Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 201 страница 210 из 229

201

Но здоровье было уже не то, силы не те, и не было веры в завтрашний день. Еще в 1845 году, в большом письме на имя бывшего директора Царскосельского лицея Е. А. Энгельгардта, Пущин писал:
«Если б мне сказали в 1826 году, что я доживу до сегодняшнего дня и пройду через все тревоги этого промежутка времени, то я бы никогда не поверил и не думал бы найти в себе возможность все это преодолеть. Между тем и это все прошло, и, кажется, есть еще запас на то, что предстоит впереди...»
Под этим письмом Пущина могли бы подписаться все оставшиеся в живых декабристы...
Когда было наконец получено сообщение об амнистии и предстояло возвращение в Россию, Пущин писал Нарышкиным:

«Так долго мы зажились в благодатной Сибири... Я помню этот путь, когда фельдъегерь вез меня в Сибирь. Теперь вряд ли мне его одолеть...»
Освобождение декабристов последовало осенью 1856 года. В Москве находился в то время в служебной командировке родившийся и выросший в Сибири сын Волконских, Михаил Сергеевич.
Вечером на Спиридоновку, где он жил, неожиданно прибыл курьер из Кремля и предложил молодому Волконскому немедленно явиться к шефу жандармов князю Долгорукому.
Волконскому вручили манифест о помиловании декабристов и предложили срочно выехать с ним в Сибирь.
Волконский выехал в ту же ночь. В пятнадцать дней он домчался на перекладных до Иркутска.
Какими-то неведомыми путями в Сибирь уже дошли вести о предстоящем освобождении декабристов. На почтовых станциях большого сибирского тракта, в деревнях, в степи толпы народа и ссыльных встречали молодого Волконского. Он останавливал лошадей и, стоя в экипаже, читал манифест об амнистии.

Родители его уже жили в то время в Иркутске. Ночью в их дом постучали.
— Кто там?
— Это я, Миша. Я привез прощение... В ту ночь никто уже не спал...

Царская «милость», к сожалению, пришла поздно. Большинство декабристов, пройдя через каторжные тюрьмы и ссылки, не выдержали и погибли. Из ста двадцати одного осужденного в живых остались пятьдесят пять человек. Из них тридцать четыре находились в Сибири, остальные — на жительстве под надзором полиции во внутренних губерниях России.

Мрачными вехами проходили в памяти немногих оставшихся в живых декабристов прожитые ими в Сибири годы. Лишь дети напоминали им о том, как много лет они провели там. Незадолго до амнистии декабристы провожали уезжавшую из Ялуторовска в Петербург дочь Анненковых, Оленьку, вышедшую замуж за инженерного офицера К. Н. Иванова.
— Мудрено вообразить, — говорили декабристы, — что Оленька, которую грудным ребенком везли из Читы в Петровский, теперь взрослая женщина, очень милая и добрая...

202

* * *
Началось наконец возвращение в родные места. Из одиннадцати жен декабристов вернулись из Сибири и вместе с мужьями доживали на родине свои последние годы лишь Волконская, Нарышкина, Анненкова, Фонвизина и Розен. Потеряв в Сибири мужей, вернулись на родину умирать Давыдова, Ентальцева и Юшневская. Муравьева, Трубецкая и Ивашева погибли.

Не все декабристы покинули Сибирь после амнистии. М. Кюхельбекер остался в Баргузине, где в 1859 году и скончался. Не хотел возвращаться Д. Завалишин, но вынужден был выехать в 1863 году. Николай I осудил его на двадцатилетнюю каторгу и выслал из России в Читу, а сын Николая I, Александр II, выслал Завалишина из Читы в Россию: местные власти находили вредным его пребывание в Забайкалье — он слишком часто критиковал их действия.

Все покидавшие Сибирь декабристы, по существу, ехали в Россию умирать.
«Часть из них очень стары, почти все белы и хворы, у всех большой запас аптекарской кухни»,— писал Муханов еще в 1841 году, а с тех пор ведь прошло до амнистии еще пятнадцать лет...

