Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 151 страница 160 из 729

151

155

наглого иноземного захватчика. Ранее она была освобождением европейских народов от поработителя, высоким возвращением им права на свободную и самостоятельную жизнь. Но громы битв отшумели, мирные договоры были подписаны, Европа освобождена от узурпатора народных прав. Начиналась иная, мирная жизнь, которая вдруг, в привычных своих формах военного служения, оказалась лишенной высокого содержания. Россия оставалась крепостной страной, царь — неограниченным деспотом. Его, правда, никогда не было дома, — он все уезжал в Европу заниматься европейскими делами, но от этого было только хуже: власть была фактически вверена Аракчееву, страна стонала под его сапогом. 24 декабря (ст. ст.) 1815 г. Аракчееву были поручены доклады по делам Комитета министров, и его «самодержавие» фактически установилось. Это было закономерным развитием русского абсолютизма.

Европейские дела царя также заполнились новым содержанием. Пришло время правительствам расплачиваться по векселям, выданным во время великой народной борьбы. Векселя не только были просрочены, гораздо хуже — по ним вообще не платили. Уже был обнародован акт Священного Союза, уже громко говорили о подавлении того самого свободолюбивого духа, к которому европейские правительства сами взывали раньше во имя освободительной борьбы против поработителя. Аахенский конгресс 1818 г. уже не говорил о великих целях освобождения Европы. Служить в армии стало означать: заниматься шагистикой, подчиняться аракчеевским клевретам или самому становиться таковым. Новое сознание чести с презрением отвергало подлое приспособление к реакционному строю и тупую фрунтоманию, сопровождаемую заколачиванием солдат палками. Жить надо иначе. Перед передовым человеком кануна двадцатых годов встает свое «что делать»? Целой полосой проходят отставки из армии, переход к гражданской службе — может быть, там можно лучше послужить обновлению родины? Полосой проходят стычки с начальством, полковые фронды, не один раз даже волнения в полках. Вопрос о службе связан с вопросом чести. Но ясно, что даже бросить гвардию и сделаться надворным судьей, уйти с военной службы, как Рылеев, и помогать крестьянам Разумовского выиграть процесс против барина — это далеко не все. Надо действовать в государственном плане. Надо бороться за

152

156

новое устройство родины, за преобразование ее государственного и социального строя.

Ранние преддекабристские организации, возникшие в период 1814—1815 гг., еще носят полулегальный характер. Некоторые из них принимают форму офицерских артелей. «Священная артель», составленная в Петербурге молодыми офицерами генерального штаба, едва ли не наиболее ранняя из подобных организаций. В нее входили Александр и Михаил Муравьевы, Бурцов, Алексей Семенов, Пущин, Кюхельбекер. Некоторые из имен участников значатся в числе петербургских знакомых Грибоедова. Другая известная нам офицерская артель, предшественница декабристской организации, возникла в Семеновской полку в 1815 г., по возвращении гвардии из второго похода, — в ней участвовал Якушкин и ряд его товарищей. Масонская ложа «Des amis réunis», к которой некоторое время принадлежал Грибоедов, была либерально настроена. Тут «возвещали борьбу с фанатизмом и национальной ненавистью, проповедовали естественную религию и напоминали о триедином идеале «Soleil, Science, Sagesse» (Солнце, Знание, Мудрость). Одновременно с Грибоедовым в ней состояли будущие декабристы С. Волконский, С. Трубецкой, Пестель, Лопухин, Илья Долгорукий и другие.

В 1816 г. возникла первая конспиративная декабристская организация, широко известная в литературе под названием Союза Спасения. По своему «статуту» она называлась «Обществом истинных и верных сынов отечества»: патриотический замысел оттенен в самых названиях общества, — Россию надо спасти, она стоит на краю гибели. Некоторое — короткое, впрочем, время — декабристы были объединены лишь одним лозунгом — необходимостью ликвидировать в России крепостное право. Члены Союза Спасения сначала наивно рассчитывали заручиться для этой цели согласием «большей части дворянства». Но эта надежда быстро изжила себя: «Первоначальная мысль о сем была кратковременна, — показывает Пестель, — ибо скоро получили мы убеждение, что нельзя будет к тому дворянство склонить»197. Так уяснились реальные трудности борьбы.

