Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 321 страница 330 из 729

321

326

и речи нет в «Горе от ума». Спор старого и нового лагерей идет совсем в иной плоскости: спорят об отношении к самодержавию. Спорят о поддержке царской политики, о службе в аракчеевской России, — иными словами: спорят о понимании роли нового человека как деятеля в своей стране и о препятствиях, которые этой деятельности ставит самодержавие.

Для Чацкого служба — это отношение гражданина к родине, высокое служение отечеству, тяжелое положение которого зовет на борьбу. Для Фамусова служба — карьера, путь к устройству личных выгод, достижению богатства, почестей, влиятельности. Служба, по Фамусову, — нечто безусловно необходимое для молодого человека («а главное — поди-тка, послужи!»). И сам Фамусов служит, дел у него, по-видимому, немало; он, конечно, преувеличивает, когда говорит Софье, что у него целый день «нет отдыха» и что он мечется «как словно угорелый», но его формуле «по должности, по службе хлопотня, тот пристает, другой, всем дело до меня» можно поверить. Однако его отношение к делам более чем формальное — его тревожит только (он «смертельно» боится!), «чтоб множество не накоплялось их». «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Для вникания же в существо дел пригрет Молчалин («за то, что деловой»). Деловой пыл Молчалина по части вникания в существо дела Фамусов считает нужным лишь в определенной дозе, — подчас тут надо даже осаживать чиновника: «Дай волю вам, оно бы и засело».

Фамусову не доверено ни малейшего идейного обоснования царской службы, хотя бы карамзинского стиля. Он не нуждается в этом. Служба для него начисто лишена какой бы то ни было, хотя бы реакционной «идейности», лишена элементов государственного или общественного служения родине, лишена понятия отечества и чести в возвышенном его понимании. С какою целью непременно надо служить? Для чинов, личных почестей, богатства, жизненных удобств, выгод: «Память по себе намерен кто оставить житьем похвальным, вот пример: покойник был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат и на богатой был женат...» Последнее обстоятельство должно, по контексту, стоять в связи с первым: положение при дворе — источник богатства. Максим Петрович, который «не то на серебре — на золоте едал», был «весь в орденах» и «век при дворе». Черта «сто человек

322

327

к услугам» — контекст придворной близости. Еще бы! Речь идет о щедрейшей раздатчице крестьян — Екатерине II. В каких отношениях этот образец образцов («учились бы на старших глядя!») к царской власти? Он отважно жертвовал затылком, «нарочно оступаясь» на куртаге, чтобы насмешить императрицу, он безусловно вернейший ее раб и слуга. Но какова же цель служения? Опять-таки оно начисто лишено хоть какого-нибудь идейного обоснования. Отважно жертвовать затылком необходимо для того, чтобы при дворе чаще слышать «приветливое слово», чтобы «пред всеми знать почет», а главное: «в чины выводит кто? и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние — ну-тка!» То есть опять-таки личные выгоды почета, богатства, карьеры — на первом плане. Что, собственно, нужно? Быть богатым, нахватать чины, ордена — «знаков тьму отличья», весело пожить, давать балы... Во всем этом понимании «службы» нет ни грана идейности. Служба царю начисто выдохлась, она похожа на кожу, сброшенную змеей, она пуста, хотя хранит форму когда-то наполнявшего ее тела.

Даже тогда, когда Фамусов желает характеризовать большой государственный ум, — по его выражению, ум «канцлера», — он не может дать ему положительного заполнения и опять-таки рисует пустоту. Особо оговорено отрицательное отношение сих государственных умов к чему бы то ни было новому, — замечательно подмеченная черта. Старички, судящие «о делах» («что слово — приговор»), и даже с некоторой вольностью

Не то, чтоб новизны вводили — никогда,
Спаси нас боже!.. Нет. А придерутся
К тому, к сему, а чаще ни к чему.
Поспорят, пошумят и... разойдутся.

