Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 101 страница 110 из 729

101

105

Грибоедов на всю жизнь сохранил к Иону самые теплые чувства125.

Ал. Веселовский правильно замечает, что Грибоедов еще во время университетского ученья стал на путь «эмансипации» от идей окружавшей его старокрепостнической среды126.

5

Центральной темой слагающегося юношеского мировоззрения была, конечно, Россия. Любовь к родине — яркая, отличительная черта всех интересов и всех идейных запросов этой мыслящей передовой молодежи. По ее собственному определению, любовь эта была не простая, а «пламенная». «Имея от роду 16 лет, когда поход 1812 года прекратил мое учение, я не имел образа мыслей, кроме пламенной любви к отечеству», — показывал на следствии декабрист Никита Муравьев, студент Московского университета. Такой же пламенный патриот студент Николай Тургенев разделял с другими молодыми товарищами любовь и интерес к русской истории. Еще до выхода в свет «Истории Государства Российского» Карамзина Тургенев уже цитирует в своем студенческом дневнике его исторические работы (1806). Студенты самостоятельно читают «Вестник Европы», находятся в курсе развития новой литературы.

Любопытно критическое отношение к журналам своего времени: «Вестник Европы» явно кажется скучным студенту Грибоедову: в его не дошедшей до нас комедии «Дмитрий Дрянской» Каченовский выходил читать свой журнал перед сражающимися партиями русских и немецких профессоров — и все засыпали.

Особенно захватывало молодежь наблюдение и изучение русской действительности. Николай Тургенев мечтает о путешествиях. Запланировав в дневнике путешествие по Западной Европе и по Америке, он все же хочет отвести наибольшее время для путешествия по России. «Как бы хотелось мне поездить по белу свету, побывать в Азии, Африке, Америке и вместе с этим в Европе, а более всего в Российском государстве». На путешествие Тургенев хочет «положить лет около пяти. Натурально, в Азии, Африке и Америке, естьли можно, пробыть очень немного... Но в Европе, и наиболее в России — вот план

102

106

мой...» Тут же кстати записано решение никогда не жениться, чтобы не стеснять свою свободу127.

Молодежь жадно наблюдала действительность. Насмешливый ум Грибоедова, отмеченный еще приятелем его детства, находил в этих живых наблюдениях богатую пищу. Тут в круг внимания входил, вероятно, и дядюшка Алексей Федорович, и властная крепостница-мать, тяжелая рука которой лежала на его детстве и юности, и многие другие знакомые и родственники. Чацкий недаром с первых же слов свидания начинает занимать Софью насмешливым разбором родни и знакомых, — обсуждение их, очевидно, было и ранее постоянной темой их разговоров. Друг Грибоедова Чаадаев также отличался с самых ранних лет необыкновенной наблюдательностью: «Он до конца жизни рассказывал с удивительными подробностями и верными замечаниями об особенностях нравов, общественной жизни и интересов допожарной Москвы. В его рассказах оживала как бы волшебством картина этой своебытной, пестрой, шумной жизни...» — свидетельствует М. Лонгинов. Друзьям — Грибоедову и Чаадаеву — было о чем поговорить между собою.128

От внимательных наблюдений был один шаг до критики. Резкие и меткие замечания об отрицательных сторонах русской жизни постоянно встречаются в дневниках студента Тургенева. Чуть кончилось пансионское ученье, на следующий год — в университет, а юноша уже остро замечает, что сенатор Беклешов подписывает бумаги, совсем не читая. Сенатор обедал у дядюшки Тургенева — Петра Ивановича Путятина; дядюшка спрашивает его превосходительство об одном деле, тот отвечает: «Не знаю». А обер-прокурор Титов, тут случившийся, потом тихонько разоблачает сенатора: «Экой сенатор, сам подписал дело, а говорит, что оно кончено и послано без него». «То есть он подписал, не зная сам что», — заключает студент Тургенев. Как не вспомнить грибоедовского: «А у меня что дело, что не дело — обычай мой такой, подписано, так с плеч долой». Николай Тургенев добавляет к описанному случаю с сенатором: «Это несколько забавно, но не редко». В том же году (1807) в дневнике Н. Тургенева записано, что в Сенате «много дураков».

