* * *
Польшей и демократической федерацией балканских народов не исчерпывался тот круг народов, с которыми, по предположениям Пестеля, Россия должна была бы в будущем установить отношения дружеского союза и покровительства.
Общеизвестно, и выше в настоящей работе уже упоминалось, решение Пестелем национального вопроса для России. Все многочисленные народы России признаются совершенно равными в правах, однако за русским народом обеспечивается ведущая роль. Русский строй и прежде всего русские земельные порядки и волостное устройство кладутся в основу социально-политических форм, распространяемых на вес народы на всей территории государства. К этому единому для всей России строю все народы приводятся в разные сроки - одни довольно скоро, другие через длительный ряд лет путем постепенных и свободных от насилия переходных мер, учитывающих особенности быта и ступени культурного развития каждого из них. Пестель мыслил утопически, полагая, что в результате социально-правового сближения различных народов с народом русским в ближайшем же будущем последует усвоение ими всех черт русской национальности с потерею собственных исторических культурных и национальных особенностей. Недооценка значения национальных различий и российская великодержавность явно выступают в этом плане.
Так решался вопрос для народов, географически и исторически тесно включенных в cociaa России. Иное решение он получал в применении к народам «колоний», т.е., в понимании Пестеля, в отношении территорий, слабее географически и исторически связанных с основным массивом государства. Такой колонией России Пестель признавал лежавшие за океаном североамериканские се владения. К охотничьим и рыболовческим народам этих владений Пестель считал необходимым применить ту же систему осторожных мер, направленных к постепенному переводу их к оседлому быту, к внедрению просвещения и грамотности, к переводу их от язычества к христианству и к усвоению русской культуры, какая будет применяться и в отношении охотничьих народов Восточной Сибири. Но конечная цель политики в отношении североамериканских колоний должна была быть иная: их политико-географическое положение относительно России выводит их из сферы действия «права благоудобства» в интересах последней и сохраняет для них в силе «право народности», т.е. право на национальное самоопределение вплоть до отделения. К ним должно быть применимо «общее правило», которое «в отношении колоний состоит в том, что ими надо управлять таким образом, чтобы возможность была даровать им независимость, если они достаточно сделаются сильными, дабы оною пользоваться, и потому надо [ими] управлять более в виде покровительства, чем в виде полного обладания»68.
Обособление Аляски в независимое дружественное России и состоящее под ее покровительством государство предполагается в «Русской Правде» в неопределенном и отдаленном будущем.
Имеется, правда, не вполне ясное свидетельство, которое при недостаточно критическом отношении, казалось бы, может быть истолковано, как указание на еще один, очень широкий и далеко идущий, внешнеполитический план декабристов, имеющий отношение к балканскому вопросу. Поручик Измайловского полка Гангеблов, принятый весною 1825 г. кавалергардом Свистуновым в состав ячейки Южного общества, организованной в 1824 г. в Петербурге Пестелем, Барятинским и Матвеем Муравьевым-Апостолом, как в своих показаниях, так и в позднейших «Воспоминаниях» говорил, что в цели тайного общества якобы входило «соединение народов славянских в одно политическое тело». Сведения о программе тайного общества Гангеблов имел от Свистунова. Тот же в свою очередь знал о ней из доклада, который Пестель делал в 1824 г. в «управе», созданной в Кавалергардском полку, а также из бесед с Матвеем Муравьевым и Барятинским. Ни один из этих декабристов не мог говорить Свистунову и его товарищам о соединении всех славянских народов в единое государство, в какую-либо федерацию, включающую также и Россию. В планах Южного общества, которые передавал Гангеблову Свистунов, Польша предполагалась самостоятельным государством, южные славянские народы включались в балканскую федерацию. Ни о каком объединении славянских народов в единое государство не было речи в планах ни Южного, ни Северного обществ. О целях Общества соединенных славян Свистунов не мог говорить Гангеблову, так как Пестель, Матвей Муравьев, Барятинский в 1824 г. еще не знали о существовании этой организации. Очевидно, в формулировке Гангеблова неясно переданы плохо понятые им планы Южного общества об установлении дружественных союзных отношений с свободной воссоединенной Польшей и с народами Балканского полуострова, причем отношения эти неточно обобщились у Гангеблова в представлении о каком-то более полном слиянии всех славянских народов в единое «политическое тело»69. Несомненно, однако, что идея славянского единства, мысль об исторической связи и общности интересов России и славянских народов и убеждение в том. что победа свободы в России принесет освобождение также всем западным и южным славянским народам, издавна были широко распространены среди декабристов.