Так понимать службу, как понимал ее Фамусов, не мог бы, например, ни один «птенец гнезда Петрова», как бы он ни был (Меншиков, например) заинтересован личным обогащением. Петровский слуга, преданный царю, служил ему, занимаясь реально или полковым строением, или кумпанствами и флотом, или Сенатом... Служить царю тогда значило делать какое-то реальное дело. Но самодержавие уже стало тормозом общественного развития, потеряло свое прогрессивное значение. В «Горе от ума» представлены другие времена: старый лагерь, обрисованный автором, оказался начисто лишенным общественного,

323

328

государственного смысла своего служения — об этом смысле думает герой из другого лагеря.

Таков был критерий в отборе качеств образа, — критерий страстного, взволнованного, кипящего негодованием передового ума. Этот критерий отбора характерных черт старой и новой службы также родился в передовом лагере — с иной точки зрения его нельзя было и заметить. Это была полемика автора с Фамусовым. Конечно, даже Голицын, Магницкий и Рунич (о Карамзине и не говорю) нашли бы «государственное» значение своей службы царю. Но Грибоедов вывел противника начисто разоблаченным. Он обрисовал со всей остротой реальной борьбы таких представителей старого лагеря, которые своим отношением к службе выявляли полную опустошенность своего общественного сознания.

И вместе с тем Фамусов выведен в «Горе от ума» как живой человек; он не абстрактная формула, не ходульное понятие без плоти и крови. Он весь перед нами в своей неповторимой жизненности и не лишен «достоинств»: он прекрасно говорит по-русски, более того, он прямо оратор, тонкий мастер говорить, московский барин-краснобай и великолепный рассказчик; он остроумен и находчив, он человек меткой наблюдательности; достаточно сопоставить два представления о Москве: бедное представление Скалозуба (для него Москва, очевидно, более всего «дистанция огромного размера») и богатое и разнообразное представление Фамусова: тут и внешний облик города, и его быт, обычаи, нравы, разные характерные типы. Как схвачена, например, Фамусовым самостоятельная активность московских дам, которые могут-де и скомандовать перед фрунтом, и присутствовать в Сенате, или как метко обрисована им жеманность московских девиц, выводящих в романсах верхние нотки: «словечка в простоте не скажут — все с ужимкой». Он безусловно в обычном смысле слова умен, даже очень умен, и все же его понятие службы насквозь пусто: в нем нет ничего, кроме личных выгод, оно лишено понятия отечества.

5

Понятие «гражданина», обогащенное в русском политическом сознании Радищевым, растет далее и обогащается в своем содержании работой следующего революционного

324

329

поколения. «В 1816 году вышеозначенный Павел Пестель, с коим видался я весьма часто в доме отца его, рассуждал со мною об обязанности благомыслящего человека», — показывает на следствии осторожнейший декабрист И. Шипов, полковник лейб-гвардии Преображенского полка422. И когда далее следует принятие его, Ивана Шипова, в тайное общество, мы понимаем, что именно разумелось под «обязанностями благомыслящего человека». Когда декабристы назвали свое первое тайное общество «Обществом истинных и верных сынов отечества», они уже в этом названии противопоставили понятие истинного сына отечества иному, не истинному сыну отечества, а лишь называющему себя таковым. Они здесь лишь развивали дальше, углубляли, а главное, ставили на практическую почву революционного организованного действия то понимание двух патриотизмов — истинного и ложного, которое развивал еще Радищев в своей работе «Беседа о том, что есть сын отечества». Необходимость дифференциации понятий истинного и ложного гражданина не только стала ощущаться еще острее, но и заполняться еще более богатым содержанием. «Варвар! недостоин ты носить имя гражданина!» — восклицал Радищев, обращаясь к помещику-кровопийце. При всем высоком содержании понятия «гражданин» Радищев еще не вложил в него требований активного революционного действия. Но сейчас положение изменилось. «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан?» — спрашивал К. Ф. Рылеев и отчетливо пояснял, что «позорить» означает влачить свой младой век в «постыдной праздности» и не понимать «предназначенья века», которое далее без колебаний пояснено как участие в революционной борьбе:

Пусть юноши, не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.