Тайное общество настойчиво обсуждало программу, а вместе с этим ставило вопрос и о том, как действовать. Борьба против абсолютизма слилась с борьбой против крепостного права. Эти два лозунга так и остаются основными

153

157

в программе декабризма во все время его десятилетней истории, составляя самое живое, самое кровное содержание дела декабристов. Эти лозунги останутся и после декабристов на долгое время основными лозунгами революционного движения в России, зачинателями которого они выступили. Борьба против крепостничества и самодержавия передается декабристами следующему поколению революционеров, а от тех — своим преемникам. Одно поколение дворян-революционеров сменилось другим, Герцен сменил декабристов. На смену революционерам-дворянам пришли революционеры-разночинцы с Чернышевским и Добролюбовым во главе. В Октябре 1917 г. пролетариат, совершая свое основное дело пролетарской социалистической революции, «походя, мимоходом», по выражению Ленина,198 окончательно разрешил эти завещанные ему историей вопросы, смел остатки крепостничества и окончательно ликвидировал самодержавно-абсолютистский строй.

Союз Спасения (1816) был еще очень слаб и малочисленен, — он насчитывал всего три десятка человек. Но споры членов о конституции в России не были спорами узкого кружка, «придумавшего» конституцию в стране молчания, бесправия и рабства. Нет, мысль о ней бродила в кругу людей гораздо более широком, чем декабристская организация. Мысль о конституционном устройстве Россия была темой эпохи, элементом того, что декабристы называли духом времени. В том-то и была сила декабристов, что их тайная организация знаменовала для своего времени политическую кульминацию в образовании двух лагерей, проявляла исторические тенденции эпохи, а не была узким замыслом горсточки мечтателей. Сергей Муравьев-Апостол справедливо сказал на следствии: «Распространение... революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение, справедливо также и то, что если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но и родившись, не могло [бы] ни укорениться, ни разрасти[сь]»199.

Ф. Вигель называет 1817 г. временем, «когда свободомыслие было в самом разгаре». В начале 1817 г. (Пестель прямо говорит «в генваре») был составлен и утвержден статут Союза Спасения, написанный Пестелем. Вскоре, обеспокоенные тем, что идеи «не переходят в действо»,

154

158

декабристы поставили и вопрос о цареубийстве. План выступить со своими требованиями в момент смены монархов на престоле входил в замыслы Союза Спасения, — смену монархов можно было ускорить цареубийством. Вопрос о нем и выявил противоречия в первом тайном обществе, — внутренняя борьба мнений вокруг этого надломила еще формировавшуюся и неустойчивую организацию, неясно представлявшую себе способы осуществления своих замыслов.

Собственно, когда гвардия в связи с переездом двора на год в Москву для закладки храма Христа-спасителя на Воробьевых горах пошла походом из Петербурга в Москву в августе 1817 г., внутренний кризис в организации уже назрел. Уже Бурцов, Михаил Муравьев, Колошин и некоторые другие вступали в общество лишь с условием, что оно отложит угрозы и насилия в своем статуте, согласно которому яд и кинжал должны найти каждого из членов, кто осмелится изменить обществу или уклониться от его поручений. В Москве, в тех же Хамовнических казармах, где пять лет тому назад начал свою военную службу молодой корнет гусарского полка Александр Грибоедов, — на квартире у Александра Муравьева, а затем и на московской квартире Фонвизиных тайное общество Союза Спасения ликвидировало себя и перешло в новую стадию — Союза Благоденствия.

Посредствующим звеном между Союзом Спасения и Союзом Благоденствия явилось так называемое Военное общество. Пока в Москве шли споры о новом уставе и о реорганизации общества, «было учреждено временное Тайное общество под названием Военного», — пишет Якушкин200. Целью Военного общества было соединение «единомыслящих людей», которые потом могли бы вступить в новую тайную организацию. На клинках шпаг у членов общества были вырезаны слова «За правду». Одним из организаторов Военного общества был близкий друг Грибоедова П. А. Катенин.

В конце существования Союза Спасения мы наблюдаем приток в него новых членов. Вступают в общество принятые Бурцовым лицеисты И. И. Пущин и В. Д. Вольховский, появляется в Союзе Спасения Катенин, имя которого не упоминается в числе самых первых основателей, и ряд других. Усиливается и приток в Военное общество, по-видимому, основанное еще в 1817 г. и развернувшее свои действия по приходе гвардии в Москву.

