Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 241 страница 250 из 729

241

245

явиться на той же сцене, где незадолго до этого действовали Суворов и Наполеон. Трудно поверить этому, зная характер Ермолова, — он как будто бы без «стеснения» орудовал против Наполеона на Бородинском поле в 1812 г. и не «робел» действовать на Кавказе, где некогда действовал Александр Македонский... Подобное «соперничество» с великими именами лишь вдохновляло его.

«Рассуждения мои, вероятно, казались основательными», — едко пишет он в своем дневнике325.

Уже в это время Ермолов был, несомненно, осведомлен о существовании декабристского тайного общества. Более того, он совершает поступки, которые никак нельзя оценить иначе как самое бесспорное сочувствие декабристам. Проезжая обратно на Кавказ через Москву, Ермолов, как показывал Никита Муравьев на следствии, вызывал к себе декабриста Фонвизина, которого хорошо знал, и предупреждал его, что правительство осведомлено о тайном обществе. Действительно, правительство уже в конце 1820 г. получило сведения о Союзе Благоденствия326.

Вероятно, осведомленность Ермолова восходила к его разговорам с императором и представителями высших сфер: положение его там в конце 1820 г. было чрезвычайно прочно и тайн от него не было. Ермолов не пожелал в данном случае хранить правительственную тайну и предупредил своего бывшего адъютанта Фонвизина, а по показанию Рылеева, и П. Х. Граббе, также бывшего адъютанта Ермолова, о том, что правительству все известно. При встрече с Фонвизиным в Москве Ермолов воскликнул: «Поди сюда, величайший карбонари!» — и продолжал: «Я ничего не хочу знать, что у вас делается, но скажу тебе, что он (то есть Александр I. — М. Н.) вас так боится, как бы я желал, чтобы он меня боялся». Подобное предупреждение звучало почти поощряюще. Это слова друга декабристов, а не принципиального противника их движения. Разговор этот происходил, очевидно, в сентябре 1821 г., когда Ермолов проезжал через Москву, едучи обратно на Кавказ327.

В это же время Ермолов, в сущности говоря, спас В. К. Кюхельбекера. В сентябре 1820 г., когда Грибоедов томился в Тавризе, Кюхельбекер выехал из Петербурга за границу, сопровождая камергера двора Александра Львовича

242

246

Нарышкина в качестве секретаря. Европа уже бурлила. Сведения об испанской и неаполитанской революциях задолго до этого потрясли Петербург. Кюхельбекер готовился погрузиться в кипящую политическими волнениями, охваченную грозой Европу, заранее предвидя впечатление от «борьбы народов и царей». В стихотворении «Прощание» он писал перед отъездом за границу:

Пируй и веселись, мой Гений!
Какая жатва вдохновений!
Какая пища для души —
В ее божественной тиши
Златая, дивная природа...
Тяжелая гроза страстей,
Вооруженная свобода,
Борьба народов и царей328.

Сначала Кюхельбекер побывал в Германии, незадолго до этого взволнованной убийством Коцебу; там же в ноябре 1820 г. он посетил в Веймаре Гете; в Ницце Кюхельбекер был как раз во время Пьемонтской революции. Значительное время он провел в Париже и на юге Франции. «Общественная жизнь здешняя поглотила меня», — писал он матери из-за границы. К сожалению, «Путешествие» или «Европейские письма» Кюхельбекера о его заграничном пребывании в 1820—1821 гг. остались неизданными, но дошедшие до нас отрывки этих путевых заметок, цитированные Ю. Н. Тыняновым, стихи Кюхельбекера и его письма к родным доносят до нас совершенно бесспорные доказательства того, как глубоко захватила его именно политическая и общественная жизнь Европы, потрясаемой революцией.

Предчувствия, выраженные в его стихотворении при прощании с Россией, полностью сбылись: он стал свидетелем «борьбы народов и царей». Поэтическое вживание в эту борьбу делало его самого действующим в ней лицом. Он как поэт был всецело на стороне борющихся с царями народов. Неразлучная с его поэтическим мировоззрением тема жизненного призвания поэта и жизненного подвига активного деятеля прекрасно воплощена в его стихах того времени. Эти переживания возникли еще в Германии, охваченной общественным брожением, как отклики на волновавшее всех греческое восстание. В стихотворении «К друзьям на Рейне» (1821) Кюхельбекер писал:

243

247

Да паду же за свободу,
За любовь души моей,
Жертва славному народу,
Гордость плачущих друзей329.

