Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 111 страница 120 из 729

111

115

в 1802 г. с разрешения царской цензуры. Ранее, в павловские времена и в последние годы царствования Екатерины II, на просветительную философию и в университетском пансионе и в университете был наложен запрет. Во время обучения В. А. Жуковского реакционный дух противоборства идеям Французской революции господствовал в пансионе. Старший представитель тургеневской семьи Андрей Тургенев остался чужд влиянию Вольтера. Литературный журнал воспитанника пансиона Подшивалова восставал против «Руссо́ва мнения» и утверждал: «Полсвета в пламени горят за зло — вольтеровские софизмы». Но положение изменилось в начале царствования Александра I, — с просветительной философии полуофициально был снят запрет140.

Вольтер интересует не только Николая Тургенева, но и товарищей его по пансиону. Тургенев, естественно, разговаривает о Вольтере и с другими студентами. «Потом с Дашковым, Масленниковым (кот[орые] очень неглупы), с Булатовым (неглупым и добрым человеком), Поспеловым (тоже, но только он говорит всегда словами несколько надутыми) говорил о Вольтере. Булатов его очень не любит. Масленников, Дашков и аз грешный... защищали его» (запись 5 марта 1808 г.). В спорах о Вольтере застаем мы в 1805 г. и студента-театрала Жихарева, причем он сам оказывается протестующим против «отсталой» просветительной философии с позиций... шиллеровского романтизма: он встретился с одним «израненным или, вернее, изрубленным в котлету майором Ф. А. Евреиновым, страстным охотником до книг и литературы, но литературы отсталой, то есть семидесятых годов. Он бредит Вольтером, Дидеротом, Гельвецием и прочими энциклопедистами и вне их сочинений не находит ничего заслуживающего внимания и уважения. Пресмешной! Я часто пробовал разуверять его насчет этих философов, которых сочинения никогда не наполнят так души и не утешат сердца, как задушевные стихотворения Шиллера и многих других авторов...»141.

7

Верить или не верить в бога? Эти вопросы тревожили пансионскую и университетскую молодежь и нередко решались в пользу «безверия». Как глубоко и взволнованно переживала она эти религиозные сомнения, можно убедиться,

112

116

читая пансионский дневник Николая Тургенева. В январе 1807 г. он записывает: «Мысли атеистические отравляли мое моление, беседование с Творцом Природы. Я рыдал, просил Всемогущего, чтоб научил меня верить. Я говорил в величайшем волнении духа: тебе ли, о слабый смертный, испытывать неисповедимое? Ты ли, ты ли, ты ли, о слабый смертный! Боже, боже! Ты ли дерзаешь сомневаться в Существе Существа Непостижимого? Ты ли, ты ли, ты ли, о слабый смертный? Боже, боже!.. О, чрезвычайное волнение души моей! Никогда, никогда этого со мною не случалось». К этому месту — более поздняя приписка: «Случалось, да не помню»142.

Не один Ник. Тургенев мучился над этим вопросом. Ив. Д. Якушкин не причащался с 1810 г., то есть со студенческих времен. «Надо знать, что в молодости Якушкин имел несчастие не веровать, но никогда не позволял себе насмешек над верованиями других», — пишет близко знавшая Якушкина А. И. Колечицкая. В письме к Чаадаеву от 1821 г. Якушкин называет себя «лишенным утешения молитвы»143. П. Чаадаев в письме к Якушкину (1837) вспоминает, что тот еще в дни молодости был во власти «оледеняющего деизма»144. Уже упомянутый выше студент П. Н. Семенов, только что сойдя со скамьи Московского университета (1808) и поступив в полк под начальство грубого солдафона капитана Мартынова, пишет в «честь» его пародию на оду Державина «Бог», причем самый подход к теме говорит, что влияния каких-нибудь религиозных тормозов при этом сочинитель не ощущал:

О ты, пространством необширный,
Живый в движенье деплояд,
Источник страха роты смирной,
Бескрылый, — дланями крылат,
Известный службою единой,
Стоящий фронта пред срединой,
Веленьем чьим колен не гнут,
Чей крик двор ротный наполняет,
Десница зубы сокрушает,
Кого Мартыновым зовут!

Эти строки, кстати говоря, ясно свидетельствуют, что Семенов прекрасно овладел стихом и пародийной формой еще в университете. Едва ли это могло остаться неизвестным его товарищам.