Навсегда остался в Петровском заводе, близ пепелища сгоревшей каторжной тюрьмы, один И. И. Горбачевский и в селе Смоленском, под Иркутском,— В. А. Бечаснов. В Олонках оставался «первый декабрист» В. Ф. Раевский.

203

* * *
Сибирское население с грустью провожало декабристов. Память о них надолго сохранилась всюду, где они жили на поселении.
Несмотря на тяжелые условия существования, часто очень недоброжелательное к ним отношение со стороны местной злой и трусливой администрации, декабристы «столько сделали для Сибири, сколько сама она не сделала бы и в сто лет».
«Настоящее житейское поприще наше,— писал декабрист Лунин,— началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».
Особо надо упомянуть о ялуторовском кружке Якушкина, в котором участвовали Ентальцев, М. Муравьев-Апостол, Оболенский, Пущин и Тизенгаузен. Они много сделали для просвещения местного населения. И благодарную память о себе оставили декабристы среди якутского и бурятского населения
Сибири.
Поведение декабристов, основанное на простых, но строгих нравственных правилах, на ясном понимании справедливого, честного и гуманного отношения к людям, не могло не оказывать благотворного влияния на местное общество.
В Сибири никогда не было крепостного права, и потому сибирский крестьянин резко отличался по своему самостоятельному характеру от российского крестьянина. Для него декабрист не был «барином» в том смысле, в каком это понятие определялось в то время для крестьян в России.
Декабристы являлись живыми образцами и носителями подлинной культуры, и ото поднимало их в глазах тех, кто с ними общался.
Все чувствовали себя с ними легко и просто.
Пример декабристов, не пренебрегавших никаким трудом, действовал на окружающих облагораживающе. Они подавали населению примеры рациональной хозяйственной практической деятельности, были лучшими наблюдателями и знатоками края, не тяготились никакими занятиями, обучали взрослых и детей чиновников и крестьян математике, физике, химии, механике, иностранным языкам.
Они поддерживали нуждавшихся добрым советом, оказывали материальную помощь, защищали от злоупотреблений местных властей. Самые матерые и закоренелые чиновники боялись декабристов.
Братья Бестужевы были ревностными пропагандистами ремесленного образования. Они приезжали в бурятские улусы и обучали кочевников ремеслам. Буряты часто приезжали к ним в Селенгинск, чтобы познакомиться с тем или иным ремеслом и приобрести определенные трудовые навыки.
Как братья к братьям, относились декабристы к местному населению.
Сибири декабристы предвещали великое будущее. «Сама природа,— писал А. Бестужев (Марлинский),— указала Сибири средство существования и ключи промышленные. Схороня в горах ее множество металлов и цветных камней, дав ей обилие вод и лесов, она явно дает знать, что Сибирь должна быть страной фабрик и заводов».
«Расставаясь с страною изгнания,— писал декабрист Розен,— с грустью вспоминал любимых товарищей-соузников и, благословляя их, благословлял страну, обещающую со временем быть не пугалищем, не местом и средством наказания, но вместилищем благоденствия в высшем значении слова. Провидение, быть может, назначило многих из моих соизгнанников... быть основателями и устроителями лучшей будущности Сибири, которая, кроме золота и холодного металла и камня, кроме богатства вещественного, представит со временем драгоценнейшие сокровища для благоустроенной гражданственности».
О том же писал Басаргин и, подчеркивая роль декабристов в поднятии общей культуры Сибири, добавлял: «Я уверен, что добрая молва о нас сохранится надолго по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

204

* * *
Многие места, связанные с именами декабристов, в Сибири бережно охраняются. В декабре 1950 года, в сто двадцать пятую годовщину со дня восстания 14 декабря, на домах, где жили декабристы, были установлены мемориальные доски. Охраняются разбросанные по Сибири памятники над могилами декабристов. В музеях и архивах Сибири хранятся рукописи и вещи, принадлежавшие декабристам или сделанные их руками, а также портреты и картины, рисованные Н. Бестужевым.
На деревянном двухэтажном доме в Волконском переулке в городе Иркутске висит мемориальная доска: «В этом доме жил декабрист Сергей Григорьевич Волконский». Имеется мемориальная доска и на доме С. П. Трубецкого.
В доме, где жил в Олонках «первый декабрист» В. Ф. Раевский, сейчас районная библиотека.
Дом в Селенгинске, в котором жили с сестрами Михаил и Николай Бестужевы, не сохранился. В доме их друзей, Старцевых, предполагается создать музей в память декабристов.

