336
ответа, могут ли его принять. Он чувствовал себя в родном доме, а главное, он «без памяти» любил ту, к которой — и «единственно» к которой — приехал. Он надеялся на «прелесть встреч» и «участье живое». В сценах первого действия он, несмотря на всю противопоставленность свою старому миру, еще не вошел в роль открытого борца. Цитируя Державина, он даже говорил о дыме отечества, который ему «сладок и приятен».
В детстве Чацкий с Софьей, вероятно, нередко по косточкам разбирали знакомых и родственников. Мне представляется, что даже в самом подборе характерных признаков, которыми он пользуется в первом разговоре, описывая знакомых, есть элементы этого очень юного восприятия, — реминисценции детского времени. Тут очень много смешных внешних признаков, схваченных острыми глазами подростка: приметилась особая смешная походка («ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»). Не забыты тоненькие ножки некоего «черномазенького» («тот черномазенький на ножках журавлиных»); вспомнились какие-то внешние признаки одежды, прически или, может быть, косметики неких трех знакомых, которых они встречали вместе с Софьей, вероятно, во время традиционных детских прогулок по бульвару («трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся»); не забыт и увлеченный театрал со своими артистами — опять привнесенный со смешным внешним, но многоговорящим признаком («сам толст — его артисты тощи»); вспомнился тут же бал, на котором они с Софьей, два подростка, которым все надо разведать, открыли вдвоем — вместо того чтобы танцевать — в одной из комнат «посекретней» человека, щелкавшего соловьем. Все это еще в какой-то мере воспоминания детства.
Первая встреча с Фамусовым еще в общем дружественна — это встреча молодого человека со старым воспитателем и опекуном. Фамусов заключает Чацкого в объятья и, по-видимому, судя по ритму строки, троекратно его целует: «Здорово, друг, здорово, брат, здорово...» Чацкий полушутливо обещает Фамусову — охотнику рассказывать новости в Английском клубе — первому все рассказать о заграничной поездке («Вам первым, вы потом рассказывайте всюду»). Побывав дома, он и является затем к Фамусову. Таким образом, Чацкий в первом действии еще не выступил в открытой роли новатора и борца. Он уже противопоставлен старому миру,