Полковник гвардейской артиллерии СТОЛЫПИН Дмитрий Алексеевич, декабрист, брат Аркадия Алексеевича Столыпина.
Портрет работы неизвестного художника. После 1814 года.
ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ СТОЛЫПИН
Дмитрий Алексеевич Столыпин, генерал-майор, участник сражений с войсками Наполеона, основоположник теории военной артиллерии, брат бабушки поэта Михаила Юрьевича Лермонтова - Елизаветы Алексеевны Арсеньевой(*), владелец усадьбы Середниково, дед великого государственного деятеля России, министра внутренних дел, Председателя Совета Министров, члена Государственного совета - Петра Аркадьевича Столыпина(*).
Дмитрий Алексеевич родился в 1785 году, в семье Алексея Емельяновича и Марии Афанасьевны (Мещериновой). Отец Дмитрия рано начал взрослую жизнь, в 1767 году, когда ему не было и пятнадцати лет, он значился гренадером в лейб-кампанском корпусе, а в 1762 году вышел в отставку в чине поручика и занялся хозяйствам. Он унаследовал довольно значительные владения, которые постарался сохранить и приумножить.
В 1765 году Екатерина II учредила винные откупа. Это было новое по тем временам предприятие и Алексей Емельянович решил взяться за него. Он крепко повел дело и в течение нескольких лет разбогател. Вместе с братом Дмитрием, в 1789 году, он представляет подробную поколенную роспись Столыпиных и сведения об их имущественном положении, для внесения в дворянскую родословную книгу Пензенской губернии.
Братья доказали древность своего рода более чем за сто лет, для записи в шестую часть (в столбовые дворяне). Прочное положение позволило Алексею Емельяновичу возглавить дворянство Пензенской губернии, где ему принадлежало шесть сел и винокуренные заводы.
Были куплены дома в обеих столицах, а отлично налаженное хозяйство позволяло Столыпину заниматься семьей, увлекаться кулачными боями и крепостным театром. Труппа его театра, в последствии, положила начало Московскому Малому театру.
В семье Столыпиных было одиннадцать детей: шестеро сыновей и пять дочерей. Алексей Емельянович не жалел денег на воспитание и образование своего потомства. Культура, понимание долга, уважение к семье и религии, традиции и стремление следовать им, прививались с младенчества. Получив удивительную силу, Столыпины вписали свои имена в славную историю России.
Из дочерей, старшая — Елизавета, вышла замуж за гвардии поручика Михаила Васильевича Арсеньева. Сын их единственной дочери, Марии, стал великим русским поэтом Михаилом Лермонтовым и увековечил имя бабушки, вырастившей и воспитавшей его.
Екатерина, в замужестве Хастатова, стала женой прославленного генерала Акима Васильевича, героя русско-турецкой войны, 1787-1791 годов, генерал-адъютанта А.В. Суворова. В его доме, на Кавказе, не раз бывал юный поэт Лермонтов. После смерти мужа, Екатерине Алексеевне принадлежало имение Шелкозаводское. Она бережно охраняла все, что досталось ей от мужа. Была очень смелой и находчивой в решении разных вопросов, а в годы Отечественной войны 1812 года вела большую работу по обеспечению войск, за что получила бронзовую медаль, установленную для дворянства в память о войне. В семейном кругу Екатерину Алексеевну прозвали "авангардной помещицей". Ее рассказы о быте и нравах кавказских горцев, о войне на Кавказе отразились в ранних поэмах Лермонтова : "Черкесы", "Кавказский пленник", "Каллы", "Аул Бастунджи", "Хаджи Абрек".
Александра, в замужестве Евреинова, жена Александра Михайловича, действительного статского советника, московского, а затем пензенского вице-губернатора в 1812-1816 годах, при губернаторах Г.С. Голицине и М.М. Сперанском. Ее сын, офицер лейб.-гвардии Измайловского полка, Павел был дружен с Лермонтовым, о нем упоминается в стихах "Примите дивное посланье" ("Оно не Павлово писанье - / Но Павел вам отдаст его."), которое было включено в письма к С. А. Бахметьевой, М. А. Лопухиной и к А. М. Верещагиной.
