Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 361 страница 370 из 729

361

366

политических установок комедии, с одной стороны, и царской цензуры — с другой. Если этого нет, рушится выдвинутый тезис. Цензура только в том случае «не опасна творческой работе драматурга», когда точки зрения драматурга и цензора совпадают. Не стоит распространяться о том, что данного случая перед нами нет. Точки зрения Грибоедова и царского цензора явно не совпадали. Отношение Грибоедова к цензуре, не пропустившей его детище ни в печать, ни на сцену, общеизвестно. Перевернем теперь вопрос и спросим: была ли опасна цензуре и всему строю, ею защищаемому, творческая работа драматурга? Действительность отвечает: «Да! была опасна».

Цензура, особенно для драматурга, вступает в свои права уже в процессе творчества, ибо автор, создавая произведение, осведомлен о существовании цензуры и учитывает факт ее существования. Единственным исключением является случай, когда автор решает заранее писать нелегальное произведение и не пускать его в печать, а оставлять в рукописи или печатать нелегально. Цензура стесняет и давит автора в самом начальном процессе творчества. Для того чтобы устранить это чересчур очевидное положение, Н. К. Пиксанов вводит фантастическую предпосылку о том, что у Грибоедова якобы был некий — по-видимому, длительный — период, когда он и не «думал» ни печатать свою комедию, ни ставить ее на сцене: «Изучение рукописей „Горя от ума“ удостоверяет, что даже в самой ранней редакции, когда Грибоедов еще не думал о напечатании и постановке на сцене своей пьесы, когда он мог дать полную свободу своему перу, мы не находим более резких выступлений против крепостного права»451.

Позволительно спросить: чем доказывается самое наличие такого периода, когда Грибоедов почему-то «не думал» ни о печатании творимой комедии, ни о постановке ее на сцене? Никаких доказательств наличия такого странного периода не существует. Но существуют положительные доказательства обратного. В своей заметке по поводу «Горя от ума» Грибоедов вспоминает о самом раннем периоде творчества, когда он еще думал о замысле «высшего значения». Замысел этот не отразился в дошедшем до нас рукописном наследии автора и по времени предшествует созданию текста музейного автографа, то

362

367

есть был по времени более ранним, нежели эта самая ранняя рукопись. Грибоедов объясняет отказ от этого замысла «высшего значения» словами: «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание сколько можно было. Такова судьба всякому, кто пишет для сцены»452. Это — непреложное свидетельство того, что автор мечтал увидеть свою пьесу на сцене еще до создания текста музейного автографа. Следовательно, музейный автограф — наиболее ранняя из дошедших до нас редакций комедии — уже писался с учетом всей совокупности обстоятельств реальной постановки пьесы на сцене в царской России. Можем ли мы при такой простой и ясной ситуации исключить осознание автором наличия цензуры? У нас нет для этого никаких оснований. Черновики комедии, предшествующие созданию музейного автографа (а они, разумеется, существовали), до нас, к сожалению, не дошли. Мы не можем проследить за этим реальным процессом предварительного учета цензуры автором в силу плохой сохранности документального материала, — и только. Но решительно никаких оснований отрицать наличие этой внутренней авторской цензуры у нас нет.

Общеизвестна трудность опубликовать в эпоху реакции произведение, критически относящееся к крепостному праву. Пушкин, например, не мог и помыслить полностью напечатать свою «Деревню», написанную в 1819 г. В 1826 г. им были опубликованы лишь первые 34 стиха, совершенно «невинные» в политическом отношении (кончая стихом «В душевной зреют глубине»); дойди до нас «Деревня» в этом виде, мы и сейчас характеризовали бы это стихотворение как идиллическую сельскую картину, вызывающую у автора мягкое лирическое настроение. Но Пушкин уже в 1819 г. писал свое произведение без расчета на печать, оно ходило по рукам как рукописное и попало к Александру I именно как образец ненапечатанного пушкинского стихотворения. Отсюда, кстати, ясна неправомерность сравнения «Деревни» и «Горя от ума»: «Деревня» писалась как произведение, к печати не предназначенное, а «Горе от ума» с самого начала создавалось автором как произведение легальное, имеющее быть поставленным на сцене и подлежащее печати453.

363

368

5

Подводя итоги разбору антикрепостнического комплекса в «Горе от ума», скажем: в комедии отражены разнообразные стороны крепостного строя, которому и объявлена война. Комедия направлена своим острием против самодержавно-крепостного строя в целом. Она не только в образной форме заявила свой протест против абсолютистского строя и крепостного права, она коснулась также отдельных и существенных, конкретных сторон и даже деталей строя: его социальной структуры, феодальных привилегий, вопросов чести и службы, косного быта дворянства, отражающего строй дворянского привилегированного сознания и в свою очередь питающего его; коснулась крепостного суда и цензуры, просвещения и школьной политики. Все это вместе взятое и является, употребляя выражение Пестеля, «общей картиной народного неблагоденствия».

