Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 81 страница 90 из 229

81

* * *
Никита Муравьев, один из виднейших руководителей и вдохновителей Северного тайного общества, горячо любил свою родину и был убежденным противником самодержавия.
В 1812 году ему было всего шестнадцать лет. Желая принять участие в борьбе с Наполеоном, он бежал из дому на фронт. По пути постучал в окно крестьянской избы и попросил пить. Ему дали кусок хлеба и кружку молока. По неопытности он дал за это золотой. В нем заподозрили французского шпиона, арестовали и доставили по начальству. Мать разрешила ему после этого поступить на военную службу. В чине прапорщика он участвовал в сражениях под Дрезденом и Лейпцигом, а по взятии Парижа долго жил во французской столице, интересуясь политическими вопросами.
В доме Муравьевых жил одно время и писал свою «Историю государства Российского» Н. М. Карамзин. Критикуя ее, Никита Муравьев написал свои «Мысли об Истории государства Российского Н. М. Карамзина», где опровергал основную политическую идею историка о необходимости примирения с действительностью. «История народа принадлежит царю» — этими словами Карамзин закончил предисловие к своей «Истории». «История народа принадлежит народу»,— поправил его молодой Никита Муравьев.
Когда Карамзин появился после выхода в свет своей «Истории» в доме Муравьевых, ему пришлось выслушать от своего молодого критика горячий упрек за восхваление самодержавия, за монархический дух его истории.
«Мысли» молодого Никиты Муравьева нельзя было напечатать — цензура не разрешила бы их,— и они распространялись в списках. С ними согласны были многие его товарищи по Тайному обществу. Пушкин, прочитав их, назвал Никиту Муравьева человеком умным и пылким.
Таким же духом проникнут был его знаменитый проект русской Конституции — ценнейший документ эпохи декабристов, варианты которого хранятся сейчас в Центральном Государственном историческом архиве и в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина в Москве.
Во время допросов в Зимнем дворце от Никиты Муравьева требовали, чтобы он признался в том, что Тайное общество стремилось к установлению республики.
— Мой проект Конституции, который у вас в руках,— монархический, но, если вам угодно знать, изучение (вопроса)
укрепило во мне направление, данное моим политическим идеям, и теперь я громко заявляю, что я всем сердцем и убеждением республиканец...— сказал как-то Н. Муравьев, как об этом рассказывает в своих воспоминаниях ого брат, А. Муравьев.

Открыто выражали свои настроения и другие члены семьи Муравьевых.

82

Брат Никиты Муравьева, Александр Михайлович, рассказывал, что, когда его с И. А. Анненковым и Д. А. Арцыбашеым привезли после ареста в Зимний дворец, Николай I объявил по окончании допроса, что они проведут шесть месяцев в крепости, а затем будут прощены. Присутствовавшие при этом генералы и раболепствующие царедворцы бросились целовать руки Николая I и пригласили сделать то же декабристов.
Декабристы не тронулись с места. Царь отступил тогда на несколько шагов и заявил, что ему не нужна их благодарность...
Брат казненного Сергея Муравьева-Апостола, Матвей, являлся одним из деятельнейших членов Южного тайного общества, человеком определенных взглядов и решительных действий. Присутствуя как-то на одном парадном обеде, он отказался присоединиться к тосту за здоровье государя и вылил содержимое своего бокала на пол.
— Рано свои знамена показываешь! — заметил по этому поводу один из товарищей.
Историю эту замяли, но ему пришлось выйти в отставку.
Полковник Артамон Захарович Муравьев был вызван Николаем I в январе 1826 года из Петропавловской крепости для личного допроса, после чего был возвращен в крепость с собственноручной царской запиской: «Присылаемого злодея Муравьева Артамона заковать и содержать как наистроже».
Когда впоследствии сестра его, графиня Е. 3. Канкрина, обратилась к Николаю I с ходатайством о назначении брата рядовым на Кавказ, последовал ответ: «Так как Артамон Муравьев, участвуя в злоумышленных обществах, вызывался покуситься на жизнь блаженной памяти императора Александра, его величество не может еще распространить на него всемилостивейшего прощения, а предоставлять себе изволит со временем и по степени его раскаяния смягчить его участь».
Двоюродный брат Муравьевых, Ф. Ф. Вадковский, предлагал на товарищеском собрании декабристов уничтожить во время одного из придворных балов всю царскую семью и там же, во дворце, провозгласить учреждение республики.
Всем известна была и крайняя непримиримость племянника Муравьевой, М. С. Лунина, одного из тончайших и деликатнейших умов, по определению А. И. Герцена. Уже находясь на каторге, он продолжал посылать в Петербург свои суровые и обличительные письма против самодержавия.
«Я был под виселицей и носил кандалы,— писал он,— и что же?.. Мои политические противники... были вынуждены употребить силу, потому что не имели иного средства для опровержения моих мыслей об общественном улучшении...»
Николай I жестоко расправился со всеми Муравьевыми: С. И. Муравьев-Апостол был повешен на кронверке Петропавловской крепости. Его брат, М. И. Муравьев-Апостол, Никита Муравьев и Артамон Муравьев приговорены были к смертной казни отсечением головы, замененной впоследствии двадцатилетней каторгой, А. М. Муравьев — по конфирмации, к двенадцати годам каторги, А. Н. Муравьев — к ссылке на поселение в Сибирь без лишения чинов и дворянства.
Жестоко и бессердечно отнесся Николай I к Александру Михайловичу Муравьеву, когда тот закончил свой срок каторги. Он отбывал ее в Чите вместе с братом Никитою Муравьевым и 8 ноября 1832 года должен был выйти на поселение. Не желая покидать брата, он просил разрешить ему остаться с ним до окончания его срока.

