Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 351 страница 360 из 729

351

356

свободомыслящим я нередко мечтал о желании преобразования России». Бестужев также прекрасно знал Грибоедова, был его другом. Как же он мог назвать «свободомыслящим» сторонника крепостного права как института, да еще мечтать с ним о преобразовании России?

Не чересчур ли много берет на себя Н. К. Пиксанов, утверждая: «Сам Грибоедов теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права». Почем знать? А может быть, высказывался — в беседах с декабристами, например? Он не записал этих разговоров, и эти записи не дошли до нас? Может быть, именно это хочет сказать Н. К. Пиксанов? Да, не записал разговоров, и странно было бы, если бы он их записал. Но ведь в силу этого никак нельзя утверждать, что Грибоедов «никогда не высказывался». Это ясно, как день.

Думается, что множить доказательства излишне. Выводы Н. К. Пиксанова являются неправильными и должны быть отвергнуты.

От искусственно вычлененной из комедии проблемы крепостного права вернемся теперь к более общему вопросу — к крепостному строю в целом. Именно тут лежит центр тяжести в анализе декабристской идейности пьесы.

3

«Горе от ума» задумано в пору раннего декабризма. Антикрепостническая программа еще не была детально разработана для самих деятелей авангарда молодой России и не приняла еще отчетливых форм конституционных проектов. Для декабристов было совершенно ясно, что враг — это крепостничество и самодержавие. Но статут Союза Спасения (1816—1817), составленный Пестелем (он не дошел до нас), по свидетельству всех, с ним знакомых, был сосредоточен гораздо более на организационных, нежели на программных вопросах. Необходимость отмены крепостного права была ясна и бесспорна, но конкретная программа его ликвидации в 1816—1818 гг. еще не была ясно разработана, ни в Союзе Спасения, ни в Союзе Благоденствия. Было ясно, что «крепостное состояние — мерзость», но каким именно образом ликвидировать эту «мерзость» (самая необходимость ликвидации сомнению не подлежала), — это было еще неясно самим декабристам.

352

357

Конституционные проекты уже задумывались. Первый набросок «Русской правды» Пестеля относится к 1820 г., начало работы Никиты Муравьева над конституцией — к 1821—1822 гг.

Надо подчеркнуть, что именно борьба против крепостного права явилась основным, центральным вопросом в формирующемся деятельном мировоззрении дворянина-революционера. Первое тайное общество, как уже отмечено, возникло и сформировалось именно около этого вопроса. Вслед за ним вскоре возник второй основной вопрос — о ликвидации самодержавия. Через всю историю декабризма прошли обе цели, оба лозунга, слитые в неразрывном единстве: борьба с крепостным правом и самодержавием. От этих центральных идей тянутся нити ко всей системе политических требований — от устройства суда и цензуры до вопросов просвещения.

Какие же стороны антифеодального комплекса раннего декабризма отражены в «Горе от ума» и полно ли они отражены? Отношение к крепостному праву, как уже указывалось, выражено ярко и отчетливо. Чтобы еще яснее почувствовать остроту и злободневность грибоедовских антикрепостнических формулировок, можно вспомнить, например, что слова «распроданы поодиночке» приводят на память то обстоятельство, что именно в 1820 г. вопрос о продаже крестьян поодиночке, в розницу, был поставлен в Государственном совете, долго и безуспешно дебатировался и кончился ничем: права крепостных владельцев не были нарушены, «право» продавать крестьян поодиночке было помещиками сохранено. Декабристы были взволнованы этим вопросом: позже декабрист Штейнгель писал правительству особую записку именно о продаже крестьян в розницу. Не случайно в своих примерах Грибоедов взял классические, установившиеся образы крепостного гнета: обмен людей на собак «Нестором негодяев знатных» и разрыв семей, продажа детей отдельно от родителей. Это были вопиющие, классические примеры, вплетенные в речь Чацкого442.

