Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 211 страница 220 из 229

211

Вынужденный жить на полулегальном положении, Волконский решился наконец обратиться к Александру II с двумя ходатайствами: освободить его от дальнейшего полицейского надзора и вернуть ему два знака отличия, которыми он особенно дорожил: Георгиевский крест за Прейсиш-Эйлауское сражение 1807 года и военную медаль в память 1812 года.
Оба эти ходатайства были удовлетворены. Но Волконскому было уже семьдесят пять лет, и недолго пришлось ему носить кровью заслуженные знаки отличия 1812 года.

Лето 1863 года Волконский проводил близ Ревеля, в семье сына. В это время в имении Волконского, Вороньках, Черниговской губернии, в семье дочери тяжело заболела и умирала жена его, Мария Николаевна. Не будучи в состоянии из-за болезни выехать к ней, Волконский писал детям: «...как жена, как мать — это неземное существо, или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл ее жизни в самопожертвовании для нас... Понимаю, как тяжело вам, а мне, вдалеке от мученицы жены моей, вдалеке от вас всех,— просто невыносимо! А двинуться в путь не могу, болезнь моя не опасная, но страдательная, едва брожу».

10 августа 1863 года Волконская скончалась. Ей было пятьдесят восемь лет. Волконский тяжело пережил смерть жены. Подагра и паралич конечностей лишили его возможности свободно ходить, а через год он мог передвигаться лишь в коляске.

Дочь Волконских вынуждена была выехать в это время в Италию, где находился ее тяжело больной туберкулезом муж, Кочубей. С нею вместе выехал близкий друг Волконских, декабрист А. В. Поджио, дочь которого заканчивала во Флоренции, под руководством знаменитого пианиста Ганса фон Бюлова, свое музыкальное образование.

Спасти Кочубея не удалось. Поджио помог дочери Волконских перевезти тело мужа в Россию и снова вернулся к оставшейся за границей дочери.

Несмотря на преклонный возраст, Поджио и в старости сохранил весь жар своей южной итальянской натуры и убеждения своих молодых лет. В Лозанне и Женеве он встречался с А. И. Герценом и М. А. Бакуниным.

В письме к детям от 1 января 1865 года Герцен так передавал свои впечатления о нем:
«...Утром взошел ко мне очень старый господин, седой и прекрасный, это — Поджио, который был из главных деятелей 14 декабря: точно такой же сохранившийся старец, как Волконский. Он был сослан на 25 лет каторги и теперь исполнен энергии и веры. Я был счастлив его посещением».

В письме к Н. П. Огареву Герцен писал:
«Часов в 11... явился старец с необыкновенным величаво-энергическим видом. Мне сердце сказало, что это — кто-то из декабристов. Я посмотрел на него и, схватив за руки, сказал: «Я видел ваш портрет».— «Я Поджио». Этот сохранился еще энергичнее Волконского... Господи, что за кряж людей! Иду сейчас к нему!..»

Находясь вдали от России, Поджио тепло вспоминал Сибирь, где так много перенес, и писал своему сибирскому другу, доктору Н. А. Белоголовому:
«Где моя молодость? Будь она в руках моих, я, клянусь вам, был бы прежде в Сибири, а не в Швейцарии».

Весною 1865 года в Вороньки, к дочери, переехал и отец, Волконский. Он был уже очень тяжело болен и осенью, 28 ноября, скончался. Лежа в постели, он попросил дочь почитать ему. Слушал ее, закрыв глаза, и под это чтение уснул навсегда. Ему было семьдесят семь лет.
Поджио узнал о смерти Волконского, находясь в Италии. В это время дочь его вышла во Флоренции замуж за русского, и они все вместе вернулись в Россию. Замужество дочери сняло с души Поджио груз тяжелых и мучительных дум о будущем семьи.

«Теперь,— говорил он, уезжая из Италии,— мое самое большое желание — сложить свои кости в России».
Он и приехал умирать в Россию. С большими мучениями, больной, полуживой, Поджио добрался до Вороньков и там через несколько дней после возвращения, 6 июня 1873 года, скончался на руках дочери Волконских, Елены Сергеевны. Похоронили его в вороньковском саду, близ часовни, в которой покоились Волконские. Таково было его желание.

Елена Сергеевна, вторично овдовев, вышла в третий раз замуж, за А. А. Рахманова. Общая любимица декабристов — Нелли, как звали ее все,— она была женщиной редкой красоты, живой и обаятельной. Мужчины, женщины, старушки, дети — все обожали ее. Уже в глубокой старости, парализованная, она продолжала оставаться любимицей всех окружавших ее. Скончалась она в 1916 году. Ей шел восемьдесят первый год...