Николай I разрешил, но коменданту сообщил, что Александр Муравьев, как добровольно отказавшийся от дарованной ему высочайшей милости, «неминуемо должен подвергнуться и всем тем правилам, коим подлежат находящиеся в Петровском заводе государственные преступники, то есть оставаться в том же положении, в котором был до состояния всемилостивейшего указа о назначении его на поселение».

Таковы были царские «милости». Александр Муравьев еще три года отбывал каторжные работы и лишь 14 декабря 1835 года вышел вместе с братом Никитою на поселение.

Он оставил жене и детям записки о своей жизни, чтобы они знали, что «их изгнанный отец страдал за прекрасное и благородное дело и что он мужественно нес цепи за свободу своего отечества». Он писал, что «свобода рождается средь бурь, утверждается с трудом и только время выявляет ее благодеяние... Мы с пользою выполнили свое назначение в этом мире скорби и испытаний. Мученики полезны для новых идей... Всякая преследуемая истина есть сила, которая накопляется, есть подготовляемый день торжества».
Александр Николаевич Муравьев приговорен был к ссылке в Сибирь без лишения чинов и дворянства, но с царской резолюцией: «Отправить с фельдъегерем, наблюдая, чтобы он ехал в телеге, а не в своем экипаже; буде жена его пожелает с ним ехать вместе, то ей в том отказать, дозволив ей только отправиться за ним вслед».
Сколько жестокости и непримиримой злобы было в этих мелочных и придирчивых распоряжениях самодержца великой империи!

83

* * *
Александра Григорьевна Муравьева, жена Никиты Муравьева, выехала из Петербурга в Сибирь почти одновременно с Волконской. Но в Иркутске пути их разошлись: Волконская направлялась в Нерчинские рудники, где в то время отбывал каторгу ее муж, путь Муравьевой лежал в Читу, куда в дальнейшем начали направлять всех декабристов.
Декабрьские события застали Никиту Муравьева и его жену в обстановке тесного семейного круга, в орловском имении родителей жены, графов Чернышевых. Здесь его и арестовали через несколько дней после восстания. Когда за ним пришли, он упал перед женой на колени, прося простить его за то, что скрыл от нее свое участие в Тайном обществе.
Муравьева обняла мужа и сказала, что не оставит его и разделит его судьбу. Далекая от политики, она в ту минуту, конечно, не представляла себе, что ждет ее мужа и на что она обрекает себя, решаясь следовать за ним.
Уже первое свидание в крепости с мужем заставило Муравьеву отбросить всякие иллюзии. Приговор суда ошеломил. Особенно тягостное впечатление произвело на нее свидание с мужем в день его отправки на каторгу, в конце 1826 года. Вместе с матерью мужа, Екатериной Федоровной, она ждала его на ближайшей от Петербурга станции. Закованные в кандалы, окруженные жандармами, к станции подъехали: муж, его брат Александр, И. А. Анненков и моряк К. П. Торсон.
Вез их знаменитый, славившийся своей жестокостью фельдъегерь Желдыбин, который бил ямщиков, старался как можно скорее доскакать до места назначения, чтобы заработать на прогонах, и, невзирая на жестокие морозы, не давал декабристам возможности ни поесть, ни отдохнуть в пути...
Все это было страшно, обо всем этом жены декабристов уже знали, но после твердо принятого решения ничто уже не пугало Муравьеву. Прощаясь после двухчасовой беседы с мужем, она сказала ему, что разрешение на поездку ею уже получено и на следующий день она выезжает вслед за ним. У них было тогда
трое маленьких детей, две девочки и мальчик, но их не разрешили взять с собою, и она оставила детей у бабушки, Екатерины Федоровны.
В Москве Муравьева на короткое время остановилась, и 28 декабря 1826 года возок ее тронулся в дальний сибирский путь.
Приняв решение последовать за мужем в Сибирь, она перед отъездом, 15 декабря 1826 года, подала царю прошение, в котором умоляла о снисхождении к ее брату, декабристу 3. Г. Чернышеву, который являлся единственной опорой для больного отца, умирающей матери и пяти сестер, «едва покинувших младенческий возраст, но уже увядших от слез и печали». Но Николай I не внял ее просьбе, и вслед за нею, в апреле 1827 года, ее брата, 3. Г. Чернышева, также привезли в Читинский острог.
содержались декабристы. Из окна домика она видела мужа, когда он отправлялся с товарищами на работу, а из слухового окна на чердаке могла видеть все, что делается на тюремном дворе. Так она мысленно проводила с ним целые дни и дышала одним с ним воздухом.

