Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.


М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.

Сообщений 91 страница 100 из 729

91

95

знакомств. По меткому выражению М. Жихарева, Чаадаев имел свойство «магнетического притяжения людей». Широкие умственные запросы юноши Чаадаева соответствовали интересам молодого Грибоедова, — им было о чем поговорить. Вероятно, друзья обменивались и мнениями о прочитанных книгах, и самими книгами. Вспомним, что Чаадаев, «только что вышедши из детского возраста», уже начал собирать книги и сделался известен всем московским букинистам, вошел даже в сношения со знаменитым «Дидотом» (Didot) в Париже — представителем старинной и известной семьи французских печатников и книгопродавцев. Библиотека Чаадаева уже тогда пользовалась известностью, на нее указывает Сопиков в первом томе своего «Опыта российской библиографии», изданном в 1813 г. Несомненно, что молодые Петр и Михаил Чаадаевы могли быть для Грибоедова и источником получения запретной литературы; так, известно, что у студентов братьев Чаадаевых была на руках запрещенная немецкая реляция об Аспернском сражении, резко враждебная Наполеону113.

Но стоит ли заниматься изучением той среды, в которой жил и воспитывался юноша Грибоедов? В рассматриваемое время будущие декабристы были юношами или почти детьми. Они тогда еще и не помышляли о выступлении против строя, самого движения декабристов тогда еще не было. Общепринято начинать изучение истоков декабризма со времени заграничных походов; самое возникновение первого декабристского общества относится к 1816 г.

Однако ближайшее изучение показывает, что имеются все основания заняться товарищеской средой студента Грибоедова.

Идейные истоки тайного общества относятся к более раннему времени, чем принято думать. Вопрос об идейной атмосфере, в которой жило московское студенчество до 1812 г., представляет, оказывается, большой интерес и многое поясняет в истоках декабризма и в формировании мировоззрения автора «Горя от ума».

3

Высокоодаренный юноша Грибоедов учился серьезно и «страстно». В пансионе даже в младшем возрасте он получал награды. В университете он не удовлетворился

92

96

одним факультетом. Поступив в университет 30 января 1806 г. на «словесное отделение» философского факультета и получив 3 июня 1808 г. степень кандидата словесных наук, Грибоедов продолжал ученье на юридическом факультете. 15 июня 1810 г. он получил степень кандидата прав, но опять не оставил ученья, а занялся изучением наук математических и естественных, причем был признан подготовленным к докторскому испытанию. «Вольнослушателем» Грибоедов никогда не был, — он был настоящим студентом114.

В начале царствования Александра I была проведена реформа университетов (1804), которая ввела новый университетский устав с известными правами самоуправления и узаконила в университете новые формы учебной и научной жизни — ученые заседания, диспуты, публичные лекции. Новый устав считал желательным, чтобы профессора некоторых наук, особливо словесных, философских и юридических, учредили беседы со студентами, в которых, предлагая им на изустное изъяснение предметы, исправляли бы суждения их и самый образ выражения. В это же время около Московского университета возникают ученые общества. Так, в мае 1804 г. учреждено Общество истории и древностей российских при Московском университете, в сентябре того же 1804 г. — Общество испытателей природы, с 1805 г. начало действовать при университете Физико-медицинское общество, в 1810 г. открылось Математическое общество, основанное студентом Михаилом Муравьевым, в 1811 г. начало действовать Общество любителей российской словесности. Все это — годы ученья Грибоедова. Собрания ученых обществ университета — своего рода новинка того времени — посещались и студентами. Ник. Тургенев записывает в своем дневнике под 8 сентября 1807 г.: «Нынче был я в Университете, в годовом собрании Общества испытателей природы»115. Все это свидетельствовало о явном оживлении научной мысли, которое отражалось и на студенчестве.

После введения нового устава в Московском университете появилось пятнадцать новых профессоров. Среди молодых русских ученых, которые были преподавателями Грибоедова и его товарищей, надо отметить Н. Ф. Кошанского (позже — учителя Пушкина в Царскосельском лицее), Л. Цветаева, профессора эстетики П. А. Сохацкого, историка Каченовского. Профессора российской поэзии и красноречия А. Ф. Мерзлякова, друга В. А. Жуковского,

93

97

и позже называли «красотой университета», он был поэтом и критиком, пробуждал в своих слушателях живой интерес к литературе. Профессор Баузе преподавал римское право, историю и педагогику; Шлецер-сын был профессором политической экономии и дипломатии.