212

* * *
Почти одновременно выехали в начале 1857 года из Сибири овдовевшие в ссылке жены декабристов А. В. Ентальцева и М. К. Юшневская.

Юшневская направилась к приглашавшей ее Давыдовой, в Каменку, а Ентальцева поселилась в Москве. Дней десять она прожила в семье Волконских, а затем наняла себе неподалеку от них, на Арбате, небольшую квартирку. Она оказалась здесь в кругу своих ялуторовских друзей, посещала родившуюся в Сибири Нонушку Муравьеву, вышедшую замуж за Бибикова, бывала у Якушкиных и Басаргиных, постоянно переписывалась с Пущиным, Оболенским, Батенковым, Розепом.

После всего пережитого на каторге и в ссылке Ентальцева душевно отдыхала в этом тесном кругу своих ялуторовских друзей. В день тридцать второй годовщины восстания Ентальцева писала Пущину в Марьино:
«14-е число не прошло для меня без глубоких, сердечных воспоминаний, все прошедшее оживилось в душе, все до последней подробности. Не буду говорить, какие чувствования возбуждало всякое воспоминание, не все поддается словам».

Она как-то сидела у себя дома, писала письмо и неожиданно оказалась в объятиях дочери Волконской.
«Я как-то не умею разлюбить, кого люблю...— писала она после этого Пущину.— Хотела продолжать говорить с вами, взяла перо, вдруг кто-то сзади схватил меня за руку — это была наша милая Неллинька,— зачала меня кутать, почти насильно посадила в карету и увезла к себе. Я там ночевала...»

14 апреля 1858 года Ентальцева проводила за границу Волконских.

«Я провожала их до дилижанса,— писала она.— Увидимся ли еще в здешней жизни? Грустно, добрый друг Иван Иванович! Неллинька очень, очень вам кланяется... Как прощание ее со мною было трогательно, его я не могу забыть. Слышу слова ее, вижу выражение милого лица. Только зачем она благодарила меня за дружбу мою к ней, разве дружба с разлукой прекращается?..»

После отъезда за границу Волконских Ентальцева чувствовала себя в Москве одинокой. Она продолжала переписываться с друзьями, жаловалась на состояние здоровья. Оболенский предлагал ей переехать в Калугу, хотя хорошо знал, как материально не обеспечена Ентальцева, да и сам он, проживая у своей овдовевшей сестры, нуждался.

Но жизнь Ентальцевой уже подходила к концу. Она никуда не поехала. Последней из жен декабристов она вернулась из Сибири на родину и, прожив после этого в Москве всего два года, скончалась 30 июля 1859 года.

213

* * *
Бывший полковник декабрист М. М. Нарышкин, дослужившись на Кавказе до чина прапорщика, получил в 1844 году разрешение оставить службу и поселился с женой в небольшом поместье в селе Высоком, в семи верстах от Тулы. Нарышкина часто гостила у своей матери, графини А. И. Коновницыной, в Кирове, близ Гдова, и у тетки, М. И. Лорер, в Гаряе, Псковской губернии.
Вернувшись из Сибири, декабристы часто посещали Нарышкиных. Их посетил, возвращаясь с Кавказа, Розен с женой, навестил незадолго до смерти живший под Москвой Якушкин, приезжали Оболенский и Свистунов. Особенно дружеские отношения связывали Нарышкиных с Фонвизиной.
Собираясь за границу Нарышкины пригласили ехать с ними вернувшегося из ссылки Пущина, но он уже был тяжело болен и не мог ехать. Навестивший их Оболенский писал Пущину:
«Елизавету Петровну нашел не таковую, какую ее оставил; но черты лица не так изменились, чтобы нельзя было ее узнать. Мы сошлись как близкие родные, и прощание с ними на долгую разлуку меня расшевелило. Бог знает, кто из нас найдется в дефиците при возвращении их из дальнего края... Мой приезд расшевелил ее, и ее внешняя апатия исчезла. Она двигалась, болтала и была нежна. Об нем и говорить нечего, это... чистая душа...
Обнимем друг друга — семейно крепко, дружно, и порадуемся, что мы можем любить друг друга, что есть еще и друзья, подобные Мишелю и Елизавете (Нарышкиным.— А. Г.), что есть Бобрищев-Пушкин; жаль, очень жаль, что Якушкина нет, долго его не будет доставать в нашем кружке...»
До последних своих дней Нарышкина не переставала заботиться о вернувшихся из Сибири и нуждавшихся декабристах.
Муж ее скончался в Москве 2 января 1863 года. Узнав, что в Туле живет и очень нуждается декабрист И. В. Киреев, она послала ему оставшиеся после мужа вещи.
Киреев писал ей:
«Очень благодарю вас за вещи покойного, всеми уважаемого Михаила Михайловича. Вы извиняетесь в том, что при посылке вещей покойного действуете со мною просто, бесцеремонно. Но такой образ действий, вместо чувства оскорбления с моей стороны, еще более обязывает меня благодарить вас.
Вот уже 35 лет, словом, со дня приезда в Читу, как я по временам должен был пользоваться пособием моих добрых, достаточных товарищей, и это продолжается до сих пор...»
Сама Е. П. Нарышкина ненамного пережила своего мужа. Она скончалась 11 декабря 1867 года в имении своей тетки, М. И. Лорер.

