Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 141 страница 150 из 729

141

145

1813 года на пути в Пруссию... не было особенно учрежденной по этой части [тайной полиции], равно и впоследствии, когда здесь находился штаб резервной армии под начальством генерала от кавалерии Кологривова»184.

4

Таким образом, годы военной службы — важный период в биографии Грибоедова. «Гусарское» времяпрепровождение этих лет, о котором постоянно пишут биографы Грибоедова, соединялось и с иными явлениями — с вопросами складывающегося мировоззрения.

Мы видим, как сложен был поток впечатлений Грибоедова. Если московский период хорошо познакомил его со старой дворянской жизнью, столь ярко отраженной в «Горе от ума», то военные годы обогатили его впечатлениями военной среды. Он нашел среди военных, с одной стороны, близких ему по духу друзей, с другой — тупых фронтовиков с ограниченным умственным кругозором. Историк Иркутского полка Е. Альбовский находит, что Скалозубы и Репетиловы существовали в полку и, вероятно, именно там в первичной форме найдены Грибоедовым, а тип гусара Саблина в комедии Грибоедова и Катенина «Студент» почерпнут из жизни Иркутского полка. Дело не в том, кто именно послужил Грибоедову прототипом, — в художественном образе важнее всего момент собирательный, обобщение типического, для чего важно наличие большого круга в какой-то мере — всецело или частично — похожих на Скалозуба людей. А. Н. Веселовский, использовавший не дошедшие до нас записи, располагал сведениями, что прототипом Скалозуба был некий дивизионный генерал «Фр[о]л[о]в», которого Грибоедов мог наблюдать в эти годы. О связи Шатилова с Репетиловым уже говорилось выше185.

Рассматривая этот период жизни Грибоедова, можно ясно уловить крепко сложившееся в нем ощущение воинской жизни, понимание себя как военного человека. Это — существенно, это осталось в какой-то мере на всю жизнь, — отблеск этого лежит и на Чацком. Ряд биографических черточек Чацкого и впечатления военной жизни, отраженные в его разговоре с Платоном Михайловичем, восходят к личным переживаниям Грибоедова. Его самого окружали когда-то «шум лагерный, товарищи и

142

146

братья». Он по личному опыту знал, что такое ученье, смотры, манеж, ярко ощущал утро в кавалерийском лагере. «Лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце; осенний ветер дуй хоть спереди, хоть с тыла».

И Грибоедов как автор, и Чацкий как его герой, которому доверены думы и чувства автора, вовсе не относились отрицательно к военному делу как к профессии. Их обоих многое в нем пленяло: «Эх, братец, славное тогда житье-то было!» — в тон Чацкому восклицает Платон Михайлович. Часто отмечалась неестественность катания Молчалина на лошади зимою (в качестве предлога для его падения), но в представлении кавалериста — это самый простой бытовой момент. Когда Якубович в 1818 г. ранил на дуэли Грибоедова в руку и надо было найти какой-то правдоподобный мотив, скрывая дуэль, объяснить рану, — ничто не показалось столь естественным, как падение с лошади: «Дабы скрыть поединок, мы условились сказать, что мы были на охоте, что Грибоедов с лошади свалился и что лошадь наступила ему ногой на руку», — пишет секундант Якубовича Н. Н. Муравьев (Карский)186.

5

Тридцатого мая (н. ст.) 1814 г. был подписан Парижский мирный договор. Торжественный, написанный лапидарно-короткими фразами (в подражание Наполеону) царский манифест известил русскую армию и всю страну: «Франция возжелала мира». В приказе по армии сообщалось, что «побежденный неприятель простер руку к примирению...». Это было огромным переломным событием в жизни армии, всех взволновало, оживило, создало новые личные перспективы перед каждым офицером, повернуло тысячи молодых биографий. Война кончилась — война, длившаяся почти два года, оторвавшая каждого от привычных занятий, — и кончилась столь триумфально для России. Меняется и жизнь Грибоедова. После заключения мира он уже не в Брест-Литовске и не где-нибудь в бедных польских местечках, а в столице, в Петербурге, вместе со своим другом Бегичевым. Зачисленный с мая 1813 г. в кавалергарды (с оставлением в должности адъютанта Кологривова), Бегичев теперь, оказавшись в столице, фактически переходит в свой Кавалергардский полк и начинает служить в гвардии.

