125
утопий или общих теоретических рассуждений о республике — становится предметом не только обсуждения, но и первых наивных практических предложений. Они интересуются просветительной философией, зачитываются Вольтером и Руссо, ищут в героях Плутарха образцов для политической деятельности и служения отечеству. Их привлекает пламенная освободительная романтика Шиллера. Они затронуты и религиозным вольномыслием, отказываются от православной обрядности, в результате глубоких переживаний юношеского религиозного кризиса переходят на позиции вольтерьянского деизма, «безверия», по официальной терминологии. Они вдумываются в нормы естественного права и цитатами о том, что «чистейший, истинный разум» должен быть «щитом закона», украшают страницы своего дневника в качестве эпиграфа. Они уже начали составлять «свое мнение» и о политической экономии, и о других науках. Угнетение русских «простолюдимов», о котором студенты слышат на лекциях и которое сами наблюдают в жизни, тревожит их, но мысль о народной революции, о санкюлотах, «скачущих» на длинных улицах Москвы, пугает их воображение. Из смутной коллизии — русский строй несправедлив и отяготителен, но революция народная страшна — рождается ряд каких-то крайне еще неясных предложений о своеобразных путях переделки старого. Конечно, далеко не все студенчество захвачено этими настроениями, речь идет о передовых его группах. Выше были указаны споры по большим вопросам (например, столкновение студенческих мнений о вольтерьянстве), но важно, что несогласные — и те знакомились с самой проблематикой нового философского и политического мышления, входили в круг новых вопросов, втягивались этим самым в общую идейную жизнь.
Такова была идейная среда, в которой происходило развитие умного, «страстно» учившегося, живого, насмешливого и общительного, не по летам развитого и на редкость наблюдательного студента Грибоедова. Нет сомнений, что и через его сознание прошли перечисленные выше вопросы. Надо признать, что корни того миропонимания, в котором через несколько лет родится замысел «Горя от ума», теперь становятся для нас яснее. Грибоедовское мировоззрение выросло на той же почве, что и декабризм. Последний еще не возник в изучаемое время, но мы ощущаем себя как бы в его преддверии.