214

* * *
Всего несколько месяцев прожил вернувшийся из Сибири И. Д. Якушкин. Известие о его смерти декабристы восприняли особенно остро.

Человек исключительной моральной чистоты и возвышенных взглядов, Якушкин пользовался среди всех знавших его большим уважением. В бытность студентом Московского университета он сблизился с П. Я. Чаадаевым, который называл его братом и с которым он жил в одной палатке во время Отечественной войны 1812—1813 годов.
Его близким товарищем по университету был А. С. Грибоедов, и с него автор «Горя от ума» писал образ Чацкого. В 1820 году Грибоедов познакомил его с А. С. Пушкиным.

Печальным было возвращение Якушкина в Москву. Жену свою, Анастасию Васильевну, Якушкин уже не застал. Мог ли он думать, расставаясь с нею в холодную ноябрьскую ночь 1827 года на костромском этапе, что это было их последнее свидание, их последнее прощание, что они никогда больше не увидят друг друга!

Из-за болезни сердца Якушкин не мог сразу выехать из Сибири, а когда приехал в начале 1857 года в Москву, чувствуя себя «совершенно в очарованном мире», вынужден был сидеть дома: врачи пришли к выводу, что Якушкин очень болен и нуждается в серьезном лечении, и в этом смысле московский генерал-губернатор Закревский представил высшему начальству доклад.

Больной Якушкин мечтал уже спокойно отдохнуть после всего пережитого, но чиновники извлекли из архива какой-то старый царский указ, по которому некоторым преступникам (в том числе обыгрывавшим столичных богачей шулерам) запрещалось жить в Москве и Московской губернии. Этот указ был почему-то применен и к амнистированным декабристам. Якушкина выслали из Москвы, и ему ничего больше не оставалось, как выехать «за границу Московской губернии и поселиться в какой-нибудь деревушке».
Его приютил у себя в деревне Новинки, Тверской губернии, семеновец-однокашник И. Н. Толстой. Сюда часто приезжали и другие декабристы, и об их дружеских встречах тепло вспоминал друг А. С. Пушкина, член Союза Благоденствия, поэт, полковник Ф. Н. Глинка:

Вспоминаем мы хоть про Новинки,
Где весело гостили Глинки,
Где благородный Муравьев
За нить страдальческих годов
Забыл пустынную неволю
И тихо сердцем отдыхал;
Где у семьи благословенной,
Для дружбы и родства бесценной,
Умом и доблестью сиял
И к новой жизни расцветал

Якушкин наш в объятьях сына,
Когда прошла тоски година
И луч надежды обещал
Достойным им — иную долю.

Якушкину уже недолго пришлось «к новой жизни расцветать». Вернувшись из Сибири, он прожил всего несколько месяцев, и 11 августа 1857 года, шестидесяти четырех лет от роду, скончался.
Его похоронили в Москве, на Пятницком кладбище, недалеко от могилы Т. Н. Грановского. По его желанию на могиле не было поставлено никакого памятника, она только обнесена была решеткой, и по его же завещанию у могилы посадили два молодых вяза и клен.

На похороны Якушкина собралось много друзей и знакомых, и это встревожило шефа жандармов. Следивший за Якушкиным тайный агент доносил ему:
«В Москве умер возвращенный из Сибири Якушкин. Его гроб провожали Батенков, Матвей Муравьев и многие свежие его московские друзья; видно, число новых завербованных было уже довольно значительно, потому что для них было заказано 50 фотографий покойного. Кажется, полиция понятия не имеет об этой новой закваске. Увидим через пять лет, что из нее выйдет».

Уже никого почти не осталось из участников восстания 14 декабря, но III отделение продолжало опасаться декабристов. И о похоронах Якушкина шеф жандармов счел даже необходимым донести императору Александру II...