143

147

Позже А. И. Герцен писал: «Не велик промежуток между 1810 и 1820 годами, но между ними — 1812 год. Нравы те же, тени те же; помещики, возвращающиеся из своих деревень в сожженную столицу, те же. Но что-то изменилось. Пронеслась мысль, и то, чего она коснулась своим дыханием, стало уже не тем, чем было»187.

Двенадцатого (24) июля 1814 г. Александр I после полуторагодового отсутствия вернулся из-за границы в Россию. Он приехал сначала в Павловск, а утром 13 (25) июля был уже в Петербурге. Известно было, что император вернулся ненадолго и вскоре опять поедет за границу, так как условлено было, что мирный договор будет подписан через два месяца после Венского конгресса. Он пробыл в столице лишь до 1 (13) сентября 1814 г. и утром этого дня выехал в Вену из своего Каменноостровского дворца. Таким образом, он не пробыл в столице и двух месяцев188.

Сейчас же после мирного договора пришли в движение и русские войска за границей. Пора возвращаться на родину! Полная новых впечатлений, взволнованная триумфом побед, вся эта многотысячная масса побывавших за границей русских людей, и среди них столько старых знакомых, готовилась к отъезду. Немало друзей Грибоедова, приятелей детства и университетского ученья, выступило из Парижа в летние дни 1814 г., когда и он взволнованно готовился к отъезду в столицу. Гвардейский Семеновский полк, в составе которого были старые друзья: Чаадаев, Якушкин, Щербатов, солнечным утром 22 мая выступил из Парижа через заставу Нельи к Сен-Жермену. 30 июля полк торжественно вступил в Петербург. К этому дню приехали из-за границы и прочие гвардейские полки. Преображенцы (в их составе был Катенин) погрузились в Шербуре на четыре корабля: «Смелый», «Храбрый», «Победоносец» и «Мироносец», заехали на несколько дней в Англию и также прибыли в Кронштадт, чтобы в один и тот же день — 30 июля — принять участие в торжественном вступлении гвардии через триумфальную арку в русскую столицу189. Поистине — «с корабля на бал»!

Приподнятое настроение гвардии, встречи с близкими, ощущение триумфальной победы — все это делало Петербург тех дней незабываемым и взволнованным. Начало лета в столице было дождливое, но август «сами приезжие из южной Европы называли итальянским». Стояли

144

148

темные, невиданно жаркие ночи, в день Успения грохотала гроза. Ф. Вигель говорит о полном преображении всего внешнего вида столицы. Триумфальные арки, невиданная иллюминация, празднества, балы, масса военной молодежи на улицах — многие по-заграничному в штатском платье, во фраках: еще действовало парижское разрешение императора носить вне строя, по желанию, штатскую одежду. Однако, как замечает Ф. Вигель, гвардейцев можно было узнать и в штатском платье «по их скромно-самодовольному виду». «Как мил казался нежный возраст самой первой молодости, уже опаленной порохом!»190

Блестящая, праздничная внешность скрывала глубокие противоречия: родина стонала «под тяжким игом самовластья». Молодые глаза остро замечали тяжесть крепостного права, которого не было на Западе, произвол неограниченной самодержавной власти, аракчеевщину. Для И. Якушкина можно даже точно датировать зарождение этого сознания. Поклонник императора — освободителя Европы, он направился вместе с товарищем 30 июля в штатском платье посмотреть на 1-ю гвардейскую дивизию, вступающую в столицу. Он стоял недалеко от позолоченной кареты, в которой сидела императрица Мария Федоровна с великой княжной Анной Павловной, и любовался зрелищем торжественного вступления. «Наконец, показался император, предводительствующий гвардейской дивизией, на славном рыжем коне, с обнаженной шпагой, которую уже он готов был опустить перед императрицей. Мы им любовались; но в самую эту минуту почти перед его лошадью перебежал через улицу мужик. Император дал шпоры своей лошади и бросился на бегущего с обнаженной шпагой. Полиция приняла мужика в палки. Мы не верили собственным глазам и отвернулись, стыдясь за любимого нами царя. Это было во мне первое разочарование на его счет; я невольно вспомнил о кошке, обращенной в красавицу, которая однако ж не могла видеть мыши, не бросившись на нее»191.