155

159

Все эти события внутренней жизни тайного общества еще кипели, когда 24 октября 1817 г. вышел высочайший указ об учреждении министерства духовных дел и народного просвещения, — именно при нем будет основан тот «ученый комитет», в котором «поселится» чахоточный родственник Софьи Павловны Фамусовой, «книгам враг», с криком требующий присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». Реакция поднимала голову, консолидировалась, вырабатывала свои учреждения. Поляризация двух лагерей становилась все явственнее. Это ясно сознавали члены тайной организации, работавшие над созданием нового тайного общества. Консолидируя свой лагерь, они не хотели терять времени и сосредоточили прием новых членов в Военном обществе. Друг Грибоедова Катенин стал во главе одной из его управ; руководство другой взял на себя Никита Муравьев. Якушкин вспоминает о серьезном характере Военного общества, о регулярных его собраниях в Москве. На заседаниях обсуждались важные политические вопросы, «всякий говорил свободно о предметах, занимавших всех и каждого из них». Из свидетельств Якушкина, из следственных дел В. и Л. Перовских и Ф. Гагарина — членов Военного общества — мы узнаем, что это были за «предметы»: обсуждался образ правления в России (свидетельство Якушкина); «в течение вечера много говорено было о правительстве», — показывает В. Перовский. Военное общество имело устав (показание В. Перовского: «мне прочли устав»), брало подписку со вступающего члена и требовало сохранения полной тайны.

Ближайший друг Грибоедова С. Н. Бегичев был принят в тайное общество декабристов в 1817 г., — дата эта устанавливается на основании его следственного дела, она указана декабристом Ивашевым; навстречу этому показанию идет и свидетельство декабриста Бурцова, который слышал о Бегичеве «в самом начале существования общества». Принят был Бегичев в тайное общество Никитою Муравьевым. В грибоедовской литературе широко распространено утверждение, что Бегичев был принят в 1817 г. в Союз Благоденствия; это неверно: Бегичев был членом Союза Благоденствия, но принять его в этот союз в 1817 г. не могли, потому что Союза Благоденствия в указанном году еще не существовало. Очевидно, Бегичев был первоначально принят в одну из более ранних декабристских организаций — или в Союз Спасения на исходе

156

160

его существования, или в Военное общество в Москве.

Таким образом, для изучаемого времени ближайшие друзья Грибоедова — Катенин и Бегичев являются политическими единомышленниками Никиты Муравьева, С. Трубецкого, Якушкина, Александра Муравьева, Фонвизина и многих других декабристов. Конечно, ни Катенин, ни Бегичев не стали единомышленниками декабристов внезапно. Членству в тайном обществе предшествовал период созревания тех политических настроений и вольнодумческих суждений, которые, замеченные товарищами — членами тайной организации, — привели их к выводу, что такой-то уже, как говорили они, «готов для дела» и может быть принят. И Бегичев и Катенин на рубеже крушения Союза Спасения и возникновения Союза Благоденствия, очевидно, были признаны «готовыми для дела» (ср. мнение Бурцова о Пущине, принятом в Союз Спасения в 1817 г., ранее похода гвардии из Петербурга в Москву)201.

Гвардия была еще в Москве, и новое тайное общество Союз Благоденствия только что получило основание и устав, как разнеслась весть о речи Александра I при открытии сейма в Варшаве (1818). С высоты трона была обещана конституция. «Спасительное влияние» конституционных учреждений царь желал «при помощи божией распространить и на все страны, провидением попечению моему вверенные». Царская речь оживила было надежды членов тайного общества, хотя уже в то время находились в их среде скептики, не верившие обещаниям царя. Якушкин склонен был даже обобщать эту позицию недоверия: «Никто из нас не верил в благие намерения правительства». Речь эта, конечно, не могла пройти и мимо Грибоедова.

В начале 1818 г., когда уже была составлена «Зеленая книга» — устав Союза Благоденствия, члены Военного общества влились в эту новую декабристскую организацию. На основании дела Бегичева можно установить, что, вернувшись в Петербург, он привез с собою «Зеленую книгу» — очевидно, в ту же комнату, в которой жил вместе с Грибоедовым.