Наталья, стала женой предводителя дворянства Пензенской губернии, лейб-гвардии сержанта, кригсцалмейстера, Григория Даниловича. Елизавета Алексеевна вместе с маленьким внуком Михаилом Лермонтовым гостила в доме Григория Даниловича и его жены с июня до августа 1817 года. Старший сын Натальи, Алексей - штаб-ротмистр лейб.-гвардии Гусарского полка, был адъютантом у герцога М. Лейхтенбергского. Одно время он жил в Царском Селе вместе с Михаилом Лермонтовым и Алексеем Столыпиным - Монго.
Сыновья Алексея Емельяновича стали известными общественными и военными деятелями, военными теоретиками, писателями и поэтами.
Старший — Александр был адъютантом А.В. Суворова в 1795 - 1797 годах и оставил воспоминания об этой службе. Уйдя из военной службы, Александр Алексеевич поселился в Симбирске. Он - коллежский асессор. За благотворительность назначается почетным попечителем гимназии. Во время поездки в Оренбург, по пути, в Симбирске, с ним встречается А.С. Пушкин. Они знакомятся на званном обеде у Александра Михайловича Языкова. Хозяин серьезно увлечен собиранием народных песен, а это интересовало Пушкина. На обеде присутствовали: лейб-гусарский генерал-майор Григорий Васильевич Бестужев; герой одного из последних сражений с французами Иван Семенович Аржевитинов, двоюродный брат ближайшего друга Пушкина - Александра Ивановича Тургенева; ветеран Отечественной войны и заграничных походов, отставной штабс-капитан Петр Иванович Юрлов и его брат гвардейский штабс-капитан Аполлон Иванович Юрлов; помещик Шувалов, служивший форейтором у Пугачева. На обеде рассказывали поэту об исторических достопримечательностях края, о Пугачеве и его былых деяниях, местных народных преданиях и песнях. Братья Юрловы состояли в родстве с начальником инвалидной команды города Курмыша, о котором Пушкин сделал запись в Васильсурске, а потом написал и в восьмой главе “Истории Пугачева”. Хозяева показали поэту каменный дом купца Пустынникова, где размещался штаб главнокомандующего карательными войсками графа Петра Ивановича Панина, и двор, куда привезли пойманного злодея, и крыльцо, на котором стоял граф, допрашивая самозванца. Это позволило Пушкину наяву представить сцену, когда писал в последней главе своей "Истории": "Пугачева привезли прямо на двор к графу Панину, который встретил его на крыльце, окруженный своим штабом. - Кто ты таков? - спросил он у самозванца. - Емельян Иванов Пугачев, - отвечал тот. - Как же смел ты, вор, назваться Государем? - продолжал Панин. - Я не ворон (возразил Пугачев, играя словами и изъясняясь, по своему обыкновению, иносказательно), я вороненок, а ворон-то еще летает...”.
Другой сын Алексея Емельяновича - Аркадий Столыпин дослужился до чина действительного тайного советника, сенатора и обер-прокурора Сената. Он был знаком с Н. М. Карамзиным, А.С. Грибоедовым, В.К. Кюхельбекером, К.Ф. Рылеевым. Будучи образованным и просвещенным человеком, он разделяет реформаторские идеи М.М. Сперанского, оставался его ближайшим другом даже в дни опалы Михаила Михайловича. Родственные отношения связывали Аркадия с семьей адмирала и морского министра графа H.С. Мордвинова. Аркадий Алексеевич - автор стихотворного сочинение «Письмо с Кавказской линии к другу моему Г.Г.П. в Москве», в котором впервые в российской словесности поэтически показано неведомое географическое пространство, которое впоследствии получит название - Кавказские Минеральные Воды. С этого момента русская литература прикоснется к теме Кавказа, которая тремя десятилетиями позже, в творчестве Пушкина и Лермонтова, приобретет общенациональный культурообразующий характер, наполнится особым духовно-творческим и эстетическим смыслом.
В воспоминаниях современников Аркадий Алексеевич отмечается как писатель и переводчик. Из его произведений известны: "Восточный моралист"; "Благодетельный государь", Нравоучительная повесть с французского; "Отрывок".