84

* * *
С волнением приближалась Муравьева к Чите. Она надеялась, что здесь снова начнется, хотя и в условиях каторги, ее нормальное человеческое существование с мужем. Но уже в день приезда ей объявили, что она должна жить отдельно и имеет право видеться с ним лишь дважды в неделю, по одному часу, и то в присутствии дежурного офицера.
Это было тяжелое разочарование. Она поселилась в небольшом домике против окруженного высоким частоколом острога, где из своего крошечного слухового окна она могла наблюдать жизнь еще двух находившихся в остроге близких ей людей — брата мужа, А. М. Муравьева, и своего брата, 3. Г. Чернышева.
Привезенное ею пушкинское послание «Во глубине сибирских руд...» глубоко тронуло декабристов. В многочисленных списках оно быстро распространилось среди них. И сразу же декабрист поэт А. И. Одоевский написал свой ответ Пушкину:

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя...

Муравьева привезла с собою в Читу еще одно пушкинское послание, обращенное к лицейскому товарищу и другу поэта, декабристу И. И. Пущину, но ни его, ни другого их близкого лицейского товарища, В. К. Кюхельбекера, в Чите тогда еще не было. Оба они продолжали томиться в крепостях — один в Шлиссельбургской, другой в Динабургской,— и лишь через год, 5 января 1828 года, когда Пущин прибыл в Читу, Муравьева подозвала его к окружавшему тюрьму частоколу и через щель протянула листок с пушкинским стихотворением:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Стихотворение это было написано 13 декабря 1826 года в Пскове.

.

85

* * *
Документы семейного архива, дневники и письма Муравьевых дают возможность судить об обаятельном облике Александры Григорьевны Муравьевой. Это было прекрасное существо, романтически настроенное, хрупкая, трогательно нежная женщина, идеальный образец жены и подруги революционера-изгнанника. Декабристы считали ее «незабвенной спутницей нашего изгнания» и в своих записках и письмах тепло и задушевно вспоминали ее.

«Во время оно я встречал Александру Григорьевну в свете, потом видел ее за Байкалом,— вспоминал И. И. Пущин.— Тут она явилась мне существом, разрешающим великолепно новую трудную задачу. В делах любви и дружбы она не знала невозможного: все было ей легко, а видеть ее была истинная отрада...

Душа крепкая, любящая поддерживала ее слабые силы. В ней было какое-то поэтически возвышенное настроение, хотя во взаимоотношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это составляло главную ее прелесть. Непринужденная веселость с доброй улыбкой на лице не покидала ее в самые тяжелые минуты первых годов нашего исключительного существования. Она всегда умела успокоить и утешить — придавала бодрость другим. Для мужа была неусыпным ангелом-хранителем и даже нянькою».