113

117

В грибоедовской литературе с «легкой» руки Ф. Булгарина широко распространено мнение о якобы ортодоксальной религиозности Грибоедова, причем упомянутый мемуарист придал ей даже оттенок пристрастия к православной обрядности. Добавляя к свидетельству Булгарина замечания в дневнике Кюхельбекера о «набожном Грибоедове» и указание на то, что Грибоедов вернул своего друга к религии и «заставил его верить в бессмертие души», исследователи, даже не занявшись вопросом о полноте собранных ими данных, не обинуясь возвели Грибоедова к типу консервативного православия, воспитанного в писателе старой барской средой. Между тем воспоминания Ф. Булгарина нуждаются в строго критическом отношении, настолько нарочит и неверен нарисованный в нем абсолютно «благонадежный», совершенно в духе III Отделения, политический и общественный облик Грибоедова. Свидетельство Кюхельбекера, возможно, восходящее к впечатлениям еще грузинского периода его общения с Грибоедовым (1821—1822), ничего не говорит о более ранних этапах развития писателя: оно записано Кюхельбекером в тюрьме, в период наиболее повышенной и экзальтированной собственной религиозности, развившейся в тяжелых условиях заточения. Хорошо знавший Грибоедова актер П. А. Каратыгин свидетельствует иное о более ранних годах Грибоедова (о первом петербургском периоде). А. А. Шаховской был чрезвычайно богомолен, набивал даже на лбу мозоли от земных поклонов, — «Катенин и Грибоедов были тогда большие вольнодумцы (особенно первый) и любили подтрунивать над князем насчет его религиозных убеждений, тут он выходил из себя, спорил до слез — и часто выбегал из комнаты, хлопнув дверью». Одна из гусарских выходок молодого Грибоедова никак не свидетельствует о консервативной религиозности и пристрастии к обрядности: родственнику Грибоедова Д. Смирнову был известен случай, как гусар Грибоедов в Брест-Литовске забрался в церковь какого-то, чуть не иезуитского католического монастыря, и, когда началась служба, Грибоедов — большой музыкант — сначала играл на органе долго и отлично священные мотивы в соответствии с ходом богослужения, а потом вдруг сменил их, к ужасу присутствующих, на отечественную «камаринскую». Рассказ этот во всяком случае свидетельствует о вольнодумных настроениях Грибоедова в годы юности.

114

118

И несколько позже — в 1820-е гг. — Грибоедову было свойственно скептическое отношение к обрядности, церковности, отвращение к ханжеству: «У Мазаровича завелся поп, каплан, колдун домашний, римский епископ, халдей, потомок Балтазара. Где эдакого миссионера открыли?» — пишет Грибоедов 3 мая 1820 г. Н. А. Каховскому из Тавриза. На допросе Грибоедов и не скрывает того обстоятельства, что не всякий год исповедывался и причащался, сопровождая это туманной оговоркой: «Если бывали годы, что я не исповедывался и не приобщался святых тайн, то оно случалось непроизвольно» (?!). Любопытно и то, что мать Грибоедова, вероятно, довольно хорошо осведомленная именно о юношеских настроениях сына, сейчас же стала ругать его «карбонарием», как только узнала об его аресте. Во время венчания Бегичева (1823) Грибоедов «с обыкновенной своей тогдашней веселостью» стал так перетолковывать на ухо Бегичеву проповедь священника, что Бегичев «насилу мог удержаться от смеха»; случай этот также не свидетельствует о клерикальных настроениях и уважении к обрядности. Грибоедов увлекался поэтическими красотами Библии, указывал их В. Кюхельбекеру и 12-летней племяннице Бегичева — Лизе Яблочковой, но нигде не можем мы заметить традиционной религиозной ортодоксальности. Сидя под арестом, Грибоедов просит у Булгарина взаймы 150 рублей и обещает прислать ему в возмещение свой «адамантовый крест», «а ты его побоку», — едва ли это язык преданного сына церкви (речь идет, несомненно, о крестильном кресте). Крестив племянника, Грибоедов замечает в письме к Бегичеву: «Сашку я наконец всполоснул торжественно, по-христиански», — это также не очень уважительный к обряду язык вольнодумца. В письме к П. Н. Ахвердовой Грибоедов замечает, что богу своему он служит даже еще хуже, нежели государю. Вся совокупность приведенных свидетельств убеждает нас в том, что вопрос о религиозности Грибоедова освещен в литературе неправильно, — в его религиозности нет и тени клерикального налета и консервативной православной ортодоксальности, юношеские же годы ясно отмечены печатью вольнодумства145.