Из иностранцев известное влияние на Грибоедова оказал профессор Буле, у которого будущий автор «Горя от ума» не только учился в университете, но и «брал частные уроки в философских и политических науках на дому». Шестнадцатилетнему Грибоедову Буле подарил уже упомянутую выше серьезную книгу Дежерандо о сравнительной истории философских систем. «О времени пребывания своего в университете Грибоедов сохранил во всю жизнь самые отрадные воспоминания», — пишет биограф Грибоедова Т. А. Сосновский, который пользовался, кроме письменных источников, также «изустными рассказами некоторых современников и коротких знакомых Грибоедова». Декабристы также постоянно вспоминают имена своих московских профессоров; так, Якушкин вспоминает лекции «российской словесности» Мерзлякова, «всемирной истории» — Черепанова, «российской истории» — Каченовского, «эстетики» — Сохацкого, лекции по «теории законов и прав знатнейших народов» — Цветаева, лекции по физике — у Страхова, статистики — у Гейма и чистой математики — у Чумакова, — все это были также и профессора Грибоедова. Декабрист Якубович вспоминает лекции Мягкова и Перелогова, декабрист Никита Муравьев — лекции Страхова, Панкевича, Рейнгарда. Отрицательные отзывы об обучении в пансионе и университете единичны (Вл. Раевский). П. Я. Чаадаев, друг Грибоедова, по свидетельству своего племянника М. И. Жихарева, также вспоминал об университетской жизни «не без удовольствия»116 и всегда «с глубоким уважением и признательностью» говорил «о лекциях Мерзлякова, Буле и особенно почитал память Баузе и Шлецера-сына».

Все исследователи, изучавшие жизнь Московского благородного пансиона или университета (Н. В. Сушков, П. Н. Сакулин и др.), занимались преимущественно учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями и отдельными профессорами и воспитателями. Но товарищеская среда, идейные интересы молодежи, студенческие настроения — все то, что далеко не совпадает с учебными планами и программами, не привлекали почему-то внимания исследователей117. Между тем этот

94

98

неисследованный вопрос из истории русской культуры и общественной жизни представляет особый интерес.

Отметим прежде всего, что и в пансионе и в университете учебная жизнь выливалась в такие формы, которые допускали самое широкое и разнообразное общение воспитанников: существовали литературные кружки, устраивались театральные представления, постоянно производились инсценировки «судебного действа», где роли судей, истцов, ответчиков и т. д. распределялись между студентами. Из среды отличившихся воспитанников выбирали посредством голосования «директора забав» и «секретаря для детских забав». Поощрялись коллективные игры, для чего на «особо гладком» дворе ученики упражнялись «в науке силоразвития (гимнастике)». Воспитанникам заказывались стихи на различные темы. Они выступали с исполнением и музыкальных произведений. Инсценировались «разговоры» на литературные темы. «Несколько воспитанников будут вести разговор о российских писателях», — торжественно возвещалось на акте председателем; на сцену выходило несколько воспитанников и «разговаривали», проявляя довольно широкую осведомленность в текущей литературе, частью даже ненапечатанной, ссылаясь на рукописные тетради произведений новых авторов, предрекая будущность авторам начинающим.

У пансиона был свой военный лагерь (на Воробьевых горах или в роще близ Всесвятского), где воспитанников обучали отставные унтер-офицеры: ученики делились на взводы, роты, батальоны, полки, у них были свои «штаб-» и «обер-офицеры», они держали караулы, распределялись на дежурства, совершали обходы, как в заправской воинской части. Значительное место в жизни пансиона и университета занимал школьный театр, где пансионеры объединялись со студентами; театру с большим увлечением отдавались Грибоедов, Николай Тургенев и другие студенты. «Да, я помню те времена, когда я не спал ночей, думая все о той блаженной минуте, когда я пойду в университетский театр», — писал Николай Тургенев в своем дневнике. В театре играл оркестр, составленный из воспитанников пансиона и университета. Грибоедов принимал участие в театральных постановках и сам выступал на сцене118. Существовало собрание воспитанников университетского пансиона, основанное еще при В. А. Жуковском. «Законы собрания воспитанников университетского благородного пансиона», принятые 9 февраля 1799 г.,