В программе одной из декабристских организаций - Славянского союза, или Общества соединенных славян, славянская проблема заняла совершенно исключительное место. Как известно, по первоначальному замыслу учредителей этого общества - братьев Петра и Андрея Борисовых - целью его должно было быть установление в России в отдаленном будущем в результате длительной подготовки умов и распространения просвещения представительного правления и отмены крепостного права. Польский шляхтич - студент Люблинский, сосланный в Новгород-Волынский за участие в польских революционных организациях, которого Борисовы пригласили принять участие в создании задуманного ими общества, предложил включить в цели общества искоренение «ненависти между Россией и Польшей». Предложение Люблинского шло навстречу, видимо, давно сложившимся мыслям самих Борисовых, и Петр Борисов выдвинул план создания «федеративного союза славянских поколений, подобного греческому, но гораздо его совершеннее». Очевидно, этот план сложился у него под впечатлениями борьбы греков за независимость, к 1823 г. достигшей значительных успехов и приведшей уже к созданию союза греческих областей на федеративных началах г. Проект федерации не был у «славян» достаточно разработан, но некоторые указания программных документов их союза все же определяют в известной мере общий его характер. Народам, входившим в состав федерации, предполагалось предоставить свободу в установлении форм своего внутреннего политического строя. Однако этот строй должен был обязательно быть республиканским и демократическим. Крепостная зависимость и всякие сословные различия и привилегии отменялись; все граждане должны были быть равными в правах. Вооруженные силы республик предполагались объединенными. Федерация выступала как единое государство во всех международных сношениях. Она рисовалась «славянам» как единое и могущественное государство с сильным флотом и приморскими крепостями. В проекте, насколько он освещается источниками, остаются все же невыясненными очень существенные пункты. Россия при всем ее громадном территориальном пространстве и сложности ее национального состава мыслилась, повидимому, как единый член федерации, без выделения в особые единицы каких бы то ни было ее частей.
Не предполагалось образование особых Русской, Украинской и Белорусской республик. Совершенно обойден вопрос о положении в союзе неславянских народов, входивших в состав населения России, а также таких больших территорий со сложным населением, как Сибирь, американские владения России, Кавказ и Закавказье. Национальная проблема в Славянском союзе, полагавшем ее в основание своей политической программы, оказывалась значительно менее продуманной и разработанной, чем в планах основной организации декабристов и прежде всего в «Русской Правде» Пестеля. Известно, что в политической концепции основного общества декабристов национальный принцип был подчинен принципу социально-политическому. Но и в федеративном плане Общества соединенных славян в основе лежит принцип единства демократического строя всех объединяющихся народов, а национальный принцип не выдержан последовательно и явно уступает место принципу территориальному, географическому. В перечнях народов федерации, которые известны из показаний «славян», наряду со славянскими народами названы венгры, молдаване, валахи, иллирийцы. Федерация получает характер не построенного по национальному принципу союза славянских народов, а большого регионального объединения народов разной национальности, близких по соседству и связанных между собой одинаковой для большинства из них зависимостью от национально чуждых больших государств - Турции и Австрии, - а равно и демократическим строем, устанавливаемым в каждом из соединяемых государств. В соседстве с балканским «греческим» федеративным союзом должна была по этому плану возникнуть другая, несравненно более сильная и, по оценке автора проекта, социально и политически более «совершенная» федерация со сложным национальным составом, в которой славянские члены должны были лишь преобладать по своему количеству и, очевидно, по своей ведущей роли70.