Вскоре рядом с Якушкиным лег на Пятницком кладбище и Басаргин. У него была грудная жаба, он с трудом поднимался по лестнице, и жена его, сестра знаменитого химика Д. И. Менделеева, Ольга Ивановна, на которой он женился в Сибири, обратилась к московскому генерал-губернатору Закревскому с просьбой разрешить Басаргину остаться в Москве на две-три недели, для лечения болезни. Тот разрешил Басаргину прожить в Москве не более четырех дней.

— Странно, что все они нездоровы,— сказал Закревский жене Басаргина.
— Ничего странного в этом нет,— ответила она.— Не мудрено, что после тридцатилетней сибирской каторги и ссылки люди возвращаются больные... Да и много ли их возвратилось?..

22 ноября 1860 года, семидесяти лет от роду, скончался С. П. Трубецкой. Из Сибири он вернулся после смерти жены больным. Прожив некоторое время у дочери в Киеве, затем в Одессе, он поселился в Москве с сыном в небольшой квартирке на бывшей Б. Никитской (ныне ул. Герцена), 5, жаловался на сердце и дряхлел. 22 ноября 1860 года его нашли мертвым в кресле, с книгой в руках. У гроба его собрались товарищи по восстанию и несколько сот студентов, которые от Никитских ворот до Ново-Девичьего кладбища несли его гроб на руках. Жандармы расценили эти похороны как противоправительственную политическую демонстрацию.

215

* * *

Н. Д. Фонвизина получила разрешение вернуться в Россию в феврале 1853 года. Она выехала вместе с двумя своими приемными девочками и близкой сибирской подругой, М. Д. Францевой.
Была весна, природа оживала, и в родных костромских лесах Фонвизина невольно окунулась в романтические воспоминания о своей ушедшей молодости. Вспоминая свои девичьи годы, она писала оставшемуся еще в Сибири И. И. Пущину:
«Ваш приятель Александр Сергеевич, как поэт, когда-то прекрасно и верно схватил мой характер, пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе, и чудесно описал его проявление при вступлении в жизнь сознательную...»
И по внешнему облику, и по внутреннему содержанию своей нервной, экзальтированной, религиозной, мистически настроенной натуры Фонвизина вовсе не походила на Татьяну из «Евгения Онегина», но в ее юности был эпизод, несколько напоминавший судьбу Татьяны. Ее родственник, Молчанов, пришел к ней однажды с словами:
— Наташа, знаешь, ведь ты попала в печать! Подлец Сонцев передал Пушкину твою историю, и он своим талантом опоэтизировал тебя в «Евгении Онегине».
Наташа Апухтина вышла вскоре замуж за генерала М. А. Фонвизина, но печальную историю ее первой любви знали многие. О ней могли рассказать и Пушкину. Но Фонвизина, романтически настроенная, легко убедила себя, что именно с нее писал Пушкин свою Татьяну, и даже в письмах иногда шутя называла себя Таней.
«В костромских лесах воспитывалась ее поэтическая натура,— читаем мы в воспоминаниях ее близкого друга М. Д. Францевой.— Она любила лес, цветы, природу».
«Мои цветочки прежние!.. Как легко было мне любить их! — писала она, вернувшись в Москву.— Я с ними! И горе, и заботы, и душевные волнения исчезали при виде их и тонули в благоухании. А теперь... И цветы мои все разнесло и поломало внутренним ураганом, все повергающим, все исторгающим до корней в моей духовной области».

Так изломанная жизнью, уставшая женщина сливает в один образ яркие цветы и разбитые романтические грезы своей юности...

Возвращаясь из Сибири, Фонвизина остановилась на Урале, у каменного столба на границе Азии и Европы, и записала в дневнике:
«Как я кланялась России когда-то, въезжая в Сибирь, на этом месте,— так поклонилась я теперь Сибири в благодарность за ее хлеб-соль и гостеприимство. Поклонилась и родине, которая с неохотой, как будто мачеха, а не родная мать, встретила меня неприветливо... Сердце невольно сжалось каким-то мрачным предчувствием, и тут опять явилась прежняя тревога и потом страх...»