В доме, где жили в Туринске Ивашевы, на улице Декабристов, сегодня помещается библиотека имени И. И. Пущина.

В парке культуры и отдыха Кяхты намечено установить бюст Н. А. Бестужева, выполненный по проекту скульптора А. И. Тимина.
В кяхтипском краеведческом музее хранится несколько небольших картин Н. Бестужева.

В Чите сохранилась старая церковь, куда водили в кандалах декабристов и где Полина Гебль венчалась с И. А. Анненковым. Сохранился домик Е. П. Нарышкиной с мемориальной доской на фасаде. Входя в этот домик-музей и вспоминая высокий подвиг жен декабристов, посетители обнажают головы. В музее хранятся книги и многие личные вещи декабристов — часы, шкатулка М. Н. Волконской и столик, изготовленные руками Николая Бестужева. На площади Декабристов будет сооружен памятник героям 1825 года.

На перроне Петровского завода в 1973 году появилась громадная мозаичная картина на стене трехэтажного дома, выстроенного рядом с вокзалом. На ней изображены декабристы и их жены. В Петровском заводе, где декабристы отбывали каторгу, и в городе все места, связанные с памятью о них, находятся под охраной отдела культуры Совета Министров Бурятской Автономной Республики. Здесь сохранились дома Е. И. Трубецкой и И. И. Горбачевского, один из них отведен под библиотеку. На месте сгоревшей тюрьмы Петровского завода выстроена школа. Школьники часто украшают цветами могилы А. Г. Муравьевой и И. И. Горбачевского.
В Петровском заводе имеется «гора Лунина», названная так в память декабриста, а могила его в Акатуе, где он скончался, была в 1897 году восстановлена М. С. Волконским, сыном декабриста.

Сто лет назад, когда амнистированные декабристы покинули Ялуторовск, жители города писали И. И. Пущину: «У нас стало грустно в городе, ибо декабристы были цветы, украшавшие Ялуторовск...» Именами Пущина, Оболенского, Якушкина и других декабристов назвали сегодня ялуторовцы улицы своего города. В доме, где жил Муравьев-Апостол,— музей декабристов, а в доме, где помещалась организованная Якушкиным школа, сейчас детский сад. Одна из комнат этого дома — кабинет И. Д. Якушкина, восстановленный в том виде, в каком он был при жизни декабриста.

И сегодня, через полтора столетия после восстания, все приезжающие в Читу, Петровский завод и другие места поселений декабристов прежде всего знакомятся со всем, что связано с их именами.

Много мест, связанных с восстанием и именами декабристов, сохранилось в Ленинграде и Москве. Сенатская площадь, на которой произошло в Петербурге восстание, переименована сейчас в площадь Декабристов. И тридцать три могилы декабристов на московских кладбищах говорят о том, что уцелевшие после тридцатилетней каторги и ссылки декабристы именно в Москву приехали, несмотря на то что ни в Москве, ни в Петербурге им не разрешено было яшть после амнистии.
На кладбище Ново-Девичьего монастыря покоятся: М. И. Муравьев-Апостол, А. Н. Муравьев, М. Ф. Орлов, С. П. Трубецкой; на Ваганьковском — А. П. Беляев, М. А. Бестужев, П. С. Бобрищев-Пушкин, Е. П. Оболенский; на кладбище Донского монастыря — В. Т. Зубков, М. М. Нарышкин, П. Н. Свистунов; на Пятницком — И. Д. Якушкин, Н. В. Басаргин; остальные на разных кладбищах Москвы.