Религиозность Грибоедова никак нельзя возвести к православной ортодоксии старого барства, — она, несомненно, восходит своими корнями, особенно в юношеские

115

119

годы, к деистическому вольнодумству московского студенчества.

Блестящая характеристика Вольтера, данная Грибоедовым в письме к П. А. Вяземскому от 11 июля 1824 г., свидетельствует о том, как глубоко и разносторонне был им продуман этот образ, как много знал о Вольтере Грибоедов. Так можно написать, только будучи сочувствующим и осведомленным. Направляя к Вяземскому актера Сосницкого, который будет играть роль старого Вольтера в одной из комедий А. А. Шаховского, Грибоедов пишет о Сосницком: «Это одушевленная бронза того бюста, что в Эрмитаже. Я бы желал... чтобы картина неизбежной дряхлости и потухшего гения местами прояснялась памятью о протекшей жизни, громкой, деятельной, разнообразной. Кто век прожил с большим блеском? И как неровна судьба, так сам был неровен: решительно действовал на умы современников, вел их, куда хотел, но иногда, светильник робкий, блудящий огонек, не смеет назвать себя; то опять ярко сверкает реформатор бичом сатиры; гонимый и гонитель, друг царей и враг их. Три поколения сменились перед глазами знаменитого человека, в виду их всю жизнь провел в борьбе с суеверием богословским, политическим, школьным и светским, наконец, порвал с обманом в разных его видах...»146 Это — в общем глубоко сочувственная характеристика Вольтера, не лишенная элементов критики слева. Да, Вольтер отрекался от собственных произведений, подписывал их вымышленными именами, печатал на них антикритики и действительно «не смел» назвать себя; да, он заигрывал с царями и — как это метко сказано — был «друг царей и враг их». В этой характеристике нет ни малейшего стремления затушевать какую-либо из великих сторон Вольтера, фальсифицировать его образ, что так свойственно было позднейшей литературе о великом философе-просветителе.

Так вырисовываются постепенно некоторые общие контуры идейного развития и юноши Грибоедова, и будущих декабристов. Скупые свидетельства первоисточников, сопоставленные с развитием живой юношеской среды, передового слоя московского студенчества, складываются в некоторую общую картину.

Невольно напрашивается сравнение с атмосферой Царскосельского лицея. Бросаются в глаза многие общие черты: передовой характер формирующегося мировоззрения, отрицательное отношение к крепостническому притеснению,

116

120

увлечение просветительной философией, вера во всемогущество разума, живое кипение юношеских умов, увлечение искусством, творчеством. Это совпадение чрезвычайно интересно и рисует и лицей, и Московский университет как индивидуальные проявления общего течения, широкого умственного брожения, охватившего страну. Лицей перестает быть замкнутым очагом, уже не представляется искусственно созданным исключением.

Но есть и существенные отличия: в атмосфере Московского университета резче проявляются борьба, столкновения, антагонизмы. Университет лишен характера замкнутой интимности лицея, это не маленькая группа друзей-сверстников, убежденных, что «Отечество нам — Царское Село». Это — большой и разнообразный коллектив неоднородного социального состава — тут и дворяне, и разночинцы, сидящие на одних скамьях. Если часть дворянской молодежи с интересом тянется к разночинцам, постоянно общается с ними, выступает под их руководством на диспутах в защиту республики (этот процесс ярко показан в воспоминаниях Д. Н. Свербеева), то другая дворянская группа — в антагонизме с разночинцами. У отца писателя и критика Аполлона Григорьева — Александра Ивановича Григорьева, учившегося в пансионе и университете одновременно с Грибоедовым и Ник. Тургеневым, была «специальная антипатия к поповичам, вынесенная им из университетского благородного пансиона. Рассказывая о своем пребывании в нем, он никогда не забывал упомянуть о том, как они, дворянчики, обязанные слушать последний год университетские лекции, перебранивались на лестницах университета с настоящими студентами из поповичей, ходившими в то время в каких-то желтых нанковых брюках в сапоги и нелепых мундирах с желтыми воротниками»147.

Вся эта пестрая масса молодежи появляется в университете днем на лекциях, оживленно движется по широким коридорам и лестницам здания на Моховой, растекается в конце дня по богатым особнякам, дворцам, казенным дортуарам общежитий, театрам, бальным залам, кофейным, по холодным своекоштным каморкам, чтобы назавтра, напитавшись разнообразными впечатлениями жизни, вновь встретиться в общей аудитории на лекциях Мерзлякова или Страхова.