Положение спартанских илотов Ник. Тургенев сравнивает в студенческом дневнике с положением русских крестьян. Протест против русского крепостнического строя пробуждался и при слушании лекций. На пропасть

103

107

между простым народом и привилегированным классом указывал на лекциях проф. Л. Цветаев. 7 мая 1808 г. Тургенев записывает: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако должно согласиться, что бедные простолюдимы нигде так не притесняемы, как у нас.) Цветаев приводил в пример, что „многие молокососы (так гов[орил] он), скачущие в каретах, позволяют (приказывают даже, прибавлю я) своим форейторам бить (ненаказанно, гов[орит] Ц[ветаев]) бедных простолюдимов на улицах, несмотря на то, что полицейские чиновники стоят сами на улицах“». Это место лекции Цветаева вызывает вереницу мыслей у Тургенева, — он называет, уже от себя, этих молокососов «извергами рода человеческого», предлагает взыскивать с полицейских, рассуждает о том, как неправильны обвинения иностранцев, говорящих о «грубости» русского народа. Он готов «первому таковому политику воткнуть в рот палку». Он с грустью замечает: «С сердечным соболезнованием должно признаться, что в России много подобных этому злоупотреблений». Такую же или подобную лекцию в 1808 г. мог слушать и Грибоедов, закончивший словесное отделение философского факультета и перешедший на юридический факультет.

Замечательно, что еще до 1812 г. служба не представляется служением отечеству, — юношеская мысль внезапно приходит к выводу, что в рамках царского чиновничества оказывать пользу отечеству невозможно. «Полезным быть нельзя», — записывает в дневнике Николай Тургенев (март 1812 г.)129.

Юношеская мысль от рассуждения о народе влечется к революционной теме. Народ притесняют — народ восстает. Притеснение народа подлежит осуждению, но и восставший народ страшен. Позже декабристы строили свою тактику, сознательно стремясь избежать «ужасов Французской революции». Идет 1806 год, — народ призывают в ополчение по случаю новой войны России с Бонапарте. «Вчера читал я новой манифест о составлении земских войск или милиции, — записывает Николай Тургенев в своем дневнике 9 декабря 1806 г. — Теперь бы всякому, кто свободен и ни от кого не зависит, или всякому, кто может, надобно итти на войну и участвовать в побеждении

104

108

нарушителя общего спокойствия. Мне кажется все, что Бонапарте придет в Россию; я воображаю сан-кюлотов, скачущих и бегающих по длинным улицам московским». Дворянская ограниченность ясно сказывается в этих записях, но мысль студента Тургенева упорно работает над революционной темой. Записав в дневнике: «Философ, как мне случалось замечать из книг, никогда не был вреден ни обществу, ни вообще роду человеческому», — Николай Тургенев добавляет на полях: «Я не разумею здесь философов Французской революции. Это особенный род философов!» Немного далее запись: «Вольтер и Руссо были причинами Французской революции. Это быть очень может. Я заметил из сочинений Вольтера, что он много по крайней мере способствовал к сему». Первая фраза в дневнике подчеркнута130.

Потоку критических мыслей о русской действительности и внедрению политической тематики в сознание студенчества, несомненно, помогало и общее политическое оживление тех дней. Позже, в реакционную эпоху Священного Союза, на ряд русских писателей и их произведения ляжет правительственное подозрение или прямой запрет. Доступ к ним молодежи будет затруднен. Но пока, в изучаемое время, московское студенчество сравнительно свободно читает Фонвизина — «друга свободы», и Княжнина, и Пнина. Университет и пансион еще дышали новиковскими идеями, которые для некоторых его руководителей были личными воспоминаниями и рассказы о которых были для их детей впечатлениями детства. Сам Николай Тургенев не мог не быть носителем новиковской традиции по близкой связи своего отца с кружком Новикова. «Я читал покойного батюшки письмо к Гамалею, там, между прочим, нашел я следующую мысль: От человека все зависит, но от скольких безделиц и человек зависит. Совершенная правда», — записывает он в дневнике 5 июня 1807 г.

