Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 311 страница 320 из 729

311

316

мать, радуясь его определению, советовала ему отнюдь не подражать своему приятелю, мне, потому-де, что эдак, прямотой и честностью, не выслужишься, а лучше делай, как твой родственник такой-то, который подлец, как ты знаешь, и все вперед идет; а как же иначе? ведь сам бог, кому мы докучаем молитвами, любит, чтоб перед ним мы беспрестанно кувырк да кувырк. — Так вещала нежная мать».

Обман «тихой славы» исчез, «как сон, как утренний туман», и оказалось, что ненависти и презрения к старому миру, готовности к борьбе скопилось еще больше, чем раньше. Желание действовать и сознание гнета «власти роковой» сделались лишь сильнее. Отчизна же призывала, и самовластье нужно было превратить в обломки, раз «роковая власть» мешает расцвету любимой родины. Этой борьбы требовала именно новая честь. Все это с непревзойденной точностью и красотой сказано было еще в пушкинских стихах 1818 г., которые Грибоедов, конечно, знал:

Но в нас горят еще желанья,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванья...

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

С великолепной закономерностью стихотворение кончалось призывом бороться с «самовластьем» и предвидением его крушения:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Весь комплекс вопросов чести повертывался против самодержавия. «Где же, кого спасли мы, кому принесли пользу? За что кровь наша упитала поля Европы? — писал из тюрьмы декабрист Каховский. — Может быть, мы принесли пользу самовластию, но не благу народному. Нацию ненавидеть невозможно, народы Европы не русских не любят, но их правительство, которое вмешивается во всех их дела и для пользы царей притесняет народы»407.

312

317

Дело царей и дело народов было явно разъединено в сознании декабриста.

Решение выступать 14 декабря выросло у декабристов не только из той или иной оценки реального положения вещей в дни междуцарствия, но также и из морального самочувствия, из понимания чести: «Когда вы получите сие письмо, все будет решено... Мы уверены в 1000 солдатах... Случай удобен, ежели мы ничего не предпримем, то заслуживаем во всей силе имя подлецов», — писал накануне восстания друг Пушкина И. И. Пущин декабристу С. М. Семенову. Декабрист Розен полагал, что офицеры, даже не бывшие в обществе, примыкали к восстанию из чувства чести, — участие в деле декабристов «многие офицеры почитали за заповедь чести»408.

4

В «Горе от ума» вопросы чести и службы занимают огромнейшее место. Они крепчайшим образом вплетены в его сюжет, в самый ход действия, в объяснение поступков, положений и характеров героев. После всего сказанного ясно, что все это не может быть случайностью, делом авторской фантазии — и только. Сопоставляя бытие передовой молодежи той эпохи с авторским сознанием, создавшим образы «Горя от ума», нельзя не заметить разительной связи. Бытие передового, декабристского лагеря молодой России определило сознание автора. Комедия воплотила в себе самые тонкие оттенки декабристского понимания чести и отразила основные этапы его исторического развития.

Обратим прежде всего внимание на планомерное отъединение вопросов чести от образа аракчеевца — Скалозуба. В одном из первоначальных текстов «Горя от ума» в речах Скалозуба тоже фигурировала «честь», но Грибоедов при переработке выкинул не только самое слово, но и сопутствующие понятия. Софья говорила о Скалозубе:

Куда хорош! Толкует все про честь,
Про шпаги и кресты, крестов не перечесть!
Он слова умного не выговорил сроду,
Мне все равно, что за него, что в воду.

Первые две строки исчезли при переработке, остались лишь две общеизвестные последние строки. Понятие чести и Скалозуб — разъединились409.

