Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 371 страница 380 из 729

371

376

против дворянского воспитания с набором учителей «числом поболее, ценою подешевле», неучей, которых в России «под великим штрафом» велят признать историками и географами. И Фамусов недоволен как будто тем же: «Берем же побродяг и в дом и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему, — и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам...» Чацкий против слепого подражания иностранцам и раболепного преклонения перед заграницей, и Фамусов как будто возражает против того же: «А все Кузнецкий мост и вечные французы, откуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец...» Н. К. Пиксанов даже приходит к выводу: «Любопытно, что в национальном вопросе нередко совпадают оба антагониста — Фамусов и Чацкий...» Разница усматривается лишь в тоне: Фамусову-де поручены автором «националистические выходки», выдержанные «в добродушном, шутливом тоне», тогда как Чацкому «поручены полновесные сатирические обличения»459.

Между тем национальные мировоззрения Фамусова и Чацкого разделены пропастью. Это — антагонистические мировоззрения. Национализм Фамусова лишен прогрессивного социального содержания. Какой же общности русского народа может служить фамусовское национальное мировоззрение, если оно как раз охраняет ветшающие сословные преграды того мира, где «дорожат дворянством», где достоинство человека определяется числом крепостных душ, где даже подходящим женихом может быть только тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых», где бедный не может жениться на богатой («кто беден, тот тебе не пара»), где к услугам одного человека сто дворовых — и это очень хорошо («сто человек к услугам»). Может ли содействовать созданию нации, то есть общности народа, тот социальный идеал, который утверждает законность и правильность феодального угнетения большинства меньшинством, идеал, заставляющий восторгаться тем, что Максим Петрович «не то на серебре — на золоте едал», в ответ на поклоны не кивал «тупеем» и даже в своем вельможном качестве «не как другой — и пил и ел иначе»? Это — любование сословностью, восторг перед ней, нахождение в ней жизненного идеала. А ведь феодальная сословность и есть первый враг той общности людей, которая называется нацией и формируется именно в процессе крушения феодализма и создания нового строя.

372

377

Более того, «националистическое» брюзжанье Фамусова на «вечных французов» с Кузнецкого моста и на «побродяг», которых он берет в дом в качестве учителей, стоит в бесспорном противоречии с тем идеалом московского дворянского быта, который ярко и любовно обрисован тем же Фамусовым в его монологе о Москве. В самом деле, он возмущается: «А все Кузнецкий мост и вечные французы, откуда моды к нам, и авторы, и музы, губители карманов и сердец!» Он восклицает с раздражением: «Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!» Однако, произнося далее панегирик московским девицам, он искренне восхищен именно их «воспитанностью» и уменьем одеваться: «Можно ли воспитаннее быть!.. Умеют же себя принарядить тафтицей, бархатцем и дымкой...» Нет сомнений, — тафтица, бархатец и дымка совершенно того же происхождения, что шляпки, чепцы, шпильки и булавки. Они, конечно, с того же Кузнецкого моста. Не приходится сомневаться и в том, что «воспитанность» московских девиц — плод деятельности их гувернанток и учителей. А что хвалит Фамусов в своем панегирике московским девицам? Результаты именно этих, якобы отрицаемых им, сторон воспитания молодых дворянских девиц: «Французские романсы вам поют и верхние выводят нотки...» — стало быть, необходимы «побродяги», учащие «пенью́» и «языкам». Московские девицы дошли до такой виртуозности, что «словечка в простоте не скажут — все с ужимкой», и Фамусову это очень нравится. Стало быть, не пропали даром труды тех «побродяг», которые учили их не только «пенью́», но и светскому обхожденью, — «нежностям и вздохам».

Следовательно, национальный идеал Фамусова по существу пуст и внутренними своими противоречиями снимает вопрос о каком-либо своем положительном национальном значении. Положительного социального содержания в его национальном мировоззрении нет: Фамусов стоит за старую феодальную сословность. В его пустом «национальном» идеале можно с трудом нашарить несколько узко личных конкретных предложений: он, по-видимому, непрочь, чтобы воспитание с заграничными учителями и гувернантками обходилось подешевле (иностранные «побродяги» — «губители карманов»), и, может быть, целесообразно как-нибудь попридержать влияние Кузнецкого

373

378

моста на нравственность дочерей и жен (он кричит Лизе в последнем действии: «Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы; там выучилась ты любовников сводить»); в последнем случае он — отчасти пострадавшее лицо, так как, по собственному его признанию, его жена ему постоянно изменяла (судя по его поведению с Лизой, он не оставался в долгу). Вот, собственно, и все.

