Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 331 страница 340 из 729

331

336

ответа, могут ли его принять. Он чувствовал себя в родном доме, а главное, он «без памяти» любил ту, к которой — и «единственно» к которой — приехал. Он надеялся на «прелесть встреч» и «участье живое». В сценах первого действия он, несмотря на всю противопоставленность свою старому миру, еще не вошел в роль открытого борца. Цитируя Державина, он даже говорил о дыме отечества, который ему «сладок и приятен».

В детстве Чацкий с Софьей, вероятно, нередко по косточкам разбирали знакомых и родственников. Мне представляется, что даже в самом подборе характерных признаков, которыми он пользуется в первом разговоре, описывая знакомых, есть элементы этого очень юного восприятия, — реминисценции детского времени. Тут очень много смешных внешних признаков, схваченных острыми глазами подростка: приметилась особая смешная походка («ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»). Не забыты тоненькие ножки некоего «черномазенького» («тот черномазенький на ножках журавлиных»); вспомнились какие-то внешние признаки одежды, прически или, может быть, косметики неких трех знакомых, которых они встречали вместе с Софьей, вероятно, во время традиционных детских прогулок по бульвару («трое из бульварных лиц, которые с полвека молодятся»); не забыт и увлеченный театрал со своими артистами — опять привнесенный со смешным внешним, но многоговорящим признаком («сам толст — его артисты тощи»); вспомнился тут же бал, на котором они с Софьей, два подростка, которым все надо разведать, открыли вдвоем — вместо того чтобы танцевать — в одной из комнат «посекретней» человека, щелкавшего соловьем. Все это еще в какой-то мере воспоминания детства.

Первая встреча с Фамусовым еще в общем дружественна — это встреча молодого человека со старым воспитателем и опекуном. Фамусов заключает Чацкого в объятья и, по-видимому, судя по ритму строки, троекратно его целует: «Здорово, друг, здорово, брат, здорово...» Чацкий полушутливо обещает Фамусову — охотнику рассказывать новости в Английском клубе — первому все рассказать о заграничной поездке («Вам первым, вы потом рассказывайте всюду»). Побывав дома, он и является затем к Фамусову. Таким образом, Чацкий в первом действии еще не выступил в открытой роли новатора и борца. Он уже противопоставлен старому миру,

332

337

но он еще фактически ни с кем не столкнулся, — для этого пока еще не было прямого повода. Для взрыва нужен какой-то инициирующий момент, внешний импульс, удар, толчок, воспламеняющая искра. Когда же и где этот момент возник?

Заехав к себе домой, Чацкий явился к Фамусову вторично, после утреннего свидания, готовый усесться на диван и рассказывать новости. Но его чересчур настойчивые вопросы о Софье несколько раздражают Фамусова: «Тьфу, господи прости! пять тысяч раз твердит одно и то же». И с прямолинейностью старшего «друга» и опекуна, а также своенравного московского барина и — отдадим ему должное — проницательного отца, Фамусов прямо в упор спрашивает Чацкого: «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?» Он попал в точку. Да, Чацкий хотел бы жениться на Софье. Психологически бесподобное «а вам на что?» Чацкого — это сразу и смущение от неожиданной атаки, и гордая поза молодой, но довольно необоснованной «независимости» от родительского соизволенья на брак, и желание несколько выиграть время. Следует вопрос Чацкого: «Пусть я посватаюсь, — вы что бы мне сказали?» Нельзя согласиться с мнением И. А. Гончарова в «Мильоне терзаний», что Чацкий задает этот вопрос небрежно и «почти не слушая» ответа Фамусова430. Как же так? Ведь он кровно заинтересован в ответе, ибо он любит Софью и приехал «единственно» для нее. Он хочет жениться на Софье — это очевидно. Он, несомненно, настороженно ожидает ответа Фамусова на столь интересующий его вопрос. Отказывает ли ему Фамусов в руке дочери? Нет, не отказывает. Он «только» ставит ему три условия для женитьбы на Софье: «во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, поди-тка, послужи». Первое условие — «не блажи», — конечно, имеет в виду «завиральные идеи» Чацкого; оно в другом месте формулировано: «и завиральные идеи эти брось». Второе условие — не управлять оплошно имением — очевидно, связано и с имущественным положением Чацкого: все-таки у него, по более оптимистическому подсчету Фамусова, четыре, — а не три, как думает Хлёстова, — сотни душ; и хоть Фамусов и хвастает, что жених для него лишь тот, у кого наберется «душ тысячки две родовых», но в конце концов и четыреста душ Фамусов все-таки признает чем-то реальным. Но «главное» — это главное! — «поди-тка, послужи». В ответ на это предложение (Чацкий