Пансионеры и студенты, конечно, как водится, были знакомы с запрещенной литературой. Алексей Веселовский, располагавший позже утраченными материалами Д. А. Смирнова, пишет, что мальчиком Грибоедов многое «прочел втайне». Известно, что позже Царскосельский лицей считался складом запрещенных произведений. Московский благородный пансион и университет в изучаемые годы, по-видимому, не представляли в этом отношении исключения. Прежде всего, студентам известен запретный Радищев. Студент Тургенев записывает мысли,

105

109

пришедшие ему в голову на петербургском балконе, расположенном против Таврического сада, — сад, естественно, вызвал по ассоциации мысли о Потемкине, а от Потемкина мысль переходила к Радищеву. «Тут приходит мне на мысль „Сон“ Радищева, когда он ехал в Москву». Как известно, это — одно из самых ярких мест радищевского «Путешествия» (глава «Спасская полесть»). «Сон» рассказывает о царе, воображающем, что все под его властью дышит благополучием, но присутствующая тут под видом странницы Истина снимает бельма с глаз царя, и он видит страшную картину страданий своих угнетенных подданных. Глава заключается дерзким обращением к царю: «Властитель мира, если, читая сон мой, ты улыбнешься с насмешкою или нахмуришь чело, ведай, что виденная мною странница отлетела от тебя далеко и чертогов твоих гнушается». Эта же глава разоблачает аристократию, «сию гордую чернь», прикрывающую «срамоту души» властителя. Выше уже упоминалось о запрещенной политической литературе, тесно связанной с текущими событиями, которая также бывала в руках московской студенческой молодежи грибоедовского времени (например, упомянутая уже запретная реляция об Аспернском сражении у студентов Чаадаевых)131.

Естественное право — дисциплина, на которую позже обрушится особый гнев реакции в эпоху Священного Союза, — в студенческие годы Грибоедова было обязательным предметом обучения. Тесно связанная с просветительной философией, «наука права естественного» будила политическую мысль молодежи. Профессора естественного права Ф. Ег. Рейнгард и Л. А. Цветаев оставили свои руководства по этому предмету. Хотя они и изданы позже времени учения Грибоедова (1816), но все же представляют большой интерес для нашей темы, — основное в изложении этих учебников совпадало и с более ранним преподаванием. Цветаев построил свое руководство как «извлечение из сочинений господ Шмальца и Буле», но «с некоторыми, впрочем, отменами и отступлениями от их мнений и плана»: «Законы должны быть для всех граждан одинаковы», — учили студенты в «Первых началах права естественного». «Когда власть монарха не подвергается никаким ограничениям, сие называется деспотизмом», — читали они там же. «Первобытные права суть неотчуждаемы, т. е. никто не может лишить другого первобытных прав, даже с согласия его». Хотя кое-где Цветаев —

106

110

иначе и нельзя было — рассеял сентенции в защиту крепостничества и самодержавия и против Французской революции, они, что видно было даже невооруженным глазом, противоречили основному тексту. Любопытное заключение руководства Цветаева наводило на размышления о значении Французской революции: «Французская революция возбудила во многих желание исследовать и изучать начала оного (естественного права. — М. Н.) и тем самым содействовала к усовершенствованию и распространению его». Влияние изучения этой дисциплины — порождения просветительной философии — видно и на студенте Николае Тургеневе. Критерий «естественного состояния» очень часто служит ему для оценки действительности. «Закон Природы есть святейший, который все должны хранить, а разум истинный, чистейший щитом Закона должен быть» — эти строки написаны Николаем Тургеневым в качестве эпиграфа к одной из тетрадей студенческого дневника132.

Высокий идеал государственных людей и общественных деятелей молодежь того времени черпала из чтения Плутарха. Учившийся в Московском благородном пансионе декабрист П. Г. Каховский показывал: «С детства, изучая историю греков и римлян, я был воспламенен героями древности», — цитата должна относиться и к пансионскому периоду. Вспомним и особую любовь Ив. Дм. Якушкина к этим сюжетам: «В это время мы страстно любили древних, — пишет он в своих «Записках». — Плутарх, Тит Ливий, Цицерон, Тацит и другие были у каждого из нас почти настольными книгами». В 1818 г. посредством чтения писем Брута к Цицерону Якушкин вел агитацию, влияя на Граббе, который вскоре вступил в члены тайного общества.133

6

Любовь к родине, вера в Россию, в ее силу, мощь, достоинство, любовь активная, горячая, мобилизующая на поступки, является характерной чертой передовой молодежи того времени. Под 5 июня 1807 г. Николай Тургенев записывает любопытный разговор между ним и каким-то молодым человеком в кофейном доме. Молодой человек с неуважением отозвался о русских, что вызвало достойную отповедь студента Московского университета. «Ежели

107

111

ты, повеса, осмелишься еще разинуть рот для хулы русских, которым ты быть не достоин, и чем я горжусь, то берегись; вызвать тебя на поединке будет для тебя много, и ты этого не стоишь, но вот взгляни на мою палку и знай, что она заставит тебя молчать, ежели слова мои на тебя не подействуют», — отвечал ему Николай Тургенев.