205

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Мы, по крайней мере многие из нас, увидели цель жизни народов, цель существования государств, и никакая человеческая сила не может уже обратить нас вспять.
Н. И. Тургенев

ЯСНЫМ зимним утром 1861 года А. И. Герцен гулял со своей двоюродной сестрой Т. П. Пассек по Пале-Роялю, в Париже. Они увидели медленно идущего впереди старика, просто, но хорошо одетого. Его благородная наружность и что-то печально-задумчивое в лице остановили на нем внимание Т. П. Пассек.
— Знаешь ли ты, кто это? — спросил Герцен.
— Не знаю. Скажи, Саша, кто?
— Один из участников четырнадцатого декабря, князь Сергей Григорьевич Волконский, возвращенный из ссылки.
«В памяти моей,— вспоминала Пассек,— осветился трогательный ряд женщин-аристократок — они бросают родных, роскошь, блеск общественного положения и идут за мужьями в глубину Сибири; представился грустно-поэтический вечер, который княгиня М. Н. Волконская, отъезжая в ссылку к мужу, проводит у своей невестки,— умной, талантливой писательницы, княгини 3. А. Волконской,— окруженная самыми замечательными личностями литературного мира того времени.
Печально я смотрела на шедшего впереди нас слабыми ногами старца.
— Хочешь познакомиться с князем? — спросил Саша.
— Конечно, хочу! — ответила я.
Мы ускорили шаги и нагнали князя. Он быстро обернулся к нам. Узнавши Александра, с которым был знаком, приветливо улыбнулся и подал ему руку. Саша, почтительно кланяясь,
сказал:
— Здравствуйте, князь. Как ваше здоровье? Прогуливаетесь, и прекрасно — утро великолепное...
Затем он представил пас друг другу, и мы все вместе отправились дальше. Разговаривая, князь Сергей Григорьевич несколько раз жаловался на свои ноги. Обойдя часть Пале-Рояля, мы зашли отдохнуть на квартиру к Александру. Знакомство с князем Волконским продолжалось, и он нередко посещал нас в Париже...»
Об одном из таких посещений рассказывает в своих «Воспоминаниях» Н. В. Шелгунов:
«Раз я прихожу к А. И. Герцену и застаю такую картину. В мягком большом кресле сидит величавый старик (таких стариков я еще не видывал) с длинными, по плечи, и белыми, как снег, волосами; в лице и во всей фигуре почтенного старика, откинувшегося на спинку кресла, было что-то патриаршее, спокойное; в прямом, ясном взгляде чувствовалась душевная красота и та уверенность в себе, которая дается хорошо прожитой жизнью и спокойной совестью.
Перед стариком стоял Герцен, относившийся к нему с такой сыновней, предупредительной почтительностью и берегущей любовью, которую если нужно уметь вызвать, то еще больше нужно уметь носить в себе.
Этот патриарх-старик был декабрист князь Волконский... Он был лишен возможности жить в Петербурге, но ему не было запрещено жить за границей, и он уехал в Париж...»
М. Н. Волконская, вернувшись в Москву из Сибири, болела и вскоре получила разрешение выехать для лечения за границу. Ее сопровождала дочь Елена Сергеевна.
Через год, по их ходатайству, разрешен был выезд за границу и С. Г. Волконскому. Но он был уже очень болен. Ему разрешили пробыть за границей не более трех месяцев. В связи с болезнью жены и своей собственной он несколько раз обращался к царю с просьбой об отсрочке... В Париже за ним был установлен тайный надзор...
М. Н. Волконская очень изменилась. Все пережитое в ссылке наложило на весь ее облик строгую печать времени. Но лицо ее было одухотворено особой внутренней красотой.
Романтическая и героическая в красоте своего подвига, она смотрела сейчас на жизнь своими большими глазами из глубины перенесенных страданий...
Уезжая из России, она даже не была уверена, что вернется, и взяла с собою в мешочке горсть родной земли, которую просила положить в ее гроб, если умрет вдали от родины...