313

318

С этим логически связано сознательное авторское установление еще одного разрыва: между Скалозубом и 1812 годом, который был овеян для Грибоедова, как он сам писал, «поэзией великих подвигов» и возвышенного служения отечеству, — об этом ясно говорит грибоедовский набросок пьесы «1812 год». Скалозуб на военной службе с 1809 г. («Я с восемьсот девятого служу», — говорит он); казалось бы, как же миновать 1812 год при рассказе о подвигах такого заслуженного вояки? Однако Грибоедов явно выбирает желательную дату его подвигов. Казалось бы, чего проще сказать: «В двенадцатом году мы отличались с братом...» Какой же военный может миновать двенадцатый год при воспоминании о боевом прошлом? Однако Скалозуб вообще ни слова не говорит о нем и упоминает другую дату: «В тринадцатом году мы отличались с братом в тридцатом егерском, а после в сорок пятом». Тенденция разъединения Скалозуба с двенадцатым годом проведена и далее; грубая реплика Скалозуба о пожаре Москвы не связана ни в малейшей мере с «поэзией великих подвигов»: «По моему сужденью пожар способствовал ей много к украшенью». Для самого Грибоедова пожар Москвы имел иное содержание. В наброске пьесы «1812 год» оттенена трагедийность события: «Между тем зарево обнимает повременно окна галереи; более и более устрашающий ветер. Об опустошениях огня. Улицы, пылающие дома. Ночь. Сцены зверского распутства, святотатства и всех пороков...» Пожар Москвы для Грибоедова — вовсе не повод, способствующий ее «украшению». Обратим внимание на сходство реплики Скалозуба со следующим выражением из книги предателя декабристов Бошняка «Дневные записки путешествия А. Бошняка в разные области Западной и Полуденной России», изданной в 1820 г., то есть до «Горя от ума»: «Московский пожар, — пишет Бошняк, — послужит, однако, к украшению сей самой Москвы, ибо не только новые дома строятся по правилам изящнейшей архитектуры, но и каменные погоревшие исправляются...» Любопытно совпадение не только мысли, но даже слова («украшению») в тексте Бошняка и в грубой остроте Скалозуба. Не мог ли Грибоедов ознакомиться с этой новинкой в Тбилиси, где он, по собственным словам, «вдоволь начитался», обратить внимание на грубое выражение книги Бошняка о пожаре Москвы и отразить это в тексте комедии?410

314

319

За что же получил Скалозуб боевые награды? Первоначально в музейном автографе стояло:

За 3-е августа, мы брали батарею.
Ему дан с бантом, мне на шею411.

Но брать батарею противника — реальное боевое дело. Грибоедов не захотел делать Скалозуба участником реальных боевых дел, более того, он захотел дискредитировать его именно по этой линии. Он изъял прежний текст, несколько приподнимавший образ, и с чрезмерной ясностью обнаружил свое намерение в так называемом варианте Завелейского:

За третье августа, теперь я не сумею
Сказать вам, именно за что.
Ему дан с бантом, мне на шею412.

Но этот текст чересчур резко обнажал внутреннюю тенденцию автора; герой, который даже, собственно, и не знает, за что и как получил орден, мог выглядеть почти неправдоподобно, а, кроме того, самое сообщение об этом собеседнику делало бы Скалозуба дураком. Грибоедов вновь изменил текст, на этот раз возникли классические строки, дошедшие до нас в окончательной редакции:

За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.

Но «засесть в траншею» — еще не подвиг. Скалозуб дискредитирован в этом тексте тоньше, не так явно, нежели в предыдущем.

Откуда взята дата «третье августа»? Она очень точна. Может быть, Грибоедов выбрал ее совершенно случайно, как первую попавшуюся дату, которая удовлетворяла необходимому образу точности и ритму строки, а сама по себе не имела претензии на отражение действительности? Едва ли он рискнул бы на это: воспоминания о 1812—1814 гг. были слишком свежи, пьесу читали тысячи глаз реальных участников событий, отлично знавших хронологию войны. Они невольно справлялись бы при чтении со своею памятью, где даты были записаны кровью. Поэтому не лишено интереса знакомство с реальным положением дел, относящимся к этой дате.

