141. Е.Ф. МУРАВЬЕВОЙ
Воскресенье декабря 11-го дня [1821].
Г. Минск
Любезнейшая маминька, как вы проводите ваше время, каково ваше здоровье, о котором вы мне ничего не пишете в письмах ваших? Что ж касается до меня, то я, слава богу, здоров и весел. Несмотря на все причины, излагаемые в письмах ваших, моя будущая судьба не улыбается мне. Совесть вещь прекрасная, но она не мешает человеку служить невыгодно. Несмотря ни на какие доводы, я находил, что служба по кварт[ирмейстерской] части невыгодна, и час от часу убеждаюсь более и более в сей истине. Что делает В.1 - едет ли он? остается ли он в Англии?
Мне необходимо нужно приехать в Петербург, чтоб осмотреться и выбрать какого-нибудь генерала. Я готов идти в адъютанты ко всякому - непростительно в мои лета рассуждать, что теперь мне хорошо, стало быть, и вперед так будет; почти всегда должно рассуждать так: мне теперь хорошо - стало быть, может быть хуже, как остеречься от этого, какие взять меры? Когда неприятности придут, тогда поздно будет рассуждать. Ничего нет хуже оптимизма! Сам Андрей Петрович2 советовал мне идти в адъютанты - следовательно, это будет согласно с его мнением, которое в этом деле весьма важно*.
В конце этого месяца мы ожидаем возвращения 9 штабных офицеров - и тогда можно будет получить отпуск на 28 дней. Есть смысл отправиться в Петербург и прибыть туда в середине января - и в этот момент я не предвижу никаких препятствий моему плану. Мне необходимо пустить корень возле какого-либо генерала - особенно если, как говорят здесь, Ж. 3 станет начальником штаба**.
Мне странно, что имея начальника Гвардейского корпуса в Петербурге, вы адресуетесь к Шереметеву4, который не может продлить отпуск Саше. Я боюсь, что срок его кончится прежде того, как вы дождетесь ответа Шереметева, и Саше надобно будет ехать. Депрерадович*** отличается особым непостоянством: неделю в Витебске, другую в Минске - как челнок. Мысль о том, чтоб провести 20 дней в Петербурге, улыбается мне и красит Минск в моих глазах. В ожидании, любезнейшая маминька, я целую ваши руки.
Ваш сын Никита****.
Мое почтение и поклоны всем родным и знакомым. Имеете ли вы известия от Гусева или нет? Что вам пишет Петр Мих[айлович] Дружинин? Мих[айла] Яковл[евич] написал ли бумагу в Сапожковский уездный суд о вытребовании копии с купчей, явленной в оном 1788-го года октября 12-го дня о купленной за 100 рублей Алексеем Миничем5 земле? Я его о том несколько раз просил. Это весьма важно для рязанского имения. Что делает процесс Алексея с Слободою Коровинскою? Не надобно его запустить. Взнес ли вам 3-го декабря деньги г-н Сиверс? Вы, верно, не протестовали его вексель? Не надобно пропустить срок - в противном случае деньги могут пропасть. Я помню, как мне не хотелось выдать ему их. Он таким мягким и сладким голосом говорил, что я бы ему не поверил и рубля 6.
Примечания:
ГАРФ. Ф. 1153. Оп. 1. Д. 44. Л. 33-34об.
1 В. - можно предположить, что речь идет о С.Р. Воронцове, многолетнем после в Англии, который и после отставки в 1806 г. до смерти жил в Лондоне.
2 Андрей Петрович - можно предположить, что это князь Оболенский (1769-1852), тайный советник, в 1817-1825 гг. попечитель Московского учебного округа; входил в круг близких Муравьевым людей: Карамзина, А.И. Тургенева, Вяземского. Пользовался репутацией "честного, высокой нравственности, здравомыслящего и духовно-религиозного человека" (Вяземский ПА. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 496).
3 Ж. - Желтухин Петр Федорович станет начальником штаба Гвардейского корпуса в дек. 1821 г.
4 Шереметев - вероятно, Петр Васильевич, адъютант командующего Гвардейским корпусом И.В. Васильчикова, с 1819 г. поручик Кавалергардского полка.
5 Алексей Минич - Муравьев, сын Мины Воиновича Муравьева, двоюродного брата Никиты Артамоновича - деда Н.М. Муравьева. В 1792 г. - полковник в должности генерал-квартирмейстера-лейтенанта. Умер бездетным в 1807 г.
6 О Сиверсе см. прим. 4 к п. 126.