Николай участвовал в русско-турецкой войне 1806-1807 годов, в Отечественной войне 1812 года. Он - Кавалер орденов Святого Георгия 3-х степеней, генерал-лейтенант, получил известность как теоретик военного дела и эрудит. Его идеи преобразования армии опередили свое время. Он, по словам Сперанского, «настоящий генерал», «образец военного ума, твердости и самого здорового рассудка». Жизнь Николая оборвалась трагически: его, командира Ямбургского и Оренбурского драгунских полков, временного военного губернатора Севастополя, убили во время чумного бунта.
Имя Николая Алексеевича - мудрого и храброго командира, осталось в истории. Легенды о нем можно услышать в Витебске, где Столыпин освобождал белорусскую землю от нашествия разноплеменных орд Наполеона. В лихой атаке ему удалось пленить важного французского генерала и получить необходимые для успешного боя сведения. На этом месте, по инициативе простых людей, 100 лет спустя, установлен символ храбрости, славы и непобедимости сынов России - памятник героям Отечественной войны 1812 года.
Афанасий - семнадцатилетним юношей поступил на военную службу юнкером в артиллерийский полк. Участвовал в кампании 1806—1807 годов на территории Восточной Пруссии. Здесь же он получил свою первую боевую награду — орден святого Владимира 4-й степени с бантом. В Отечественную войну, в составе 1-й Западной армией генерала от инфантерии М.Б. Барклая де Толли, прошел путь от Немана до Бородино, и обратно, а в 1814 году вступил в поверженный Париж.
На южной окраине деревни Семеновская, под Бородино, где сражался он и его товарищи, поставлены памятники гвардейской пешей артиллерии — высокая массивная колонна с ядрами на пьедестале и темно-розовый обелиск со стволами орудий по углам постамента. Афанасий - штабс-капитан, награжден золотой шашкой за храбрость.
Он был предводителем дворянства Саратовской губернии, попечителем Саратовской мужской гимназии; председателем попечительства ведавшим городским театральным делом, председателем комиссии по постройке здания саратовского театра. Афанасий Алексеевич любил Мишу Лермонтова, как родного племянника. Он неоднократно оказывал молодому поэту помощь в различных ситуациях. Он был дружен с прославленным героем войны 1812 года, Денисом Давыдовым. В его доме состоялась встреча поэта Лермонтова с Денисом. И кто знает, не этой ли встрече обязаны строки: "...cтолетья прошлого обломок, меж нас остался ты один, гусар прославленных потомок, пиров и битвы гражданин...".
После смертельной дуэли, среди вещей Лермонтова были найдены письма Афанасия Столыпина, с наставлением унять гордыню и заниматься поэзией.
Дмитрий - не уступал братьям. Он отлично закончил Московский университетский благородный пансион. Имя Дмитрия Столыпина было написано золотыми буквами на доске, рядом c именами: Василия Жуковского, Николая Тургенева, Владимира Одоевского и других знаменитых питомцев Университетского пансиона. Позже, во время учебы, Михаил Лермонтов с чувством невольной гордости смотрел на эту большую доску с именем бабушкиного брата.
По примеру отца и братьев, Дмитрий с шестнадцати лет ушел на военную службу. Через год - он в гвардии, а в 1804 году производится в офицеры. Первые годы его службы проходили в лейб-гвардии конно-артиллерийской роте. Командир роты, полковник Василий Григорьевич Костенецкий, отважный офицер, знающий артиллерийское дело, был образцом для Столыпина. Большой физической силой. Высокого роста, широкоплечий, с добрым лицом, он был любимцем солдат. Неприхотлив и вел спартанский образ жизни. Его кумиром был генералиссимус Суворов, которому старался во всем подражать. Комнату свою командир никогда не топил, а возле крыльца просил набросать горку пушистого снега. Ранним утром барахтался в снегу, да так энергично и долго, что клубы пара окутывали его, словно он в доброй бане. Летом катался по влажной от росы траве, лил на себя ведрами воду. Пища его была простая, солдатская: борщ и каша с мясом, водку и вино не употреблял. Очень любил телесные упражнения, и силен был необыкновенно. Жонглировал пушечными ядрами, легко разгибал подковы, а одними пальцами мог согнуть серебряный рубль. Обхватив конец ствола тяжеленной винтовки хватом снизу, удерживал ее прямой рукой в горизонтальном положении, иногда выполнял этот трюк и с двумя винтовками. Будучи огромного роста, он рубился в атаках не обыкновенным клинком, а старинным палашом полуторной длины и тяжести, полученным специально для него из арсенала Оружейной палаты.