Оказывается, 3 августа 1813 г. не происходило и не могло происходить никаких боевых действий. Действовали особые условия Плесвицкого перемирия, в силу которых

315

320

боевых действий в эти дни вообще не предпринималось. Офицерство веселилось в Праге. «Жизнь наша в Праге была самая шумная», — пишет историк заграничных походов. Русские корпуса двинулись из Богемии в Силезию в последних числах июля и только 7 августа соединились с австрийцами». «Засесть», таким образом, в траншею при всем желании было нельзя, так как армия находилась на марше. Первые военные действия после перемирия начались лишь 14 августа, когда утром союзные армии обложили Дрезден и начали атаку. Так выглядит «подвиг» Скалозуба в историческом освещении413. Мало этого, та же тенденция развита далее. Ордена Скалозуба собственно получены им не за настоящие боевые дела, а, по-видимому, в силу использования хорошо знакомых ему «каналов»: «Да чтоб чины добыть, есть многие каналы...» Желание Грибоедова разъединить Скалозуба с реальным боевым героизмом, с вопросом подлинной воинской чести обнаруживается таким образом еще более явственно.

Любопытно, что в более ранней редакции Скалозуб говорил о себе:

Я — школы Фридриха, в команде гренадеры,
Фельдфебеля мои Вольтеры414, —

то есть он прямо относил себя не к суворовской, а к прусской реакционной военной системе, особенно отчетливо выглядевшей как реакционная после побед 1812 г. и торжества Кутузова — суворовского ученика.

Противопоставление прежней службы высокого значения теперешней аракчеевской службе явственно заметно в «Горе от ума». Оно видно не только в тенденции отъединить Скалозуба от славного 1812 г., но и в ряде деталей. Храбрость прежде была нужна для подвигов, а теперь какие перспективы открыты перед храбрым человеком? Грибоедов отвечает на это непревзойденной по остроумию тирадой Натальи Дмитриевны:

Платон Михайлыч мой единственный, бесценный!

Теперь в отставке, был военный,

И утверждают все, кто прежде знал,

Что с храбростью его, с талантом,
Когда бы службу продолжал,

Конечно, был бы он московским комендантом.

Быть московским комендантом! Очень нужна храбрость московскому коменданту! Можно себе представить

316

321

как смеялись герои Бородина и Лейпцига над этим текстом. Сознание его остроты со временем утратилось, и на современной сцене смысл реплики, как правило, пропадает.

Чацкий — носитель подлинной чести. Несколько лет тому назад Чацкий был военным. Он говорит о мундире: «Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?» Ему и сейчас далеко не чуждо высокое ощущение военного бытия, горячее, приподнятое воспоминание о лагерной жизни, «товарищах и братьях». Он говорит Платону Михайловичу:

         Ну, бог тебя суди;
Уж точно стал не тот в короткое ты время!
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя
И носишься на борзом жеребце,
Осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла.

Платон Михайлович (вздыхает)

Эх! братец! славное тогда житье-то было.

Не может быть более точного указания на совместную службу в полку — и именно в гусарском. Как же иначе можно «знать» товарища «в полку», вспоминать утренний подъем, очевидно, многократные утренние упражнения в верховой езде (кстати, входящие в режим кавалерийского лагеря)? «Забыт шум лагерный, товарищи и братья» — так тепло и проникновенно может говорить только один из этих самых «товарищей и братьев», сам знающий, что такое «лагерный шум». Именно на лапидарном, условном языке военных того времени говорит Чацкий, бросая реплику:

В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?

Эти короткие фразы соединены ассоциативной связью. Посулив товарищу эскадрон, Чацкий как бы спохватывается, не умалил ли он его чина. Точно ли он все еще ротмистр (последний обер-офицерский чин в кавалерии: ротмистр мог быть командиром эскадрона)? Может, он уже повышен в чине? Товарищ может тогда претендовать не на эскадрон, а на полк, если он уже не обер-офицер, а штаб-офицер. Поэтому Чацкий, как бывалый кавалерист, назвав кавалерийское подразделение, сейчас же останавливается и проверяет у товарища, спрашивая лаконичным, условным языком военного: «Ты обер или штаб?»415