95

99

устанавливали частые заседания литературного общества — «однажды или, смотря по нужде, и дважды в неделю». Любопытно, что, согласно «Законам...», заседания и все на них происходившее были облечены глубокой тайной, — в 1820-х гг. подобный параграф устава студенческого общества был бы просто невозможен. Вот его текст: «...члены поставят себе непременным законом вне заседаний хранить ненарушимое молчание обо всем, что в них ни происходит, и отнюдь ни с кем не говорить о том ни слова, кроме друг друга. Чрез то, во-первых, приучаются они к хранению тайны, что необходимо нужно всякому человеку, а во-вторых, предохранят себя от многих неприятных следствий, в противном случае по делам Собрания произойти могущих». Издавался рукописный журнал. Сочинялись комедии, писались эпиграммы — все это ходило по рукам. В написании эпиграмм отличался Грибоедов, который, как вспоминает В. И. Лыкошин, еще «в ребячестве» «отличался юмористическим складом ума». Пародия Грибоедова «Дмитрий Дрянской» была написана на тему университетской жизни — по случаю стычки русских профессоров с немцами по поводу аудитории. Вероятно, пародия Грибоедова читалась вслух, ходила по рукам. Дисциплина не ставила строгих рамок для общения между собою юношей: по общему свидетельству, воспитанников не стесняли, каждый мог посещать лекции, какие хотел, не был поставлен в строгие рамки обязательных занятий. Некоторые исследователи находят даже, что дисциплины не было «никакой», а сам учащийся — Николай Тургенев — приходит к выводу, что «в пансионе ни к чему принудить не можно». Он вспоминает и о том, как, забравшись «на Парнас» (верхний ярус скамеек), он свободно болтал с товарищами о своих делах, отговариваясь от письменных работ то тем, что бумаги нет, то тем, что рука болит. «То-то жизнь была славная!» — восклицает Н. Тургенев. По воспоминаниям студента С. Жихарева — страстного театрала — мы можем судить, насколько мало стесняла пансионская «дисциплина» его чуть ли не ежедневные посещения театра119.

Присутствовали в пансионе и в университете не менее шести часов в день. Вл. Лыкошин вспоминает: «Обыкновенно собирались мы на лекции в 8 часов утра и оканчивали в 12, чтобы после обеда опять слушать от 3 до 5 часов». Ф. Булгарин рассказывает нам о глубокой и сердечной дружбе, существовавшей между Грибоедовым

96

100

и одним воспитанником пансиона, позже пошедшим на войну 1812 г. именно под влиянием Грибоедова. Нельзя представить себе, чтобы подобная дружба могла возникнуть и развиться без долгих душевных бесед наедине.

В этих условиях в университетском пансионе и университете легко создавалась атмосфера общения, обмена мыслями.

Грибоедов был общительным, живым и сердечным юношей, при всей его своеобразной «сосредоточенности характера». В упомянутом выше рассказе Ф. Булгарин, вспоминая о встрече с одним молодым офицером, который сдружился с Грибоедовым, учась в Московском благородном пансионе, говорит, что, получая во время своей болезни письма от Грибоедова, юноша «плакал от радости». «Я удивлялся этой необыкновенной привязанности», — замечает Булгарин. Позже, говоря о Михаиле и Петре Чаадаевых и кн. Иване Щербатове, приятель Грибоедова Вл. Лыкошин тепло называет их «нашими университетскими товарищами»120.

4

Если познакомиться с официальными материалами о жизни университетского пансиона, в том числе и благонамеренными писаниями Н. Сушкова, получается чрезвычайно «благополучная» с точки зрения властей предержащих картина питомника верных государевых слуг и благонамеренных чиновников. Пансион — это-де «рассадник служителей отечества», созданный «любовью матушки-царицы к просвещению». Рассадник имеет целью «утвердить» в сердцах воспитанников «священные истины закона божия и нравственности», внушить им «пламенную любовь к государю и отечеству». Разумеется, подобные тенденции существовали, однако глубоко ошибется тот исследователь, который механически распространит их на характеристику реальной атмосферы юношеского идейного общения, складывавшейся в пансионе и университете. Изучая эту идейную атмосферу юношеской жизни, мы встретим здесь и Вольтера, и Монтескье, и «оледеняющий деизм» — религиозное «безверие», и толки о темных сторонах русской жизни, и мечту о воплощении в жизни «Contrat social» Руссо, и зародыши первых — полудетских — политических организаций наряду с горячими

97

101

диспутами о том, что не самодержавное, а именно республиканское правление есть наилучшее.