«Она всякий раз была счастлива, когда могла говорить о своих,— вспоминал И. Д. Якушкин.— Часто она тосковала о своих детях, оставшихся в Петербурге... Ее единственной отрадой была дочь, родившаяся в Чите, Нонушка, она не чаяла в ней души... Мужа своего она обожала. Один раз на мой вопрос, в шутку, кого она более любит, мужа или бога, она мне отвечала, улыбаясь, что сам бог не взыщет за то, что она Никитушку любит более. И вместе с тем она была до крайней степени самоотверженна, когда необходимо было помочь кому-либо и облегчить чью-либо нужду или страдания... Она была воплощенная любовь, и каждый звук ее голоса был обворожителен».

«Наша милая Александра Григорьевна, с добрейшим сердцем, юная, прекрасная лицом, гибкая станом, единственно белокурая из всех смуглых Чернышевых, разрывала жизнь свою сожигающим чувством любви к присутствующему мужу и к отсутствующим детям. Мужу своему показывала себя спокойною, даже радостною, чтобы не опечалить его, а наедине предавалась чувствам матери самой нежной». Такой запечатлена Муравьева и в воспоминаниях А. Е. Розена. Документы семейного архива и личный дневник говорят о том, что Александра Григорьевна, «далекая от политики, поняла бескорыстие революционного подвига и возвела на героический пьедестал заточенного и обвиняемого мужа... Задолго до официального приговора отбрасывает от себя всякие иллюзии... и заранее хлопочет о разрешении на поездку... Ее ничто не пугает...»

Отличительной чертой в характере Александры Григорьевны была теплота сердца, изливавшаяся почти независимо от нее самой на всех окружавших. Когда она могла быть кому-либо полезна, забывала всех своих и себя. В казематы она ежедневно посылала товарищам мужа обеды и, заботясь о других, нередко забывала об обеде для себя и для своего "Никитушки".

Таков нарисованный самими декабристами портрет А. Г. Муравьевой. Она первая приехала в Читу, и ей, с ее хрупким здоровьем, слабыми силами и всепоглощающей любовью к людям, пришлось одной, до приезда остальных жен, разрешать на каторге новую, благородную, очень трудную задачу помощи осужденным.

86

* * *
Письма, которые жены декабристов писали с каторги от имени заключенных, шли в первое время в дом Муравьевой на Фонтанку и отсюда уже рассылались по указанным в них адресам.
В 1827 году, после отъезда А. Г. Муравьевой в Сибирь, Екатерина Федоровна Муравьева переехала в Москву. Здесь жизнь ее была также посвящена заботам о сыновьях, невестке и их друзьях. И здесь дом ее являлся штаб-квартирой, куда родные и близкие декабристов доставляли письма и посылки для далеких изгнанников.
Екатерина Федоровн*а, горячо любившая сыновей и невестку, отправляла им целые транспорты продовольствия, посылала законными и незаконными путями ежегодно по сорок тысяч рублей и этим поддерживала не только сыновей, но оказывала щедрую помощь и их товарищам по каторге. Она переправила в Сибирь почти всю библиотеку Никиты Муравьева, а жене его, Александре Григорьевне, прислала набор хирургических инструментов и целую аптеку для оказания помощи больным. Е. Ф. Муравьева два раза в месяц, а иногда и чаще через сибирских купцов Медведева, Мамонтова, Кандинского переправляла в Читу и Петровский завод обозы с провиантом, различной утварью, а также новинками науки, литературы и искусства и корреспонденцией.
Но ко всем тяжелым переживаниям Екатерины Федоровны часто примешивались доносы жандармов, зорко следивших за ней и ее домом — центром сношений с Сибирью...

87

ЮНОШЕСКАЯ ПОЭМА

Каземат нас соединил вместе, дал нам опору друг в друге... дал нам охоту жить, дал нам политическое существование за пределами политической смерти.
М. А. Бестужев