Патриотизм молодежи был глубоко сознательным чувством. Он существенно отличался от казенного, официального патриотизма. По-видимому, для многих юношей того времени Аустерлиц, а затем Тильзит и связанные с ними переживания были отправным моментом формирования этого особого, активного патриотизма, противостоящего казенному. Петр Чаадаев убежал в поле на весь день и спрятался во ржи, когда в имении Щербатовых, где он жил, служили молебен по случаю заключения Тильзитского мира: он не хотел присутствовать на молебне, считая Тильзитский мир национальным позором для России. Довольно легкомысленный студент-театрал С. Жихарев — и тот задет Аустерлицким поражением и замечает оппозиционные настроения окружающих. А. Ф. Кологривова, вспоминая старую Москву, рассказывает, как, «играя в бостон, партнеры шепотом изъявляли негодование на Тильзитский мир да изумлялись исполинским успехам Наполеона»134.

Москва занимала более резкую позицию в суждениях о неудаче Аустерлица, чем Петербург, об этом свидетельствует Вигель (1806): «Расположение умов нашел я в Петербурге иное, чем в Москве. Там позволяли себе осуждать царя, даже смеяться над ним и вместе с тем обременять ругательствами победителя его, с презрением называя его Наполеошкой. Здесь, напротив, были воздержнее». Эти настроения, как видим, отражались и в Московском университете. Вопросы об Аустерлице и Тильзите были важным моментом в раннем развитии юношеского патриотизма грибоедовского поколения. Несколько позже студент Петр Чаадаев имел даже в этой связи политическое столкновение с московским полицмейстером. Вручая ему запрещенную реляцию об Аспернском сражении, за которой полицмейстер приехал на дом к Щербатовым, юный Петр Чаадаев одновременно поставил ему резко на вид, что недостойно русской политики раболепствовать Наполеону до такой степени, чтобы скрывать его неудачи135.

108

112

Национальная сторона в развитии передовой юношеской идеологии явственно вырисовывается перед нами. Законное стремление к тому, чтобы в России не было иностранного засилья, чтобы клика равнодушных к стране иноземцев не стояла у руля управления и не занимала лучшие места в государстве, лишь продолжало новиковско-радищевскую традицию. Люди, вольнодумство которых оформилось еще в XVIII в. (вроде Ермолова, Пассека), отчетливо выражали возмущение преобладанием «немцев» в русском государственном управлении еще до 1812 года. Это недовольство имело сотни разнообразных форм и проявлений. Столкновение русской и немецкой профессорских групп в Московском университете не было ли проявлением того же общего процесса? Столкновение молодых русских офицеров с немцами в чертежных генерального штаба не было ли другим примером того же? В своих, ныне опубликованных «Записках» будущий основатель ранней декабристской организации — Союза Спасения — Александр Муравьев пишет, как он еще в 1811 г. возмущался со своими товарищами засильем в русской армии иностранцев. В том же 1811 г. немцы и молодые русские офицеры, несмотря на внешне дружеские отношения, разделились, работая в генеральном штабе, и каждая «партия» стала «собираться отдельно... и работать в особых местах больших чертежных зал». Русские сочинили даже особый «указ» царя Алексея Михайловича, направленный против немцев в России, и читали его вслух так, чтобы немцы его слышали. А. Муравьев подвел под это столкновение своеобразную «философию»: подобно тому, как инфузории из двух различных капель воды не могут ужиться вместе и при смешении капель пожирают друг друга, — так не могут ужиться и русские с немцами136. В этой связи обращает на себя внимание и избранный студентом Грибоедовым сюжет «Дмитрия Дрянского» — столкновение русских и немецких профессоров, пародированное в форме битвы русских с татарами (Куликовской битвы). Не приходится сомневаться, что автор был не на «немецкой» стороне. Восклицание Чацкого: «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья», — возведено самим героем комедии к временам детства, вызвано воспоминанием о гувернере.