Намеченный в программе «соединенных славян» план создания федерации славянских народов сложился независимо от планов основного общества декабристов в славянском и ближневосточном вопросах; он представляет как бы их параллель и возник под действием тех же противоречий и тех же событий современности, как и программные предположения большого общества. Но планы «славян» и в этом вопросе, как и в других, были неясны и утопичны. Планы основного общества были значительно определеннее и конкретнее, более учитывали расстановку сил в национальной борьбе на востоке Европы и смену событий в ее развитии. Осенью 1825 г., когда сошлись пути Славянского союза и основного общества декабристов, «славяне» переживали глубокую неудовлетворенность всей программой, тактическими планами своей организации и ее бездеятельностью. При этом вопросы русской жизни вставали со все большею настойчивостью перед ними и оттесняли на задний план далекую цель создания славянской федерации. Бестужев-Рюмин дал такую оценку положения дел в Обществе соединенных славян к моменту встречи его с Васильковской управой Южного общества: «В сем обществе, я нашел много энтузиазму, решительности, но порядка, цели ясно определенной и плану не было». Тем не менее Петр Борисов и в это время настаивал в собраниях «славян», что основной и определяющей целью их общества является создание славянской федерации, и выражал опасения, что вступление «славян» в Южное общество и принятие его программы совершенно отдалит их от этой основной цели. Бестужеву-Рюмину пришлось разъяснить, что завоевание свободы для России, которое ставило своею целью Южное общество, вовсе не противоречит задаче объединения славянских народов; что, наоборот, эта последняя задача предполагает предварительное установление свободы в самой России; что только свободная Россия может поставить на очередь вопрос о вольном славянском союзе. При этом Бестужев, по словам П. Борисова, совершенно определенно сказал, что «цель» Славянского общества «очень многосложна, а поэтому едва ли можно достигнуть ее когда-нибудь»71. Подавляющее большинство членов Общества соединенных славян (их в 1825 г. насчитывалось около 50) не разделяли склонности Петра Борисова к мечтам о далеких и неясных целях и основную задачу своего союза видели в борьбе против русского самодержавия и крепостничества. «Настоящей целью Общества, - говорил на следствии Киреев, - было уничтожение существующей власти и введение народного образа правления». Для достижения этой цели нужна была программа более конкретная и средства более решительные, чем те неопределенные лозунги и та проповедь самоусовершенствования и просвещения ума, которые предлагали «Правила» общества, составленные П. Борисовым и Люблинским. «Соединенные славяне» нашли нужную им программу, тактические планы и формы организации в Южном обществе, в которое вошли, объявив распущенным свой «Союз». Задача создания федерации славянских народов была оставлена, и бывшие «славяне» с тем революционным энтузиазмом, который отметил в них Бестужев, отдались агитационной и организационной работе среди солдат и подготовке «военной революции» согласно программе и тактическим планам Южного общества декабристов72.
Нельзя не признать, что планы Пестеля относительно внешней политики России после переворота, в основном отражавшие общие взгляды декабристов в этой области, были чрезвычайно смелы и грандиозны. На какие же возможности их осуществления и на какие силы Пестель рассчитывал? Как они увязывались с общей концепцией переворота в том ее варианте, который сложился у Пестеля на последнем этапе развития движения декабристов, при последнем общем пересмотре тайным обществом программных и тактических планов?
Пестель прежде всего рассчитывал на силы самой новой России - на патриотическое воодушевление ее граждан. Пестель был убежден, что весь строй «возрожденной» России - коренное изменение материального положения широких народных масс, участие всех граждан в политической жизни высоко поднимут их патриотизм и внушат им глубокую преданность новому строю и новой власти. «Будет каждый гражданин сильнее к целому составу государства привержен и, так сказать, прикован. Каждый будет видеть, что он в государстве находится для своего блага, что государство о благоденствии каждого помышляет... На таковом образе мыслей будет основана любовь к отечеству, сей источник всех государственных добродетелей, сия сильнейшая подпора существования и благоденствия царств»73.