Гвардия (первыми — пехотинцы) стала возвращаться в Петербург со средины лета 1818 г. Кавалергарды, в составе которых был и Бегичев, вернулись в Петербург из Москвы 12 августа 1818 г. Бегичев нашел Грибоедова в

157

161

хлопотах по отъезду на Восток, куда он и выехал около 28 августа. Грибоедов провел, таким образом, с Бегичевым перед отъездом на Восток около 16 дней, с Катениным — немного более. Он все же побыл в атмосфере идейного возбуждения, которая окружала вновь возникшее общество в первую пору его деятельности, когда его члены еще были убеждены в полной правильности избранного пути.

Каковы же были основные черты новой декабристской организации?

Основной своей задачей Союз Благоденствия ставил формирование «общественного мнения», той силы, которая, согласно просветительной философии, их вдохновлявшей, управляла исторической жизнью человечества. Согласно «Русской правде» Пестеля, именно общественное мнение могло до основания потрясти твердыню феодально-крепостного строя — феодальную аристократию. Даже революция называлась на образном языке декабристов «общим развержением умов». Для подготовки этого «общего развержения» и надлежало работать. Декабристы на этом этапе развития полагали, что примерно в течение 20 лет они смогут настолько подготовить общественное мнение, что переворот будет полностью обеспечен. Эта работа была необходима, «дабы общее мнение революции предшествовало», — так говорил Пестель202.

Согласно своему новому уставу, Союз Благоденствия не думал базироваться на одном дворянстве, которое только что в своем отношении к крепостному праву продемонстрировало политическую косность. Союз Благоденствия должен был включить в свой состав представителей разных сословий: дворян, лиц духовного сословия, купцов, мещан, свободных крестьян. С целью создания общественного мнения в стране Союз Благоденствия распределил деятельность своих членов по особым «отраслям» («человеколюбие», «образование», «правосудие», «общественное хозяйство»), которые в своей совокупности должны были обнять все отрасли государственной деятельности. Кроме того, было запланировано создание подготовительных организаций — «побочных управ», которые готовили бы новых членов к вступлению в союз. Было решено учредить многочисленные «открытые общества» — ученые, литературные, педагогические, женские, организовать кружки молодежи, — все эти организации охватывали бы широким кольцом тайное общество, состояли

158

162

бы негласно под его руководством и формировали бы в стране то «общее мнение», которое должно было «революции предшествовать».

1818 и 1819 гг. Якушкин называет «самым цветущим» временем Союза Благоденствия. Число смелых проповедников нового перед старым, косным миром сильно увеличилось, члены союза стали «при всех случаях греметь против диких учреждений, каковы палка, крепостное состояние и проч.». «Дух преобразования», который, как справедливо считал Пестель, повсюду заставлял «умы клокотать», ярко проявлял себя в это время общего идейного возбуждения. Настроение передовой молодежи становилось все более повышенным. Современники говорят об «избытке жизни» у молодого поколения того времени. «У многих из молодежи было столько избытка жизни при тогдашней ее ничтожной обстановке, что увидеть перед собой прямую и высокую цель почиталось уже блаженством», — пишет Якушкин. «Воспаленное воображение наше побуждало нас по молодости нашей, ибо мне было тогда 23 года, а другие также не старее были, по ложной ревности, по ложному и безрассудному понятию о любви к Отечеству...» — горько кается в тюрьме Александр Муравьев. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», — пишет в 1818 г. Пушкин в своем послании к Чаадаеву. Даже такой сдержанный человек, как Пестель, нашел близкое пушкинскому слово «восторг» для определения своего настроения в те бурные годы: когда он со своими товарищами представляет себе «живую картину всего счастия, коим бы Россия, по нашим понятиям, тогда пользовалась, входили мы в такое восхищение и сказать можно восторг...» — показывает он на следствии203.

Восторг этот не таился: передовая молодежь выходила со смелой, убежденной проповедью перед старым миром, «гремела» против диких учреждений. Увлечение новыми идеями не было скрытой внутренней жизнью тайного общества, напротив: тайное общество полагало своей основной задачей проповедь нового, широкую агитацию, борьбу словом. Жизнь первых декабристских организаций протекала в атмосфере живого, постоянного обсуждения политическнх вопросов, горячей, открытой проповеди. Вопросы о «зле существующего у нас порядка вещей», о крепостном праве, продажности судей, произволе властей

159

163

непрерывно вновь и вновь возникали в идейной жизни общества, будучи открыто обсуждаемыми темами и как бы окружая собою все тайные переговоры и совещания. Будущий автор «Горя от ума», которому в 1818 г. было, как и многим декабристам, всего 23 года, находился в декабристской среде, и описанная атмосфера идейного кипения не могла не охватывать его вместе с друзьями.