Тема о крепостных, спасших жизнь и честь господина, а потом проданных им, развита еще Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». Старик-крепостной продается с публичного торга за барские долги: «В Франкфуртскую баталию он раненого своего господина унес на плечах из строю. Возвратясь домой, был дядькою своего молодого барина. Во младенчестве он спас его от

353

358

утопления, бросясь за ним в реку, куда сей упал, переезжая на пароме, и с опасностию своей жизни спас его. В юношестве выкупил его из тюрьмы, куда посажен был за долги в бытность свою в гвардии унтер-офицером». У Грибоедова та же тема в строках: «Усердствуя, они в часы вина и драки и честь и жизнь его не раз спасали: вдруг на них он выменил борзые три собаки!!!» Однако тональность у Грибоедова несколько иная: у Радищева в описании есть привкус сентиментальной слезы: какие-де хорошие и трогательные дела делал этот верный человек, как он хорошо поступал — и вдруг... А у Чацкого и в ироническом «усердствуя» и в пренебрежительном упоминании уже не о «баталиях», а просто о «драках» и выпивках чувствуется саркастическая усмешка: и чего-де они усердствовали!443

Грибоедов не просто «выдумал» примеры промена на собак и насильственного отрыва детей от родителей, не случайно нашел счастливые образцы — он взял классику агитации, поднял на новую высоту агитационную традицию, шедшую еще от Радищева. Он сделал это с величайшим тактом художника. Говоря об острейшем общественно-политическом вопросе времени, он не сбился на тон поучения, голой декларации, трактата. Нет, он остался художником: он создал подлинный образ, то есть мастерский комплекс нескольких скупых, отобранных признаков, влекущий за собою жизнь, воссоздающий ее во всем многообразии. При сознательном преследовании своей политической цели он остался мастером слова, художником.

Весь строй крепостнической России разоблачен в «Горе от ума». Этого уже приходилось — с другой точки зрения — касаться в главе, посвященной службе и чести. Чацкий нападает на привилегии дворянства, на даваемые рождением преимущества. В ранней редакции комедии имелся текст:

Вам нравится в сынках отцовское наследство.
И прежде им плелись победные венки,
Людьми считались с малолетства
Патрициев дворянские сынки,
В заслуги ставили им души родовые,
Любили их, ласкали их,
И причитались к ним родные444.

Что могло породить этот ход мысли? Лишь борьба со строем в целом. Возьмем ту же посылку в радищевской формулировке: «Человек рождается на свет равен один

354

359

другому». Достоинства человека суть прежде всего его личные достоинства и не могут зависеть от обстоятельств рождения. Вместо строки «Желаю вам дремать в неведенье счастливом» в музейном автографе стоит: «В дворянской спеси вам желаю быть счастливым», — та же предпосылка. Первоначальная формулировка о «Несторе негодяев знатных»:

Тот Нестор негодяев старых
Туда же в самых знатных барах
И повелитель многих слуг...445 —

содержит ярко подчеркнутый контраст между привилегированным положением знати и не только отсутствием у нее личных достоинств, но и наличием возмущающих гражданина пороков — Нестор старых негодяев! В письме к Булгарину от 12 июня 1828 г. Грибоедов писал: «Матушка посылает тебе мое свидетельство о дворянстве, узнай в герольдии, наконец, какого цвету дурацкий мой герб, нарисуй и пришли мне со всеми онёрами». Еще в 1879 г. Орест Миллер в журнале «Неделя» не мог напечатать эту цитату полностью и процитировал строку так: «какого цвету... мой герб».

Эти слова были прямой атакой на дворянство как институт, и если угодно искать и для отношения к дворянству обязательно некоей общей формулы, подобно той, которую искали, но не захотели найти некоторые исследователи по отношению к крепостному праву, то вот она перед нами. Юную свою жену Грибоедов прямо поучал, что он «незнатный человек». «Ты не шахзадинская дочь, и я незнатный человек», — писал он ей из Казбина в декабре 1828 г. Ахвердовой он писал об «le dègoût, que je porte aux rangs et aux dignités» («отвращении, которое питаю я к чинам и отличиям»).