Вот они идут все трое по улице Мира в Париже — А. И. Герцен, М. Н. Волконская и С. Г. Волконский. И здесь же был вынужден жить Н. И. Тургенев. По-разному сложилась их жизнь, и разная у них судьба: Герцен — вечный изгнанник, Волконские — только что отбыли тридцатилетнюю каторгу и ссылку з Сибири, Н. И. Тургенев, заочно приговоренный по делу декабристов к смертной казни, лишен был возможности вернуться на родину.
Один из активнейших членов Тайного общества, Николай Тургенев пользовался среди товарищей по восстанию большим авторитетом и являлся кандидатом в члены временного правительства после свержения самодержавия. С ним и его братом Александром был очень дружен Пушкин и, находясь в их доме, написал оду «Вольность».
В дни декабрьских событий 1825 года Н. Тургенев находился в Англии и по призыву царского правительства в Россию не вернулся, а Англия отказалась выдать его.
В Петербурге между тем распространился слух, будто Тургенева везут морем в Россию.
П. А. Вяземский написал в те дни стихотворение «Море», в котором называл его «очаровательницей мира, красой творения». Пушкин ответил ему на это:

Так море, древний душегубец,
Воспламеняет гений твой?
Ты славишь лирой золотой
Нептуна грозного трезубец?
Не славь его! В наш гнусный век
Седой Нептун земли союзник.
На всех стихиях человек
Тиран, предатель или узник.
Лишь через тридцать один год после восстания, после амнистии, 11 мая 1857 года, Тургенев приехал на короткое время в Россию вместе с родившимися за границей сыном и дочерью, но скоро снова уехал в Париж. Он скончался 10 ноября 1871 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез, неподалеку от могилы французских коммунаров.

206

* * *
Жалели ли все они о перенесенных страданиях и построили бы свою жизнь иначе, если бы им предложили начать ее сызнова?

«Нет!» — ответил на этот вопрос Волконский. И так ответили бы все вернувшиеся из Сибири декабристы и их жены.
Волконский находился в Париже 19 февраля 1861 года, в день падения крепостничества. Стоя в церкви, он плакал и говорил, что это были самые счастливые минуты его жизни: сегодня уже и в России можно было открыто говорить об ужасах крепостного права, о том, за что декабристы столько выстрадали и, по существу, отдали свою жизнь.
Париж, Ницца, Рим, Женева, Виши, Флоренция... Легко представить себе это сказочное путешествие Волконских после тридцатилетней каторги и ссылки. Здесь они присутствовали на двух свадьбах: их овдовевшая дочь вторично выходила замуж и женился сын Михаил.

