21. Е.Ф. МУРАВЬЕВОЙ
3-е июня 1814.
Гамбург
Любезнейшая маминька!
Граф Панин едет в Россию, и я пользуюсь сею оказиею, чтоб вам написать несколько строчек. Вы мне пишете, что если мне случатся неприятности по службе и оскорбление, то я должен их переносить, что я пошел в службу для того. Конечно, я знал это. Но я решился на все. Где только люди, там страсти, там заблуждения, там несправедливость. Но есть средство против того - молчание. В нем заключается, само собою, и терпение; кто молчит, тот и терпит. Сверх того, я всегда верил и верю еще, что твердая и постоянная воля доходит всегда до своей цели. Она встретит на пути затруднения, препятствия, но они пройдут, исчезнут, а она останется. Вот мои мысли. Итак, не беспокойтесь, чтоб что-нибудь меня слишком тронуло, ибо быть совершенно выше всего этого не есть в природе человеческой.
Вот уже более 2 недель как мы в Гамбурге стоим. Об нашем дальнем определении мы ничего не знаем. Я в нетерпении знать, переехали ли вы на дачу или опять опоздали? Целую тысячу раз ваши ручки и желаю вам всякого благополучия и спокойствия. Целую братцев Сашу и Ипполита и желаю им успехов в науках. Дедушке и всем дядюшкам и тетушкам засвидетельствуйте мое почтение, братцам и сестрицам поклоны.
У нас только что установилась погода.
Целую ваши ручки тысячу раз. Остаюсь ваш покорный сын
Никита Муравьев
Ехать в Париж и в Лондон до сих пор ни одной не представляется оказии, к большому моему сожалению. С ключами Гамбурга поехал в Лондон ген[ерал]-лейтенант Чаплиц с одним из своих адъютантов князем Любомирским.
Мои поклоны Анне Ивановне, Петру Ивановичу Соколову и прочее.
Письмо Петра Ивановича я отдал Федору Ивановичу1.
Примечания:
ГАРФ. Ф. 1153. Оп. 1. Д. 40. Л. 14-15
1 Петр Иванович и Федор Иванович - братья Вульф, дальние родственники Муравьевых.