Понятно поэтому, что основой всего было отрицание именно феодального института дворянских привилегий, а вовсе не узкая внутрисословная зависть «среднего» дворянина к «придворной знати». Если в крупном вельможестве пороки и обветшание самого института были особенно выпуклы, то как художнику было не прибегнуть именно к этим примерам? Особенно ясно виден этот подход в письме Грибоедова к Бегичеву от 9 декабря 1826 г.: «Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Все-таки

355

360

Шереметев у нас затмил бы Омира: скот, но вельможа и крез. Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов...» Первая часть цитаты раскрывает именно общий тезис: крепостная Россия — край, где достоинство человека стоит в прямом отношении к числу орденов и крепостных рабов. Здесь налицо протест против самого института дворянских феодальных привилегий со справедливым указанием, что в этом привилегированном строе даже один дворянин не равен другому, — до такой степени — начисто — отсутствует в строе идея равенства: один дворянин ценится выше другого в соответствии с числом крепостных рабов и с иерархической лестницей орденов, то есть прямых показателей заслуг перед царем. А далее приводится пример Шереметева — иллюстрация к приведенному выше положению. Гомер — высокий образ вдохновенного певца, то есть идеал человека, выдающегося не по знатности, а по личной одаренности и славе, приобретенной в силу своего гения, — и этого человека в такой стране, как царская Россия, затмил бы «скот», но «вельможа и крез» — Шереметев.

В ноябре 1825 г. Грибоедов писал Бестужеву, что тот «оргии Юсупова срисовал мастерскою кистью, сделай одолжение, внеси в повесть, нарочно составь для них какую-нибудь рамку. Я это еще не раз перечитаю себе и другим порядочным людям в утешение. Этакий старый придворный подлец!..» Знать была ненавистна как особо яркий и типичный носитель привилегий феодального строя. Следовательно, еще и еще раз: врагом был феодально-крепостной строй в целом, он подлежал разрушению446.

Чацкому противен и весь склад устоявшегося московского дворянского быта, в котором он сразу подмечает застойные черты крепостнического паразитизма: барский дом тетушки полон «воспитанниц и мосек», в великолепных барских палатах «разливаются в пирах и мотовстве»; непрерывные «обеды, ужины и танцы» хоть кому зажмут в Москве рот («Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы»). В противоположность этому Фамусов является прославителем этого быта — дворянского довольства, дворянского богатства, дворянской еды. По ходу пьесы нигде не показывают людей за едой, — однако сколько узнаем мы о ней из «Горя от ума» — и все от Фамусова, раскрывающего конкретное содержание этих московских «пиров», — тут и форели, и сервировка

356

361

стола («не то на серебре — на золоте едал») и в тексте (позже снятом) меню постных обедов: «грибки да кисельки, щи, кашки в ста горшках» — «ешь три часа, а в три дни не сварится». Тут и состав приглашенных по принципу: «Я всякому, — ты знаешь, рад»; «Хоть честный человек, хоть нет, для нас равнёхонько, про всех готов обед». Самое вот это плотное родство, кровные связи, которые Фамусов сыщет «на дне морском», — фактор служебного строя, внутренней, столь низко организованной жизни отсталой, крепостной страны: «Как вам доводится Настасья Николавна?», «Как станешь представлять к крестишку иль к местечку, ну как не порадеть родному человечку». Чацкий — ненавистник этого родства, он видит его социальную функцию: «Не эти ли, грабительством богаты, защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...» Это протест против всего крепостного строя — от его социальных взаимоотношений до устоявшегося барского быта.

4

В живой связи с этим протестом стоит весь комплекс идей о центральной власти. Антиабсолютистская направленность «Горя от ума» уже разобрана в главе о службе и чести. Весь сюжет комедии, все понимание героем своего места в жизни и своей действенной в ней роли, все новое понимание чести направлены против самодержавия. «Попробуй о властях, и нивесть что наскажет!» — восклицает взволнованный Фамусов, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. «Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовет он подлецом!..» Такой вывод сделан именно из рассуждений Чацкого о новой чести и об отношении к службе.