За фамусовским исторически пустым «национализмом» остается, конечно, весьма важная и для крепостников функция — мимикрическая и противореволюционная. Патриотизм Фамусова затрудняет борьбу со стариной для молодого лагеря, фамусовская позиция может кое-кого обмануть. Ведь даже Чацкому приходится посчитаться с этим обстоятельством: обращаясь мысленно к передовому поколению и защищая национальные русские обычаи, он говорит, по-видимому, полемисту своего лагеря: «Пускай меня объявят старовером...» Фамусовский национализм несколько затрудняет борьбу передового лагеря.

Пустоту и внутреннюю противоречивость реакционного национализма отлично понимали представители передового лагеря, защитники нового. Этот внешний, показной и по существу пустой патриотизм — охранитель ветшающей старины — имел самое широкое распространение в кругах крепостнического дворянства. Реакционер Ф. Вигель заполняет свои воспоминания проклятиями по адресу французов, и его ругательства на учителей-иностранцев легко могут быть сопоставлены с фамусовскими словами: «Берем же побродяг и в дом и по билетам» (Вигель: «Из недр Франции целые потоки невежественного дворянства полились на соседние страны...»).

Однако реакционная клика живо заинтересована в присвоении своим людям наименования «патриотов». Достаточно вспомнить, что знаменитый мракобес архимандрит Фотий называл не кого иного, как Аракчеева «истинным патриотом», чтобы убедиться, что «патриотизмов» было два: один — передовой, другой — реакционный, один — истинный, другой — ложный, мимикрический, тянувший страну назад. Уступать передовому лагерю такое оружие, как понятие патриотизма, реакционная клика никак не хотела, — не кто иной, как махровый реакционер Жозеф де Местр писал специальные рассуждения о слове «отечество» («Dissertation sur le mot Patrie»). Пушкин высмеял поверхностный и бессодержательный патриотизм врагов Кузнецкого моста в «Рославлеве»,

374

379

подметив и его внутреннюю противоречивость: после вторжения Наполеона «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный верх, и гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски; все закричали о Пожарском и Минине и стали проповедовать народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские деревни». Понимание этого противоречия — проповедуют народную войну, а сами, вместо того чтобы принять в ней участие вместе с народом, готовятся отправиться «на долгих» в саратовские деревни — было, по-видимому, еще раньше остро подмечено Грибоедовым в наброске пьесы «1812 год». «Всеобщее ополчение без дворян» — записано там. О какой же национальной общности могла идти речь у патриотов типа Фамусова? Даже такой недоброхот «Горя от ума», как П. А. Вяземский, и тот называл патриотизм Фамусова «замоскворецким патриотизмом»460.

Мы постоянно встречаем в текстах Грибоедова два образа России-родины: светлый образ страны, полной творческих возможностей, народных талантов, страны, где живет «умный и бодрый» народ, страны, где можно осуществить «свободную жизнь», о которой с таким страстным убеждением говорит Чацкий. Это образ, полный движения, влекущий к себе, сразу вызывающий горячую волну эмоций. «Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги...» («Загородная поездка»). Этому образу противостоит образ царской, крепостной России — угнетенного отечества. Он мрачен, о нем можно условно сказать словами той же «Загородной поездки»: «Чем ближе к Петербургу, тем хуже...» Отчетливо обрисован этот образ в горьких словах письма Грибоедова к Кюхельбекеру о сборах в «любезное отечество» в начале 1823 г.: «Давеча, например, приносили шубы на выбор: я, года четыре, совсем позабыл об них. Но как же без того отважиться в любезное отечество! Тяжелые. Плечи к земле гнетут. Точно трупы, запахом заражают комнату всякие лисицы, чекалки, волки... И вот первый искус желающим в Россию: надобно непременно растерзать зверя и окутаться его кожею, чтоб потом роскошно черпать отечественный студеный воздух!» Эти слова — параллель к грибоедовской же стихотворной строке: «В их земле —

375

380

и свет темничный», — так думают угнетенные царизмом народы. В этом противопоставлении двух образов: России «свободной жизни», светлой России и России царской, угнетательской, мертвящей и «темничной», где небо покрыто «ризой погребальной», — существо национальной концепции Грибоедова461.

