376
против дворянского воспитания с набором учителей «числом поболее, ценою подешевле», неучей, которых в России «под великим штрафом» велят признать историками и географами. И Фамусов недоволен как будто тем же: «Берем же побродяг и в дом и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему, — и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам...» Чацкий против слепого подражания иностранцам и раболепного преклонения перед заграницей, и Фамусов как будто возражает против того же: «А все Кузнецкий мост и вечные французы, откуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец...» Н. К. Пиксанов даже приходит к выводу: «Любопытно, что в национальном вопросе нередко совпадают оба антагониста — Фамусов и Чацкий...» Разница усматривается лишь в тоне: Фамусову-де поручены автором «националистические выходки», выдержанные «в добродушном, шутливом тоне», тогда как Чацкому «поручены полновесные сатирические обличения»459.
Между тем национальные мировоззрения Фамусова и Чацкого разделены пропастью. Это — антагонистические мировоззрения. Национализм Фамусова лишен прогрессивного социального содержания. Какой же общности русского народа может служить фамусовское национальное мировоззрение, если оно как раз охраняет ветшающие сословные преграды того мира, где «дорожат дворянством», где достоинство человека определяется числом крепостных душ, где даже подходящим женихом может быть только тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых», где бедный не может жениться на богатой («кто беден, тот тебе не пара»), где к услугам одного человека сто дворовых — и это очень хорошо («сто человек к услугам»). Может ли содействовать созданию нации, то есть общности народа, тот социальный идеал, который утверждает законность и правильность феодального угнетения большинства меньшинством, идеал, заставляющий восторгаться тем, что Максим Петрович «не то на серебре — на золоте едал», в ответ на поклоны не кивал «тупеем» и даже в своем вельможном качестве «не как другой — и пил и ел иначе»? Это — любование сословностью, восторг перед ней, нахождение в ней жизненного идеала. А ведь феодальная сословность и есть первый враг той общности людей, которая называется нацией и формируется именно в процессе крушения феодализма и создания нового строя.