Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 201 страница 210 из 729

201

205

я уже не ленивый служитель. Пишу, мой друг, пишу, пишу. Жаль только, что некому прочесть». В свете приведенных выше свидетельств и установленной хронологической канвы можно с основанием предположить, что речь идет о творческом процессе работы над комедией «Горе от ума». Никаких иных произведений Грибоедова, относящихся к 1819 г., до нас не дошло. Предположение, что Грибоедов в пути работает над «Горем от ума», очень правдоподобно и хорошо согласуется как со свидетельствами Бегичева, так и со свидетельством Бебутова: творческий процесс над комедией продолжался в феврале 1819 г., сопровождался выраженным желанием кому-то прочесть написанное. В ноябре или начале декабря того же года произошла встреча с Д. О. Бебутовым. Грибоедов смог удовлетворить столь понятному желанию — прочесть приятному спутнику, собрату по оружию, почти сверстнику, человеку близких политических настроений — отрывки из сочиняемой пьесы. Далее, в обстановке иранского одиночества, творческий процесс опять замер, опять Грибоедов стал музам «ленивый служитель»: он пишет в письме к Катенину из Тавриза в феврале 1820 г. (месяцев за девять до «сна о клятве»): «Веселость утрачена, не пишу стихов, может, и творились бы, да читать некому, сотруженники не Русские»266. Этот факт также полностью укладывается в очерченные выше хронологические рамки — в Иране до «сна о клятве» творческий процесс приостанавливался.

Последнее свидетельство, которое надо сопоставить с установленным выше хронологическим рядом, содержится в «Рассказах из прошлого» Новосильцевой, где сообщен интересный, но несомненно беллетризованный в позднейшей записи эпизод из московской жизни Грибоедова, который Новосильцева слышала от англичанина Фомы Яковлевича Эванса, университетского профессора и вместе с тем музыканта, — вероятно, английского учителя Грибоедова. Эванс рассказывал, что по Москве разнесся слух, будто Грибоедов сошел с ума. Встревоженный Эванс навестил ученика, чтобы выяснить справедливость слуха. Грибоедов взволнованно рассказал ему, что он «дня за два перед тем был на вечере, где его сильно возмутили дикие выходки тогдашнего общества, раболепное подражание всему иностранному и, наконец, подобострастное внимание, которым окружали какого-то француза, пустого болтуна. Негодование Грибоедова

202

206

постепенно возрастало, и, наконец, его нервная, желчная природа высказалась в порывистой речи, которой все были оскорблены. У кого-то сорвалось с языка, что „этот умник“ сошел с ума, слово подхватили, и те же Загорецкие, Хлёстовы, гг. N. и D. разнесли его по всей Москве. «Я им докажу, что я в своем уме, — продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ, — я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится! Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша». На другой же день он задумал писать „Горе от ума“»267. Последнюю фразу, как крайне наивную и противоречащую предыдущему изложению, конечно, надо отбросить (наивность ее не нуждается в комментариях, а противоречивость очевидна: Грибоедов сегодня утверждает, что у него «весь план» комедии в голове, а «задумывает» писать комедию только «завтра»). Рассказ этот явно приукрашен и нарочито приближен в деталях к эпизоду с «французиком из Бордо» в «Горе от ума». Отбрасывая детали и учитывая лишь самый факт стычки с московским обществом — факт сам по себе чрезвычайно правдоподобный, зададим вопрос: к какому времени можно отнести этот рассказ (он не содержит прямых указаний на датировку)? Речь в нем явно идет о взрослом Грибоедове, а не о Грибоедове-ребенке, и о времени до окончания «Горя от ума». Взрослый Грибоедов до окончания комедии был в Москве дважды: дней 10—12 он провел в ней проездом на Восток в 1818 г. и несколько более — летом 1823 г. по возвращении с Востока, перед отъездом в деревню Бегичева, — тогда у Грибоедова уже были готовы два первых акта комедии, и он явно не мог говорить о ней в будущем времени. Вывод о датировке в силу этого явно склоняется к проезду через Москву в 1818 г. Н. К. Пиксанов относит все же эпизод к 1823 г., когда Грибоедов явился в Москву «зрелым человеком, зорким наблюдателем и строгим судьей. Посещение балов, вечеров, праздников и пикников весной 1823 г. давало поэту много возможностей к спорам и столкновениям»268. Полагаю, что гораздо правдоподобнее отнести этот эпизод к 1818 г.; зрелый, установившийся и более выдержанный дипломат двадцативосьмилетнего возраста, каким был в 1823 г. вернувшийся с Востока Грибоедов, очевидно, был менее расположен вступать в бурные споры на балах, нежели двадцатитрехлетний молодой человек, гораздо менее уравновешенный и более пылкий,