216

Три тарантаса медленно тянулись по необозримым российским просторам: Екатеринбург, Пермь, Казань, Нижний Новгород... Волга!..
Не так давно здесь проехал, возвращаясь на родину, ее муж, Фонвизин. Ореолом мученичества были окружены декабристы, и всюду его встречали радушно и приветливо. Так же тепло отнеслись все и к Фонвизиной, когда она вслед за мужем проезжала через те же места.
25 мая 1853 года, в яркий весенний день, Фонвизина миновала Тверскую заставу. Тверская, Страстная площадь и наконец дом на Малой Дмитровке, из которого Фонвизина уехала двадцать пять лет назад в Сибирь.
Она на крыльях неслась в Москву, а когда приехала к себе, все показалось ей каким-то сновидением; не было ни весело, ни грустно, а как-то равнодушно. От прежнего обаяния родины не осталось ничего... Казалось, она с большей радостью вернулась бы в Тобольск.
Фонвизина приехала к тетке, но вместо радостной встречи на нее пахнуло холодом, от всего веяло чем-то чужим, давно отжившим. Ее окружали какие-то выцветшие гоголевские типы. Дохнуло нестерпимым раболепством крепостных, от которого декабристы давно отвыкли в своей незатейливой сибирской жизни.
Было еще раннее утро. Не успела она осмотреться, как от московского генерал-губернатора Закревского явился жандарм, в полной форме, и несколько чиновников, которые буквально выгоняли ее из Москвы: они боялись торжественной встречи и большого съезда друзей и знакомых, как это было недавно, когда с каторги и ссылки вернулся ее муж.
Даже не отдохнув с дороги, Фонвизина вынуждена была с тяжелым и горьким осадком в душе сразу же покинуть Москву.

Она поселилась в Марьине, близ Бронниц, где жил ее муж, в имении умершего брата. Здесь ей снова напомнили, что она — жена бывшего ссыльнокаторжного: муж ее, вернувшись в Москву после отбытия каторги и ссылки, оставался лишенным прав, и его незадолго перед тем умерший брат завещал поэтому все свои имения «генерал-майорше Н. Д. Фонвизиной».
Чиновники начали чинить ей препятствия. Возник вопрос, имеет ли право жена декабриста наследовать имущество и может ли она вообще именоваться «генерал-майоршей».
После длительной переписки III отделение сообщило наконец, что ограничения в отношении жен декабристов имели силу лишь в Сибири и не распространялись на них в России. Жены декабристов имеют право именоваться своим прежним званием. Они лишены только права жить в Москве и Петербурге.

Недолго, однако, пришлось Фонвизиным наслаждаться мирной жизнью. Ее мужу было уже шестьдесят шесть лет, все пережитое на каторге и в ссылке подорвало его здоровье. Он умирал.
— Какой завтра день? Почтовый? — спросил он.— Вы будете писать в Тобольск?.. Выслушайте мою последнюю просьбу: напишите и передайте всем моим друзьям и товарищам, назвав каждого по имени, последний мой привет. Ивану Дмитриевичу Якушкину скажите, что я сдержал данное ему мною слово — до смерти не расставаться с подаренным им мне вязаным одеялом, которым я сейчас покрыт. А вы сами видите, как я сейчас близок к ней...

30 апреля 1854 года М. А. Фонвизин скончался. Меньше года прожил он на родине, вернувшись с каторги и ссылки...

Жизнь Фонвизиной после смерти мужа налаживалась медленно. Начались недоразумения с родными, которые бесцеремонно злоупотребляли ее дружбой и доверием. Она сразу почувствовала, как все они внутренне далеки от нее.
Все ее помыслы неслись в далекую Сибирь, где в огромной и дружной семье декабристов у нее осталось так много близких и верных друзей. Из разных городов Сибири, где Фонвизины оставили по себе прекрасную память, Наталья Дмитриевна получала душевные, трогательные письма. Очень часто писал Пущин, которого с ней и ее покойным мужем связывали особо дружеские отношения.
Пущин любил иногда шутить и острить над собою и говорил друзьям:

— Еще в старые годы почтенный мой лицейский директор Энгельгардт говаривал мне: пожалуйста, не думай, а то непременно скажешь вздор... Этот человек знал меня, я следую его совету и точно убеждаюсь иногда, что, не думавши, как-то лучше у меня выходит.

А выходило это так потому, что Пущин обычно следовал в своих действиях не столько велениям рассудка, сколько велениям сердца.
Когда Фонвизина, не испросив на то разрешения, самовольно поехала на короткое время в Тобольск, чтобы навестить своих сибирских друзей, из Ялуторовска приехал повидаться с ней Пущин.
Оба они пронесли свою дружбу через годы каторги и ссылки, и оба были одиноки. Пущин имел уже право вернуться в Россию, и Фонвизина дала согласие на брак с ним. Ей было в то время пятьдесят два года, ему — пятьдесят восемь лет.