Таким образом, нет никаких оснований усматривать некое «сходство» между национальной идеологией Фамусова и Чацкого. Эти идеологии не только ничуть не сходны, а глубочайшим образом различны, антагонистичны. Установив эту разницу, продолжим разбор национальной идеологии Чацкого.

2

Выше уже было сказано, какое национальное значение имел антикрепостнический комплекс идей у Чацкого. Уничтожение сословных преград, ликвидация феодальной общественной структуры — это и было, в аспекте борьбы за национальное единство, за общность людей, главным содержанием национального лозунга. Отсюда ясно, что антикрепостнический комплекс и есть основное определяющее содержание национальной идеологии «Горя от ума». Антикрепостнический комплекс на данном этапе развития и формирует общность людей, создает национальное единство. Кто не поймет этого, ничего не поймет в национальной проповеди Чацкого. Разбирая антикрепостнический комплекс, мы уже вошли в тему борьбы за национальное. Система антикрепостнических идей имеет особый аспект — национальный. Борьба за равенство человека человеку, возмущение привилегиями, присвоенными «рождению», а не заслугам, требование, чтобы каждый ценился по собственным достоинствам, — это и была реальная работа во имя создания национальной общности людей. Это характерно для декабристской идеологии в целом, это характерно и для «Горя от ума».

Уничтожение рабства внутренне связывалось с достоинством русской нации, с ее национальной честью, которая для Чацкого — своя, кровная тема. Декабристы требовали уничтожения «унизительной для нации продажи людей». О том же замечательно говорил «первый декабрист» Владимир Раевский: «Предки наши, свободные предки с ужасом взглянули бы на презрительное состояние

376

381

своих потомков, они в трепетном изумлении не дерзали бы верить, что русские сделались рабами, и мы, чье имя и власть — от неприступного Северного полюса до берегов Дуная, от моря Балтийского до Каспийского, даем бесчисленным племенам и народам законы и права, — мы, внутри самого нашего величия, не видим своего унижения в рабстве народном».

Декабрист Федор Глинка принимал участие в выкупе крепостного поэта И. С. Сибирякова; причастный к этому П. А. Вяземский отражал мнение декабристов, когда писал о Сибирякове: «В отечестве — поэт, кондитер в барском доме»; барский дом противопоставлялся отечеству; отечество понимало поэта как поэта, «барский дом» понимал поэта как кондитера462. Отсюда ясно, что тема слуг, вымениваемых на борзых собак, тема о «праве» помещиков разрывать семейные узы и «поодиночке» распродавать крепостных детей — все это также проблема национального. В. Г. Белинский недаром отнес в своем письме к Гоголю освобождение крестьян к самым живым национальным вопросам. Это такая же тема о народе, как и знаменитые слова комедии «Горе от ума»:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.

Рассуждения горе-критиков о том, что «народ» упомянут в пьесе Грибоедова «только» один раз — в цитате, приведенной выше, — говорят лишь о беспомощности понять проблему национального с исторической точки зрения. В «Горе от ума» о народе говорится ровно столько же раз, сколько раз автор осуждает крепостной строй в целом. Это две стороны одного и того же явления.

Тема разрыва между народом и привилегированной кастой дворян есть тема отсутствия национальной общности, а требование уничтожить этот разрыв через уничтожение крепостных отношений и есть тема о создании единства463.