Фамусов еще в первом разговоре воскликнул: «Ах! боже мой! он карбонари!» В ответ на что в первой редакции Чацкий отвечал: «Нет, нынче дурно для дворов». «Опасный человек!..» — кричал Фамусов. «Вольнее всякий дышит», — продолжал Чацкий. В позднейшем тексте вместо криминальной фразы — «нынче дурно для дворов» — была поставлена Грибоедовым нейтральная: «Нет, нынче свет уж не таков» (явный пример «цензурной» переработки). Чисто грибоедовский острый сарказм в словах Загорецкого о баснях:

357

362

На басни бы налег; ох! басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
                    Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари.

Эти стихи десятилетиями запрещала цензура.

Кроме общего образа центральной власти, в комедии немало образов ее институтов. Пестель говорил о «подкупливости судов», об этом же писал Каховский, твердил Кюхельбекер. Когда речь шла об «отцах отечества», Грибоедов рисовал их образ: они «грабительством богаты», и эти грабители «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве...». Это была та же постоянная декабристская тема.

Органической частью антикрепостнического идейного комплекса в «Горе от ума» была защита истинного просвещения и передовой культуры от нападения старого лагеря. Эта сфера борьбы с передовыми идеями была особенно широко использована реакцией. Политика Голицына, Магницкого, разгром Руничем Петербургского университета, процесс профессоров Арсеньева, Германа и Раупаха, еще длившийся в момент окончания работы Грибоедова над комедией, — все это было атмосферой, в которой выросла взволнованная защита просвещения в тексте комедии.

Нападение Грибоедова на мракобесов, предание их позору было активным участием в борьбе времени. В системе освободительной антифеодальной идеологии разум и просвещение были в числе центральных идей. Они были противопоставлены авторитарному принципу старой феодальной системы, его догматике и религиозным преградам для ищущего разума. Право на собственную деятельность ума, на свое суждение, от которого трусливо и подло отказывался Молчалин, было важнейшей предпосылкой борьбы со старым строем. Старый мир и отличался, по определению Чацкого, «рассудка нищетой» (мундир «когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету»).

Начиная внутренне понимать свою обреченность, сторонники старого образно рисовали ужасы просвещения и его неминуемые революционные последствия. Магницкий писал в своем докладе: «Все правительства обратят особенное внимание на общую систему их учебного просвещения, которое, сбросив скромное покрывало философии, стоит уже посреди Европы с поднятым кинжалом».

358

363

В тон этим реакционным декларациям звучат все реплики о просвещении, рассыпанные в речах Фамусова, Скалозуба и других представителей «староверов».

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
                    Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Княгиня Тугоуховская, которая самое название «Педагогический институт» может выговорить только по складам, поднимает острую, злободневную тему времени Грибоедова, агитируя против передовых учебных заведений:

                    Нет, в Петербурге Институт
Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
Там упражняются в расколах и безверье
Профессоры!!

Невежество шло войной на науку именно в то время, когда просвещение играло особую роль в сокрушении феодальной идеологии. Еще «Горе от ума» не было написано, и предложение Фамусова: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь» — еще не прозвучало, а в декабристской среде уже говорили на ту же тему. «Наши проповедники — губернаторы, начальники отделений, директоры — не зная наук, но зная средства, ведущие к выгодам, восстают против просвещения. Они кричат подобно Омару: сожжем все книги! Если они сходны с Библиею, то они не нужны, если же ей противны, то вредны», — писал Николай Тургенев в своем дневнике 27 февраля 1819 г.

Ю. Н. Тынянов справедливо указывает на отражение реальной действительности в перечисленных Хлёстовой учебных заведениях: «И впрямь с ума сойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев, как бишь их, да от ланкарточных взаимных обучений»: «Здесь дан полный и точный список учебных заведений, в которых учился и преподавал Кюхельбекер: он кончил лицей, преподавал в Педагогическом институте, был воспитателем пансиона и состоял при этом секретарем общества взаимных ланкастерских обучений»447.