ЧИТА... В то далекое время начала прошлого столетия это было небольшое село. Посреди поля тянулась одна-единственная улица с несколькими десятками деревянных домов и покосившихся изб. На пригорке стояла небольшая церковь, в стороне — тюрьма, обнесенная высоким частоколом из толстых бревен.
Здесь декабристы провели четыре года, и эти годы читинской каторги И. И. Пущин назвал «юношеской поэмой». Здесь собралось восемьдесят два человека, остальные продолжали еще томиться в крепостях. Их временно поместили в старой Читинской тюрьме, а в сентябре 1827 года перевели во вновь отстроенный острог. В нем было четыре помещения для заключенных и комната для дежурного офицера.
Было в этих четырех комнатах тесно, шумно, сумбурно и неуютно, а главное — всегда на людях. Это было особенно тяжело. Уже через много лет, отбыв каторгу и находясь на поселении, М. А. Бестужев так вспоминал эти читинские годы:
«Я часто думаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар. Читать или чем бы то ни было заниматься не было никакой возможности, особенно нам с братом или тем, кто провели годину в гробовом безмолвии богоугодных заведений: постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры, препия, рассказы о заключении, о допросах, обвинения и объяснения,— одним словом, кипучий водоворот, клокочущий неумолимо и мечущий брызгами жизни. Да и читать первое время было нечего...»
Иногда, получив письмо, декабрист забывался и мысленно уносился из тюрьмы домой, к родным и близким, но вдруг раскрывалась дверь, и молодежь с шумом влетала в комнату, танцуя мазурку и гремя цепями. Это пробуждало от грез и возвращало к действительности.
И все же не сравнить было Читинского острога с Нерчинскими рудниками. Разница была огромная, и оценить это могли только те восемь декабристов, которым пришлось почти год работать в мрачных подземельях Нерчинских заводов.
В Чите рудников не было. Здесь работа была другая, более легкая: декабристы чистили казенные хлевы и конюшни, подметали улицы, копали рвы и канавы, строили дороги, мололи зерно на ручных мельницах.
Но и этой работой тюремщики не очень обременяли заключенных. В воспоминаниях декабристов мы встречаем рассказы о том, как они отправлялись на работу к так называемой «Чертовой могиле».
Уже с утра среди казематских сторожей и в домиках жен декабристов поднималась суета. На место работы несли книги, газеты, шахматы, завтрак, самовары, складные стулья, ковры. Казенные рабочие везли тачки, носилки и лопаты.
Приходил офицер и спрашивал:
— Господа, пора на работу! Кто сегодня идет!
Если слишком уже многие сказывались больными и не хотели идти, он просил:
— Да прибавьтесь же, господа, еще кто-нибудь. А то комендант заметит, что очень мало...
— Ну, пожалуй, и я пойду!—раздавались отдельные голоса. При этом обычно шли те, кому необходимо было повидаться
с кем-либо из товарищей, заключенных в других казематах.
Офицер обычно шел впереди, а по сторонам и сзади шли солдаты с ружьями. Кто-нибудь из декабристов под такт мерного бряцания цепей запевал песню. Чаще всего это была их любимая революционная песня «Отечество наше страдает под игом твоим».
Место работы превращалось в клуб. Кто читал газету, кто играл в шахматы. Часто, как будто невзначай, с хохотом опрокидывали в овраг наполненную землей тачку или носилки.
Солдаты, а иногда и офицеры угощались остатками завтрака декабристов.
Когда вдали показывался кто-нибудь из начальников, часовые вскакивали и хватались за ружья с возгласом:
— Да что ж это, господа, вы не работаете?
Начальство проходило мимо, и все снова возвращалось в прежнее положение...

88

* * *
Общие условия жизни декабристов в Читинском остроге также были другие. Вместо нар в три яруса у них были более или менее сносные места для спанья. Был общий стол, простой и здоровый. Обедали по камерам, а дежурные по очереди накрывали столы и разливали чай. На три месяца выбирался «хозяин», который ведал кухней и всем внутренним распорядком; первым «хозяином» был И. С. Повало-Швейковский, полковник, который во главе своей части первым вступил в 1814 году с русскими войсками в Париж.
Было скученно и шумно. Но настроение было бодрое. Каждое из четырех помещений Читинского острога имело свое название. Одно из них носило имя «Москва»—в нем жили преимущественно москвичи, другое называлось «Новгородом» — здесь шли бесконечные и жаркие политические споры, третье— «Псковом», младшей сестрой Новгорода, четвертое, где жили члены Общества соединенных славян, декабристы называли «Вологдой».

Это была своеобразная тюремная вольница...