317

322

Обычно задают вопрос: не противоречит ли военной службе Чацкого его «связь с министрами», а затем «разрыв», о котором рассказывала Татьяна Юрьевна, «из Петербурга воротясь»? Так, проф. Н. Котляревский пишет о Чацком: «Есть глухое (?) указание на какую-то его „связь с министрами“, но мало вероятно, чтобы у этого юнца (а с министрами он, очевидно, был знаком до своего отъезда из России, когда ему было 18 лет) были какие-нибудь серьезные отношения с деловыми людьми»416. Внесем прежде всего поправку, касающуюся возраста. Чацкий, очевидно, до отъезда за границу уже был совершеннолетним (21 год), ибо вступил в управление имением. Фамусов его корит: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Это соответствует и тому, что еще до отъезда за границу он «съехал» от Фамусова и получил где-то в Москве свою собственную оседлость: вернувшись из-за границы, он ведь только заезжает к Фамусову с неожиданным визитом, а затем отправляется к себе домой. Он говорит Фамусову в конце первого действия:

Простите; я спешил скорее видеть вас,
Не заезжал домой. Прощайте. Через час
Явлюсь.

Очевидно, Чацкому до отъезда за границу несколько более 21 года. Возвращается он из-за границы, следовательно, лет двадцати четырех.

«Связь с министрами» могла быть как у штатского, так и у военного человека. Чацкий легко мог бы иметь «связь с министрами» и до и после своей отставки от военной службы. Многие молодые военные в эпоху заграничных походов, в бурные военные годы — во время оккупации Парижа, Венского конгресса, русского управления Саксонией и т. д. — получали задания дипломатического характера и вступали в непосредственную «связь с министрами», хотя бы с такими представителями министерства иностранных дел, как гр. Каподистрия и Нессельроде. При штабах армий была в то время дипломатическая служба; так, например, декабрист Юшневский был причислен «для употребления по части дипломатической в штат главнокомандующего 2-ю армиею»417. Практика подобной «связи с министрами» имела место и позже, в эпоху конгрессов. Можно привести пример декабриста Пестеля, который в 1821 г. получил от Нессельроде через штаб 2-й армии поручение

318

323

собрать для русского правительства сведения о греческом восстании. Пушкин виделся с Пестелем в Кишиневе как раз в тот момент, когда тот выполнял это поручение. И внутри России военные чины неоднократно получали подобные поручения. Кстати, нельзя в этой связи не обратить внимания на формулировку отзыва генерала от кавалерии Кологривова, данного самому Грибоедову: «Находясь при мне в должности адъютанта, исполнял как сию должность, так и прочие делаемые ему поручения с особенным усердием, ревностью и деятельностью»418.

То есть: какие-то внеадъютантские поручения у Грибоедова были.

Таким образом, успел ли Чацкий короткое время послужить по гражданской части после своей отставки с военной службы или его «связь с министрами» относится к годам его военной службы, все равно он уже изведал в какой-то мере и обман «тихой славы». «Связь с министрами» кончилась «разрывом», и, по-видимому, не тихим, а громким, так как о нем заговорили в петербургских кругах, а из Петербурга вести докатились и до Москвы. «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, из Петербурга воротясь, с министрами про вашу связь, потом разрыв», — говорит Молчалин Чацкому. Таким образом формула Чацкого «служить бы рад — прислуживаться тошно» является результатом сложного в своем составе служебного опыта: и военного, и в какой-то мере гражданского.

Итак, Чацкий не служит, он в отставке. Он порвал и с военной службой, и с «министрами». В комедии он не один в этом положении: двоюродный брат Скалозуба также бросил службу. «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Фамусов подает голос: «Вот молодость!.. читать!.. а после хвать!..» И тут чувствуется, что случай не единичен: по-видимому, Фамусов уже заметил, что молодежь не раз совершала такие необдуманные поступки. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, занят не службой, а науками, он сознательно не хочет служить: «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник».