Неслучайно в той переработке «беловой» редакции «Русской Правды», которую Пестель провел в первой половине 1825 г., наряду с новым решением дворянско-крестьянской проблемы, с новыми мероприятиями в защиту мещанства и городского рабочего населения от засилия купеческого капитала, фискального гнета казны и произвола чиновников, с планами решительного подчинения церкви революционной власти получили также более твердую и отчетливую формулировку как программа в польском вопросе, так и планы исправления границ Российского государства. В числе мероприятий новой власти, которые, по ожиданиям Пестеля, должны были встретить широкое сочувствие и поддержку со стороны граждан новой России, как он полагал, будут и мероприятия по обеспечению внешней безопасности государства, по исправлению его границ, по установлению дружественных договорных отношений с соседними народами, также возрождающимися к новой свободной жизни, - вся принципиально повая «система» во внешней политике. В своем приведенном уже выше показании Пестель признает, что у него было «предположение», что война с Турцией за «восстановление Греции в независимом состоянии», доказывающая переход России от «завоевательной системы» политики к «покровительственной», займет свое место среди тех «новых предметов, коими все умы заняты будут»74. Война в защиту завоеваний революции, как полагал и Пестель и другие декабристы, была бы встречена народом с высоким воодушевлением.
Но Пестель в своих планах рассчитывал не только на внутренние силы России, а также и на благоприятную международную ситуацию. Он, как и другие декабристы, был убежден в невозможности в случае революции вооруженного вмешательства реакционных правительств Европы в русские дела в целях восстановления старого порядка. Интервенция, полагал он, не найдет в России внутренней опоры. После устранения Александра I, в случае ли естественной его смерти или умерщвления, контрреволюционные защитники отжившего строя не могли бы собрать достаточных сил для борьбы. «Гвардия вовсе не предана к великим князьям, и... они посему не составят своими особами сильного сопротивления и препятствия исполнению и преуспеванию революции, и... коль скоро они оставят Россию, то и скоро забудут о них при большом числе новых предметов, коими все умы заняты будут, и при улучшении положения и состояния как граждан, так и войска»75.
Но интервенты и по обстановке в собственных своих странах не могли бы пойти на вторжение в Россию. «Внешней же войны не опасались, - продолжает Пестель свое показание, - во-первых, потому, что 1812 год отнял, наверно, у всех охоту в Россию входить, а, во-вторых, потому, что, при открытии революции в России, чужестранные кабинеты слишком бы опасались собственных своих земель, где умы еще более к переворотам склонны, дабы о чем-нибудь помышлять ином, как о предупреждении революции у себя самих»76.
В своем показании Пестель говорил во множественном числе: «войны не опасались...», т.е. излагал приводимые суждения не как свое личное мнение, а как взгляды всего тайного общества. Он имел для этого известные основания. По свидетельству М.А. Назимова, он в 1825 г. указывал Никите Муравьеву, что монарх, которого принудят дать согласие на консчитуционные ограничения его власти, опираясь на «привычку народа», на «недовольных новым правлением» и «на поддержку иностранных держав», может «все потрясти, что это [по]влечет за собою междоусобия», что ослабленная Россия не в силах будет «отразить интриг и явных нападений извне, что будучи расторгаема своими и чуждыми, она разрушится». Муравьев отвечал, что «выгоды нового правления привяжут к правительству все сословия, что извне нечего опасаться, ибо соседи будут ожидать, чтобы и у них самих того же не случилось, что войско, защищающее свободу, может все отразить, что честолюбцев даже и опасаться нечего, ибо - что они будут говорить народу? - и что если Россия и потерпит при сем перевороте, то предстоящее ей благосостояние все вознаградит»77. В подтверждение своей мысли Муравьев ссылался на пример Северо-Американских Соединенных Штатов, отстоявших в патриотическом воодушевлении свою свободу и быстро достигших высокого процветания. Рылеев на следствии так передавал свои суждения о значении русской революции для других стран: «...Англия пребывает в тяжелом рабстве от аристократии... Она освободится после всех, а прочие должны ждать всего от России, где опыт 1812 года служит лучшим доказательством, что революция, не как в Неаполе, Пьемонте и... Гишпании, не может быть прекращена чужеземною силой»78.