207

* * *
Русское передовое общество оказало возвратившимся из Сибири декабристам и их женам сердечную встречу. Даже люди консервативно настроенные считали необходимым выразить им свое уважение. Декабристов всюду охотно принимали.
Через полвека после их возвращения, работая над романом «Декабристы» и вспоминая свою встречу с Волконским в 1861 году во Флоренции, Л. Н. Толстой писал известному пианисту А. Б. Гольденвейзеру:
«Его наружность с длинными седыми волосами была совсем как у ветхозаветного пророка. Как жаль, что я тогда так мало с ним говорил, как бы мне он теперь был нужен! Это был удивительный старик, цвет петербургской аристократии, родовитой и придворной. И вот в Сибири, уже после каторги, когда у жены его было нечто вроде салона, он работал с мужиками, и в его комнате валялись всякие принадлежности крестьянской работы...»
Царское правительство продолжало, однако, относиться к декабристам по-прежнему подозрительно и недоверчиво.
В Москве и Петербурге им не разрешено было жить, но все они стремились быть ближе к Москве. Волконские числились живущими в деревне Зыково, под Москвой, а фактически жили у дочери в Москве. Пущин, женившись па овдовевшей Фонвизиной, поселился в Марьине, близ Бронниц. М. Муравьев-Апостол жил в Твери, Батенков и Оболенский — в Калуге, Анненков — в Нижнем Новгороде, Нарышкины — под Тулой.
Правительственные агенты не спускали глаз с декабристов. В этом смысле любопытен обращенный к московскому генерал-губернатору Закревскому запрос шефа жандармов Долгорукова:
«До сведения государя императора дошло, что... Муравьев-Апостол, Оболенский и Батенков проживают в Москве без разрешения и позволяют себе входить в самые неприличные разговоры о царствующем порядке вещей. Скромнее всех, по слухам, ведет себя Муравьев. Что же касается до Трубецкого и Волконского, то они будто бы бывают во всех обществах с длинными седыми бородами и в пальто...»
Производивший секретное расследование по этому запросу генерал донес:
«Чтобы лица сии позволяли себе входить в самые неприличные разговоры о существующем порядке вещей — я подтвердить не могу. Несмотря на столь продолжительное отчуждение от общества, при вступлении в него вновь, они не выказывают никаких странностей, ни уничижения, ни застенчивости, свободно вступают в разговор, рассуждают об общих интересах, которые, как видно, никогда не были им чужды, невзирая на их положение; словом сказать, 30-летнее их отсутствие ничем не выказывается, не наложило на них никакого особенного отпечатка, так что многие этому удивляются и, предполагая их встретить совсем другими людьми, частию убитыми, утратившими энергию, частию одичавшими, могут находить, что они лишнее себе позволяют».
Закревский сообщал, со своей стороны, шефу жандармов, что он действительно разрешил приехать в Москву, на три дня каждому, Муравьеву-Апостолу, Оболенскому и Батенкову и что Трубецкой и Волконский «действительно носят бороды».
Николая I уже не было в живых, но его сын, Александр II, которого дворянство окрестило «царем-освободителем», продолжал относиться к декабристам мелочно-придирчиво. Волконский обратился однажды с просьбой разрешить ему съездить в Петербург навестить свою больную сестру. На это ему ответили, что государь император «соизволил» отказать в этой просьбе: коль скоро сестра Волконского могла совершить в 1854 году поездку из Петербурга в Иркутск для свидания с братом, то теперь, когда брат уже возвратился из Сибири, она тем более может сама съездить к нему в деревню Зыково под Москвой.
«Дивлюсь, как не надоест им с нами возиться, полагаю, что это делается от безделья»,— писал по этому поводу Якушкин Пущину.

Такое отношение правительства к декабристам вынуждало их быть осторожными. Получив приглашение на обед в годовщину основания Московского университета, 12 января 1862 года, Оболенский уклонился от этого обеда «по случаю различных манифестаций, имеющих неприятные последствия, которых он был свидетелем в прошлом году, по случаю подобного праздника».
Уцелевшие после всего пережитого декабристы тем более старались не терять связи друг с другом.

«Когда смерть разредила наши ряды, чувствуешь потребность сомкнуть их»,— писал М. Муравьев-Апостол Пущину из Твери.

«Хотелось бы почаще с тобой переписываться... Приятно было бы сохранить ту же свежесть чувств, которая так долго у нас хранилась и, верю, сохранится до конца»,— писал Пущину Оболенский.

В Твери, у М. Муравьева-Апостола, состоялось два «съезда» вернувшихся из Сибири декабристов. Они радостно приветствовали друг друга, но, говорили они, «трудно было заменить наш ялуторовский кружок, который всегда останется в сердечной памяти».
О каторге декабристы вспоминали с горечью и грустью и все же радовались, вспоминая, как дружно они все жили там. На память приходили разные смешные эпизоды, вплетавшиеся в их тогдашнюю жизнь, и эти отзвуки прошлого еще больше сближали их.
Декабристы рады были своим встречам.

«Нарышкиных буду рад видеть,— писал Пущин Трубецкому из Марьина в 1857 году,— с 1833 года не виделись, это гомерические сроки! Кроме нашей хронологии, редко где они встречаются...»