В описанной выше идейной атмосфере стали — сначала слабо, в полудетской форме, — вызревать попытки объединиться

117

121

для практических действий по переустройству действительности. Некоторые явления этого процесса случайно донесены до нас источниками.

В 1811 г., только что выйдя из университетского благородного пансиона, Вл. Раевский поступил в Дворянский полк и сдружился с будущим декабристом Батеньковым. Друзья проводили «целые вечера в патриотических мечтаниях». «Мы развивали друг другу свободные идеи... С ним в первый раз осмелился я говорить о царе, яко о человеке, и осуждать поступки с нами цесаревича...» Друзья обещали друг другу сойтись вновь, «когда возмужаем, стараться привести идеи наши в действо», — тут перед нами какой-то план юношеской практической деятельности, смутно осознанный протест против действительности и первые неясные замыслы ее переустройства148.

В этом же отношении замечательно «юношеское собратство» «Чо́ка» — тайное общество московской молодежи, увлеченной идеями «Contrat social» Руссо, организованное в Москве около 1811 года. В нем приняли участие грибоедовские сверстники, частью — будущие декабристы, имена которых уже упоминались выше, — приятель Грибоедова Артамон Муравьев, братья Лев и Василий Перовские. Только что оставив университет и поступив в муравьевскую школу будущих колонновожатых, эти молодые люди оказались членами «тайного общества», ставившего себе высокие, хотя довольно туманные цели перестроить человеческие отношения в духе требований республики Руссо на каком-нибудь необитаемом острове. Для первой пробы был избран Сахалин («Чока»). Инициатором «юношеского собратства» был Николай Муравьев (будущий Муравьев-Карский), сын основателя школы колонновожатых Н. Муравьева и брат будущего организатора декабристского Союза Спасения Александра Муравьева. «Contrat social» Руссо оказался в руках 16-летнего Николая Муравьева около 1810 года. «Чтение Руссо отчасти образовало мои нравственные наклонности и обратило их к добру, — пишет он в своих «Записках», — но со времени чтения сего я потерял всякую охоту к службе, получил отвращение к занятиям». Тайное общество разработало свои «законы», избрало «президента», собирало регулярные заседания. Николай Муравьев, тогда еще незнакомый с Грибоедовым, рассказывает, что в «юношеском собратстве» были «введены

118

122

условные знаки для узнавания друг друга при встрече. Положено было взяться правою рукою за шею и топнуть ногой; потом, пожав товарищу руку, подавить ему ладонь средним пальцем и взаимно произнести друг другу на ухо слово „чока“. Меня избрали президентом общества, хотели сделать складчину, дабы нанять и убрать особую комнату по нашему новому обычаю; но денег на то ни у кого не оказалось. Одежда назначена была самая простая и удобная: синие шаровары, куртка и пояс с кинжалом, на груди две параллельные линии из меди в знак равенства; но и тут ни у кого денег не оказалось, посему собирались к одному из нас в мундирных сюртуках. На собраниях читались записки, составляемые каждым из членов для усовершенствования законов товарищества, которые по обсуждении утверждались всеми. Между прочим, постановили, чтобы каждый из членов научился какому-нибудь ремеслу, за исключением меня, по причине возложенной на меня обязанности учредить воинскую часть и защищать владение наше против нападения соседей. Артамону назначено быть лекарем, Матвею — столяром. Вступивший к нам юнкер конной гвардии Синявин должен был заняться флотом». Позже все члены этого общества, за исключением уехавшего на Кавказ основателя, оказались в рядах декабристов.149

Если воспитанники Московского университета — братья Перовские и Артамон Муравьев сразу по выходе из него оказались готовыми ко вступлению в подобное тайное общество, значит, идейная атмосфера университета достаточно подготовила их к восприятию таких практических предложений.

Интерес к республиканской государственной форме, видимо, был стойкой чертой для некоторых групп московской студенческой молодежи. Выразительный факт приведен в «Записках» Д. Н. Свербеева, который учился в благородном пансионе после 1812 г., то есть тогда, когда Грибоедов уже закончил свое университетское ученье и находился в армии (Свербеев поступил в пансион осенью 1813 г.), но, очевидно, в этом факте проявились и результаты предшествующей идейной жизни университета. Свербеев рассказывает о любопытном университетском диспуте на тему «Монархическое правление есть самое превосходное из всех других правлений». То ли сам кандидат Бекетов выбрал эту тему, то ли задал ее факультет, но, как справедливо замечает Свербеев, «выбор был весьма