333

338

и отвечает только на главное — третье — условие) и следует знаменитый ответ Чацкого: «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Иначе говоря, Фамусов предлагает Чацкому купить брак с Софьей ценою отказа от его убеждений, от его взгляда на жизненное назначение нового человека, на честь, на служение отечеству. Но убеждения Чацкого не продаются, даже за такую несказанно дорогую для него цену, как Софья. Вот тут-то и взрывается Чацкий. Вот в этом узле действия пьесы, где так тесно переплетаются общественное и личное, так резко сталкивается новое и старое понимание жизни, — тут-то и происходит взрыв.

Тема последующих двух монологов — Фамусова: «Вот то-то все вы гордецы!» и Чацкого: «И точно начал свет глупеть» — это прежде всего честь и служба человека в ее старом и новом понимании. Ответ Чацкого на восхваления Максима Петровича и на совет «жертвовать затылком» для развлечения высшей власти (так и вспоминается «кувырк да кувырк» из цитированного ранее письма матери Грибоедова) сосредоточен на теме старого и нового понимания чести. «Как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший: свежо предание, а верится с трудом», — этот знаменитый афоризм вызван именно вопросом о чести.

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол, не жалея!

Кому нужда, тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Прямой был век покорности и страха,

Все под личиною усердия к царю.

...............

Но между тем, кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?

Вывод: «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде» — говорит уже о новом общественном мнении, иначе оценивающем честь и достоинство человека. Эта тема развивается и дальше. Фамусов немедленно находит квалификацию — «карбонари» — для этой точки зрения.

Борьба началась в открытую — тема чести и службы длится вплоть до прихода Скалозуба. Вот основное

334

339

сплетение социального и любовного сюжетов, основное место, где они скрещиваются и где происходит взрыв.

Тема чести всплывает не раз и в дальнейшем развертывании борьбы Чацкого со старым лагерем: она и в «подлейших чертах» прошедшего житья, и в унизительном поклонничестве перед «Нестором негодяев знатных», и в нежелании ехать на поклон к Татьяне Юрьевне, и в хохоте над «похвалой» Хлёстовой Загорецкому («не поздоровится от эдаких похвал!»), и во всем отношении к Молчалину и его жизненной позиции карьериста и тихони, и в национальной гордости, возмущенной случаем с французиком из Бордо. Тема возникает и в последнем монологе; так, она дана и в словах: «с вами я горжусь моим разрывом», и в гордых строках о «благонравном, низкопоклоннике и дельце». Интересно, что именно в последнем монологе Чацкий точно воспроизводит контраст первого взрыва: «Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется благонравный, низкопоклонник и делец, достоинствами, наконец, он будущему тестю равный». Это и есть последнее выражение темы чести в комедии.

Итак, новатор по-новому понимает и свою роль в жизни, и служение отечеству. Чувство чести, сознание своего достоинства и понимание службы как служения отечеству и есть его индивидуальная позиция, выражение нового отношения к миру. Отношение это глубоко действенно, душа нетерпеливо рвется к деятельности, к переделке мира. «Нетерпеливою душой отчизны внемлем призыванья», — можно сказать об этом словами Пушкина. Новатор хочет, говоря словами Пушкина, уничтожить «гнет власти роковой» и превратить самовластье в обломки. Обломки есть результат того, что предано сознательному сокрушению, сломано. Что же именно подлежит переделке? К чему именно призывает отчизна? Говоря кратко, сокрушению подлежал именно крепостной строй в целом, и идеология борьбы с ним была в «Горе от ума» декабристской идеологией. Перейдем поэтому к разбору антикрепостнического комплекса идей в комедии и в мировоззрении ее автора.

