеисты, слушавшие лекции Куницына, горячо воспринимали эти же суждения, и Кюхельбекер записал в знаменитом лицейском «Словаре»: «Пусть общее мнение решает гражданские несогласия...» Сила общественного мнения была предметом упорного размышления, и отголосок этой же внимательной работы мысли виден в уже цитированной записи Грибоедова (1819): «В Европе, даже и в тех народах, которые еще не добыли себе конституции, общее мнение по крайней мере требует суда виноватому...»483

Стремясь к основной цели — «потрясению» феодальной аристократии и уничтожению сословности, — дворянские революционеры и находили рычаг, которым хотели повернуть мир: оказывается, силой, потрясающей феодализм, является «общее мнение». Пестель, полагавший, что «отличительной чертой нынешнего столетия» является борьба между «массами народными» и феодальной аристократией, находил, что последняя «общим мнением всегда потрясена быть может и, следовательно, некоторым образом от общего мнения зависит». Иными словами, сила, свергающая феодально-крепостной строй, и есть, с точки зрения декабристов, общественное или «общее» мнение. Декабристы говорили в то время о «пользе отечества, состоящей в образовании общего мнения». Что такое революция, по мнению декабристов? Один из них с замечательной яркостью формулировал сущность явления со своей точки зрения: революция есть «общее развержение умов». Открытие «истинной» силы, двигавшей историей, пленяло одних, пугало других. Греч не без остроумия писал, ощущая некую новизну только что сделанного открытия: «Общее мнение — не батальон, ему не скажешь „смирно!“»484.

393

398

2

Первое тайное общество декабристов — Союз Спасения — зародилось в обстановке чрезвычайного идейного оживления после заграничных походов. Либеральные идеи имели очень широкое распространение. «В это время свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным человеком», — пишет Якушкин в своих «Записках». Казалось, например, что цареубийство само по себе будет достаточно для «всеобщего развержения умов» и торжества свободы. Ведь все же готовы! Степень идейной готовности общества к перевороту крайне преувеличивалась. Декабрист Фонвизин отмечал негодование «общественного мнения против Александра — не одних либералов, а целой России!» С особой силой выразил ту же мысль декабрист Каховский: «Ни одно государство столь скоро не способно к восстанию, как наше». Без учета этой субъективной уверенности первых русских дворян-революционеров в сравнительно легкой достижимости их целей невозможно понять особенностей декабристской тактики485.

Членов декабристского общества мучила «неопределенность средств» и то, что действие общества было «незначаще». Возникла мысль о новой тактике — сознательном формировании общественного мнения. Было решено работать над созданием и желательным направлением той силы, которая движет историей. И. Бурцов, несмотря на всю свою скрытность, показывал на следствии, что целью Союза Благоденствия было «приготовлять общественное мнение... к освобождению крепостных людей, каковые перемены могли не нравиться дворянству». То же решение декабрист Бриген передает так: «Надежды, кои оно (тайное общество. — М. Н.) имело в виду, были: действовать согласием на общее мнение, выставлять посредством оного на вид добродетельные дела и похвальные поступки и на позор злые и, таким образом, награждать гласностию первые и наказывать последние». Некоторые члены общества отводили для этой работы над подготовкой общественного мнения к перевороту до двадцати лет, относя, таким образом, срок самой революции примерно к 1838 г. Все это делалось, «дабы общее мнение революции предшествовало». Это было постоянным правилом,

394

399

которое декабристы неизменно отстаивали через все трансформации тайного общества486.

Так выросло своеобразное понимание значения пропаганды — действия словом. Так формирование главной исторической силы — «общего мнения» — стало на некоторое время в центр декабристской тактики.

Члены Союза Благоденствия со всей страстью отдались пропаганде. Убеждение, что они формируют основную силу переворота, не оставляло их. Проповедь велась с жаром, поднимала и вдохновляла молодежь, становилась правилом и обязанностью честного человека. «Чтобы противодействовать всему злу, тяготевшему над Россией, необходимо было прежде всего противодействовать староверству закоснелого дворянства и иметь возможность действовать на мнение молодежи», — пишет Якушкин. 1818—1819 гг. были временем расцвета этой пропаганды. «В это время главные члены Союза Благоденствия вполне ценили предоставленный им способ действия посредством слова истины, они верили в его силу и орудовали им успешно», — пишет тот же Якушкин. Усердную проповедь новых идей оттеняет и покаянная фраза А. Бестужева на следствии: «Я, как и все молодые люди, кричал на ветер...» Он добавлял: «без всякого намерения», в чем можно сильно усомниться.