203

207

а именно таким рисуют источники Грибоедова 1818 г. Более того, его письма к Бегичеву 1818 г. (от 18 сентября из Воронежа, по выезде из Москвы) донесли до нас свидетельство такого недовольства Москвою, которое легко могло породить описанное выше столкновение. Мы видим, что Грибоедов, подобно Чацкому, мог бы сказать в этот момент слова: «Нет, недоволен я Москвой». Он пишет: «В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему». Далее в письме мысль о том, что его недооценили в Москве, сопровождена цитатой: «несть пророк без чести, токмо в отечествии своем...» Это свидетельство самого автора хорошо согласуется с приведенным выше рассказом, — чрезвычайно правдоподобно, что эти настроения могли повести к столкновению с московским обществом. Предположительная датировка рассказа Эванса осенью 1818 г. представляется поэтому наиболее правдоподобной. Что же касается момента начального замысла комедии, — рассказ Эванса прекрасно согласуется со свидетельством Бегичева: слова Грибоедова «весь план у меня уже в голове» точно перекликаются со свидетельством того же Бегичева: «План этой комедии был сделан у него уже в Петербурге». Не противоречит рассказ Эванса и свидетельству Бебутова.

Так обогащается установленная выше в основных своих хронологических моментах картина замысла.

3

Замысел возник в том же 1816 г., что и первая тайная организация декабристов. План рос и зрел, творчество развивалось в атмосфере постоянного общения с передовой молодежью, в том числе с декабристами и их друзьями. Замысел был сразу выделен автором из ряда прочих драматургических сюжетов, возникавших тогда же, сосуществовавших и даже выполняемых одновременно с постепенным вынашиванием основного и любимого замысла комедии, которая стала делом его жизни. Автор сразу отделил этот замысел от остальных, придал ему важнейшие творческие функции, сделал именно его хранилищем самых заветных мыслей и эмоций, носителем своего поэтического призвания. Это видно из того, что

204

208

именно данный замысел осознается автором как замысел «высшего значения».

Мысль создать что-то большое, особо ценное, крупного значения, обуревала Грибоедова. «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь, в суетном наряде, в который я принужден был облечь его», — пишет Грибоедов позднее о первоначальном замысле «Горя от ума»269. Скудные рукописи, свидетельствующие о творческой истории «Горя от ума», не донесли до нас именно этого замысла — эти черновики не сохранились. Тем ценнее для нас великолепное авторское свидетельство, приведенное выше. Эта высота первичного замысла, «высшее его значение» сопоставляются с интересом молодого Грибоедова к замыслам шекспировского стиля, с глубоким интересом к «Фаусту» Гете и к старому, уже цитированному ранее несогласию с принципом «трех единств», который он тем не менее счел себя вынужденным применить в комедии «Горе от ума»270.

Именно Грибоедов заставил друга своего Кюхельбекера в период особой их близости — в конце 1821 и в первой половине 1822 г. — отвлечься от драматической поэтики Шиллера и глубоко заняться изучением Шекспира. Уже тогда Грибоедова посещали мысли о широком и высоком замысле особого, не классического стиля. Позже, во время создания «Грузинской ночи», Грибоедов будет работать опять-таки над замыслом шекспировского стиля271. Это тяготение к большому, глубокому, монументального характера произведению было свойственно и Пушкину, сделавшему первое воплощение подобного замысла в «Борисе Годунове». Грибоедов также искал раскрытия законов «драмы шекспировой».

Какую же роль играл этот замысел в душевной жизни самого Грибоедова? Ответ на этот вопрос необходим для уяснения генезиса идейного состава комедии, его взаимодействия с декабристским кругом идей.