Но, сливая разорванные сословностью людские группы в целое, за какие качества этого целого надлежит бороться? Не народ ли — носитель величайших духовных богатств — должен дать свои характерные черты этому формирующемуся единству людей? Ведь не дворянство же, потерявшее национальный облик и охваченное «жалкой

377

382

тошнотой» по иноземному, будет диктовать формы новой жизни? Продолжим ранее начатую цитату: «Родные песни! Куда занесены вы с священных берегов Днепра и Волги?.. Прислонясь к дереву, я с голосистых певцов невольно свел глаза на самих слушателей-наблюдателей, тот поврежденный класс полуевропейцев, к которому я принадлежу. Им казалось дико все, что слышали, что видели: их сердцам эти звуки невнятны, эти наряды для них странны. Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!.. народ единокровный, наш народ разрознен с нами и навеки!..» Так писал Грибоедов в «Загородной поездке» (1826), и нет лучше слов для комментария строк об «умном, бодром нашем народе», который настолько отчужден от бар, что считает их «за немцев». «Если бы каким-нибудь случаем, — продолжает Грибоедов в «Загородной поездке», — сюда занесен был иностранец, который бы не знал русской истории за целое столетие, он конечно бы заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят от двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами».

Грибоедов великолепным эпитетом «умный» оттенил первейшее качество народа. Декабристы убежденно говорили о том же. Каховский, посетив крестьянские мирские сходки, был поражен именно умом русского крестьянина: «Сердце цвело во мне, видя ум и простое убедительное красноречие доброго народа русского. О, как хорошо они понимают и обсуживают нужды свои!.. Не лепечут наши красноречивого вздору; но в рассуждениях ум русской ясен, гибок и тверд». Декабрист Митьков говорил о том же, приходя к естественному выводу: «Быв в деревне и разговаривая с крестьянами своими, заметил в них столько здравых мыслей и истины в суждениях, что если только сообразоваться с их языком, то они скоро и легко поймут как права, так и обязанности свободного крестьянина».

Дворяне-революционеры, несмотря на всю свою отдаленность от народа, не могли не заметить тех сдвигов, того нового, что развивалось на их глазах в народной массе. Подпрапорщик Иван Якушкин, шагая в 1812 г. по Рязанской дороге вместе с отступающей русской армией и пестрой толпой народа, запомнил слова шедшего рядом с ним солдата: «Ну, слава богу, теперь вся Россия в поход пошла!» Сдвинулось нечто застойное, неподвижное, объединилось

378

383

в общем деле, этого не было прежде, — очевидно, такой приблизительно смысл вкладывал в свои слова шагавший рядом с будущим декабристом служивый. «Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании... — писал Якушкин. — В рядах даже между солдатами не было уже бессмысленных орудий; каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле»464.

Эти замечательные явления в русской действительности имели всемирно-историческое значение. Декабрист Басаргин был совершенно прав, когда писал о росте сознания масс после освободительных европейских войн против Наполеона: правительства обманули народы и не сдержали своих обещаний, «тогдашние главы правительств... не предвидели, что многозначащие слова их найдут отголосок не только в людях мыслящих, но и в самой массе... народы начали изъявлять свои требования и волноваться, не видя скорого исполнения своих ожиданий». Декабрист В. Раевский, перемещая привычные эпитеты, писал в своей записке «О солдате»: «Участь благородного солдата всегда почти вверена жалким офицерам». Князь Иван Щербатов, судимый по делу о возмущении Семеновского полка, говорил, отвечая на вопросы следствия, что солдаты-семеновцы, жертвуя собою для товарищей, «были расположены, как бывает в таком случае расположено общество благородных офицеров, а потому необыкновенно...». Таким образом, декабристское понятие о народе учитывало исторические сдвиги в развитии народного сознания. Объективно все это вместе — и мнение декабристов о солдатах и народе, и внутренние изменения, происшедшие в самом народном сознании, — также говорило о развивавшемся процессе формирования нации465.

Грибоедов имел много случаев жить среди народа и наблюдать его. Он побывал среди солдат формировавшегося Салтыковского полка, в 1812 г. был очевидцем многих больших событий с участием народа, позже столкнулся с важными вопросами народной жизни на Востоке. Ему пришлось задуматься и над темой о народных восстаниях. В своем письме в редакцию «Сына отечества» (1819) по вопросу о мнимом народном возмущении в Грузии он пишет: «Возмущение народа... отзывается во всех концах империи, сколько, впрочем, ни обширна наша

379

384

Россия». Грибоедов признает, таким образом, силу этого явления и влияние его на жизнь страны466.