Служба в роте как нельзя лучше подходила Столыпину. Уставов для подготовки артиллеристов еще не существовало, и он обучал своих подчиненных, сам вырабатывая правила их поведения в походе и в бою. Все ученья проводились на самых быстрых аллюрах, огонь открывали только в двухстах пятидесяти метрах от цели, вся орудийная прислуга обучалась заменять в бою друг друга.
Могучей силы, умный, храбрый, находчивый и образованный, Столыпин сразу же заслужил уважение у сослуживцев и командиров. Офицеры роты участвовали во многих зарубежных походах, накапливая боевой опыт использования российского оружия. Под Аустерлицем их бросили в самое пекло. Союзная армия начала отступать и они получили приказ прикрыть бегущие в панике войска. Полегла половина роты, но сотни русских душ были спасены. Гвардейская конная артиллерия не раз вылетала карьером навстречу противнику, била картечью почти в упор и успешно отходила. Но когда пришлось отступать без всякого прикрытия и французские кавалеристы бросились отбивать пушки, то, как пишет современник, “картечь, палаши и банники стали грозными орудиями обороны”. Четверть конского состава была перебита, орудия вязли в размокшей от дождя земле. Им не раз приходилось устремляться в контратаку чтобы не оставить противнику орудия. Как разъяренные медведи, которых облипала надсадная мошкара, богатыри гвардии двигались врезаясь в самую гущу французов. При их появлении мамелюками овладевал животный страх. Существует предание, что один из французов с перепугу сам отдал банник гвардейцу, которым тот стал крушить врагов.
Приобретенный опыт, правила поведения в походе и в бою артиллерии, Дмитрий Столыпин публикует в «Военном журнале» в 1809 и 1810 годов. Он, используя боевую практику, обобщает и формирует теоретические основы для устава артиллерии. Правильность взглядов, доказывает его сослуживец по лейб-гвардии артиллерийской роте - Кутайсов Александр Иванович, начальник артиллерии соединенных армий, на Бородинском поле.
После войны, полковник Дмитрий Алексеевич Столыпин проходит службу в войсках Южной армии. Среди офицеров армии, прошедших тяжелую войну, и опьяненных победой, зарождается декабристское движение. Столыпин близок к его организатору - полковнику Павлу Ивановичу Пестелю. Он его сослуживец и друг. С ним встречается поэт, Александр Сергеевич Пушкин во время своего пребывания в Кишиневе. В подчиненных войсках Столыпин вводит ланкастерские (взаимного обучения) школы, для солдат. Организованные Столыпиным школы были близки декабристам. Ценя ум, благородство, организаторские способности, они рассматривают его, наряду с братом Аркадием Алексеевичем, Николаем Семеновичем Мордвиновым и Михаилом Михайловичем Сперанским в состав Временного правительства. Другой сослуживец и друг Столыпина в Южной армии - генерал-майор Михаил Александрович Фонвизин. Племянник знаменитого писателя екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина, автора бессмертного «Недоросля». Михаил Александрович Фонвизин - владелец усадьбы Крюково, рядом с Середниково. Здесь неоднократно проходили совещания декабристов и в 1821 году было принято решение о роспуске "Союза благоденствия" с целью создания нового тайного общества. Во время очередного приезда в усадьбу, генерал влюбляется в юную Наталью Апухтину, родители которой имели огромные долги перед его матерью. Михаил Александрович разорвал долговой вексель, бросив его в камин, и сказал отцу Наташи, что будет счастлив, если она согласится стать его женой. Отец рассказал дочери о великодушном поступке генерала, о его словах и добавил, что и сам будет рад видеть её женой такого замечательного человека. Получив согласие Наташи, Михаил Александрович решил оставить военную службу и заняться подготовкой усадьбы к приему невесты. Свадьба состоялась, и счастливая молодая чета безвыездно живет в усадьбе. «В жарком лете на кларнете, а зимою во светлице он играет на скрипице», – сложил о Фонвизине экспромт отец Наташи. Основные их гости были друзья по службе. Приобретенное Фонвизиным счастье не ушло от внимания генерала Столыпина. Он решает жениться. Его выбор пал на вдову умершего от полученных на войне ран друга, полковника Александра Васильевича Войекова. Семья Столыпиных отрицательно отнеслась к решению Дмитрия Алексеевича. Только М.