Вдумываясь в жизнь Грибоедова до создания «Горя от ума», замечаешь в ней напряженную и полную неудач борьбу за выявление своего таланта, мировоззрения, права на деятельность. В юности он готовился, по-видимому, к научной работе, получил две кандидатские степени, был готов к докторскому экзамену. Сестра его считала, что он в науке был бы вторым Гельмгольцем. Это предположение близкого Грибоедову человека воспринимается

205

209

исследователем как вполне обоснованное, — да, действительно, Грибоедов был одарен в научно-исследовательском отношении, — это видно из его заметок и набросков научного характера, из неотразимой логики его дипломатических документов, из острого творческого интереса к научной проблематике. Учился Грибоедов «страстно», то есть влагал в ученье всего себя. Страсть к науке в юные годы легко объединялась с литературным призванием. Эта направленность на научную деятельность резко оборвана в биографии Грибоедова войной — и более не возобновляется. Выявить тут свою одаренность ему не пришлось.

Война 1812 г. и время заграничных походов не могли не принести ему много тяжелых личных переживаний по той же линии выявления себя: он не попал на фронт, вероятно, не будучи в силах преодолеть преград, поставленных властной и опытной в практических делах матерью. Он не получил ни наград, ни продвижения вперед — вошел и вышел из великих событий тем же корнетом гусарского полка, в то время как товарищи и друзья имели возможность широкого и кипучего выявления себя, жизненного творчества. Они встретились с ним, украшенные орденами за Бородино, Лейпциг, Париж, выросшие, полные богатейших впечатлений, — у него же был безусловный «по службе неуспех», как у Чацкого, а за этим «неуспехом» таилось нечто гораздо более серьезное — создавшаяся для него невозможность реализовать свои жизненные замыслы, выявить свой талант. Разлад между его реальным местом в жизни и тем уровнем возможностей, которые он в себе ощущал, был источником острого недовольства и непрекращающейся тревоги. Он даже не поехал повидаться с родными в Москву после войны, а позже, находясь с матерью в одном городе, подолгу живал у Бегичева. Когда его спросили однажды, как мог он подружиться «с этим увальнем и тюфяком», Грибоедов «с живостию» ответил: «Это потому, что Бегичев первый стал меня уважать». Следовательно, ранее он считал, что окружающие не уважают его, и страдал от этого272.

Было бы несправедливо обойти молчанием и какую-то драму любви, пережитую им в эти годы. Биографы его, заметив «эффектную» историю с балериной Истоминой, не заметили какой-то другой замужней женщины, возбудившей в Грибоедове большое чувство, не сопровожденное счастьем. Он лишь два раза сам упомянул об этом

206

210

чувстве в переписке, — бегло и без радостных воспоминаний. Зимой 1824—1825 гг. в Петербурге, влюбившись в балерину Телешову, Грибоедов писал Бегичеву: «Любовь во второй раз, вместо чужих краев, определила мне киснуть между своими Финнами. В [18] 15-м и [18] 16-м году точно то же было...»273 Чувство было глубоким и мучительным, от него Грибоедов, по собственным словам, «в грешной моей жизни чернее угля выгорел». Имени этой женщины не назвал ни Грибоедов, ни Бегичев, но то, что она была замужем, явствует из письма Грибоедова к А. А. Жандру и Варваре Семеновне Миклашевич от 18 декабря 1825 г. Грибоедов встревожен аналогичным положением своего юного друга А. И. Одоевского: «Сделай милость, объяви мне искренно или вы лучше скажите мне, милый друг Варвара Семеновна, отчего наш Александр так страстно отзывается мне о В. Н. Т... Ночью сидит у ней, и оттудова ко мне пишет, когда уже все дети спать улеглись... Не давайте ему слишком увлекаться этою дружбою, я по себе знаю, как оно бывает опасно. Но, может быть, я гадкими своими сомнениями оскорблю и ее и Александра. Виноват, мне простительно в других предполагать несколько той слабости, которая испортила мне полжизни... Не хочу от вас скрывать моих пятен, чтобы одним махом уничтожить всю эту подлость»274. Из всех этих текстов явствует, что любовь к какой-то замужней женщине была у Грибоедова сильной, длительной (два года: 1815—1816) и несчастной.

Нельзя не упомянуть также о дуэли Шереметева с Завадовским, где Грибоедов был секундантом. Она создала около Грибоедова много неблагоприятных толков. (Пушкин глухо пишет: «Даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении».) Даже в какой-то мере был задет неписаный кодекс дворянской чести, — о последнем обстоятельстве можно судить по рассказу о дуэли, переданному, очевидно, со слов Якубовича Ван Галеном: ходили слухи, что во время дуэли по вине секунданта были нарушены какие-то правила, что и содействовало ее трагическому исходу. Все эти ложные слухи были так настоятельны и оживленны, что охладили, например, у Александра Бестужева охоту знакомиться с Грибоедовым: «Я был предубежден против Александра Сергеевича. Рассказы об известной дуэли, в которой он был секундантом, мне переданы были его противниками в черном виде», — начинает Бестужев свои

207

211

воспоминания о Грибоедове. Можно представить себе, как все это тяготило Грибоедова.