В стихотворении «Ницца» Кюхельбекер предвидит гибель Пьемонтской революции, скорбя об этом неизбежном конце и горячо сочувствуя вольности:

Гром завоет. Зарев блески
Ослепят унылый взор.
Ненавистные тудески
Ниспадут с ужасных гор.
Смерть из тысяч ружей грянет,
В тысячах штыках сверкнет,
Не родясь, весна увянет,
Вольность, не родясь, умрет330.

По приезде в Париж в марте 1821 г. Кюхельбекер сразу погрузился в кипящую политическую жизнь этой столицы мира. Сюда стекались все новости о ходе революционного движения, тут жарко и страстно, на все лады, обсуждались вопросы европейской политики. Кюхельбекер посещал заседания палаты депутатов, собрания политических деятелей, писателей, журналистов. Его приняла и оценила эта общественная среда. Бенжамен Констан, с которым он познакомился, организовал лекции Кюхельбекера, посвященные истории российской словесности, «в королевском Афинее в Париже». Лекции Кюхельбекера (на французском языке) имели громкий успех, — позже он вспоминал, что ему «рукоплескал когда-то град надменный, соблазн и образец, гостиница вселенной». После одной из лекций, где Кюхельбекер говорил о значении вольного Новгорода и его веча в истории России, русское посольство приказало ему лекции немедленно прекратить и вернуться в Россию. Директор лицея Энгельгардт писал о Кюхельбекере: «Черт его дернул забраться в политику и либеральные идеи, на коих он рехнулся, запорол чепуху, так что Нарышкин его от себя прогнал, а наш посланник запретил читать и, наконец, выслал его из Парижа. Что из него будет, бог знает»331.

Кюхельбекер был выслан на родину в очень опасный политический момент: в жизнь уже проводилась тяжелая система реакционных мероприятий, вызванных восстанием

244

248

Семеновского полка (октябрь 1820 г.). В армии была усилена слежка, обе столицы были под особым надзором, копились сведения о недовольных, об агитаторах. Судьба Кюхельбекера могла быть чрезвычайно тяжелой, если бы не помощь Ермолова. Кюхельбекер показывает об этом на следствии: «В 1821-м году, возвратясь в С.-Петербург, вскорости после того, когда возвратился туда же из Лайбаха генерал от инфантерии Ермолов, я был рекомендован ему Александром Тургеневым и управляющим министерством иностранных дел графом Нессельродом и принят им на службу для особых поручений в Грузии с чином коллежского асессора». Александр Тургенев, принявший столь живое участие в судьбе Кюхельбекера, писал П. А. Вяземскому о своих хлопотах в пользу попавшего в беду поэта. Переговоры кончились успешно, удалось добыть согласие императора. 6 сентября 1821 г. А. Тургенев писал Вяземскому: «Кюхельбекер едет сегодня или завтра с Ермоловым. Мы устроили его дело. Государь знал все о нем; полагал его в Греции и согласился определить к Ермолову. Я этому душевно рад и еду благодарить Ермолова».

Он гордо презрел клевету,
Он возвратил меня отчизне:
Ему я все мгновенья жизни
В восторге сладком посвящу332, —

писал Кюхельбекер о Ермолове.

Обо всей этой истории дано крайне неточное представление в биографии Грибоедова, предпосланной академическому изданию его сочинений. Там сказано, что, вернувшись в Россию, Кюхельбекер, «по рекомендации петербургских друзей и по личному желанию Ермолова (несомненно, поддержанному Грибоедовым)», получил место в Тбилиси. Грибоедов никак не мог высказаться по этому вопросу и «поддержать желание Ермолова», ибо в августе — сентябре 1821 г., когда разыгрывалась вся эта история, он был еще в Иране, а Ермолов — в Петербурге333.

