Деятельность Пассека на пользу его крестьян была известна и Александру I, который однажды, в беседе с князем П.М. Волконским, указал на Пассека, Якушкина, Фонвизина и других помещиков, которые «кормили целые уезды» во время тогдашнего неурожая в Смоленской губернии 51.
В 1824 и 1825 гг. Пассек, как увидим ниже, встречался с молодыми членами Тайного Общества - Якушкиным, Кюхельбекером, Повало- Швейковским, Каховским (принятым в члены, впрочем, позже). Все они навещали его в Крашневе, а последний, приходясь двоюродным братом жене Пассека, гостил у него в деревне подолгу. В одно из таких гощений здесь и разыгрался роман с С. М. Салтыковой. Внезапная смерть Пассека в конце апреля 1825 г.52 избавила его от последствий участия его в Тайном Обществе, - и в известном «Алфавите членам бывших злоумышленных тайных обществ» осталась о нем лишь краткая запись: «Пассек, Петр Петрович, отставной генерал-майор, помещик Смоленской губернии. - Умер. Якушкин показал, что он принял его в общество, имевшее целью введение представительного правления».
Подробную, хоть и одностороннюю, характеристику Пассека дает в своих приводимых ниже письмах к подруге С. М. Салтыкова; из них же видно и отношение Пассека к своей жене, Наталье Ивановне. Последняя происходила из большой помещичьей семьи Олениных, той же Смоленской губернии53, и была в родстве со многими местными семействами; так, например, Каховский, как мы узнали, приходился ей двоюродным братом: Н. И. Пассек была дочерью Ивана Михайловича Оленина, а Каховский - сыном его сестры Настасьи Михайловны, бывшей замужем за смоленским помещиком коллежским асессором Григорием Александровичем Каховским. Декабрист Иван Семенович Повало-Швейковский был тоже ее кузеном, будучи сыном брата ее матери, Анастасии Ивановны, - Семена Ивановича Повало-Швейковского; таким образом, декабрьские события 1825 г. должны были тяжело на ней отразиться. Она, однако, прожила довольно долго вдовою и умерла в конце 1842 г. в Яковлевичах 54. Превосходный профильный портрет ее, равно как и два портрета ее мужа, П.П. Пассека, исполненные гравюрой и литографией, можно видеть в прекрасном издании А. В. Морозова: «Каталог моего собрания гравированных и литографированных портретов» 55.