Возобновилась в усиленной степени работа сознания над вопросом о положении родины. Незаметно заронялись в душу семена революционного патриотизма: любить родину не значит находить в ней все прекрасным, а значит болеть за нее, отвечать за нее, бороться за ее лучшее будущее и, если путь к нему прегражден, — ломать преграды.

145

149

В марте 1815 г. в Петербург дошло взбудоражившее всех известие о побеге Наполеона с острова Эльбы и высадке его во Франции. Начались знаменитые «100 дней». В Москве приостановилась было постройка новых домов и ремонт старых после пожара. 27 апреля в Вене был подписан императором Александром указ о новом походе за границу — армия его приняла с восторгом. 19 мая было послано царю донесение о готовности к выступлению. Но гвардейские полки успели дойти лишь до Вильны, когда пришло известие, что Наполеон разбит192.

Двадцать шестого сентября 1815 г. был подписан тремя императорами — русским, прусским, австрийским — договор о создании Священного Союза. Он не был в тот момент особенно замечен, его реакционный смысл раскрылся позже.

Двадцатого ноября 1815 г. был подписан второй Парижский мир между Францией и союзными державами. В первых числах декабря Александр I вернулся из-за границы. Второе возвращение гвардии в столицу сильно отличалось от первого. Насколько первое было светло и радостно, настолько второе было мрачно. Начались строгости и стеснения по службе. Постепенно проявлялось лицо реакции. Но 24 (12) декабря был объявлен манифест Александра о конституции в Польше. В какой-то мере облик «освободителя народов» еще сохранялся Александром193.

Грибоедов поселился в Петербурге вместе с Бегичевым. Кавалергардский полк, к которому принадлежал последний, вернулся из-за границы позже других гвардейских полков. Кавалергарды не ехали морем, а шли походным порядком через Пруссию и лишь 18 октября 1814 г. вступили в свои петербургские казармы. Реальная служба С. Н. Бегичева в полку могла начаться, следовательно, не ранее этого срока194.

Нельзя не отметить, в какой своеобразный коллектив вступил друг Грибоедова. Кавалергардский полк богаче всех других гвардейских полков декабристскими именами. К нему имеют отношение не менее 24 декабристов. При составлении истории полка по случаю его столетнего юбилея историк кавалергардов С. Панчулидзев вынужден был вычеркнуть из сборника 22 имени по политическим соображениям: уцелели лишь помилованные декабристы, избежавшие кар. Очевидно, было что-то особое в идейной атмосфере этого полка, поощрявшее развитие вольнодумства.

146

150

В полку в разное время числились декабристы: П. И. Пестель, И. А. Крюков, А. М. Муравьев, М. С. Лунин, С. Г. Волконский, М. Ф. Орлов, П. П. Лопухин, А. З. Муравьев, В. П. Ивашев, И. Ю. Поливанов, Ф. Ф. Вадковский, А. Л. Кологривов, Л. П. Витгенштейн, З. Г. Чернышев, И. А. Анненков, П. П. Свиньин, А. С. Горожанский, Н. А. Васильчиков, Н. Н. Депрерадович, А. Н. Вяземский, Д. А. Арцыбашев, Ф. Ф. Гагарин, П. Н. Свистунов, С. Н. Бегичев. Заметим, что по меньшей мере для половины этих декабристских имен имеются данные, говорящие о знакомстве с ними Грибоедова. Это и немудрено: новый офицер при вступлении в полк в обязательном порядке знакомился со всем офицерским коллективом (представлялся ему); быть в одном полку и не быть знакомым со своим однополчанином было совершенно невозможно. Бегичев, несомненно, знал лично весь офицерский состав полка. А Грибоедов, живший вместе с Бегичевым, не мог не знать знакомых своего ближайшего друга. Заметим, что Пестель был кавалергардом одновременно с Бегичевым (1814—1820). Бегичев и был живой связью Грибоедова с кавалергардами.