Отметим прежде всего отчетливо звучащую ноту протеста против начальства, родительского авторитета, официальной науки. После дружеской вечеринки, нарушившей университетскую дисциплину, Ник. Тургенева вызвали к начальству для соответствующих внушений. Но он на вызов не явился: «Мне показалось низким идти к сим господам, и я почел за нужное уехать домой». Тихий Вл. Лыкошин — и тот испытал рост внутреннего протеста против родительского авторитета и вообще против требования беспрекословно соглашаться с мнением «старших». Он рассказывает в своих «Записках», как «всегда получал строгие выговоры от матери» за спор с учителем сестры, когда, как ему казалось, учитель «делал ошибочные суждения о предметах истории или политической экономии». «Я считаю большим промахом в тогдашнем воспитании ту зависимость, в которую нас ставили, [требуя] беспрекословно соглашаться со мнением старших: во-первых, это отклоняло всякую возможность иметь собственное мнение и потом лишало средства навыкнуть правильно, отчетливо объясняться в серьезных прениях; но хуже всего — это внутренне раздражало нас, когда мы чувствовали, что наши суждения правильны и не опровергнуты дельно...» Студенты Московского пансиона имели, как видим, уже какое-то «свое мнение» о вопросах истории и политической экономии, отличное от формально-обязательного. Поза самостоятельности, спора, отстаивания своего мнения в столкновении со старшим поколением уже была в то время характерной чертой облика московского пансионера и студента. «За обедом много рассуждали о театре и театральном искусстве. Ораторствовал Плавильщиков. В качестве действительного студента позволил я себе некоторые возражения», — пишет С. Жихарев (1805)121. Сам Грибоедов в одной из эпиграмм оттеняет эту особую позицию тогдашнего студенчества, уже намечавшуюся в годы его ученья:

Шалите рифмами, нанизывайте стопы,
Уж так и быть, — но вы ругаться удальцы,
Студенческая кровь, казенные бойцы...122

И. Д. Якушкин к 14-летнему возрасту, то есть к 1810 г., когда он был студентом Московского университета, по его собственному выражению, «порядочно

98

102

эмансипировался в семье». Студент Московского университета П. Я. Чаадаев отличался в юности особой самостоятельностью поведения и имел постоянные столкновения с дядей — кн. Щербатовым, причем «почти всегда брал верх над важным, строгим опекуном»123.

Вдумываясь в скупые данные юношеской биографии Грибоедова, можно с большой уверенностью сказать, что его также тяготила семейная среда. Своенравная крепостница, мать и позже вмешивалась в личную жизнь взрослого и самостоятельного сына. Можно себе представить, насколько властно вторгалась она в жизнь ребенка и юноши Грибоедова. Зависимость от семьи и позже тяжело воспринималась Грибоедовым, который приходил к выводу, что «истинный художник должен быть человеком безродным». Друзья позже вспоминали, к каким приемам прибегал молодой Грибоедов, чтобы уклониться от требований своего дядюшки Алексея Федоровича, некоторые черты облика которого были использованы при создании образа Фамусова. «Как только Грибоедов замечал, что дядя въехал к ним на двор, разумеется, затем, чтоб вести его на поклонение к какому-нибудь князь-Петр Ильичу, он раздевался и ложился в постель. «Поедем», — приставал Алексей Федорович. «Не могу, дядюшка, то болит, другое болит, ночь не спал», — хитрил молодой человек. В общеизвестном тексте «Характер моего дяди» (по-видимому, неконченном, оборванном на полуфразе) мы читаем: «Вот характер, который почти исчез в наше время, но двадцать лет тому назад был господствующим, — характер моего дяди. Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. Тогда уже многие дуэлировались, но всякий пылал непреодолимою страстью обманывать женщин в любви, мужчин в карты или иначе; по службе начальник уловлял подчиненного в разные подлости обещаниями, которых не мог исполнить, покровительством, не основанным ни на какой истине, но зато как и платили их светлостям мелкие чиновники, верные рабы-спутники до первого затмения! Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он, как лев, дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге,

99

103

в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: „я, брат...“»124 Эти строки, несомненно, отражают юношеские переживания Грибоедова и протест против окружающей среды. Многочисленные реплики «Горя от ума» должны быть возведены к этому — еще юношескому — протесту («Учились бы на старших глядя...» и многие другие).