335

340


Глава X

ПРОТИВНИК
КРЕПОСТНОГО СТРОЯ

1

Декабристы были борцами против крепостного права. Общеизвестность этого делает излишним специальный исторический экскурс на эту тему. Достаточно напомнить, что борьба против крепостного права и сплотила тайное общество в 1816 г., а затем прошла через всю его историю. «С самого начала говорено было о желании даровать свободу крепостным крестьянам», — свидетельствует декабрист Пестель. Как бы разно ни решался аграрный вопрос в конституциях Пестеля и Никиты Муравьева, самая отмена крепостного права нигде не ставилась под вопрос и была безусловной. «Крепостное состояние и рабство отменяются, раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным», — говорится в конституции Никиты Муравьева. Пестель в «Русской правде» полагал, что «рабство крестьян» есть «дело постыдное, противное человечеству», «рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Отмена крепостного права вменялась в первую обязанность Временному верховному правлению: «Сие уничтожение рабства и крепостного состояния возлагается на Временное верховное правление, яко священнейшая и непременнейшая его обязанность».

Идейный комплекс «Горя от ума» сложился на этапе раннего декабризма. Конституционные проекты декабристов еще не были оформлены, и нет никаких оснований ставить вопрос об их влиянии на Грибоедова. Однако основной характер вопроса об отмене крепостного права в декабризме, который и возник как общественное течение

336

341

именно вокруг этого стержня, дает все основания сопоставлять идеологию комедии с идеологией декабризма.

Как подойти к исследованию этого вопроса? В отличие от предшествующих тем («Два лагеря», «Честь и служба») данная тема многократно разбиралась в грибоедовской литературе. Исследователи подходили к ней различно, пользуясь различными методами изучения, и приходили к разным результатам. Отсюда возникает необходимость сначала остановиться на методологии вопроса.

«Горе от ума» — не конституционный проект и не политико-экономический трактат, а художественное произведение. Было бы величайшей ошибкой применить к нему те же способы исследования, какие необходимо применять к конституциям или политико-экономическим трактатам. Разбирая его руководящие идеи, надлежит учитывать его особенности как художественного произведения и разбирать его именно как таковое. Кроме того, «Горе от ума» не художественное произведение вообще, а произведение драматургическое, имеющее свою специфику, обладающее своими закономерностями. Забвение последних также может привести к ошибкам. Все эти соображения справедливо могут представиться читателю само собою разумеющимися и даже излишними для упоминания. Но необходимость напомнить о них будет уяснена в последующем изложении.

Как художник-реалист Грибоедов воссоздавал в образах жизнь своего времени. Он не имел в виду искусственно выделять какую-то одну особую идею в общем облике героя, он воссоздавал его во всей жизненной цельности, в особой обстановке драматургического действия, которое давало герою возможности разнообразного выявления себя, но, как всегда в драматургическом произведении, не любые возможности, а совершенно определенные, ограниченные. Герой приехал в дворянский дом на свидание с любимой девушкой; он действует в парадных комнатах дома и в течение только одного дня; он все время находится в общении с людьми светского круга. Его внутренний мир идей и чувств выявлен только через это общение — автор ни разу не дал ему одинокого монолога в пустой комнате. Когда в горячей речи о французике из Бордо Чацкий замечает, что его не слушают и танцуют,

337

342

он на слове «глядь» обрывает свои слова и умолкает. И последний монолог «Не образумлюсь — виноват» обращен к определенным лицам и ими вызван; он, раскрывая внутренний мир героя, вместе с тем отчетливо адресован Фамусову и его дочери.

