165
в кульминации своих вольнодумческих настроений. В армии распространена его песня:
Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей.
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей.
«Нет, лучше смерть, чем жить рабами, — вот клятва каждого из нас!» — таков был припев песни Катенина.
Друг Пушкина, большой авторитет в литературных и театральных кругах, даже сам игравший на сцене, соавтор комедии «Студент», написанной вместе с Грибоедовым, — Катенин одна из наиболее ярких фигур общественного и литературного движения изучаемого периода205.
Андрей Андреевич Жандр и его подруга Варвара Семеновна Миклашевич входят в круг самых близких и неизменных друзей Грибоедова. Дружба с ними началась именно в изучаемый нами петербургский период и прошла через всю жизнь писателя. Жандр не был декабристом, но его в полном смысле слова можно назвать другом декабристов; это же почетное наименование можно по праву применить к В. С. Миклашевич. Оба они состояли под секретным надзором, что засвидетельствовано агентурными донесениями в III Отделение206.
Д. А. Смирнов заметил, что Жандр особенно любил говорить обо всем, что относится к 14 декабря, — «видимо, что он всем этим происшествиям сочувствует», — заметил Смирнов. Жандр рассказал ему, что с какими-то (не названными им) друзьями он ездил на Голодай искать могилы казненных декабристов. Позже Жандр постоянно читал «les choses prohibées» (запрещенные вещи), например, «все герценовское»207. Эти факты также свидетельствуют о сочувствии Жандра передовым идеям времени. Что касается Варвары Семеновны Миклашевич, талантливой писательницы, — она также разделяла эти настроения. Ее роман «Село Михайловское», где среди действующих лиц выведен и Грибоедов (в образе молодого Рузина), с трудом прошел даже через цензуру шестидесятых годов. После восстания 14 декабря, приняв к себе А. Одоевского, она не советовала ему, как его дядюшка, идти с повинной к начальству, а явилась инициатором его побега. Агент Бенкендорфа фон Фок осведомлен об ее