В приведенном показании Пестель не до конца досказывает свои и своих товарищей мысли: декабристы были убеждены, что реакционные правительства Европы не только будут скованы в своих действиях против России опасением возможных переворотов в собственных странах, но что они и у себя увидят свершившиеся революции, которые кончатся их низложением. Пестель, как и друше декабристы, был убежден, что победа революции в России неминуемо приведет к революционным переворотам в Европе, и, быть может, даже полагал, что именно война революционной России под освободительными лозунгами против Турции, а весьма вероятно, и против Австрии и Пруссии как раз даст толчок революционным выступлениям в Европе. Надо полагать, что не старые правительства Европы и не реакционные дворянские и буржуазные круги ее, а демократическую Европу имел он в виду, когда писал о том сочувственном признании, какое встретит в других странах новая благородная и гордая осанка свободного русского народа. К той же демократической Европе должна была, конечно, быть адресована и декларация, провозглашающая отказ России от дальнейших присоединений и о переходе к «покровительственной системе» политики, которую должно будет опубликовать временное правительство, приступая к последним в истории России присоединениям в целях исправления и укрепления границ Российского государства. Несомненно, Пестель, как и другие декабристы, был убежден, что с победою революции в России будут в корне подорваны силы реакции в Европе и дело свободы победит во всех странах. Бестужев-Рюмин в своей речи «славянам» при вступлении их в Южное общество говорил, что тайное общество «скоро... восприемлет свои действия - освободит Россию и, быть может, целую Европу. Порывы всех народов удерживает русская армия. Коль скоро она провозгласит свободу, - все народы восторжествуют. Великое дело свершится, и нас провозгласят героями века». Согласно показанию Спиридова, Бестужев-Рюмин говорил, «...что ни одно государство в Европе не пользуется настоящею свободою. Хотя я и некоторые сие оспаривали, однако же он всегда старался доказывать противное, склоняя всегда, что истинное благоденствие народа каждого состоит в республиканском правлении, и что Пруссия дожидает только восстания России...». Рылеев, как сказано выше, полагал, что «прочие народы должны ждать всего от России», т.е. от победы русской революции. В 1825 г. он, по показанию Назимова, «однажды сказывал ему, что Сербия и Босния ждут только сигнала, чтобы объявить себя свободными и присоединиться к России». Война против Турции должна была явиться освободительной и для «возрожденной» России, укреплявшей и отстаивавшей свой новый строй, и для Польши, и для народов Балканского полуострова, и для всех народов Европы79.
Легко видеть, что предпосылкой поддержки русской революции из зарубежных стран в планах декабристов являлся решительный успех переворота в самой России. Успех внешнеполитических планов тайного общества, прочность союзных отношений, которые оно надеялось установить между «возрожденной» Россией и освобождающимися при ее содействии другими народами, должны были иметь основой принципиальную однородность социально-политического строя, устанавливаемого этими народами в своих странах, со строем свободной России. Определяющее значение оставалось за внутренними задачами революции. Здесь проходила главная линия борьбы; в этом направлении лежали главные задачи и цели.
Сохранившиеся рукописи Пестеля не только освещают историю возникновения и развития его плана решения Балканской проблемы и включения этого плана в общую революционную концепцию «Русской Правды», они дают также указания и для некоторых предположений о том, в каких именно главах ненаписанной части «Русской Правды»» нашло бы себе место краткое или, быть может, даже довольно развернутое изложение проекта устройства после победы в войне против Турции отношений на Балканском полуострове.