Вернувшийся из Сибири, «настрадавшийся досыта» Пущин обвенчался 22 мая 1857 года с Фонвизиной и поселился в Марьине. Он был уже очень болен и месяцами не вставал с постели.
В это время почти все оставшиеся в Сибири декабристы уже вернулись в Россию. Они не забывали Пущина и Наталью Дмитриевну и часто навещали их в Марьине.
Узнав о болезни Пущина, декабрист Г. С. Батенков прекрасно выразил в письме от 22 апреля 1858 года общее отношение к нему товарищей.
«Пусть окрепший Иван,— писал он,— стоит по-прежнему башней на нашей общинной ратуше. И теперь она, хотя одинокая, все же вмещает в себе лучшее наше справочное место и язык среди чужого, незнакомого населения».

Но Пущин уже угасал. Болезнь осложнилась, и 3 апреля 1859 года он скончался. Его похоронили в Бронницах, рядом с могилой первого мужа Фонвизиной.

Наталья Дмитриевна на десять лет пережила его. Она умерла 10 октября 1869 года шестидесяти четырех лет от роду. Похоронили ее в Москве, в Покровском монастыре.

Ее имение должно было перейти после смерти к двоюродному брату мужа, С. П. Фонвизину. Крепостное право в то время уже было отменено, но, зная его жестокий крепостнический характер и желая избавить крестьян от такого помещика, Н. Д. Фонвизина предложила крестьянам принять на себя уплату лежащего на имении долга и выкупить его. Крестьяне согласились, но правительство не дало на это согласия...

217

* * *
Овдовевшая за год до амнистии А. И. Давыдова вернулась в Каменку. Ей было уже пятьдесят шесть лет. Из Сибири она привезла еще семерых родившихся там детей. Все радостно встретили вернувшуюся мать и своих новых братьев и сестер.

Это была уже не та Каменка, которую она оставила тридцать лет тому назад. Старая Каменка умерла, здесь шла новая жизнь. Не было уже Пушкина. Частым гостем в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого столетия в Каменке стал другой гениальный человек, чье творчество было неразрывно связано с творчеством Пушкина,— композитор П. И. Чайковский. Его сестра, Александра Ильинична, вышла замуж за сына В. Л. Давыдова, Льва Васильевича, и Чайковский часто приезжал навестить сестру.
Композитор был очень дружен и глубоко уважал вернувшуюся из Сибири вдову декабриста А. И. Давыдову. О ней он часто писал в письмах к своему другу Н. Ф. фон Мекк. Писал, как прекрасна и радостна ее старость и как величаво она заканчивает жизнь после обильно выпавших на ее долю тридцатилетних мук и страданий. Он писал об этой умной, скромной и поразительной душевной красоты женщине:
«Я имею здесь на глазах одну из самых светлых личностей, встреченных мною в жизни,— мать моего зятя, и мне хорошо известно, чего натерпелась эта старушка...
Все многочисленное семейство питает к главе семьи обожание, которого вполне достойна эта поистине святая женщина. Она— последняя, оставшаяся в живых жена декабриста из последовавших за мужьями на каторгу... Вообще много горя пришлось ей перенести в молодости, зато старость ее полна тихого семейного счастья...
Не нарадуешься, когда смотришь на эту восьмидесятилетнюю старушку, бодрую, живую, полную сил. Память ее необыкновенно свежа, и рассказы о старине так и льются, а в молодости своей она здесь видела много интересных исторических людей. Не далее, как сегодня, она мне подробно рассказывала про жизнь Пушкина в Каменке.
..
Судя по ее рассказам, Каменка в то время была большим барским имением, с усадьбой на большую ногу; жили широко, по тогдашнему обычаю, с оркестром, певчими и т. д. Никаких следов всего этого не осталось. Тем не менее, если что скрашивает безотрадную, скучную, лишенную всяких прелестей Каменку, так это именно исторический интерес ее прошлого...»

Вслушиваясь в тихий рокот и всплески приливов протекавшей вдоль берегов усадьбы реки Тясьмина и в доносившееся пение возвращавшихся с полевых работ крестьян, Чайковский написал в Каменке свою знаменитую Вторую симфонию и ряд других произведений.
Все в Каменке любили Петра Ильича, он был всегда душою общества, любил ходить в лес по грибы и очень радовался, когда ему удавалось собрать их больше всех. Дети любили его, и он любил детей.
Жила в Каменке Сашенька Переслени, его племянница, внучка декабриста Давыдова. Когда вышло из печати «Лебединое озеро», Чайковский подарил ей экземпляр с надписью:

От Москвы и до Тюмени
Нет краше Саши Переслени...