Но как бы в противовес семейному гнету судьба послала Грибоедову не вполне обычного гувернера — друга, который сыграл, по-видимому, немалую роль в его воспитании. Богдан Иванович Ион, саксонский уроженец, родился в 1784 г., то есть был всего на одиннадцать лет старше Грибоедова. Попал он в гувернеры к Грибоедовым случайно, как пишет А. Веселовский, располагавший неопубликованными материалами о Грибоедове, собранными Д. А. Смирновым. Известно, что Ион слушал лекции в Геттингенском университете, но оказался в России, не закончив высшего образования, — позже докторский диплом Ион получил уже в России. Очевидно, что-то помешало закончить ему высшее образование за границей. Не был ли он выплеснут в Россию волной студенческой политической эмиграции после наполеоновских побед в Пруссии в 1806 г. и Тильзитского мира (1807)? Так или иначе, педантического ученого немца Петрозилиуса, позже — ученого библиографа и первого составителя каталога московской университетской библиотеки, сменил в доме Грибоедовых новый гувернер — молодой, не кончивший курса геттингенский студент.

У нас нет никаких источников, свидетельствующих об общем облике молодого Иона и о его педагогических приемах в отношении к Грибоедову. В силу этой бедности данных приобретает особый интерес более поздний материал о том же Ионе и другом его воспитаннике, допускающий ряд существенных аналогий. Воспитав Грибоедова, Ион через некоторое время стал воспитателем в близкой Грибоедову семье Кологривовых, очевидно, по рекомендации самого Грибоедова. Заботам Иона был поручен юный Михаил Кологривов, своеобразно прославившийся в истории русской общественности. Молодой человек, крепко сдружившийся с Ионом, вырос вольнодумцем и настолько ярко проявлял свои настроения, что его опекун Д. Н. Бегичев поспешил после восстания декабристов услать его вместе с Ионом за границу, подальше от бдительных взоров III Отделения. За границей Михаил

100

104

Кологривов принял активное участие во французской революции 1830 г.: «Я враг самовластия и насилия и готов жертвовать жизнью и пролить последнюю каплю крови за свободу. Последняя революция еще более утвердила меня в моих мнениях, в моей ненависти к тиранам», — пишет Михаил Кологривов матери. Участник баррикадных боев, многократно подвергавший свою жизнь опасности, он входит затем в отряды, сформированные генералом Мина для возвращения Испании свободы «силой оружия». Реакция, сломившая движение в целом, разбившая испанские освободительные отряды, сломила и юношу, — ему пришлось вернуться в Россию и, по-видимому, тянуть солдатскую лямку в качестве разжалованного (точная судьба его неизвестна). Но особый интерес представляет для нас то, что юный участник баррикадных боев и ненавистник тиранов находится в самых дружеских отношениях со своим воспитателем, именуя его своим «лучшим» и «истинным» «другом до гроба». Сенатор В. С. Трубецкой, рассматривавший дело Михаила Кологривова, пришел к выводу: «Надзор и воспитание его [Михаила Кологривова] поручены такому гувернеру, коего правила и образ мыслей, по сходству их с образом мыслей его воспитанника, весьма подозрительны, ибо если бы они были иные, то не естественно, чтобы он мог приобрести себе столь искреннее расположение и привязанность вольнодумца Кологривова». Воспитатель явно не помешал развитию вольнодумства в воспитаннике, — и уже это является чрезвычайно важным выводом для изучения Грибоедова. Богдан Иванович Ион держал себя с воспитанниками как друг, — он торжественно именует юного Михаила Кологривова своим «другом» («я принужден был остаться дома, надеясь, что друг мой возвратится в понедельник...» — пишет он о нем родным) и величает его «Михаилом Андреевичем».

Вероятно, этот же стиль дружеского равенства был усвоен молодым Ионом и для его молодого друга — Александра Сергеевича. Дружеский стиль отношений усугублялся еще тем оригинальным обстоятельством, что в 1810 г. Ион сам поступил в Московский университет своекоштным студентом. Иначе говоря, два полных учебных года из московского дома Грибоедовых «под Новинским» ежедневно отправлялись в университет два студента — Александр Сергеевич Грибоедов и Богдан Иванович Ион. В 1810 г. первому было 15 лет, а второму всего 26.


Вы здесь » Декабристы » А.С.Грибоедов » М.В. Нечкина. Грибоедов и декабристы.