Как сказано выше, на некоторых из старых своих рукописей, присоединенных к тексту «Русской Правды», Пестель карандашом проставил цифровые пометки, обозначающие те из ненаписанных глав его большой работы, в которых он предполагал данные рукописи использовать. На рукописи «Царства Греческого» нет таких пометок, но можно с достаточной вероятностью предположить, при составлении каких частей «Русской Правды» набросок этот мог бы быть использован. Он должен был, очевидно, послужить одним из материалов для параграфов восьмой главы, рассматривающих вопросы организации и деятельности «Приказа внешних сношений»80. По свидетельству Бестужева-Рюмина, в его показании о плане политического устройства, принятом Южным обществом согласно проекту Пестеля, «министр внешних сношений должен был все способы давать народам европейским для введения у них представительного правления. В Азии же он должен был распространять просвещение и поощрять народы к перемене правления»81. Развивая в разделе о «внешних сношениях» соображения об этом содействии «народам европейским для введения у них представительного правления», Пестель, вероятно, предполагал изложить не только общие принципы той системы покровительства, переход к которой должно было провозгласить перед всем миром временное правительство, но и ту программу, которую оно должно будет проводить в совершенно определенных конкретных случаях, в том числе в первую очередь в результате войны с Турцией, о которой, несомненно, должно было бы быть сказано в связи с изложением затрагивающего сферу деятельности приказа внешних сношений плана исправления границ Российского государства. Конкретное указание принципов строя освобожденных балканских стран и их отношений с покровительствующей им новой Россией представляло бы аналогию таким же конкретным указаниям принципов, полагаемых в основу отношений между Россией и возрожденной Польшей, какие были даны в первой главе «Русской Правды».
Вероятно также, что упоминание в самом сжатом виде о содействии со стороны послереволюционной России созданию «Греческой» федеративной республики на Балканском полуострове нашло бы себе место в «Заключении» «Русской Правды». Во «Введении» к ней Пестель говорит, что «Заключение» это должно было дать «краткие извлечения» из «Русской Правды», « ... главнейшие определения и постановления [ею] учиненные». Первоначальная зачеркнутая редакция этого места определяла тему «Заключения» как изложение «образовани[я] Временного Верховного Правления, учреждаемого для введения в Россию нового государственного уложения»82. Эти две редакции не противоречат одна другой и могут быгь обе использованы в попытке восстановления предполагаемого содержания заключения. Надо полагать, оно должно было еще раз в форме сжатых тезисов изложить прежде всего те общие принципы, на которых должен был строиться новый порядок в России, и вместе с тем принципиально обосновать право русского народа на низвержение старого строя и установление отношений и порядков, отвечающих благу и интересам всех граждан великой страны. Далее, оно должно было изложить порядок образования временного правительства, задачи, на него возлагаемые и его полномочия. Затем должны были перечисляться в систематическом порядке все те отмены старых учреждений и порядков, которые должно было провести, временное правительство, и те мероприятия, которые оно должно было предпринять для установления новых порядков внутри государства и новых отношений во внешней политике. В этом последнем разделе наряду с провозглашением перехода России к новой «покровительственной системе» во внешней политике должны были найти себе место и упоминания как о последних территориальных присоединениях, так и о восстановлении Польши и о создании «греческой» федерации. Предположения о расположении крепостей в пограничной полосе будущего Российского государсгва, о расквартировании и передвижении войск после переворота могли найти себе место в VIII главе «Русской Правды», в разделах об устройстве военных сил.
Но «Русская Правда», как известно, осталась недописанной. Последние высказывания Пестеля о планах тайного общества относительно политики на Ближнем Востоке были даны им уже на следствии в ответах, которые писались в каземате Петропавловской крепости. Следственная комиссия в пункте шестнадцатом своих вопросов от 1 апреля 1826 г. запросила Пестеля о разговоре его в сентябре 1824 г. с Поджио, во время которого он говорил о войне с Турцией и о восстановлении независимости Греции. В ответах своих от 6 апреля Пестель подтвердил справедливость показания Поджио об этом разговоре83.