Ланкастерская система, получившая распространение в России после заграничных походов, ставила себе целью массовое распространение просвещения. В массовости и быстроте обучения было ее существо. Кюхельбекер так объяснял следственному комитету причины, побудившие

359

364

его заняться этой системой: «Совершенное невежество, в котором коснеют у нас простолюдимы, особенно же землепашцы. Сие последнее обстоятельство и прежде, еще до моего отбытия 1820-го года за границу, заставило меня вступить в известное правительству и пользовавшееся покровительством оного Общество распространения училищ по методе взаимного обучения». Кюхельбекер был секретарем этого общества и членом «управляющего комитета».

Общеизвестно, как декабристы использовали ланкастерскую систему в целях агитации среди солдат. Декабрист В. Раевский руководил ланкастерской школой в 16-й дивизии генерала Мих. Орлова. Как говорит всеподданнейший доклад по делу Раевского, «для обучения солдат и юнкеров вместо данных от начальства печатных литографических прописей и разных учебных книг Раевский приготовил свои рукописные прописи, поместив в оных слова: «свобода, равенство, конституция, Квирога, Вашингтон, Мирабо» и на уроках говорил юнкерам: «Квирога, будучи полковником, сделал в Мадриде революцию, и когда въезжал в город, то самые значительные дамы и весь народ вышли к нему навстречу и бросали цветы к ногам его».

Крик чахоточного врага просвещения, который требовал присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился», выражал прежде всего опасение широкого распространения грамотности, — уж как бы не распространилось просвещение в народе! После «Семеновской истории» ланкастерская система подверглась яростному гонению правительства. Алексей Н. Веселовский вполне прав, усматривая в словах Хлёстовой отголосок этой реакции448. Проекты Магницкого и замыслы свести до минимума преподавание наук, занимаясь в школах более «нравственностью» и шагистикой, отражены в словах Скалозуба:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий,
Там буду лишь учить по-нашему: раз, два.
А книги сохранят так: для больших оказий.

Никита Муравьев был особенно возмущен, например, проектом цензурного комитета и предложениями запретить преподавание по рукописным тетрадям и допускать изложение только общепринятых мнений. Он писал с негодованием: «Профессора должны преподавать общие

360

365

правила и мысли, а не свои! Общие — кому: государственному и духовному комитету или всем людям? Где таковые правила и мысли? Всякое изобретение, каждое новое понятие, пока оные не получат право гражданства в нравственном мире, принадлежат тому, кто их выразил... Ньютон был бы осужден за преподавание дифференциального вычисления, поелику оное было плодом собственных его мыслей, а не общих! Коперник, Галилей, словом, все великие мужи, какою бы отраслью наук ни занимались, сидели бы в остроге и долженствовали отвечать Гладкову (петербургскому полицмейстеру), который бы весьма легко опроверг все их лжеучения и лжемудрствования»449. Саркастический образ полицмейстера, «легко» опровергающего в остроге Коперника и Галилея, хочется сопоставить с аналогичным образом фельдфебеля, данного в Вольтеры:

Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.

Так раскрывается в образах комедии антикрепостнический идейный «комплекс».

Но ранее, нежели подвести итоги, необходимо задать вопрос: насколько стеснила цензура формулировку мыслей Грибоедова? Вопрос этот уже подвергался подробному разбору в работе Н. К. Пиксанова «Творческая история „Горя от ума“», где специальная глава четвертого отдела озаглавлена выразительным тезисом: «Независимость идеологического состава Г. о. у. от цензурных давлений». Тезис доказывается тем, что в окончательном тексте комедии наличествуют одновременно как обострения, так и смягчения первоначального текста в политическом отношении, а не одни его смягчения. Это будто бы снимает вопрос об учете автором цензуры; «...цензура не была опасна творческой работе драматурга, — полагает Н. К. Пиксанов о Грибоедове. — Если в ранней редакции встречаем формулы более резкие, чем в редакции окончательной, то бывало и наоборот»450.

Прежде всего перед нами — логически неприемлемый метод доказательства тезиса. Если угодно доказывать, что цензура была не опасна творческой работе драматурга Грибоедова, надо действовать лишь единственным методом — доказывать тождество или чрезвычайную близость


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.