Пушкин познакомился с Грибоедовым в 1817 г. и отметил в нем «меланхолический характер», «озлобленный ум», но вместе с тем «добродушие». Бегичев говорит о неистощимом веселье Грибоедова, Пушкин — о меланхолии. Оба могут быть правы: резкие переходы от одного настроения к другому были свойственны холерику Грибоедову и постоянно отмечались людьми, близко его знавшими275.

В свете этих данных понятно особо обостренное чувство личного достоинства и самолюбия у молодого Грибоедова. «Человек весьма умный и начитанный, но он мне показался слишком занят собой», — пишет о нем Н. Н. Муравьев (Карский). Н. В. Шимановский пишет: «У него был характер непостоянный и самолюбие неограниченное». Такое впечатление Грибоедов мог нередко производить в связи с острой душевной неудовлетворенностью, разладом между реальным своим местом в жизни и тем уровнем возможностей, который он в себе ощущал. «Пламенная душа требовала деятельности, ум — пищи, но ни место, ни обстоятельства не могли удовлетворить его желаниям», — пишет Булгарин о его военном периоде. Враждебный Грибоедову Денис Давыдов говорит о «бесе честолюбия», который терзал Грибоедова. Пушкин глубоко вник именно в эту сторону дела и написал о Грибоедове: «Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном». Эти пушкинские строки как бы вторят грибоедовской самооценке в письме к Бегичеву (июль 1824 г.), где Грибоедов пишет о своей «пламенной страсти» «к людям и делам необыкновенным». Ничтожность положения и резко суженная возможность действовать оказывались в противоречии с самооценкой, с ощущением своих огромных способностей276.

Важно подчеркнуть: высокое призвание поэта — одна из ведущих идей в самосознании и самооценке Грибоедова этих лет. Об этом свидетельствует стихотворение «Давид», которое вернее всего отнести к периоду общения

208

212

с Кюхельбекером (конец 1821 — начало 1822 г., до мая), когда оба они увлекались поэтическими красотами Библии. Это — разработка темы о призвании поэта как о непревзойденной силе, преобразующей мир. «Юнейший у отца» и «не славный» среди братьев пастух Давид оказался обладателем творческого песенного дара:

Орга̀н мои создали руки,
Псалтырь устроили персты...

Получивший божию благодать и помазание бога именно в силу своего песенного дара, Давид преодолевает врага отечества, иноплеменника, угрожающего родине, — именно таким неожиданно обрисован Голиаф в стихотворении Грибоедова:

Но я мечом над ним взыграл,
Сразил его и обезглавил
И стыд отечества отъял,
Сынов Израиля прославил!

Призвание поэта — одна из центральных тем творчества друга Грибоедова Кюхельбекера. Нет сомнений, что это было постоянной темой их разговоров. Личное восприятие этой темы, соединенное с сознанием своего писательского таланта, с уже носимым в себе «шекспировским» замыслом большой комедии, обострено мечтами о славе, о деятельности, о разрешении крупной общественной задачи. Грибоедов сам говорит о «ненасытности» своей души, о «пламенной страсти к новым вымыслам, к новым познаниям, к перемене места и занятий, к людям и делам необыкновенным»277. Эта сторона писателем насквозь осознана, она — не тайная, смутно ощутимая подоплека творчества, она — ясная руководящая идея, ведущее чувство.

