316
мать, радуясь его определению, советовала ему отнюдь не подражать своему приятелю, мне, потому-де, что эдак, прямотой и честностью, не выслужишься, а лучше делай, как твой родственник такой-то, который подлец, как ты знаешь, и все вперед идет; а как же иначе? ведь сам бог, кому мы докучаем молитвами, любит, чтоб перед ним мы беспрестанно кувырк да кувырк. — Так вещала нежная мать».
Обман «тихой славы» исчез, «как сон, как утренний туман», и оказалось, что ненависти и презрения к старому миру, готовности к борьбе скопилось еще больше, чем раньше. Желание действовать и сознание гнета «власти роковой» сделались лишь сильнее. Отчизна же призывала, и самовластье нужно было превратить в обломки, раз «роковая власть» мешает расцвету любимой родины. Этой борьбы требовала именно новая честь. Все это с непревзойденной точностью и красотой сказано было еще в пушкинских стихах 1818 г., которые Грибоедов, конечно, знал:
Но в нас горят еще желанья,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванья...
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
С великолепной закономерностью стихотворение кончалось призывом бороться с «самовластьем» и предвидением его крушения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Весь комплекс вопросов чести повертывался против самодержавия. «Где же, кого спасли мы, кому принесли пользу? За что кровь наша упитала поля Европы? — писал из тюрьмы декабрист Каховский. — Может быть, мы принесли пользу самовластию, но не благу народному. Нацию ненавидеть невозможно, народы Европы не русских не любят, но их правительство, которое вмешивается во всех их дела и для пользы царей притесняет народы»407.