Вопреки инструкции, Лепарский давал декабристам читать присылавшиеся им журнал «Московский телеграф» и газету «Русский инвалид» с приложениями.
Скоро, однако, последовало общее разрешение получать книги и журналы, и постепенно в Читинской тюрьме образовалась довольно большая библиотека.
Некоторые состоятельные декабристы получили из Петербурга хорошие библиотеки. Получались русские, английские, французские и немецкие газеты и журналы.
Из Петербурга присылали номера издававшейся А. А. Дельвигом «Литературной газеты». В ней часто помещали свои произведения Пушкин и его друзья, и в письме к В. Ф. Вяземской Волконская писала 12 июня 1830 года из Читы, что она была счастлива увидеть в «Литературной газете» имена любимых писателей своей родины и получить некоторые сведения о том, что делается в мире, к которому она уже не принадлежала. Она просила и впредь посылать ей их произведения и писала, что хотела бы абонироваться на журналы и газеты не только на этот год, но и на все время их пребывания в Сибири.
В те дни Волконская получила присланную ей Вяземской поэму Пушкина «Цыганы». Адрес на конверте был написан рукою поэта, и Волконская написала Вяземской, что счастлива была узнать хорошо знакомый ей почерк Пушкина и снова читать то, что восхищало ее во времена более счастливые.

89

* * *
Комендант был всегда в большом затруднении, когда просматривал полученные для декабристов из Петербурга книги и должен был решить, можно ли пропустить их на каторгу. Сначала, когда книг было мало, он делал на них отметку: «Читал». Но когда книг стало много и они получались на пятнадцати европейских и восточных языках, которых комендант не знал, он не мог уже писать: «Читал». Вместо этого он стал надписывать: «Свидетельствовал».
Декабристы нередко получали из России те или иные запрещенные книги, которые иногда проходили даже через руки чиновников императорской канцелярии. И вместе с тем комендант почему-то не пропускал сочинений Жан-Жака Руссо.
Чтобы послать декабристам ту или иную необходимую им, но запрещенную книгу, приходилось прибегать к различного рода уловкам: выдирали, например, заглавный лист такой книги и вместо него вклеивали другой, с каким-нибудь невинным названием вроде: «Опыт археологических исследований», и т. п.
К таким же уловкам прибегали жены декабристов и в своей переписке. Не имея, например, права сообщить Муравьевой, что декабристов переведут в ближайшее время из Нерчинских рудников в Читу, Волконская писала на английском языке, что она часто совершает прогулки по берегу реки и что эти чудесные места всегда напоминают ей прекрасные байроновские описания природы, особенно тот отрывок, который начинается стихом: «Мы через две недели покидаем это ужасное место».
Письмо это пришло по назначению, хотя нетрудно было догадаться, что в окрестностях рудников вовсе не было мест, которые могли бы очаровать Волконскую во время ее прогулок с Трубецкой.
И комендант был очень удивлен, когда находившиеся в Чите декабристы и их жены начали готовиться к приезду и приему своих нерчинских товарищей. Он долго допытывался, откуда им стало известно об этом...
В конце концов для просмотра поступающих к декабристам книг и писем назначен был специальный чиновник, более или менее знакомый с иностранными языками.

90

* * *
В Читинском остроге зародилась и окрепла так называемая «каторжная академия», в которой декабристы из армейских офицеров, получившие в прошлом недостаточное образование, значительно пополнили его.
Большое внимание уделялось изучению иностранных языков. Преподавались английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, польский языки и древние — латинский и греческий.
Декабристы учились не только читать и писать, но и говорить на иностранных языках. И, когда их выговор уж слишком терзал слух, Лунин, знавший английский язык в совершенстве, говорил:
— Читайте, господа, и пишите по-английски сколько хотите, только, умоляю вас, не говорите на этом языке!
Много времени декабристы посвящали в Читинском остроге ученым трудам. Оказавшись вместе, они, в частности, сделали попытку восстановить ход событий восстания 14 декабря. В донесении Следственного комитета обо всем этом было рассказано тенденциозно — декабристы, шаг за шагом, объективно восстала вливали в памяти все лично пережитое и обычно дополняли друг друга. Но у них не было в руках всех тех материалов, которыми располагали позднейшие историки, и потому они не могли нарисовать полную картину восстания.
Среди декабристов было много образованных людей, людей высокой культуры, и здесь организованы были лекции. Преподавались: военные науки, стратегия и тактика, высшая и прикладная математика, астрономия, физика, химия, анатомия, история России, философия, русский язык и словесность.
Братья Борисовы занимались собиранием коллекций насекомых и растений. Была собрана коллекция местных минералов.
Большое внимание уделялось литературным занятиям. Декабристы писали рассказы и стихи, занимались изысканиями, относившимися к русской старине. Было написано много статей по политическим, экономическим и юридическим вопросам.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."