Вся тематика социальных обличений Чацкого обусловлена даваемыми ему в разговорах с другими людьми ассоциациями. Поэтому она и раскрыта столь жизненно. Он, естественно, вспоминает о старых знакомых при первой встрече с Софьей, — как же не спросить о них только что приехавшему человеку? Он сравнивает век нынешиий и век минувший и излагает свое мнение о раболепстве (монолог: «И точно начал свет глупеть») в ответ на поучение Фамусова о необходимости служить; он возражает замечанию Фамусова о том, что в Москве «все на новый лад»; нет не все: «дома новы, но предрассудки стары»; он произносит знаменитый монолог: «А судьи кто?» в ответ на упрек Фамусова: «Не я один, все также осуждают»; полный впечатления от встреч с французиком из Бордо, он обращается к Софье, чтобы с ней поделиться, ей об этом рассказать; наконец, последний монолог глубочайше мотивирован всей сложной ситуацией, создавшейся в вестибюле и совершенно императивно вызывающей Чацкого на объяснения. Поэтому о всех социально-политических темах он говорит в живой и естественной форме, вызванной сложной тканью ассоциаций, даваемых пьесой, особенностями действия. Для него тяжелое положение любимой родины — живой и цельный образ, постоянно возникающий то в этой, то в другой связи.

Анализ идейного содержания произведения необходимо проводить, учитывая конкретную жизненную ситуацию сюжета и самый факт художественности произведения. Художественный образ всегда выражает гораздо больше, нежели формально в себе содержит. В том и состоит мастерство художника, что, комбинируя малое число признаков, он воссоздает их реальную множественность во всем жизненном богатстве явления. Образ несет в себе, так сказать, «магические детали», влекущие огромное богатство жизни, понимаемой в таком-то освещении, с такой-то точки зрения. Пушкин, описывая бегство Марии к Мазепе, упомянул чрезвычайно мало конкретных деталей: конский топот, людские голоса, след на траве:

338

343

Никто не знал, когда и как
Она сокрылась. Лишь рыбак
Той ночью слышал конский топот,
Казачью речь и женский шепот,
И утром след осьми подков
Был виден на росе лугов.

Но читатель неизбежно представит себе большее, нежели три-четыре перечисленных признака: он поймет и девичье волнение, и спешность подготовленного бегства, ощутит на своем лице не упомянутый автором утренний ветер и свежесть украинского воздуха. Этого всего в образе нет, и это все в образе безусловно есть, — в этом существо отбора типического. Поэтому любой настоящий художественный образ и говорит читателю гораздо больше, нежели формально в себе содержит. С предельной скупостью передан Маяковским лирический образ страстного ожидания:

Приду в четыре, — сказала Мария.
Восемь.
              Девять.
                           Десять.

Тут не сказано, что она не пришла, и не описано, что чувствует по этой причине герой, но тут безусловно и с исключительной силой сказано и о том, что она не пришла, и о том, что чувствует герой. Никакого противоречия в этом утверждении нет. Чацкий говорит о каком-то очень определенном «Несторе негодяев знатных», которого он знал и ненавидел лично, еще «дитёй», когда его возили к нему на поклон; он говорит о каком-то определенном помещике-балетомане, который «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженних детей», которых затем за долги барина распродали поодиночке. Все это признаки, воссоздающие целое.

И «Нестор негодяев знатных», и помещик-балетоман, распродавший детей поодиночке — лишь художественные признаки целого — крепостной России. Эти фигуры влекли за собой интегральный образ крепостной родины, ее страшного угнетения. Это были классические примеры, конденсированное выражение угнетения. И вместе с тем эти образы влекли за собою и образ самодержавной России в целом, ибо Чацкий говорил о «Несторе негодяев знатных» и о помещике-балетомане в неразрывной связи с «отцами отечества», с проблемой деятеля, долженствующего спасти и перестроить любимую родину: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять

339

344

за образцы?» Кто же они, эти «отцы», эти деятели? Не те ли старцы, которые черпают сужденья из газет «времен Очаковских и покоренья Крыма»? Не грабители ли они, нашедшие защиту от суда в родстве и друзьях? Не Нестор ли это знатных негодяев? Не балетоман ли, распродавший детей поодиночке? Крепостной строй в целом был объектом нападения для Чацкого. Он не имеет по ходу сюжета ни поводов, ни причин писать и устно прочитывать трактаты о крепостном праве как институте. Но он — живой человек — имеет живые конкретные поводы страстно громить этот крепостной строй. Его глубоко занимает вопрос о деятеле новой России, и он через эту тему подходит и к разным сторонам строя, и ко всему строю интегрально. В его живых многочисленных по разным поводам выраженных мыслях, никак не преследующих цели изложить декабристскую программу как таковую, вместе с тем по законам художественного воссоздания действительности дана именно эта антикрепостническая декабристская многообразная программа. Она касается и самодержавия, и крепостного права, и отчуждения народа от правящих классов, и выдохшейся царской службы, и нового понимания чести, и работы деятеля, преобразующего страну, и отсутствия истинных «отцов отечества», и низкого состояния культуры, и необходимости борьбы с темнотой и отсталостью.

Слова «распроданы поодиночке» приводили декабристов, по собственному их признанию, «в ярость», — вот и пример образа в действии, в сознании современника. Балетоман, распродавший поодиночке своих крепостных зефиров и амуров, был «сигналом», был лишь «магической деталью» (чеховским горлышком бутылки, блестящим при лунном свете), воссоздавшей все в целом, интегрально, — крепостную Россию, где люди торгуют людьми, где нарушаются крепостным правом святейшие человеческие законы.

Но именно в этом месте на дороге исследователя находится настоящий «завал» из рубленых стволов и камней. Не расчистив пути, нельзя двигаться дальше.

2

Многочисленные исследователи Грибоедова и его комедии приходили к выводу, что «Горе от ума» направлено против крепостного права, и автор его — противник крепостного

340

345

права. Историки, затрагивавшие этот вопрос, также приходили к выводу, что и Грибоедов и Чацкий — противники крепостного права. Так, В. И. Семевский справедливо писал, что в «Горе от ума» мы находим «самое энергичное бичевание крепостного права»431.

Однако не так давно вопрос подвергся пересмотру. Н. К. Пиксанов в ряде специальных работ пришел к неожиданному выводу, что ни Чацкий, ни Грибоедов якобы не являются противниками крепостного права, — они возражают будто бы только против «эксцессов», злоупотреблений крепостничества, а не против самого института крепостного права. Так и сказано: «Реплики Чацкого нельзя толковать так расширительно, как это делали старые словесники-либералы. Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует, что он — и его творец — отрицает начисто этот социально-государственный институт».

В другом месте Н. К. Пиксанов пишет: «Старая литературная критика много напутала вокруг Чацкого»; она «хваталась за словесные формулы и не вникала в их смысл... Можно было горячо негодовать на злоупотребления известным институтом и... столь же горячо отстаивать его. Молодых образованных и чутких дворян времен Грибоедова коробили грубые формы крепостничества, и они надеялись, что дело можно поправить „гуманностью“. Но отсюда еще далеко до освобождения крестьян». Расширяя вопрос и разбирая уже не только отношение к крепостному праву в «Горе от ума», но вообще отношение Грибоедова к крепостному праву, Н. К. Пиксанов выходит за рамки комедии и тщательно устанавливает «весь корпус высказываний писателя о крепостном праве» — от ранней комедии «Студент» до замыслов позднейших произведений («1812 год» и «Грузинская ночь»). Вывод тот же: Грибоедов и в других произведениях вовсе не отрицал крепостного права, а лишь порицал «злоупотребления» крепостничества; необходимо различать критику «эксцессов» и «отрицание самого института»432. Так как аргументация автора чрезвычайно подробна, полезно разобрать его доводы один за другим, чтобы выяснить их истинную цену.

Особенностью метода Н. К. Пиксанова является прежде всего игнорирование специфики художественного образа. Это видно, во-первых, из того, что вопрос о крепостном праве искусственно вычленен из всего


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.