Кюхельбекер приехал в Грузию вместе с Ермоловым в конце 1821 г. Он быстро и близко вновь сошелся с Грибоедовым, для которого он был как бы живым посланцем революционной Европы, человеком, полным самых свежих новостей и впечатлений, тем, кто мог донести до него

245

249

европейскую атмосферу во всей ее непосредственности и полноте.

Какую роль играли эти вести? Как для Кюхельбекера и Грибоедова, так и для декабристов они обостряли вопрос о России. Вести с революционного Запада были прежде всего, так сказать, «катализатором» — ускорителем созревания русской передовой общественной идеологии. Страстное желание принять участие в революционной борьбе Запада было лишь новым проявлением стремления к активному переустройству действительности.

«Я встретил здесь своего милого петербургского знакомого Грибоедова, — писал Кюхельбекер матери 18 декабря 1821 г. — Он был около двух лет секретарем посольства в Персии; сломал себе руку и будет жить теперь в Тифлисе до своего выздоровления. Он очень талантливый поэт, и его творения в подлинном, чистом персидском тоне доставляют мне бесконечное наслаждение». Как указал Ю. Н. Тынянов, речь идет тут о восточной поэме Грибоедова «Странник», от которой дошел до нас лишь отрывок, известный под названием «Кальянчи». Кюхельбекер еще не пишет матери о чтении «Горя от ума», но можно предположить, что это чтение, вероятно, и началось тогда же или вскоре. Кюхельбекер был свидетелем возникновения комедии. «Грибоедов писал „Горе от ума“ почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано», — записал Кюхельбекер в своем дневнике.

Несколько произведений Кюхельбекера отражают желание участвовать в борьбе восставшей Греции:

            Века шагают к славной цели —
            Я вижу их, — они идут!
            Уставы власти устарели:
            Проснулись, смотрят и встают
            Доселе спавшие народы.
О радость! Грянул час, веселый час свободы.
Друзья! Нас ждут сыны Эллады!
Кто даст нам крылья? Полетим!..334

Стихотворение «Пророчество» также призывает к участию в греческом восстании. Оно содержит упоминание и о месте, где было написано: Тбилиси. Характерна его связь с темой о пророке — о призвании поэта (1822).

246

250

Глагол господен был ко мне,
За цепью гор на Курском бреге:
«Ты дни влачишь в ленивом сне,
В мертвящей душу вялой неге!
На то ль тебе я пламень дал
И силу воздвигать народы?
Восстань, певец, пророк свободы!
Вспрянь! возвести, что я вещал».

В этой же сюите находится стихотворение «К Ахатесу», требующее особого внимания. Данная Ю. Н. Тыняновым датировка (1821) приблизительна и вызвана лишь тематикой стихотворения, посвященного греческому восстанию. Ахатес — Fidus Achates — друг Энея, верность которого стала символическим образом дружеской верности. Кто другой в эти годы, кроме Грибоедова, мог получить от Кюхельбекера столь лестное и высокое наименование? Мы не встречаем в 1821—1822 гг. около Грибоедова какого-либо иного человека, который был бы связан с Кюхельбекером столь же тесными узами дружбы. Поэтому мне представляется правдоподобным, что стихи «К Ахатесу» адресованы именно Грибоедову, тем более что только что исколесивший Европу Кюхельбекер вполне может подойти под сравнение с Энеем. Если это так, то естественно сделать вывод, что Грибоедов и Кюхельбекер были одних политических настроений в бурные 1821—1822 гг. и оба горели желанием принять участие в борьбе. Каковы бы ни были индивидуальные окраски политических взглядов обоих друзей, не дошедшие до нас в утраченных документах, имеются все основания предположить, что близкая дружба была обусловлена общностью основных политических настроений:

        Аха́тес, Аха́тес! ты слышишь ли глас,
          Зовущий на битву, на подвиги нас?
          Мой пламенный юноша, вспрянь!
О друг, полетим на священную брань.
      Кипит в наших жилах веселая кровь,
      К бессмертью, к свободе пылает любовь,
          Мы смелы, мы молоды: нам
Лететь к Марафонским святым знаменам.
..................
И в вольность и в славу, как я, ты влюблен,
Навеки со мною душой сопряжен!
          Мы вместе помчимся туда,
          Туда, где восходит свободы звезда...335

Обращает на себя внимание и биографическое совпадение: Грибоедов, несомненно, был влюблен и в вольность

247

251

и в славу. Опять стихи Кюхельбекера оказываются зеркалом, в котором отражается уже не только тематика разговоров с другом, но и политические настроения Грибоедова, относящиеся к периоду интенсивной творческой работы над «Горем от ума».