208

* * *
Пущин, «Маремьяна-старица», оказавшись под Москвой, не переставал заботиться о нуждающихся товарищах. В Москву он перенес из Сибири малую артельную кассу декабристов. «Горе тому и той, кто живет без заботы сердечной,— это просто прозябание» — писал Пущин Фонвизиной еще из Ялуоровска, и, когда ему предложили еще в Чите принять участие постройке и украшении церкви, он ответил, что лучше вместо этого помочь какому-нибудь нуждающемуся бедняку.

Вернувшись из Сибири, Пущин страдал одышкой, был «переломан совершенно» («куда девалась прежняя удаль?!»). И все же он продолжал вести обширную переписку с товарищами и в нужную минуту всегда приходил им на помощь.

В марте 1858 года Пущин разыскал дочь К. Ф. Рылеева, Настасью Колдратьевну. Она жила с мужем и детьми близ Тулы неподалеку от Нарышкиных, и они помогли разыскать ее.
С 1825 года Пущин остался должен К. Ф. Рылееву 430 рублей и был рад, что получил наконец возможность вернуть этот свой старый долг его дочери.
Он видел ее в последний раз пятилетней девочкой, 13 декабря 1825 года, накануне восстания, в квартире ее отца, и она была очень тронута его письмом.
«С глубоким чувством читала я письмо ваше,— написала она Пущину,— не скрою от вас, даже плакала; я была сильно тронута благородством души вашей и теми чувствами, которые вы сохранили к покойному отцу моему... Как отрадно мне будет видеть вас лично и услышать от вас об отце моем, которого я почти не знаю. Мы встретим вас, как самого близкого, родного. Благодарю вас за присланные мне деньги —430 рублей серебром. Скажу вам, что я совершенно не знала об этом долге...»
Так оставшиеся после 1825 года в живых декабристы не только держали постоянную связь друг с другом, но и восстанавливали старые, утерянные связи далеких прошлых лет...

209

* * *
Жизнь оставшихся декабристов и их жен уже близилась к концу. И по-разному сложилась она после Сибири.

Немногие, вернувшись из Сибири, застали через тридцать лет живыми своих близких и родных, и не все даже могли узнать друг друга. Член Союза Благоденствия полковник А. Ф. Бригген, крестник Г. Р. Державина, герой Бородина и Кульма, был приговорен к двум годам каторги. Жена его, Софья Михайловна, не получила разрешения последовать за мужем. Она ждала его через два года, но он после каторги пробыл в Сибири еще двадцать девять лет в ссылке и вернулся домой лишь в 1857 году, после амнистии. Он никого не узнал.
— Господа, позвольте узнать, кто из вас моя жена. Я Бригген! — весело воскликнул он, оглядев собравшихся.

Он обнял жену, которая в течение десятилетий лишена была возможности быть его спутницей, и шутя сказал, что их брак уже недействителен и они должны «перевенчаться».

210

* * *
Вернувшись из-за границы и проживая в деревне, Волконский все же наезжал в Москву и иногда в Петербург. Ему пришлось побывать в Галерее 1812 года, в Эрмитаже, где —

Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.

Среди окружавших фельдмаршала М. И. Кутузова «начальников народных наших сил» должен был находиться портрет и его, героя 1812 года, генерала С. Г. Волконского, написанный известным художником Джорджем Доу. Но портрета не было. На стене висела зиявшая пустотой большая золотая рама: портрет декабриста Волконского был, по приказанию Николая I, изъят после восстания 1825 года.
В Петербурге рассказывали в начале нашего века, что, проходя как-то по Галерее 1812 года, последний царь, Николай II, увидев на стене пустую раму, спросил директора Эрмитажа Всеволожского, что это за пустая рама.
Тот объяснил, что в ней находился раньше портрет декабриста князя С. Г. Волконского.
— Не повесить ли снова? — спросил Всеволожский...
Лишь в 1903 году, через семьдесят восемь лет после восстания 14 декабря 1825 года и через тридцать восемь лет после смерти С. Г. Волконского, его сохранившийся в кладовой портрет был водворен в Галерее 1812 года на прежнее место...


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."