Пристальное изучение истории кавалергардов говорит о непрерывном брожении в полку и о ранних его выявлениях: так, например, декабрист Ф. Ф. Вадковский, учившийся в Московском университете одновременно с Грибоедовым, был 1 января 1822 г. переведен по высочайшему приказанию из кавалергардов в армию, в Нежинский егерский полк, корнетом «за неприличное поведение». Характер этого «неприличного поведения» определен в момент позднейшего ареста по делу декабристов: в формуляре 1825 г. сказано, что Вадковский вновь арестован «за прежние поступки, чрез которые переведен в сей полк из гвардии»195.

Выше уже указывалась исключительная важность первого петербургского периода в жизни Грибоедова, — с лета 1814 по август 1818 года. Это самый неясный и наименее освещенный документальным материалом период грибоедовской биографии. Обычно он заполняется рассказами о кутежах Грибоедова, театральных увлечениях, закулисных интригах, истории с балериной Истоминой и заканчивается описанием дуэли графа Завадовского с Шереметевым, на которой Грибоедов был секундантом первого (дуэль из-за упомянутой балерины). Подводя итоги, биографы пишут о периоде «прожигания жизни».

147

151

Такое определение крайне неправильно. Это — важнейший период в жизни Грибоедова, время первого замысла «Горя от ума» и серьезнейших общественных впечатлений. Если в московские годы своей юности Грибоедов мог собрать обильные наблюдения над старым барством и начать критически разбираться в этих наблюдениях, то прямая и отчетливая коллизия старого мира с представителями нового времени могла им быть наблюдена лишь в указанный петербургский период. Два мира — старый и новый — столкнулись перед его глазами лишь в это время, когда вырастало и оформлялось движение декабристов.

Нельзя требовать от историка невозможного — выяснения всего точного и конкретного содержания этого идейного общения. Документальный материал не представляет этой возможности. Однако оказывается более или менее доступным разрешение следующих немаловажных задач, которые до сих пор еще не ставились при изучении Грибоедова: 1) в чем именно состояло содержание идейной жизни тайного общества, ограниченное хронологическими рамками петербургского периода, и как выявилась в этой жизни основная коллизия времени? 2) с кем из декабристов и их друзей был знаком Грибоедов в это время? Разрешение этих задач даст возможность раскрыть общественное содержание этого важнейшего периода.

6

Чем же были заняты умы передовой молодежи, вернувшейся из-за границы и окончательно осевшей в столице с 1815 года?

Она столкнулась лицом к лицу со старым, теснившим ее миром.

Война 1812 г. и последующие годы заграничных походов разбудили политическое сознание многих представителей молодого поколения, а тем, чье сознание пробудилось раньше, дали богатую пищу для дальнейшего развития. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России», — писал друг Грибоедова декабрист Александр Бестужев. Пестель перечисляет события,

148

152

пробудившие общественное сознание, начиная с Отечественной войны 1812 г.: «Происшествия 1812, 13, 14 и 15 годов, равно как предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько царств уничтоженных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить». Знакомство с землями, где не было крепостного права, со странами, где был представительный образ правления, произвело впечатление на будущих декабристов196.

Какая тема является центральной для вернувшейся из-за границы передовой военной молодежи, вскоре пошедшей по пути формирования тайного общества? Тема эта — Россия. О ней они думают неустанно и непрерывно, над вопросом об ее положении неутомимо работает их мысль. Заграничные впечатления отнюдь не породили новую идеологию, — она родилась раньше на русской почве, где только и могла родиться, — но они явились ускорителем, катализатором начавшегося идеологического процесса. Горячая любовь к отечеству, высоко поднятая гордым сознанием международной роли России и славою одержанных побед, пронизывает процесс работы сознания. Тем резче и больнее для них картина окружающего их угнетения и бесправия. Перед общественным сознанием встает уже далеко не абстрактный вопрос, какое правление вообще наилучшее — монархическое или республиканское, а какое правление наилучшее для России, и как прийти к этому наилучшему правлению, и когда может оно осуществиться. Возникает уже не общая тема для юношеских дебатов ранней студенческой поры — равен ли один человек от природы другому, — а о том, как ликвидировать зло крепостного права в России и как потрясти самодержавный строй.