Восстанавливая тут идейную среду, окружавшую Грибоедова во время создания «Горя от ума», отметим и его состояние в это время: он был на подъеме, полон сил и энергии. В 1821 г. в Тбилиси Кюхельбекер запечатлел его в творчестве — это полный жизни и подъема портрет: деталью этого портрета явилась даже «резво-скачущая кровь», насмешившая Пушкина:

Но ты, — ты возлетишь над песнями толпы!
       Певец, тебе даны рукой судьбы
       Душа живая, пламень чувства,
Веселье тихое и светлая любовь,
       Святые таинства высокого искусства
       И резво-скачущая кровь336.

Перед нами — пример глубокой творческой дружбы, взаимодействия поэтов. В дружеском общении раскрывалось немало тем, касавшихся творчества: постоянно занимала Кюхельбекера и Грибоедова тема высокого призвания поэта и гражданского служения, вопрос о русском языке, об особенностях поэтического русского слога, о высоких формах гражданской поэзии; обсуждались вопросы народности в литературе и особенности реалистической драматургии. Но для настоящего исследования необходимо подчеркнуть тему высокой политической идейности337.

Такова была подлинная атмосфера создания национальной русской комедии, которая писалась в такие необыкновенные годы революционного подъема. В этом отношении поэзия Кюхельбекера — как бы зеркало тематики разговоров с Грибоедовым. И Кюхельбекер и Грибоедов, несомненно, прекрасно осведомлены о политических событиях. Кюхельбекер сокрушенно каялся на следствии в 1826 г.: «Клянусь и обещаюсь воздержаться впредь от всяких дерзких мечтаний и суждений касательно дел государственных, ибо уверился, что я для сего слишком недальновиден...» Отсюда можно умозаключить, что раньше он никак не воздерживался от дерзких мечтаний и суждений касательно дел государственных и полагал себя в суждениях дальновидным. Поэтому кое-когда ясно

248

252

звучащая для нас в его стихах политическая тематика — лишь часть, осколок разговоров с Грибоедовым. Разговоры были еще богаче и, несомненно, касались «дел государственных»338.

И Кюхельбекер и Грибоедов были в политическом отношении чрезвычайно образованными и хорошо осведомленными людьми своего времени. Отдельные отзвуки, мелкие признаки этой осведомленности то тут, то там мелькают в документальном материале. Стихотворение Кюхельбекера «Пророчество», относящееся к 1822 г., — отзвук прекрасной осведомленности о международном положении: он вполне в курсе дел, ему прекрасно известна позиция по отношению к восставшим грекам, которую заняла Англия, известна английская оценка положения в Турции. Осведомленность в революционной истории прошлого прорывается даже в ответах Кюхельбекера следствию: «Высочайше учрежденному Комитету известно, какое различие, какая противоположность даже мнений, видов и целей открылась в течении Французской революции между членами одного и того же первоначально Политического клуба». Можно усомниться, чтобы эти тонкости были хорошо известны членам следственного комитета, но Кюхельбекеру-то они, несомненно, были ясны. «В навруз (первый день иранского Нового года. — М. Н.) мы, как революционные офицеры, перед нами церемониймейстер, проезжаем несколько улиц...» — пишет в 1819 г. Грибоедов в своих путевых записках. И тут случайная ассоциация ведет к сложной сумме конкретных сведений о революции, ее истории и быте339.