Они опомнятся, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И в бурном мятеже, ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

Это новое наполнение понятия «гражданин» выросло из исторических потребностей времени. В жизни страны назрели дела, которые надо было разрешить, без которых Россия коснела бы в неподвижности, застое, невежестве,

325

330

и разрешить эти дела могли только истинные граждане, истинные сыны отечества. Старые тузы, стоявшие у государственных дел, оказывались неспособными, возмущали душу, приносили вред. В разрезе новых требований, им предъявляемых, становилось немедленно видно ничтожество и вредность старых, ложных «отцов отечества», их враждебность всему новому, необходимому для родины. Становилось очевидным их резко суженное личными корыстными интересами понятие целей жизни и человеческого поведения. Они и не могли быть деятелями времени:

Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты...

Мотовство, пиры, великолепные палаты и все богатство, основанное на беззаконии (ср. у Радищева в «Путешествии»: «Богатство сего кровопийцы ему не принадлежит. Оно нажито грабежом...») и защищенное от суда знатным родством, — вот облик опороченного и с презрением отвергнутого «деятеля», премудрость которого черпается из газет «времен очаковских и покоренья Крыма». Узко личный, грабительский, жадно-стяжательский «идеал» деятельности и жизни заклеймен названием «подлейшего».

Образное упоминание о временах очаковских и покоренья Крыма может и не нуждаться в историческом комментарии — это общий образ косной устарелости, отжившей старины, уже не годной «веку нынешнему», требующему новых идей и дел. Однако не лишне вспомнить, что год покоренья Крыма (1783) и год взятия Очакова (1788) отстояли от времен Чацкого всего десятка на три с небольшим лет. За этот в конце концов очень небольшой исторический срок Россия сильно продвинулась вперед. Добавим, что она продвинулась вместе с движением всего человечества: времена очаковские и покоренья Крыма — это, собственно, годы кануна французской революции.

В те же годы, когда Грибоедов в Петербурге, уже задумав «Горе от ума», наблюдал коллизию старого и нового миров, Пушкин также думал над вопросом: «а судьи

326

331

кто?» В стихах, посвященных кн. Голицыной, Пушкин писал (1817):

Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно-свободной?

Этих же государственных деятелей декабрист Николай Тургенев поминал в дневнике, говоря о членах Государственного совета: «В совете я не предвижу никакого успеха доброму... Чего ожидать от этих автоматов, составленных из грязи, из пудры, из галунов, — и одушевленных подлостью, глупостью, эгоизмом? Карамзин им вторит... Россия, Россия! Долго ли ты будешь жертвою гнусных рабов, бестолковых изменников?» Якушкин указывает как одну из причин своего вольномыслия «усмотрение бесчисленных неустройств в России», происходящих оттого, что люди имели «единственным предметом выгоды личные», а знакомец Грибоедова декабрист Якубович писал Николаю I из тюрьмы: «Не правосудие, а лихоимство заседает в судилищах, где не защищается жизнь, честь и состояние гражданина, но продают за золото или другие выгоды пристрастные решения». Это как бы исторический комментарий к гневным речам Чацкого об «отцах отечества»423.

Так разобщилось для молодой России понятие чести с понятием служения царю. Честь стала заполняться новым содержанием — служение не царю, а родине. Если царь был тираном и угнетателем родины, если родина изнывала «под тяжким игом самовластья» (Рылеев), то разошлись в своем содержании также и понятия чести и присяги царю, ранее слитные. Как рассказано в записках декабриста Н. И. Лорера, Николай I вызвал на допрос братьев Раевских (не членов тайного общества) и упрекал их за то, что они знали об обществе, но не донесли: «Где же ваша присяга?»

«Тогда Александр Раевский, один из умнейших людей нашего века, смело отвечал государю:

— Государь! Честь дороже присяги: нарушив первую, человек не может существовать, тогда как без второй он может обойтись»424.

Процесс декабристов многократно вскрывал это интереснейшее историческое явление — расхождение понятий присяги царю и чести для эпохи декабристов. Это

327

332

говорило в данной обстановке об огромном росте политического сознания. Поручик Кавалергардского полка декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на общество, также мотивировал это честью: «Тяжело, нечестно доносить на своих товарищей». В ответ на это Николай, страшно вспылив, крикнул: «Вы не имеете понятия о чести!» Столкнулись два понятия о чести — реакционное и революционное425.