Важно, что Грибоедов и Бегичев сразу и безоговорочно были приняты в круг товарищей, вернувшихся из походов. Они оба сразу подошли к ним по настроениям и мнениям. Они мыслили так же, как вернувшаяся с войны молодежь, и поток рассказов о новом устройстве общественной и государственной жизни, критика устарелых русских порядков — все, по-видимому, полностью совпало,

149

153

раз и Грибоедов и Бегичев быстро включились в этот круг и срослись с ним органически (как и лицеисты, например Пушкин, Пущин, Кюхельбекер, не принимавшие участия в войне по молодости лет). «Привет Никите»; «Трубецкого поцелуй»; «Душа моя, Катенин... ты знаешь, как я много, много тебя люблю»; «Любезный Степан... здесь круг друзей твоих увеличился, да и старые хороши». Каверин сразу заявляет: «Что, Бегичев уехал? Пошел с кавалергардами в Москву? Тебе, верно, скучно без него? Я к тебе переезжаю». Было бы упрощением действительности усматривать существо этих тесных приятельских связей только в гусарских забавах, пирушках, театральных посещениях и закулисных шалостях молодежи. Действительность была сложнее: идейность была несомненной объединяющей силой. Разговоры о положении России и о «зле существующего порядка вещей» (И. И. Пущин) не могли не заполнять умственное общение. Круг передовой молодежи принял Грибоедова и Бегичева как своих, не отверг их, включил в свой состав.

По определению Пестеля, это было время, когда «дух преобразования» заставлял «везде умы клокотать». Атмосфера кипения идей характерна для эпохи. В этом кипении и происходил тот важнейший процесс времени, которым отмечена как западноевропейская, так и русская жизнь: процесс образования двух лагерей после наполеоновских войн. Ранее совместные действия крепостнических правительств и передовых людей, правительственные действия и народные движения были направлены в одну сторону — на сокрушение Наполеона. Это внешне скрадывало антагонизмы эпохи. Но после крушения Наполеона положение существенно изменилось. Идейная поляризация общества сказывалась все более и более отчетливо — это важный исторический момент приближающейся революционной ситуации 1818—1819 гг. Она характерна почти для всех европейских стран, проявляется в каждой из них по-своему, но ее наличие в Европе несомненно.

Революционная ситуация 1818—1819 гг. начала переходить в революцию с января 1820 г. (Испания), — этот процесс является важнейшим для всей европейской общественной жизни того времени. Сторонники нового, увлеченные борцы против обветшавшего феодально-крепостного строя стягиваются к одному полюсу. Против них

150

154

консолидируется лагерь защитников старого, косного порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекает интенсивно, все резче и резче обозначаясь к моменту перехода революционной ситуации в революцию. Человек, примкнувший к лагерю сторонников нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Защита родины, заграничные походы, участие в освобождении европейских пародов воспитали в нем и новое понятие чести. Оно состояло прежде всего в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем жизни. Домашний очаг, приволье родового имения, трубка, псовая охота и красивая жена, окруженная потомством, далеко не всегда были жизненным идеалом тех, кто сначала защищал от Наполеона багратионовы флеши на Бородинском поле, а затем освобождал Европу от наполеоновского ига, стирая кровь с лица в дыму Лейпцигской битвы и водружая русское знамя на высотах Монмартра. Люди делали историю и чувствовали, понимали, что они ее делают.

Вопрос о личном достоинстве человека связался с его ролью в истории. Отечество было крепостным, а крепостное право понималось как «мерзость» (И. Якушкин). Отечество страдало под игом деспотизма. Ясно было, что крепостное право и неограниченный деспотизм самодержавия — зло. Но неясно было другое — как избавиться от этого зла. Можно было с воодушевлением петь песню Катенина «Отечество наше страдает под игом твоим, о злодей», но как свергнуть трон и царей и что именно поставить на их место — это вот было еще неясно, требовало большой работы мысли и глубокого обсуждения. Франция пугала «ужасами французской революции», — во что бы то ни стало надо избежать их у нас — это было ясно для дворян-революционеров. Сознание дворянина противилось представлению о народной революции.

Но именно революция была необходима, — это сознавалось со всей ясностью. Эпоха к тому же знакомила умы не только с революциями, но и с «возможностями и удобностями оные производить» (Пестель).

В спорах и кипении мысли протекали дни, заполненные в то же время военной службой. И тут-то, на этой привычной колее, вдруг больно дало себя почувствовать существенное изменение. Военная служба перестала быть наполненной привычным высоким историческим содержанием. Ранее она была освобождением своей родины от


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.