Чтобы дать правильную историческую оценку этому осознанию своего высокого писательского призвания и его общественного значения, надо учесть, как ставился вопрос о национальной русской литературе в декабристских кругах. Политическая утопия Улыбышева «Сон» (1819) отражает декабристские взгляды на русскую культуру. В утопии остро поставлен вопрос о создании национальной литературы, в частности о национальной комедии, то есть вопрос о том, что и занимало более всего в тот момент Грибоедова. Автор видит «во сне» будущий послереволюционный Петербург — столицу новой, культурной

209

213

России, город, полный «общественных школ, академий, библиотек всех видов», вытеснивших прежние казармы. Старец, объясняющий автору необычайную картину, говорит о великой национальной русской литературе, созданной после революции и в силу революции. Наконец русская литература стала самостоятельной, самобытной, национальной, отказавшись от подражания иностранным образцам: «Наши опыты в изящных искусствах, скопированные с произведений иностранцев, сохранили между ними и нами в течение двух веков ту разницу, которая отделяет человека от обезьяны. В особенности наши литературные труды несли уже печать упадка, еще не достигнув зрелости, и нашу литературу, как и наши учреждения, можно сравнить с плодом, зеленым с одной стороны и сгнившим с другой. К счастью, мы заметили наше заблуждение. Великие события, разбив наши оковы, вознесли нас на первое место среди народов Европы и оживили также почти угасшую искру нашего народного гения. Стали вскрывать плодоносную и почти нетронутую жилу нашей древней народной словесности, и вскоре из нее вспыхнул поэтический огонь, который и теперь с таким блеском горит в наших эпопеях и трагедиях. Нравы, принимая черты все более и более характерные, отличающие свободные народы, породили у нас хорошую комедию, — комедию самобытную. Наша печать не занимается более повторением и увеличением бесполезного количества этих переводов французских пьес, устарелых даже у того народа, для которого они были сочинены. Итак, только удаляясь от иностранцев, по примеру писателей всех стран создавши у себя национальную литературу, мы смогли поравняться с ними»278. Эти мысли разительно совпадают с кругом мнений Грибоедова. Мы начинаем яснее понимать, чем был для Грибоедова его замысел национальной комедии, мечта о произведении большого плана и крупной социальной функции.

В апреле 1819 г., как раз в то время, когда Грибоедов был далеко на Востоке, в Тегеране, при дворе «шааен-шаа» — «царя-царей», в декабристском кругу, в заседании той же «Зеленой лампы» обсуждались его комедии — «Притворная неверность» и «Молодые супруги». Отзыв был хотя в общем снисходителен, но французская подражательность решительно осуждалась в обеих: специалист по театральным делам, член «Зеленой лампы»

210

214

Дмитрий Николаевич Барков (не смешивать с Барковым XVIII в.) писал: «Вторник (22 апреля 1819 г.). „Притворная неверность“. Комедия в 1 действии, перевод с французского Грибоедова и Жандра. „Молодые супруги“. Комедия в 1 действии, подражание французскому г-на Грибоедова. Первые две пьесы давно известны. „Притворная неверность“ переведена и играна прекрасно, кроме г-на Рамазанова, который довольно дурно понял свою роль. „Молодые супруги“ — подражание французскому... „Secret du ménage“ имеет очень много достоинств по простому естественному ходу, хорошему тону и многим истинно комическим сценам, — жаль, что она обезображена многими очень дурными стихами»279. Несмотря на всю снисходительность и даже похвальные замечания отзыва, декабристский круг никак не мог признать эти грибоедовские произведения хотя бы за приближение к той национальной комедии, к которой надо было стремиться. Наоборот, это были осужденные с принципиальной точки зрения подражания иностранным образцам. Нет сомнений, что сам Грибоедов — автор шести комедий, путешествовавший в то время на Востоке, полностью разделил бы отрицательные моменты оценки: он менее всего склонен был придавать серьезное значение уже написанным своим произведениям. Это были небольшие случайные проблески, однодневки, шутливая проба литературных сил, более подарки актрисам, нежели замыслы; в их «основе» лежала организация бенефисов для знакомых актеров. Это, по собственному выражению Грибоедова, не комедии, а «комедийки». Он же хотел написать именно комедию, даже, так сказать, Комедию — с большой буквы.

Высокая, большого социального значения комедия («сценическая поэма») была им задумана в 1816 г., в том же году, когда возникло первое декабристское тайное общество... «Дух времени», который заставлял везде умы клокотать, дифференцирующаяся на два противоположных лагеря Россия, общение с членами тайного общества — такова атмосфера замысла. Коллизия двух лагерей — основа, стержень произведения, без нее рушится замысел, пьеса перестает существовать. Мы еще остановимся на этом ниже. Замысел родился, рос и развивался в атмосфере раннего, вместе с ним родившегося декабризма. Идеи, влекущие вперед развитие замысла, были в широком смысле слова декабристскими идеями.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.