Новое понимание чести было в существе своем противопоставлено царизму и было исторически новой, прогрессивной силой, формирующей передовое сознание. Честь ранее была службой царю, теперь стала службой отечеству, а не царю. «Муки совести» и колебания между двумя противоположными понятиями чести отчетливо видны в поведении предателя Якова Ростовцева: он сообщил Николаю о заговоре декабристов и готовящемся выступлении и сейчас же вслед за этим, тревожимый совестью, побежал к Рылееву и сообщил ему о своем доносе Николаю. В противоположность этому поведению Оржицкий, например (как Раевские и многие другие), не донес о заговоре, хотя знал о нем, не будучи членом тайного общества. Оржицкий дал такое объяснение этому на следствии: «Мысль носить на себе постыдное имя предателя была причиною, побудившею меня умолчать перед правительством о бывшем мне известном заговоре»426.

Вдумываясь в критерий нового понятия о чести, мы еще и еще раз ощущаем отечество как основной и решающий признак:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Как бы ответом на эти пушкинские строки звучат слова И. И. Пущина на следствии: «Убежденный в горестном положении отечества моего, я вступил в общество с надеждою, что в совокупности с другими могу быть России полезным слабыми моими способностями и иметь влияние на перемену правительства оной»427. Уже один этот критерий несравненно обогащал содержание нового понятия чести, вводил в него невиданное ранее, богатое и разнообразное содержание, которого было уже в то время лишено старое, выдохшееся и выродившееся понятие чести как прислуживания царю, «отважно жертвуя затылком».

328

333

За этим критерием стояло сознание своего права участвовать в политической жизни страны. Карамзин не «замечал» этой стороны в жизни древнего античного мира и выхолащивал ее основной смысл. «Если исключить из бессмертного творения Фукидидова вымышленные речи, что останется? голый рассказ о междоусобии греческих городов: толпы злодействуют, режутся за честь Афин или Спарты, как у нас за честь Мономахова или Олегова дому. Немного разности, если забудем, что сии полутигры изъяснялись языком Гомера, имели Софокловы трагедии и статуи Фидиасовы», — таков был ход мыслей Карамзина. Декабрист Никита Муравьев горячо возражал Карамзину в своем разборе его сочинения: «Там граждане сражались за власть, в которой они участвовали, здесь слуги дрались по прихотям господ своих. Мы не можем забыть, что „полутигры Греции“ наслаждались всеми благами земли, свободою и славою просвещения»428. В монологе Чацкого «И точно начал свет глупеть» отчетливо проведена тема нового отношения к самодержавной власти — под личиною усердия к царю «прямой был век покорности и страха». Этот век резко осуждается. Тут чувствуется иной взгляд на власть и иное к ней отношение. Фамусов по-своему очень точно передает содержание этого монолога, когда распространилась весть о сумасшествии Чацкого: «Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовет он подлецом!..» Это так ново, так пугает, так беспокойно, что именно это обстоятельство выставляется Фамусовым как доказательство сумасшествия Чацкого.

Печатные и открытые похвалы императорам и вельможам казались декабристу Никите Муравьеву «постыдным сервилизмом». «Пылкое раболепство», — переведем это же понятие на язык «Горя от ума» («...кто в раболепстве самом пылком...»). Оно вызывало возмущенное осуждение декабристов, которые тонко подметили и одобрили разбираемую черту Чацкого — новую честь. Декабрист Александр Бестужев, оценивая комедию Грибоедова, с восхищением отметил: «Это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого». Гордости Чацкого как бы эхом отвечает гордость декабристов в пушкинском послании в Сибирь: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье...» Уже будучи в сибирской ссылке, декабрист Оболенский