М.Сперанский утешал родственников: "Я неоднократно встречался с Екатериной Аркадьевной, она прекрасна собой, умна. Ее игрой на фортепиано можно наслаждаться часами". Брак состоялся. Дмитрий Алексеевич и Екатерина Аркадьевна стали мужем и женой. Далее генерал приобретает Середниково и принимает решение об отставке. Сослуживцы хором уговаривали его не оставлять службы, ведь Столыпин слыл одним из самых талантливых и заботливых командиров. Родня была поражена поступком Дмитрия Алексеевича, особенно отец - Алексей Емельянович - очень болезненно перенес отказ сына от военной карьеры. В Середниково Столыпин перевозит свою огромную библиотеку, и решает жить здесь безвыездно подобно соседям - Фонвизиным. Середниково становится столыпинским родовым гнездом. Сюда, к затворнику Дмитрию Алексеевичу, съезжаются все многочисленные родственники. Он наводит порядок в усадебном хозяйстве, много читает, прорабатывает вопросы теории военного искусства. Благодаря гостям его библиотека растет и обновляется. В последствии, во время проживания здесь Михаила Лермонтова именно эти книги станут началом к пробуждению таланта юного поэта.
Но счастье Дмитрия Алексеевича длилось не долго. Неожиданно умирает брат, действительный тайный советник, сенатор и обер-прокурор Сената, Аркадий Алексеевич. В мае 1825 года Петербург хоронил известного своей отзывчивостью и неподкупностью сенатора. Утешая вдову, Веру Николаевну, К. Ф. Рылеев писал:
Не отравляй души тоскою,
Не убивай себя: ты мать;
Священный долг перед тобою
Прекрасных чад образовать.
Пусть их сограждане увидят
Готовых пасть за край родной,
Пускай они возненавидят
Неправду пламенной душой,
Пусть в сонме юных исполинов
На ужас гордых их узрим
И смело скажем: знайте, им
Отец Столыпин, дед Мордвинов.
Император получал все новые и новые сведения о готовящемся заговоре декабристов. Среди документов, найденных в кабинете после смерти Александра I сохранилась записка, написанная в 1824 году: "Пагубный дух вольномыслия или либерализма разлит или, по крайней мере, сильно уже разливается и между войсками; что в обеих армиях, равно как и в отдельных корпусах, есть по разным местам тайные общества или клубы, которые имеют при том секретных миссионеров для распространения своей партии. Ермолов, Раевский, Киселев, Михаил Орлов, Дмитрий Столыпин и многие другие из генералов, полковников, полковых командиров; сверх сего большая часть разных штаб и обер-офицеров". Император был подготовлен. Декабрьское восстание на Сенатской площади подавленно. В день ареста Михаила Александровича Фонвизина в усадьбе Крюково, 3 января 1926 года, Дмитрий Алексеевич Столыпин скоропостижно скончался в имении Средниково, в 40 лет, оставив трехлетнего сына Аркадия. Облик воина и его неожиданная смерть наводили на мысль что он застрелился. Приказом от 29.01.1826 года, начальник артиллерии 4-го резервного кавалерийского корпуса, генерал-майор Столыпин Дмитрий Алексеевич был исключен из списков.
Наталья Дмитриевна Фонвизина вскоре покинула усадьбу Крюково, устремившись к мужу. В Петербурге она смогла вести тайную переписку с Михаилом Александровичем. Много раз она вместе с женой декабриста И.Д. Якушкина нанимали лодку, на которой довольно близко подплывали к Петропавловской крепости, чтобы видеть и приветствовать своих мужей, когда тех выводили на прогулку. Когда Фонвизина осудили на каторжные работы и отправили в Читинский острог в Сибирь, она едет к нему. Жизнь Натальи, ее характер послужили сюжетом А.С.Пушкину в создании образа Татьяны Лариной для произведения "Евгений Онегин".