Декабрист Каховский в своем знаменитом письме из крепости, как бы вмешиваясь в текст «Горя от ума», пишет: «У нас молодые люди при скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь; многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся

319

324

и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев...»419

Ясно, что отставка была своеобразной формой протеста передовой молодежи. Отсюда враждебная, резко настороженная позиция, которую занял лагерь «староверов» по отношению к этому вопросу. Фамусов, иронически сожалея, говорит о Чацком, представляя его Скалозубу: «Не служит, то есть в том он пользы не находит». Княгиня Тугоуховская ставит в один ряд отказ своего племянника от чинов и упражнения профессоров Педагогического института «в расколах и безверьи». Чацкий говорит об отношении «староверов» к этому вопросу:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим высоким и прекрасным,

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Служить сейчас, по мнению молодежи, стало негде и некому. Вот об этом и идет спор. Старый мир прав, ощущая в этом чуть ли не главную опасность. Он всеми средствами борется против нее. Он прибегает с этой целью к оружию клеветы: эти-де юнцы потому не служат, что хотят особых отличий и почестей, чванятся, переоценивают себя. Старцы «подозревали» передовую молодежь в гипертрофированном карьеризме — собственном недуге. Князь Радугин, герой комедии Шаховского «Пустодомы» (1819), вернувшись из-за моря, вышел в отставку, так как считал, что «офицерский чин для мудреца ничтожен» и что он должен-де быть «фельдмаршалом или ничем». В анонимной брошюре некоего S., под выразительным заглавием «Горе от ума, производящего всеобщий революционный дух», не без остроты поставлен вопрос о чести в понимании представителя нового поколения или, как замысловато именует его автор, «фантазического человека». Злобный пасквилянт верно подметил, что два противостоящих лагеря имели два разные понятия о чести: человеку, проникнутому «всеобщим революционным духом», в ином смысле представляется первый из трех «предметов, необходимых в жизни: честь» (вторые два предмета — слава и богатство. — М. Н.). «Взглянем на первый его предмет: честь. Известно, что многие образованные

320

325

и необразованные люди честь почитают ничем другим, как только быть честным, то есть никого не обманывать, жить по правилам наших предков; но фантазический человек о чести мыслит совсем иначе, — по его мнению — это значит быть в чести перед другими, себе подобными...»420 Настороженное отношение представителей старого лагеря к этим поискам нового ответа на свое «что делать?» прекрасно оттенено в рассказе декабриста И. И. Пущина: «Я между тем, по некоторым обстоятельствам, сбросил конно-артиллерийский мундир и преобразился в судьи уголовного департамента Московского надворного суда. Переход резкий, имевший, впрочем, тогда свое значение. Князь Юсупов (во главе тех, про которых Грибоедов в „Горе от ума“ сказал: „Что за тузы в Москве живут и умирают!“), видя на бале у московского военного генерал-губернатора князя Голицына неизвестное ему лицо, танцующее с его дочерью (он знал, хоть по фамилии, всю московскую публику), спрашивает Зубкова: кто этот молодой человек? Зубков называет меня и говорит, что я — Надворный судья.

„Как! Надворный судья танцует с дочерью генерал-губернатора? Это вещь небывалая, тут кроется что-нибудь необыкновенное“.

Юсупов — не пророк, а угадчик, и точно, на другой год ни я, ни многие другие уже не танцевали в Москве!» — многозначительно добавляет Пущин, намекая на восстание 14 декабря, Сибирь и ссылку.

Некоторые исследователи, реконструирующие «репертуар позитивной идейности» Чацкого, почему-то полагают, что в его программу входила борьба за право дворянина «путешествовать или жить в деревне» и что отношение Чацкого к царской службе нечто иное, как «ограждение права дворянина уехать из столицы в деревню, то есть в барскую усадьбу...». Заодно это связывается с «властью деревни над сознанием Чацкого»421. Нельзя не подивиться этому мнению. Оно — пример тяжелых последствий разрыва с историей и ни в малейшей степени не соответствует действительности. Неужели Фамусов или Скалозуб были против права дворянина уезжать из столицы в деревню и выходить в отставку по желанию? Разумеется, нет! Это право, между прочим, дано было дворянам еще манифестом о «вольности дворянской» в 1762 г. и подтверждено Жалованной грамотой дворянству 1785 г. «Ограждать» эти права было нечего. О них вообще


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.