Все изложенное объясняет появление новой характерной фигуры в русском обществе после Отечественной войны и заграничных походов. Это фигура молодого оратора, военного или штатского человека, горячо увлеченного политической проповедью нового. Он — во всеоружии передового политического образования, он громит косную старину. Ему свойственна горячность, страстность, он «с жаром витийствует», как пишет злобный Вигель, который отметил самый факт появления новой «моды», ставшей знамением времени: «Быть неутомимым танцовщиком, в разговорах с дамами всегда находить что-нибудь приятное, в гостиных при них находиться неотлучно — все это перестало быть необходимостью. Требовалось более ума, знаний; маленькое ораторство начинало заступать место комплиментов». Характерна смелость, убежденность этого «ораторства» в гостиных, клубах и собраниях, взгляд на свою проповедь как на кровное, нужное дело. Об этом ясно свидетельствует Якушкин: «Вообще свобода мыслей тогдашней молодежи пугала всех, но эта молодежь везде

395

400

высказывала смело слово истины». «В этом деле мы решительно были застрельщиками или, как говорят французы, пропалыми ребятами...» Молодые проповедники «стали при всех случаях греметь против диких учреждений, каковы палка, крепостное состояние и прочее» (Якушкин)487.

Появление молодого, убежденного и горячего проповедника новой жизни, конечно, не ограничивалось пределами тайного общества — оно было знамением времени и захватывало более широкий круг людей. Оно было своеобразным и ярким проявлением новой общественной жизни. Пушкин в Петербурге 1818—1820 гг. и Пушкин в южной ссылке 1820 г. становится по-особому понятен, когда факты его биографии ложатся на фон этого общего движения времени. Секретные агенты, наблюдавшие жизнь Пушкина на юге, доносили, что он неустанно проповедует против правительства и даже ругает его «во всех кофейнях». Найденная рукопись дневника П. Долгорукова замечательно характеризует эту же сторону дела. Пушкин, если применять слова Вигеля, также «с жаром витийствовал» в Кишиневе за столом у наместника Инзова.

«Наместник ездил сегодня на охоту с ружьем и собакою, — повествует П. Долгоруков. — В отсутствие его накрыт был стол для домашних, за которым и я обедал с Пушкиным. Сей последний, видя себя на просторе, начал с любимого своего текста о правительстве в России. Охота взяла переводчика Смирнова спорить с ним, и чем более он опровергал его, тем более Пушкин разгорался, бесился и выходил из терпения. Наконец полетели ругательства на все сословия. Штатские чиновники — подлецы и воры, генералы — скоты большею частью, одии класс земледельцев почтенный. На дворян русских особенно нападал Пушкин. Их надобно всех повесить, а если б это было, то он с удовольствием затягивал бы петли»488.

Позиция проповедника, острого разоблачителя пороков старого мира была присуща и прирожденному оратору П. Я. Чаадаеву. Все без исключения мемуаристы подчеркивают его превосходное уменье владеть словом. Чаадаев сохранил это качество до конца своих дней, несмотря на все пережитые потрясения; позднейшие эпиграммы николаевского времени, пытаясь высмеять опальных Чаадаева

396

401

и Михаила Орлова, не могли не отметить их «краснобайства» и «витийства»:

Чета московских краснобаев:
Михаил Федорыч Орлов
И Петар Яковлич Чадаев
Витийствуют средь пошляков.

Не любивший Чаадаева Денис Давыдов сердито называл его «маленьким аббатиком», который «в гостиных бить привык в маленький набатик», то есть явно пытался дать характеристику именно ораторству Чаадаева (слова из известного стихотворения Д. Давыдова «Был век бурный...»). В этой же связи нельзя не отметить, что Брут и Перикл, чьи образы фигурируют в известной пушкинской надписи к чаадаевскому портрету, оба были выдающимися ораторами древности. Смелость выступлений Чаадаева общеизвестна (например, он во всеуслышание обзывал Аракчеева злодеем)489.

Красноречие было выдающейся чертой самого Грибоедова. Современник свидетельствует, что «красноречие его, всегда пламенное, было убедительно... Трудно было не согласиться с ним во мнении». Грибоедов мог говорить «вдохновенным языком». Нельзя не вдуматься в вырвавшееся у Булгарина выражение, что Грибоедов родился «с характером Мирабо». Ясно, что образ Мирабо неприложим к человеку, лишенному ораторского дарования. Вспомним, что Грибоедов однажды даже говорил о себе в шутку как о проповеднике новой религии, «втором Магомете», — для этого надо было безусловно ощущать себя проповедником и оратором. Смелость грибоедовских обличений также отмечалась современниками. Александр Бестужев писал: «Твердость, с которою он обличал порочные привычки, несмотря на знатность особы, показалась бы иным катоновской суровостью, даже дерзостью»490.