Передовая идеология, вступившая в бой с этим «неблагоденствием», объемлется одной формулой: защитой, употребляя слова Грибоедова, «свободной жизни». «А судьи кто? За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима», — восклицает Чацкий. Другую формулу — «вольность» — называет Фамусов: «Он вольность хочет проповедать!» Грибоедов противопоставляет «свободную жизнь» или «вольность» обветшавшему, угнетательскому сословному крепостному строю. Примечательна самая мысль о непримиримости крепостнического лагеря со «свободной жизнью»: «К свободной жизни их вражда непримирима». Это — священная формула времени, вызывавшая у представителей молодой России порывы благороднейших чувств: «свободная жизнь», «вольность», «свобода», — Пушкин говорил о том же, когда писал строки «Пока свободою горим...» или «Вослед Радищеву восславил я свободу».

Полно ли отражен в «Горе от ума» декабристский антикрепостнический комплекс идей? Думается, очень полно. Учтем вместе с тем, что все это идейное богатство передано образно и ни в малейшей степени не подавляет сюжета и любовной интриги, не сбивается на тон голой декларации и трактата. Вместе с тем призна̀ем, что оно буквально пронизывает комедию — самую политическую из всех великих русских комедий прошлого, сквозит во всех ситуациях, даже мелких репликах и эпизодах. Крупных

364

369

монологов Чацкого всего три, и все три так тесно вплетены в сюжет разговора, так естественно звучат, что ни в малейшей степени не нарушено художественное впечатление. Чацкий, почти что единственный положительный герой нашей литературы XIX в., остался живым человеком и завоевал себе самую широкую любовь читателя и зрителя.

Нельзя в силу сказанного выше оставить без возражения мнение, что в «Горе от ума» якобы нет «сложных или глубоких» социальных проблем, а вся «идейность пьесы однородна и вращается в одном круге — общественно-политическом». Во-первых, каким образом «общественно-политический» круг может не быть социальным? Социальное и есть общественное. Во-вторых, как можно «глубину» социальных проблем противопоставлять, очевидно, некоей «не глубине» проблем «общественно-политических»? Если речь идет о смене феодальной формации формацией новой, более высокой по социальной структуре, чего уж, кажется, глубже?

«Репертуар позитивной идейности» Чацкого, его «программа» до невероятия сужены и искажены Н. К. Пиксановым: «Итак: личное достоинство, честное исполнение служебных обязанностей, право путешествовать или жить в деревне, заниматься науками или искусствами. Вот и все». Можно почувствовать цену этого «Вот и все», если сопоставить его с итогами предыдущего разбора454.

Гончаров не ориентировал в своем анализе «программу» Чацкого на величайший вопрос истории — смену одной общественно-экономической формации другою и, конечно, по своему мировоззрению и не мог этого сделать. Его анализ не имел предпосылок общей концепции исторического процесса, а носил эмпирический характер. Однако насколько выводы Гончарова богаче и глубже своей последующей убогой трансформации! Гончаров в «Мильоне терзаний» пишет о Чацком: «Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком... Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает «веселья и дурачества с делом», как Молчалин, — он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклониться перед их авторитетом

365

370

дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления. Его идеал «свободной жизни» определителен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», или беспрепятственно предаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», — свобода «служить или не служить», «жить в деревне или путешествовать», не слывя за то ни разбойником, ни зажигателем, и — ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе от — несвободы». Вот итог Гончарова. Он опубликовал этот текст в 1872 г., когда, по цензурным соображениям, не мог сказать всего, — позднейший автор мог это сделать. Но этот позднейший автор предпочел отломать и отбросить от формулы Гончарова самый живой росток, — слова: «и ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе от несвободы», отрезать еще ряд существеннейших частей формулы и оставить только «личное достоинство», «честное исполнение служебных обязанностей», «право путешествовать или жить в деревне, заниматься науками и искусствами» да еще добавить: «Вот и все». Да сверх всего повторить эту формулировку не один раз, а много — от ученых работ до школьного издания комедии455.

Н. К. Пиксанов признает связь Грибоедова с декабристами. Но чего же стоит это признание, если и декабристы не признаются противниками «рабства» как института? Близость Грибоедова и декабристов становится тогда начисто лишенной основного содержания. Н. К. Пиксанов занят определением того, к какой именно фракции и группировке декабризма можно отнести Чацкого и Грибоедова. Необходимо заметить, что отнесение комедии к идеологии, положим, «средней группы» (?) Северного общества или какой угодно другой «группы» совершенно необоснованно и бесплодно. Комедия в момент своего рождения запечатлела основной антикрепостнический идейный комплекс авангарда молодой России — декабристов. В этом главное. Комедия никогда и не могла бы иметь такого успеха среди декабристов, если бы отражала специфику какой-либо «группы».

