197. Г. С. Батенькову
С. п. т. бург, 13 мая [1857 г. ]
Вот вам для вступления самая свежая новость: сейчас был у князя Долгорукова, благодарил его за исключительное разрешение, по просьбе сестры, лечиться в столице. В субботу, то есть 18-го, выезжаю. При этом случае позволил себе спросить его: есть ли надежда Якушкину возвратиться в Москву к сыну? На это спросил меня: разве он точно болен? – Я отвечал, как следует, и узнал, что уже написано графу Закревскому, что если он почтет нужным разрешить Ивану Дмитриевичу приезд в Москву, то чтобы это сделал. – Меня очень порадовала эта весть, и я уже мечтаю, что наш непроходимый софист опять у фотографа под крылышком.
Чех, по последнему известию, в Москве простудился и сидит дома: это точно беда.
На днях приехал сюда Н. И. Тургенев из Парижа. Вы, верно, давно знаете, что ему разрешено было еще во время конгресса возвратиться в отечество. Я его не увижу, если он сам не отыщет, а он отыскивать не будет, как я полагаю, после напечатанной им книги…[497]
Верный ваш И. П.
*****
497 Конгресс – 1856 г., для мирных переговоров, после Крымской войны. Книга Н. И. Тургенева «Россия и русские», где он отрицал свое участие в Тайном обществе, а в своем оправдании заявил, что в движении участвовала легкомысленная молодежь.
В тот же день Пущин писал М. И. Муравьеву-Апостолу: «Сюда приехал Н. И. Тургенев. Я его не увижу, если он меня не отыщет» (неизданное, ЦГИА, ф. 279, оп. 1, № 232, л. 98).