Чацкий — несомненный оратор. «Как говорит! и говорит как пишет!..» — восклицает о нем Фамусов. Это качество героя не только может отражать индивидуальную особенность автора комедии, — оно прежде всего отражает историческое бытие своего времени, позицию молодого поколения, которое, как говорил Якушкин, «при всех случаях гремело» против старого строя.

Черта ораторства, несомненно, насыщена историзмом, и судить о ней надлежит, учитывая особенности явления

397

402

в целом: словесные обличения, проповедь, яркое, открытое заявление о своих взглядах были не только делом чести лучших представителей молодежи, но и по-особому оценивались передовым лагерем, верившим, что «мнения правят миром». В самооценке и в самоощущении передовых людей того времени их проповедь оказывалась важной и даже существеннейшей работой, — воздействием на основную силу, с их точки зрения, двигавшую историей. Ведь миром правили мнения! Поэтому, когда высокомерные гимназисты в эпоху реакции после 1905 г., начитавшись Алферова и еще кое-кого, громили Чацкого за «болтовню» и трату времени на «пустые слова», они прежде всего демонстрировали свое полное бессилие, а главное — бессилие своих учителей разобраться в историческом смысле явления.

Основная функция агитации — завоевание сторонников, иначе говоря, консолидация единомышленников, стягивание общественных сил к определенному лагерю. Выполняет ли Чацкий эту функцию? В комедии как будто нет. Сторонников у него не оказалось, он никого не убедил, был побежден и оставил поле сражения. Но так будет обстоять дело лишь до тех пор, пока вы, подчиняясь волшебным законам искусства, будете — незаконно — считать комедию не произведением искусства, а самою жизнью, действительным происшествием. Но верните явлению основной его признак — полагайте его художественным произведением, отдайте ему присущую ему функцию драматургического представления, очертите сцену, зажгите рампу, дорисуйте амфитеатр, заполните зрительный зал, восстановите в правах широкий круг сочувственных зрителей, — и Чацкий действует уже не в кругу Фамусовых, а в историческом кругу какого-то поколения, чьи жадные и сочувствующие глаза устремлены на сцену. Пока пьеса не была разрешена, ее тысячи раз играли мысленно на воображаемых сценах (ибо читать драматургическое произведение, конечно, значит мысленно представлять его себе на сцене), потом стали играть и на воображаемых (поскольку она не только смотрелась, но и читалась) и на реальных сценах. Вот в этом широком не фамусовском кругу Чацкий и сыграл свою основную роль консолидатора сил молодой России и выполнил свою задачу блестяще. Редко кто может сравниться с ним в русском общественном движении XIX в. по объему выполненной работы, длившейся более столетия.

398

403

3

Тактика декабристов в дальнейшем претерпела существенные изменения. С 1821 г. с принятием планов военной революции стал иначе расцениваться и удельный вес агитационного ораторского слова в общей системе декабристских планов. Однако пропаганда и далее продолжала считаться сильным орудием действия. Так, по показанию декабриста Бригена, тайное общество и после петербургского совещания 1820 г., когда приняло республиканскую программу и задумалось над коренной переменой тактики, все же не отказалось от формирования «общественного мнения». На совещании у Федора Глинки, по его собственному свидетельству, рассуждали и о том, «каким способом действовать на общее мнение»491. «Nous commencerons absolument par la propagande» («Мы начнем обязательно с пропаганды»), — говорил Никита Муравьев декабристу А. П. Барятинскому во время его приезда в 1823 г. в Петербург с требованием активизации Северного общества. Матвей Муравьев-Апостол дает интересное свидетельство о решении продолжать работу над формированием общественного мнения уже после революции: «Во все время существования временного правления общество должно было производить свое действие тайным образом, чтобы создать общее политическое мнение насчет введения нового порядка вещей»492.

В лице декабристов и их друзей сошло со сцены поколение, среди которого нашлось бы немало выдающихся парламентских ораторов. Легко представить себе на политической трибуне Михаила Орлова, Пестеля, Никиту Муравьева, пылкого Бестужева-Рюмина, Владимира Раевского, Лунина и многих других. Сибирь, каторга, виселица, ссылка оказались судьбою этих выдающихся русских ораторских дарований. До нас дошли многие свидетельства о значительных политических речах, произнесенных декабристами, и о большом впечатлении, которое эти речи произвели на слушателей. Дошли даже — удивительным образом — некоторые образцы этих речей, обладающих своим стилем, пафосом, ритмом. Напомним, что известная речь Бестужева-Рюмина («Век славы военной...»), звучавшая во MXAT’e в исполнении Леонидова (пьеса Н. Лернера «Николай I»), является подлинной речью декабриста, дошедшей до нас в его следственном деле. Сергей Муравьев-Апостол был о ней высокого мнения.