«Речи Чацкого — это не Пестель», — в довольно своеобразной стилистической форме утверждает Н. К. Пиксанов456.

366

371

Самое сравнение Чацкого и Пестеля неосновательно. Спросим прежде всего о том, что известно Н. К. Пиксанову о речах Пестеля в дворянских гостиных в период раннего декабризма (1816—1819)? Ведь надо же сравнивать героев в одинаковом положении. Чацкий говорит не на собрании декабристов, а в гостиной Фамусова. Поручусь, что о речах Пестеля в дворянских гостиных Пиксанову ничего не известно. О чем именно говорил в гостиных осторожнейший конспиратор Пестель в эпоху своего увлечения конституционной монархией и споров с республиканцем-декабристом Новиковым против республики? Своего доклада 1820 г. о преимуществах республики Пестель не делал в доме Фамусова, перед Хлёстовой и Скалозубом, — он прочел его на конспиративном собрании членов Коренной управы Союза Благоденствия, на квартире декабриста Глинки. Мы много знаем о Пестеле в декабристской среде, о Пестеле на следствии. Но что мы знаем о Чацком на собрании кружка заговорщиков? Тоже ничего. Повторил бы он на собрании дворян-революционеров именно те речи, которые говорил Фамусову? Гадание об этом не входит в задачу настоящего исследования, но утвердительный ответ на вопрос совершенно неправдоподобен. Чацкий говорил бы иначе. Да дело и не в том, что Чацкий — «это не Пестель» и «даже» не Рылеев. Чацкий — не образ какой-то декабристской группировки, он образ молодой России в целом, образ ее авангарда. Его объективная функция как агитатора — консолидация сил этой молодой России (на этом мы еще остановимся позже), а вовсе не отстаивание того или иного программного оттенка декабризма.

Антикрепостнический идейный комплекс комедии еще не исчерпывает ее идейного содержания. Он должен быть проанализирован еще с другой точки зрения — в разрезе формирования русской передовой нации, ее передовой идеологии. Борьба за национальное — другой аспект того же комплекса. К ее анализу мы и перейдем.

367

372
Глава XI

БОРЬБА ЗА НАЦИОНАЛЬНОЕ

1

Нация — явление историческое, не существующее искони, а подготовляемое историческим развитием и возникающее постепенно. Она складывается в процессе ликвидации феодализма и развития капитализма. Ленин указывает, что историческая эпоха между Великой французской революцией и франко-прусской войной была временем развития демократических национальных движений; эпоху 1789—1871 гг. Ленин характеризует словами: «эпоха подъема буржуазии, ее полной победы. Это — восходящая линия буржуазии, эпоха буржуазно-демократических движений вообще, буржуазно-национальных в частности, эпоха быстрой ломки переживших себя феодально-абсолютистских учреждений»457. «Горе от ума» возникает именно в эту эпоху.

Следя за формированием русского народа в нацию, мы замечаем, что этот процесс вступает в новый — интенсивный — период своего развития в исходе XVIII — начале XIX века. Нация не только более отчетливо формируется, набирает силы, — в ходе ее роста заметны новые течения, внутренне ее дифференцирующие. «Огромные события», по выражению декабристов, сопровождают этот процесс: формирование русской нации проходит в эти годы через ступени всеобщего потрясения Европы революцией 1789 г. во Франции, через выступление Радищева, наполеоновские войны, высокую народную борьбу против наполеоновского порабощения и победы 1812 года... Как раз «эпоха буржуазно-демократических движений» — по определению Ленина — и оказывается временем оформления «двух наций в каждой нации»: возникает национальная

368

373

идеология передового демократического движения, от которого резко отличается идеология консервативно-охранительного национализма «староверов», вступающих в борьбу с новаторами. Множество характеризующих данный процесс явлений возникает между концом восьмидесятых годов XVIII в. и восстанием декабристов. Подчеркнем значение книги Радищева, впервые с революционной остротой поставившей тему о русском народе и его освобождении от феодального гнета. Первые образы представителей народа обрисованы именно Радищевым со всей теплотой его взволнованного и глубокого гуманизма (например, образ русской девушки Аннушки, отвергающей ухаживания барина и мечтающей о достойной человека жизни, образы крестьян, восстающих против угнетения, образ слепца, отвергающего барские подачки с высоким чувством человеческого достоинства). Деятельность Новикова и всей его плеяды с их презрением к галломании, к лености и вертопрашеству дворянства, с проповедью уважения ко всему национальному русскому также характерна для этого процесса. Неудачный и тяжелый для России Тильзитский мир всколыхнул не только дворянские круги, — смутное брожение в разных слоях русского общества, вызванное военными неудачами, было показателем того же процесса. Крупнейшее по значению явление этого же ряда — Отечественная война 1812 г. всколыхнула широкие массы народа, выведенные ею на историческое поприще сознательной защиты родины от иноземного вторжения. Декабристы также приняли на себя задачу работы над формирующимся национальным сознанием. Эта задача вошла, таким образом, в область работы не только вообще передового, а революционного движения.

