95
знакомств. По меткому выражению М. Жихарева, Чаадаев имел свойство «магнетического притяжения людей». Широкие умственные запросы юноши Чаадаева соответствовали интересам молодого Грибоедова, — им было о чем поговорить. Вероятно, друзья обменивались и мнениями о прочитанных книгах, и самими книгами. Вспомним, что Чаадаев, «только что вышедши из детского возраста», уже начал собирать книги и сделался известен всем московским букинистам, вошел даже в сношения со знаменитым «Дидотом» (Didot) в Париже — представителем старинной и известной семьи французских печатников и книгопродавцев. Библиотека Чаадаева уже тогда пользовалась известностью, на нее указывает Сопиков в первом томе своего «Опыта российской библиографии», изданном в 1813 г. Несомненно, что молодые Петр и Михаил Чаадаевы могли быть для Грибоедова и источником получения запретной литературы; так, известно, что у студентов братьев Чаадаевых была на руках запрещенная немецкая реляция об Аспернском сражении, резко враждебная Наполеону113.
Но стоит ли заниматься изучением той среды, в которой жил и воспитывался юноша Грибоедов? В рассматриваемое время будущие декабристы были юношами или почти детьми. Они тогда еще и не помышляли о выступлении против строя, самого движения декабристов тогда еще не было. Общепринято начинать изучение истоков декабризма со времени заграничных походов; самое возникновение первого декабристского общества относится к 1816 г.
Однако ближайшее изучение показывает, что имеются все основания заняться товарищеской средой студента Грибоедова.
Идейные истоки тайного общества относятся к более раннему времени, чем принято думать. Вопрос об идейной атмосфере, в которой жило московское студенчество до 1812 г., представляет, оказывается, большой интерес и многое поясняет в истоках декабризма и в формировании мировоззрения автора «Горя от ума».
3
Высокоодаренный юноша Грибоедов учился серьезно и «страстно». В пансионе даже в младшем возрасте он получал награды. В университете он не удовлетворился