Если Восток расширил поле наблюдений Грибоедова над проявлениями народной жизни вообще, то он же дал ему дополнительно новые впечатления именно о русском народе. Вопрос о возврате наших пленных из Персии был поставлен перед шахом еще в 1817 г.: Ермолов во время своего посольства в Иран требовал «возвращения пленных и беглых». Грибоедов по своей дипломатической службе принял продолжение этого дела, начатого Ермоловым. Он преодолевал тут чрезвычайные трудности, ломая сопротивление шаха, уговаривая сарбазов вернуться. Он проявил себя и как агитатор, умеющий возбудить национальное чувство: после его горячих убеждений десятки русских дезертиров явились просить отправки на родину. 23 августа 1819 г. Грибоедов записывает в путевом дневнике: «Хлопоты за пленных. Бешенство и печаль», а 24-го: «Idem. Подметные письма. Голову мою положу за несчастных соотечественников». Он выступил во главе собранного им отряда из Тавриза 4 сентября 1819 г., преодолевая величайшие затруднения и непрерывные препятствия — хитрости и сопротивления шахского двора, интриги и недобросовестность проводников467.

Размышления Грибоедова касались сложной и мучительной для него темы — он агитировал именем России, звал солдат на родину, обещал содействовать их прощению, а на границе видел вновь дезертирство. Он писал Мазаровичу: «Но на границе какое обоюдное шпионство и дезертирство! Оттуда бегут! Бегут и от нас, и по-моему это Харибда и Сцилла. Там и здесь чиновники отвратительны...» Как волнуется Грибоедов, когда вдруг исчезает из отряда солдат Ларин. Грибоедов верит, что это случайно, что Ларин вернется, нагонит отряд, и Ларин действительно является — он случайно отстал, один нашел путь в пустыне и, преодолев все препятствия, возвратился. Грибоедов восхищен в Ларине сильным русским человеком, восторгается его верностью и бесстрашием. Но вот другой случай: солдат Васильков отказывается перейти русскую границу. Ранее он «за преступление в России был прогнан сквозь строй», — пишет Грибоедов; не помогли никакие уговоры, никакие мольбы. Грибоедов отдавал ему свою лошадь, убеждал, просил — все было напрасно, русский солдат остался за рубежом, не пожелал вернуться на родину. Грибоедов мог расстрелять его, но «такой

380

385

поступок, — пишет он Мазаровичу, — хотя бы и дозволенный законом, противен человеку чувствительному». Можно представить себе, какой сложный ряд мыслей о народе и о его угнетении на родине вызвал этот и подобные случаи у Грибоедова. Непереносимо тяжелой оказалась для него невозможность выполнить обещания, данные дезертирам и пленным, — видимо, судьба их в России оказалась много жестче обещанной первоначально (точных сведений об этом в архивах пока не разыскано). «Генерал Вельяминов делает все, что только от него зависит, чтобы возможно менее скомпрометировать меня по отношению к моим несчастным, но все же я буду виновен по отношению к восьмидесяти. Это очень горько после таких стараний и таких огорчений, перенесенных с единственной мыслью, что послужит это к их общему благополучию... и вот я оказался обманутым и обманщиком!» — пишет Грибоедов в одном из писем (подлинник по-французски)468.

Из всего только что приведенного материала можно с основанием вывести, что Грибоедов много думал над вопросом о положении народа, наблюдал его представителей, чрезвычайно его интересовавших, видел в солдате живого русского человека, глубоко размышлял над его судьбой и сталкивался с безысходными противоречиями в его положении. Все эти переживания хронологически относятся к кануну той вспышки творчества над ранее задуманной комедией, о которой он писал в 1820 г. неизвестному другу. Так восстанавливается общественная идейная атмосфера и лично-авторская работа, поясняющая возникновение замечательных слов Чацкого об «умном, бодром» нашем народе, сказанных в «Горе от ума».

3

Из размышлений над судьбою русского народа, над ходом исторического процесса, над очередными задачами, стоящими перед родиной, Грибоедов вынес глубокое убеждение, являвшееся чрезвычайно важным в системе его взглядов на русское национальное развитие: необходима борьба за такую самостоятельную и зрелую русскую культуру, которая, вместе с уничтожением крепостного


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.