7

Кто же из будущих декабристов и их близких друзей, носителей той же идеологии, был знаком с Грибоедовым в первый петербургский период его жизни (1814—1818)? Чьи политические суждения он слышал? С кем обменивался мнениями? На чьих живых примерах мог он особо явственно наблюдать основную коллизию времени — столкновение старого и нового мира, — коллизию, в которой он сам принимал непосредственное участие? В какой духовной атмосфере он развивался, в каком окружении формировалось его политическое мировоззрение?

Перечислим и кратко охарактеризуем тех декабристов и их ближайших друзей, с которыми Грибоедов был знаком в первый петербургский период. Мы встретим в этом кругу лиц, которые были членами Союза Спасения и членами Военного общества и Союза Благоденствия именно в годы их знакомства с Грибоедовым. Они могли непосредственно донести до него идейное направление тайной организации, ее политическую атмосферу. Мы встретим и других, которые примкнут к организации позже, но уже и в эти годы вращаются в декабристской среде, идейно созревая в той же атмосфере. Это будущие члены Северного или Южного обществ, более поздних декабристских организаций. Хотя эти лица еще не являются членами тайного общества в момент своего общения с Грибоедовым, все же ценно учесть знакомство и с ними: в общество вступали в силу какого-то внутреннего идейного развития, предварявшего согласие на вступление; чтобы стать членом общества, надо было предварительно воспитать в себе тот «вольный образ мыслей», которым интересовалась следственная комиссия как причиной вступления в общество. Ниже читатель встретит немало примеров этого вольнодумства, развившегося в годы более ранние, нежели формальное вступление декабриста в тайную

160

164

организацию. Эти будущие члены тайной организации также окружали Грибоедова кипением идей своего времени, поэтому знакомство с ними не должно быть забыто.

Нельзя забыть также и лиц, прикосновенных к преддекабристским организациям — «Священной артели», например, или артели семеновских офицеров. Наконец, не должны быть упущены и друзья декабристов — лица, которые, вроде А. А. Жандра, никогда не входили в тайную организацию, но тем не менее были причастны к ее идейной атмосфере, к ее настроениям. Из всех этих разнообразных представителей тогдашней передовой молодежи и слагается тот широкий и живой круг знакомств Грибоедова, который воздействовал на него и на который воздействовал он сам. В этом живом общении и сказывался тот «дух времени», в атмосфере которого родился замысел «Горя от ума».

Перечислю кратко тех представителей декабристских настроений, с которыми был знаком Грибоедов в изучаемые годы. Мне уже случалось подробно обосновывать этот перечень имен в печати, и сейчас я дам лишь сжатое изложение вопроса204.

Дружеская близость Грибоедова с членом тайного общества в те годы — Степаном Никитичем Бегичевым — общеизвестна и не нуждается в документации. Это — «душа, друг и брат» Грибоедова, между ними нет тайн. Друзья были неразлучны и в изучаемый период жили вместе, о чем свидетельствует Бегичев («Я служил тогда в гвардии, и мы жили с ним (Грибоедовым. — М. Н.) вместе»). Павел Александрович Катенин, член первой декабристской организации — Союза Спасения, а затем — Военного общества декабристов, познакомился с Грибоедовым в петербургский период и, видимо, в самом его начале, поскольку Бегичев упоминает его имя, как только начинает рассказывать об этом времени: «Всегдашнее же наше и почти неразлучное общество составляли Грибоедов, Жандр, Катенин, Чипягов и я». Близость Грибоедова с Катениным засвидетельствована и письмами первого: «Душа моя, Катенин, надеюсь, что не сердишься на меня за письмо, а если сердишься, так сделай одолжение, перестань. Ты знаешь, как я много, много тебя люблю», — пишет ему Грибоедов 19 октября 1817 г. Из писем Катенина к Бахтину известно, что доверие Грибоедова к Катенину было таково, что тот давал ему читать письма своей матери. Катенин в годы петербургской жизни Грибоедова —


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.