Как видим, общение Грибоедова с Кюхельбекером далеко не ограничивалось чтением Библии, восторгом перед ее поэтическими красотами, пристрастием к славянизмам и обсуждением легенд Востока. Пушкин, обращаясь к Кюхельбекеру в стихах, посвященных лицейской годовщине, писал:

Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Что означают «бурные дни Кавказа»? Неужели они «бурные» только потому, что Кюхельбекер тут дрался на

249

253

дуэли с Похвисневым и падал с лошади? Не шире ли и не глубже ли этот пушкинский образ? Впечатления от великих европейских событий, замысел бежать к восставшим грекам — не входит ли и это все в пушкинский эпитет?

6

Подведем некоторые итоги. Мы обрисовали общественную атмосферу первого восточного периода жизни Грибоедова, когда загорается особым творческим пламенем замысел «Горя от ума» и, загоревшись, вступает в период своего окончательного становления. В это время детализируется, разрабатывается общая композиция пьесы и пишутся два ее первых акта.

Особо надо подчеркнуть обычно упускаемый из виду или мало характеризуемый первый творческий момент — разработку общей композиции. Логически этот процесс, очевидно, сначала предшествовал, а затем и сопутствовал работе над двумя первыми актами. Нельзя было, оживив старый замысел, сразу сесть за первый акт, не продумав еще и еще раз предполагаемого хода действия в целом. Нельзя было набросать первую сцену с Лизой и часами у закрытой комнаты Софьи, не соотнеся ее с последующим развитием действия, не осознав внутреннего взаимодействия следующих сцен пьесы с первой. Конечно, работа над композицией — органический элемент всего последующего творческого труда Грибоедова: существенные моменты развертывающегося сюжета, которые для нас полностью срослись с пьесой и совершенно от нее неотделимы, приходили ему в голову и в самом конце творческого периода; так, известно, что сцену под лестницей в последнем акте он придумал уже в 1824 г., когда ехал из Москвы в Петербург. Но, конечно, основная разработка композиции логически не может не относиться в самой значительной своей части именно к началу усиленной работы над пьесой. Поэтому первая половина работы над «Горем от ума», протекшая на Востоке, имеет особое значение. Отсюда и важность восстановления той общественной атмосферы, в которой она протекала.

Мы видим, что интересующее нас время полно глубоких впечатлений общественного характера и возбужденных

250

254

ими ответных волнений. Творчество Грибоедова развертывалось в годы живого общения с такой передовой товарищеской средой, которая взволнованно и глубоко реагировала на общественные процессы в своей стране и на революционные события. Это ободряло, напрягало, углубляло работу мысли Грибоедова над положением своей родины. Это вызывало к жизни обоснованные соображения о возможности революционного взрыва и в России. Страстное желание принять участие в европейских событиях — прийти на помощь восставшей Греции, например, — было прежде всего проявлением жажды деятельности и для своей родной страны, формой неудовлетворенного желания быть активным. Конечно, в этом сложном процессе, в восприятии действительности такой своеобразной и глубокой личностью, какой был Грибоедов, было целое море индивидуальных оттенков, которое исследователь не в силах восстановить, несмотря на все свои труды, — иногда по причине гибели драгоценных документов, которые это отражали, иногда и в силу того, что эти особенности вообще не были запечатлены в документальном материале. Однако основная линия ясна и в результате изложенного выше. Совершенно ясно, что распространенный вывод о том, что Грибоедов на Востоке будто бы «терял связи с политическим движением», полностью неправилен340.

Однако ряд индивидуальных и немаловажных моментов творчества в изучаемый восточный период все же дошел до нас: напомним прежде всего об особой сосредоточенности мысли Грибоедова на ходе исторического процесса, на движении истории. Мысли об этом предшествовали творческой вспышке, разгару творчества над комедией, были ее спутником и фоном творчества. Важно и непрерывное восприятие восточных впечатлений — Кавказа и Ирана — в историческом плане, в соотношении их к историческому процессу. Поистине, «от одного конца Европы до другого», как говорил Пестель, было видно «везде одно и то же»... Исторический процесс шел вперед, развивался, каждая страна находилась на каком-то закономерном этапе развития, Иран пребывал на уровне наблюдений Олеария, шах походил на Елизавету, дщерь Петрову... Хлынувшие далее впечатления от европейских революций только усилили и углубили этот же процесс и, главное, обострили восприятие самой России — родины — в ее историческом движении. Сравнение родины с волнующимся


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.