399

404

Николай Тургенев и Михаил Орлов выступали с политическими речами в литературном обществе «Арзамас»; Михаил Орлов говорил политическую речь на заседании Библейского общества. Известно, какое огромное впечатление произвел на декабристов доклад Пестеля на петербургском совещании 1820 г. о преимуществах республики. Огромное впечатление произвела на декабристов и другая его речь — против постановления о ликвидации тайного общества, принятого Московским съездом Союза Благоденствия в 1821 г. Эта речь как бы открывает собою историю Южного общества декабристов. Речь Александра Бестужева подняла на восстание солдат гвардейского Московского полка. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», — признается декабрист на следствии. При аресте декабриста В. Раевского была найдена рукопись, могущая послужить образцом ораторского искусства декабристов (обращение «граждане!», восклицания, многочисленные вопросы и т. д.). Возмущаясь теми, кто русских крепостных крестьян называет «счастливыми», автор пишет:

«Эти счастливцы в изорванных рубищах, с бледными, изнуренными лицами и тусклыми взорами просят не у людей (ибо владельцы их суть тираны), но у судьбы пищи, отдыха и смерти... Кто дал человеку право назвать человека моим и собственным? По какому праву тело, имущество и даже душа одного может принадлежать другому? Откуда взят закон торговать, менять, проигрывать, дарить и тиранить подобных себе человеков? Не из источника ли грубого неистового невежества, злодейского эгоизма, скотских страстей и бесчеловечия?.. Предки наши, свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное состояние своих потомков, они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами... Россия... требует необходимого и скорого преобразования... Дворянство русское, погрязшее в роскоши, в разврате, в бездействии и самовластии, не требует перемен, ибо с ужасом смотрит на необходимость потерять тираническое владычество. Граждане! тут не слабые меры нужны, но решительность и внезапный удар...»493

Когда П. Волконский — друг царя и деятель, весьма влиятельный в военном министерстве, — продумывал меры для предупреждения дальнейших волнений после Семеневского восстания, он прежде всего думал о том, как заставить молчать этих столичных ораторов, которых было все же так много, что он не полагал возможным всех их выслать, —

400

405

предполагался лишь арест самых виновных. «Не могу от вас скрыть, — писал П. Волконский Васильчикову в апреле 1821 г., — что все, что вы ни говорите о том духе, который господствует среди молодежи, вовсе неутешительно. Я нахожу, однако, что, несмотря на их многочисленность, надо стараться заставить их молчать, иначе число их будет прибавляться... ежели бы схватить некоторых из тех, которые говорят более других и которые должны быть вам известны, как главные, это бы заставило молчать многих других... К тому же дела в Италии и Пьемонте могут служить хорошим примером всем этим краснобаям»494.

Так характеризуется та общественная среда, которая дала Грибоедову материал для создания образа действий Чацкого. Сама историческая действительность подсказала автору ораторскую позицию героя. Герой обличал старый мир, боролся против него словом. В историческом смысле это отнюдь не индивидуальная особенность героя, — так жило и так действовало передовое поколение его времени и авангард поколения — декабристы. Это было в то время их тактикой. В художественном творчестве, как всегда бывает, совокупность этих черт приобрела индивидуальный оттенок. Но и тут передана именно ситуация поколения, его позиция, его способ действия и вместе с тем его горячее убеждение в правоте своего дела.

В свете только что изложенного вопрос о прототипе Чацкого не имеет значения в плане исторического объяснения комедии. Были мнения, что в лице Чацкого изображен П. Я. Чаадаев, что в какой-то мере он отразил Михаила Орлова, Николая Тургенева, Катенина, Якушкина. Характерна самая множественность кандидатов. Очень возможно, что в Чацком изображены именно все пятеро сразу, да сверх этого еще кто-то шестой, десятый, сороковой, — в этом и состоит обобщающая сила образа.

В веренице многочисленных названных и неназванных современниками «прототипов» несомненно должен числиться и уезжающий на Восток горячий двадцатитрехлетний молодой человек, в точности похожий на пылкого декабриста Александра Одоевского, — сам Александр Сергеевич Грибоедов. В Чацком налицо именно типическое обобщение передового деятеля эпохи раннего декабризма. Как это ни противоречиво выглядит на первый взгляд, но вопрос о «прототипе» интересен, в сущности, лишь тогда, когда снят вопрос о типе. Если речь идет о подлинно


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.