329

334

писал: «Ко всему можно привыкнуть, исключая того, что оскорбляет человеческое достоинство». Любопытно в этом же отношении одно письмо декабриста И. И. Пущина из Сибири, относящееся к апрелю 1856 г., то есть к началу царствования Александра II: «У нас все благополучно. Нового ничего нет особенного. Читаем то же, что вы читаете. Бесцветное какое-то начало нового царствования. Все подличают публично и подчас цалуют руки у царя. Все дико, и ничего не обещает хорошего. Адресов и приказов нет возможности читать. Отличились четыре генерал-адъютанта, а Ростовцев, тот просто истощается в низости; нет силы видеть такие проявления верноподданничества. Не знаю, были ли эти сцены при Николае, — кажется, не печатались. Знаю только, что Александр I не дозволял так кувыркаться. По-моему, это упадок, и до сих пор не вижу ничего, кроме упадка. Между тем время такое, что можно бы на что-нибудь получше обратить умы...» Слова «Александр I не дозволял так кувыркаться» могут служить комментарием к словам Чацкого: «Да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи...» Словам старого декабриста соответствуют и старые факты той эпохи, когда декабризм делал первые шаги: Ф. Вигель злобно рассказывает, как «вытертый либерализмом» офицер Пикулин, бывший во Франции в оккупационном корпусе Воронцова, возмущался, вернувшись из-за границы, когда увидел, что слуга поцеловал у Вигеля руку, получив талер на чай: «Кто в Европе у господина станет целовать руку!»429

Подводя итоги этой части изложения, еще раз скажем: исторической базой нового понимания чести, нового представления об общественном смысле жизни и своей роли в ней как деятеля была потеря царизмом его прогрессивного значения. Политическая система власти стала тормозом развития страны, задержкой созревающих новых отношений, и революционное дворянство пошло на борьбу с царизмом. Поэтому тема службы царю в сознании передового деятеля и пришла в столкновение с пониманием службы отечеству, поэтому и возникла яркая формула: «честь дороже присяги». Все это выковывало новое политическое сознание, нового деятеля, понимавшего себя как гражданина, активного участника в разрешении назревших исторических задач своей страны, истинного сына отечества.

330

335

Сын отечества и стоял в гостиной Фамусова против ложных «отцов отечества», разливавшихся в пирах и мотовстве. «Отцы» ничуть не заботились о служении родине, представляли собою старое, «подлейшее» житье, сыны же были гражданами, истинными и верными сынами своего отечества. Богатству, грабительству, великолепным палатам, нажитым грабежом и обманом, всей этой подлейшей жизни противостоял гражданин в лице Чацкого. Он обладал, употребляя слова Пушкина, «душою благородной, возвышенной и пламенно-свободной».

6

Мы еще раз убеждаемся, что Грибоедов острым взором художника выхватил из жизни одно из крупнейших развивающихся явлений, насыщенных творческими потенциями, и отразил его во всей сюжетной ситуации пьесы и в образах отдельных героев.

Однако разобранные выше вопросы еще не исчерпывают проблемы. Полнота анализа обязательно требует рассмотрения вопроса о чести и службе в целом — в развитии сюжета «Горя от ума», то есть выяснения композиционного значения мотива чести и службы в комедии. Что именно и как связано с динамикой этой темы и как развивается она сама?

Чацкий приехал в Москву для Софьи (в письме к Катенину Грибоедов подчеркивает, что Чацкий приехал «единственно» для Софьи). Он приехал не проповедовать, он приехал на свидание с любимой девушкой, на которой задумал жениться. Поэтому законно спросить: когда же он «взорвался» и начал открытую и возмущенную проповедь? Что вызвало ее?

Чацкий сразу, с первого же разговора с Софьей о знакомых и родственниках, противопоставлен старому миру. Он противник и того члена Ученого комитета, который «с криком требовал присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился», он противник того театрального барина, который «сам толст — его артисты тощи», противник системы барского воспитания и требований к бракам («от нас потребуют с именьем быть и в чине...»). Однако к Софье он обращается как к единомышленнице, и общий тон его пока довольно благодушен. Слуга шел докладывать, а Чацкий в дорожном плаще бежал за ним, не дожидаясь


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.