На всем протяжении своей истории русское революционное движение не только не отказывалось от вопросов формирования русского передового национального сознания, но было этим постоянно и вплотную занято. Тема любви к родине всегда была органической темой русской революционной идеологии. Революционеры, передовые люди, молодая Россия любили родину деятельной и преобразующей любовью. Они были не согласны с тяжелым и угнетенным ее положением, они видели силы, способные завоевать лучшее. Они видели в стране ростки нового, растили их, защищали их, содействовали тем самым неодолимости нового. В этом и усматривается

369

374

исторический характер их деятельности. «Горе от ума» как раз и служило этой цели. Объективно оно само по себе, как историческое явление, и было показателем формирующегося передового национального сознания.

Художественное произведение может служить формированию нации, не касаясь во внутреннем строе своего сюжета обобщений по национальной проблеме, не рассуждая прямым образом о нации. «Женитьба Фигаро» была существенным фактом формирования передового французского национального сознания, но внутренне, в развитии своего сюжета, она не ставила в прямой и обобщенной форме этих проблем. В отличие от этого «Горе от ума» не только объективно несет в себе функцию формирования национального сознания, но и прямым, обобщающим образом говорит о данной проблеме, вплетает ее в свой сюжет.

Национальное сознание не всегда формируется таким счастливым образом — при непосредственной помощи передовых идей выдающихся писательских талантов и мощного революционного движения огромной страны. В разных конкретных условиях оно складывается по-разному. В русском историческом процессе передовое национальное сознание воспитано революционным движением. Отсюда великая сила передовой национальной русской культуры.

Отсталые и реакционные слои боролись с передовым характером национального сознания и не могли не заняться в целях укрепления своих позиций той же национальной темой. Реакционное национальное сознание мимикрично по существу, оно не истинное, а ложное, прикидывающееся истинным. Реакционеры перехватывали национальную тему, строили свои концепции, делали свою реакционную идеологию орудием борьбы с передовыми течениями, но ни разу на всем протяжении русского исторического процесса им не удавалось выбить это оружие из рук революции. «Есть две нации в каждой современной нации — скажем мы всем национал-социалам, — пишет Ленин в «Критических заметках по национальному вопросу» (1913). — Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре. Есть великорусская культура Пуришкевичей, Гучковых и Струве, — но есть также великорусская культура, характеризуемая именами Чернышевского и Плеханова. Есть такие же две культуры

370

375

в украинстве, как и в Германии, Франции, Англии, у евреев и т. д.»458.

Пьеса Грибоедова — явление передовой, воспитанной революционным движением русской национальной культуры. Хотя «Горе от ума» и относится к ранней поре декабристского движения, но оно уже содержит в себе сложную национальную проблематику.

Нация есть прежде всего определенная устойчивая общность людей. Следовательно, идеи, формирующие национальное сознание, и работают прежде всего над созданием этой общности. Работа над нею особенно трудна в тот исторический момент, когда еще не произошло крушения феодально-крепостного строя. Он существовал века, разделял людей резкими сословными преградами, формируя общество, резко разобщил его на сословные группы. Длительность существования строя воспитала распространенное понятие о его «незыблемости». Представление о непоколебимости и исконности феодальных привилегий в высшем классе питалось и классовыми выгодами. Сознание того, что сословным преградам пришел конец, что «нынче свет уж не таков» и «вольнее всякий дышит», пугало одних, приводило в восторг других и объективно было значительной действенной силой, работавшей над созиданием общности. Общность эта в классовом буржуазном обществе и не может быть завершена — выше приведено положение Ленина о двух нациях в каждой нации. Тем не менее возникновение национальной общности и ее проповедь, совершаемая под лозунгами передового исторического характера, — большое прогрессивное дело в истории народа.

Отсюда ясно, что нельзя формировать национальную общность людей, не сокрушив феодальных перегородок между сословиями. Революционный лозунг всеобщего равенства, противопоставленный феодальной сословности, работает на создание национальной общности. Понятно, что именно этот момент — ликвидация сословного строя — и есть лакмусовая бумажка, безошибочно помогающая установить, с какой национальной идеологией мы имеем дело, — с прогрессивной или реакционной. Чацкий — носитель национальной идеологии, но и Фамусов тоже носитель национальной идеологии. В иных случаях даже находили и некое внешнее сходство между национальными положениями Чацкого и Фамусова. Чацкий


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.