Просветительная философия предреволюционной Франции волновала юношеские умы того времени. Увлечениям

109

113

ею далеко не были чужды московские студенты еще накануне 1812 г. «Припоминая себе впечатления первой молодости, — пишет декабрист Фонвизин, вышедший из пансиона в год поступления туда Грибоедова, — уверился я, что свободный образ мыслей получил не от сообщества с кем-либо, но когда мне было 17 лет, из прилежного чтения Монтескью, Райналя и Руссо, также древней и новейшей истории, изучением которой занимался я с особенною охотою». Семнадцать лет Фонвизину исполнилось в 1804 г., когда он только что сошел со школьной скамьи Московского университетского пансиона. Руссо упомянут и в пансионском дневнике Николая Тургенева, — он цитирует «Новую Элоизу»; там же упомянут Мабли. С. М. Семенов, будущий секретарь Коренной управы Союза Благоденствия, два года проучившийся вместе с Грибоедовым, был ярым поборником принципов просветительной философии. Как говорит хорошо знавший его студентом Д. Свербеев, Семенов «замечателен был, кроме познаний, строгою диалектикою и неумолимым анализом всех, по его мнению, предрассудков, обладал классической латынью и не чужд был древней философии. Он всей душою предан был энциклопедистам XVIII века; Спиноза и Гоббс были любимыми его писателями». Брат декабриста Юшневского, учившийся в Московском университете позже и замешанный в процесс декабристов, также был «заражен философией XVIII века»137.

В пансионском дневнике Николая Тургенева 1806—1807 гг. нередко встречается Вольтер: тут и деистические его положения, и внимательное раздумье над «Кандидом», и выписки любимых цитат, некоторые даже на память: «Voltaire (кажется)», — приписано к одной цитате. Даже в дороге, выехав после окончания пансиона из Москвы в Петербург, юный Ник. Тургенев читает Вольтера. Начальство не ставило этому препятствий, — дух воспитания юношества до времени Священного Союза был довольно свободным: любопытно, что Ник. Тургенев в награду за успехи в ученье получил однажды в пансионе портрет Вольтера, нарисованный пером преподавателем Плетневым. Даже увлеченный театрал, великовозрастный воспитанник университетского пансиона С. П. Жихарев, которому, по собственному справедливому замечанию, «наука не лезет в голову», и тот знаком с Вольтером: «Кто в Москве знает о Карцеве, переводчике

110

114

стольких лучших сочинений Вольтера: „Генриады“, „Брута“, „Разрушения Лиссабона“, „Орлеанской девственницы“ и проч...?», — пишет он в своем дневнике (1805). Этот же студент, живо интересующийся «светскими рассеяниями» и даже петушиными боями, отмечает значительный интерес к Шиллеру как характерную черту молодого поколения. Он передает любопытный разговор с упомянутым переводчиком Вольтера Ф. И. Карцевым: «Мне сказывали, что у вашего Шиллера, — говорит Карцев, останавливается, перебивает себя и поясняет: — Я говорю „вашего“, потому что он считается теперь любимым автором нового поколения наших писателей». Профессор по кафедре российского законоведения Семен Алексеевич Смирнов перевел «Коварство и любовь» Шиллера (перевод издан в 1806 г.); С. Жихарев записывает в 1805 г., когда перевод еще не вышел в свет: «Сказывали, что С. Смирнов переводит „Kabale und Liebe“, которую разыгрывать будут на пансионском театре». Идеи Шиллера совпадали с общим духом свободолюбивой атмосферы. Подготовка к постановке не могла не задевать страстного театрала Грибоедова, как раз кончавшего в то время пансион и поступавшего в университет138.

Интерес студента Грибоедова к Шиллеру, а также к Гете, Шекспиру бесспорен. Познакомившись в 1813 г., то есть только что сойдя с университетской скамьи, с С. Н. Бегичевым, Грибоедов, как пишет его друг, «первый познакомил меня с „Фаустом“ Гете и тогда уже знал почти наизусть Шиллера, Гете, Шекспира». Он мог приобрести эти знания только в университетское время. Грибоедов, конечно, знал Вольтера со школьной скамьи. В комедии «Студент», написанной совместно с Катениным, Грибоедов заставляет студента проявлять осведомленность даже в подробностях биографии Вольтера (студент говорит о маркизе дю Шатле). А сам Грибоедов называет С. Н. Бегичева именем близкого друга Вольтера — Вовенарга: «Мой Вовенарг», — пишет он о Бегичеве139.

Интерес к просветительной философии среди юношества еще не встречал особых препятствий со стороны начальства. В это время и выросли те течения, на которые потом со всей силой обрушилась реакция. А. Ф. Мерзляков в своей «Краткой реторике», вышедшей первым изданием в 1809 г., безбоязненно приводил в качестве примеров произведения Вольтера, Руссо и мадам де Сталь. Сочинения Вольтера в трех томах вышли


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.