Ребенком встречался с композитором в Каменке его племянник, внук декабриста, Юрий Львович Давыдов — покойный главный хранитель фондов музея-квартиры П. И. Чайковского в Клину, сохранявший и в свои девяносто лет необычайную ясность мысли и молодость души.

Вдова декабриста, А. И. Давыдова, скончалась в глубокой старости, в 1893 году, в один год с П. И. Чайковским. Ей было уже девяносто три года. Она скончалась тихо, без страданий. Пообедала у себя в комнате, прилегла на кушетку и уснула. Уснула вечным сном...

Старая Каменка умерла. Но память о ней живет и наше поколение бережно охраняет все связанное с ее былым историческим прошлым.

Сохранились «пушкинский грот» и «мельничка декабристов». Второй жизнью живет бывший «серенький», ныне «зеленый домик», окруженный парком, носящим имя декабристов.
Шумят вековые деревья, их современники, и в «зеленом домике» сегодня — музей имени А. С. Пушкина и П. И. Чайковского. Они здесь рядом, как рядом живут их творения — гениальные произведения поэта, положенные на музыку гениальным композитором.
В 1937 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Пушкина, здесь открыт был памятник с надписью: «В Каменке, находясь в ссылке, пребывал в 1820, 1821 и 1822 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин».

218

* * *
Анненковы, вернувшись из Сибири, поселились в Нижнем Новгороде. Им было в то время уже под шестьдесят лет, у них были взрослые дети: три дочери и три сына. Но через все пережитые невзгоды и болезни Прасковья Егоровна Анненкова пронесла свою поразительную галльскую подвижность, жизнедеятельность и жизнерадостность.
Сыновьям «государственного преступника» Анненкова, окончившим тобольскую гимназию, Николай I не разрешил поступить в университет. И все же оба они благодаря своим способностям достигли видного положения.
Сам Анненков пользовался в Нижнем Новгороде большим уважением, принимал деятельное участие в осуществлении крестьянской реформы.
В 1860 году Анненков провел четыре месяца за границей. В 1861 году побывала на своей родине, во Франции, и жена его, П. Е. Анненкова — Полина Гебль.
В Нижнем Новгороде жизнь их текла мирно и спокойно. Полина Егоровна прожила еще пятнадцать лет и скончалась 14 сентября 1876 года, а через год с небольшим, 27 января 1878 года, не стало и Анненкова.

Они до последних дней сохранили дружеские отношения с детьми ее скончавшейся в Сибири компатриотки К. П. Ивашевой — Камиллы Ле-Дантю.
Старшая дочь Ивашевых, Мария Васильевна Трубникова, явилась в конце 50-х годов прошлого столетия инициатором движения за женское равноправие в России. Она вдохновила и объединила тогда группу выдающихся пионерок женского освободительного движения — А. П. Философову, Н. В. Стасову, В. П. Тарновскую, М. А. Менжинскую и других.

Благодаря их огромным усилиям и самоотверженному труду русские женщины шаг за шагом завоевывали себе в царской России право па высшее образование.

219

* * *
Декабрист А. Е. Розен прожил последние два десятилетия своей жизни в небольшом поместье Викнине, Изюмского уезда. Харьковской губернии. В 1855 году, через тридцать лет после восстания декабристов, ему удалось наконец освободиться от полицейского надзора, он уже пользовался относительной свободой, но в Москву и Петербург въезд ему был воспрещен. После крестьянской и судебной реформ 60-х годов он был выбран мировым посредником.
14 декабря 1825 года молодой А. Е. Розен пришел с своим восставшим отрядом стрелков на Сенатскую площадь в Петербурге. Почти через шестьдесят лет, 19 апреля 1884 года, восьмидесяти лет от роду, он окончил свои дни в Викнине. Там же за несколько месяцев до него скончалась его жена, А. В. Розен.

Это был шестидесятилетний путь рука об руку с женой, от Сенатской площади в Петербурге до могилы, бесконечный круг странствий с крошечными детьми по необъятным российским и сибирским просторам, тяжкий путь каторги и ссылки, надежд и разочарований, унижений и страданий...

После смерти Розена остались в живых лишь несколько декабристов. Самый старший из них, М. И. Муравьев-Апостол, скончался в 1886 году, в Москве, в возрасте девяноста трех лет. Последним из декабристов скончался в 1892 году, восьмидесяти восьми лет от роду, Д. И. Завалишин.