119

123

опасный и скользкий, даже для того времени». В первом тезисе диссертации к слову «монархическое» было прибавлено «неограниченное», а к слову «превосходное» — «в России необходимое и единственно возможное». Председательствовал на диспуте декан Сандунов. Младшие студенты — дворяне, вдохновленные студентами «стариками»-разночинцами, явились застрельщиками спора. «Мы открыли сражение восторженными речами за греческие республики и за величие свободного Рима до порабощения его Юлием Кесарем и Августом. После нескольких слов в отпор нашим преувеличенным похвалам свободе — слов, брошенных с высоты кафедры с презрительною насмешкою, вступила в бой фаланга наших передовых мужей, и тяжкие удары из арсенала философов XVIII века посыпались на защитника монархии самодержавной. Бекетов оробел, смущение его, наконец, дошло до безмолвия; тут за него вступился декан Сандунов, явно недовольный ходом всего диспута. «Господа, — сказал он, обращаясь к оппонентам, — вы выставляете нам, как пример, римскую республику; вы забываете, что она не один раз учреждала диктаторство». Тут на сцену выступил будущий секретарь Союза Благоденствия Степан Михайлович Семенов — разночинец, из орловских семинаристов (кончил Московский университет в 1814 г.). «Медицина, — ответил ему Семенов «мерною... холодною речью», — часто прибегает к кровопусканиям и еще чаще к лечению рвотным, из этого нисколько не следует, чтобы людей здоровых, — а в массе, без сомнения, здоровых более, чем больных, — необходимо нужно было подвергать постоянному кровопусканию или употреблению рвотного». «На такой щекотливый ответ декан Сандунов, еще на конференции своего отделения противившийся выбору темы, с негодованием вскрикнул: «На такие возражения всего бы лучше мог отвечать московский обер-полицмейстер, но как университету приглашать его было бы неприлично, то я, как декан, закрываю диспут».

Все же нельзя не отметить, что в те времена декан факультета еще считал все-таки «неприличным» приглашать в университет полицмейстера...

Архивная проверка указанных фактов, произведенная В. Гурьяновым, показала, что в рассказе Свербеева речь идет о диспуте не Бекетова, а Малова — того самого печально знаменитого Малова, который фигурирует в биографии молодого Герцена. Имея в виду именно этого

120

124

профессора, студенты герценовского времени на вопрос, сколько у них на факультете профессоров, отвечали «без Малова девять». Именно против этого Малова устроила передовая университетская молодежь бурную демонстрацию протеста, за которую Герцен сидел в карцере. Как видим, борьбу против ненавистного монархиста, реакционера и бездарности начали молодые декабристы, а продолжили Герцен и его сверстники.

Эта яркая картина идейных настроений молодежи говорит за себя. Сопоставление с предыдущими фактами доказывает, что мы имеем дело с развитием прежней укрепившейся традиции. После войны в университетский пансион слетелись старые питомцы, лишь на время рассеянные войной и эвакуацией: историк пансиона Н. В. Сушков рассказывает, как директор А. А. Прокопович-Антонский после войны «открыл вновь благодетельный приют рассеянным без пастыря и пристанища детям. Трогательно было свидание товарищей, собравшихся с разных сторон». Да и студенты были прежние, «опытные», — пример С. М. Семенов, учившийся до войны и пришедший опять в университет после войны. Ясно, что речь идет о каких-то стойких умонастроениях, существовавших и до войны и лишь усилившихся после нее. Любопытно, что студенческая аргументация на этом диспуте в какой-то мере совпадала и с аргументацией декабристов во время их перехода с позиций защиты конституционной монархии к республиканизму. Пестель, показывая на следствии об этом переломном моменте своего политического мировоззрения, говорит: «Я сравнивал величественную славу Рима во дни республики с плачевным ее уделом под управлением императоров»150. «Свободой Рим возрос, а рабством погублен», — такой строкой заключил Пушкин в 1815 г. стихотворение «Лицинию».

Подведем итоги. Идейная атмосфера, в которой жило московское студенчество и в которой вращался в годы ученья Грибоедов, характеризуется значительным движением мысли и связана с передовой идеологией времени. Студенты уже в оппозиции к семье, начальству, официальной науке, даже вступают в споры с московским полицмейстером. Им знакомы произведения Радищева, Новикова, Княжнина, Пнина — тема России властно входит в юношеское сознание. Их тревожат замеченные несправедливости самодержавно-крепостного строя, новый, более справедливый строй — пока что в форме юношеских


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.