346
антикрепостнического идейного комплекса и рассматривается изолированно. Во-вторых, цитаты комедии рассматриваются аналогично тому, как рассматривались бы положения политического трактата или конституционного проекта — как позитивные требования автора, а не как конкретные признаки художественного образа, влекущие за собой нечто цельное (что и подлежит исследованию) и никогда не совпадающие механически в своей формальной «сумме» со всем комплексом вызываемого образом явления.
Каждая цитата великого художественного произведения — окно в историю. Она имеет и множество других аспектов изучения, но понять ее смысл во всей полноте нельзя, не учтя ее исторической связи с действительностью. Между тем вычленение цитат, произведенное Н. К. Пиксановым при разборе вопроса, как раз сопровождается игнорированием истории. Так, приступая к изучению идейности комедии, Н. К. Пиксанов считает необходимым сначала вычесть, удалить из поля зрения исследователя «нейтральные» и «бесхарактерные» эпизоды, чтобы отобрать идейные мотивы «в собственном, узком смысле» и начать их изучение. В разряд «нейтральных» и «бесхарактерных» текстов, якобы не дающих материала для анализа идейности пьесы, попадают, например, такие «пословицы», как: «Ну, как не порадеть родному человечку», «Подписано, так с плеч долой», «Кто беден, тот тебе не пара» и т. д. Это может показаться невероятным, но это так.433 Достаточно представить себе проблему чести и службы в комедии, чтобы ощутить, какое огромное значение имеет «нейтральное» изречение: «Ну, как не порадеть родному человечку» или: «Подписано, так с плеч долой». Надо окончательно выхолостить из «идейности» проблему исторического, чтобы тезис «кто беден, тот тебе не пара» признать «нейтральным» и «бесхарактерным» изречением. Очевидно, по мнению исследователя, так думают люди любой эпохи и любого социального строя.
Таковы некоторые неправильные стороны метода Н. К. Пиксанова. Перейдем теперь к разбору положений по существу. Н. К. Пиксанов наиболее подробно остановился на вопросе об отношении Грибоедова к крепостному праву в двух работах: «Социология „Горя от ума“» и «Грибоедов и крепостные рабы» (1934). Менее подробно те же соображения развиты в его книге «Творческая история „Горя от ума“», где особый отдел посвящен идейности