220

ВЛАСТЬ ВОСПОМИНАНИЙ

Умрете, но ваших страданий рассказ
Поймется живыми сердцами,
И заполночь правнуки ваши о вас
Беседы не кончат с друзьями.
Они им покажут, вздохнув от души,
Черты незабвенные ваши...
А. Некрасов — Русские женщины

ИМЕНА декабристов и их жен стали окутываться легендами. Уже не было в живых ни Е. И. Трубецкой, ни М. Н. Волконской, когда в театре встретились поэт-демократ Н. А. Некрасов и сын М. Н. Волконской, Михаил Сергеевич.
Некрасов сообщил ему, что написал поэму «Княгиня Трубецкая», просил прочитать ее и внести свои поправки.
Волконский ответил, что, находясь в самых дружеских отношениях с семьею Трубецких, опасается, что, если в поэме окажутся впоследствии места, для семьи неприятные, Трубецкие могут укорить в этом его. Он готов был внести в рукопись свои поправки, но при условии, что Некрасов их примет.
Некрасов согласился и на другой день принес Волконскому корректуру первой части «Русских женщин» — «Княгиня Трубецкая». Высказанные Волконским замечания коснулись главным образом характеров описываемых в поэме лиц, и Некрасов не стал возражать против них. Но он решительно отказался исключить из поэмы четыре гневные строки, брошенные Трубецкого в адрес Зимнего дворца и Николая I:

А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала...
Та рука Досель мне руку жжет...

Поэма имела громадный успех, и Некрасов задумал вторую: «Княгиня М. Н. Волконская» («Бабушкины записки»). Он снова приехал к М. С. Волконскому и попросил дать ему прочесть «Записки» его матери, о существовании которых в обществе было известно. Волконский наотрез отказал, заявив, что он решительно никому, даже самым близким людям, не давал их читать, тем более что до поры до времени они не предназначались к печати.
— Ну, так прочтите мне их! — сказал Некрасов, добавив, что о княгине Волконской у него материалов гораздо меньше, чем было о княгине Трубецкой, и сыну будет, конечно, неприятно и тяжело, если образ его матери выйдет в поэме искаженным.
Волконский сказал, что ему нужно подумать, и через несколько дней дал согласие, но взял с Некрасова слово, что тот примет во внимание все его замечания и не будет печатать поэму без его полного на то согласия.
Три вечера сын Волконской читал Некрасову «Записки» своей матери, а поэт внимательно слушал и в принесенной тетради делал карандашом заметки.
Волконский вспоминал позже, что, слушая «Записки» его матери, Некрасов несколько раз вскакивал с кресла и со словами: «Довольно, не могу!» — бежал к камину, хватался за голову и плакал, как ребенок.
Закончив поэму, Некрасов прочитал ее Волконскому, принял все его замечания и просил лишь оставить без изменений сцену встречи Волконской с мужем не в тюрьме, как рассказано в «Записках», а в шахте.
— Не все ли вам равно, с кем встретилась там княгиня: с мужем ли или с дядею, Давыдовым,— сказал Некрасов.— Оба они работали под землею, а эта встреча у меня так красиво выходит...
Волконский уступил.
Так были написаны и появились перед читателями «Русские женщины» Некрасова...
В шестидесятых годах и Л. Н. Толстой задумал писать большой роман, посвященный эпохе и людям восстания 14 декабря. Эта мысль полностью овладела писателем, и он с увлечением собирал материал для романа.
Толстой ознакомился с перепиской декабриста М. А. Фонвизина с женой и был поражен красотою и глубиною душевного облика Н. Д. Фонвизиной. Она заинтересовала Толстого «как прелестное выражение духовной жизни замечательной русской женщины», и писатель хотел сделать ее героиней своего романа. Толстой выводит ее в нем под именем Апыхтиной, по ее девичьей фамилии, Апухтиной.
В своем задуманном, но ненаписанном романе Толстой имел в виду показать двух друзей, о чем он писал впоследствии своему знакомому, духобору И. Е. Конкину:
«Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов и знал этих товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всякими почестями и богатствами. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные, радостные, а оставшиеся в России и проведшие жизнь на службе, обедах, картах, были жалкие развалины, ни на что никому не нужные, которым нечем хорошим было помянуть свою жизнь».
С этой точки зрения Толстого заинтересовал нравственный облик двух декабристов, 3. Г. Чернышева и А. И. Одоевского. Материалы о них он получил от М. А. Веневитинова, и образ Чернышева тем более привлек его, что графы Чернышевы происходили из народа и были возвышены при Петре I. В лице декабриста Чернышева Толстой видел человека, который нашел в себе нравственные силы отказаться от своих привилегий и стать на путь борьбы народа с самодержавием.
Чернышев и Одоевский должны были стать прототипами основных героев будущего романа. Писатель выводит их на его страницах под фамилиями Чернышева и Одуевского.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."