Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 191 страница 200 из 229

191

Но несчастья продолжали преследовать М. Бестужева: неожиданно скончался его восьмилетний сын Николай, которого он горячо любил, в Москве умерла жившая у сестер его тринадцатилетняя дочь Елена, а в Селенгинске скончалась в 1867 году жена. От туберкулеза умерла и сестра жены.
Оставшись один с двумя маленькими детьми, сыном и дочерью, он решился наконец расстаться с Сибирью и в 1867 году выехал в Москву.
Царское правительство назначило М. Бестужеву пенсию для проживания в столице в размере 114 рублей 28 копеек в год. На эти деньги, конечно, невозможно было существовать с двумя малютками.
Но Бестужевы были горды. Еще Николай Бестужев писал в 1835 году из тюрьмы Петровского завода:
«Положение нашего духа далеко от веселости; но не менее того справедливо, что и всякая печаль чужда нас. Мы думаем, что несчастие должно переносить с достоинством, что всякое выражение скорби — неприлично в нашем положении. Человек, который упал, смешон; еще смешнее, ежели он делает гримасы от ушиба».
М. Бестужев, находясь на поселении в Селенгинске, писал в 1846 году своему другу, А. Н. Баскакову:
«Друг... Наше положение таково, что мы никогда не подадим руки прежде, нежели не увидим, что нам протягивают обе; а сознание правоты своего дела дает нам право иметь столько гордости, чтоб не вымаливать внимания, как милостыни».
Оказавшись в Москве через сорок лет после восстания без всяких средств к существованию и вволю настрадавшись, больной и уставший М. Бестужев отказался, однако, снова обратиться за помощью в Литературный фонд.
На вопрос Семевского, как ему живется в Москве, М. Бестужев ответил:
«Плохо, да, плохо, в худшем значении этого слова... Тяжелое бремя 40-летнего страдания утомило меня. Настоящее мрачно, а будущее еще мрачнее... Три старшие мои сестры, летами далеко за семьдесят, изможденные и душевными и телесными недугами, до того слабы, что достаточно дуновения ветра, чтобы свалить их в могилу... Старшая из них, Елена Александровна, даже год после моего приезда из Сибири была довольно бодра, по и ее душевные и телесные силы подломились... ее можно теперь скорее назвать тенью человека, нежели живым существом. Не сегодня-завтра мы найдем ее на креслах уснувшею вечным сном, а следом за нею отправятся в вечность и две другие сестры, которые ежели еще движутся, то, единственно, цепляясь за ее жизнь. Если определение неумолимого рока так страшно разразится надо мною, я останусь в безысходной нужде».
Это потрясающее письмо закаленного тяжелыми испытаниями семидесятилетнего декабриста Семевский включил в свое личное обращение в Литературный фонд, и 10 декабря 1869 года М. Бестужеву назначена была ежегодная пожизненная пенсия в размере трехсот рублей.
Недолго пришлось, однако, Михаилу Бестужеву пользоваться этой помощью: через полтора года, 21 июня 1871 года, он скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Через три года скончалась Елена Александровна. Одновременно заболели и умерли оставшиеся круглыми сиротами малолетние дети М. Бестужева — Александр и Мария. Две последние сестры Бестужевых, Ольга и Мария, скончались в 1889 году.

192

* * *
Из пяти братьев Бестужевых Михаил умер последним. Еще в Сибири он написал свои «Записки», а вернувшись в Москву,— очерки «Мои тюрьмы».

Морской офицер в прошлом, поэт и мечтатель, на долю которого выпало столько горя и страданий, М. Бестужев имел в виду предпринять поездку на Амур и писал из Сибири своему старому другу, адмиралу М. Ф. Рейнеке:

«Даю себе непременный зарок — одно: посадить по всему течению Амура на каждом нашем ночлеге по нескольку семечек севастопольских акаций, и особенно ниже Сахалан-Ула, то есть там, где Амур, склоняясь к югу, орошает самую благоприятную почву виноградов, дубов и вязов. К ним присоединяю я косточки одной из лучших родов владимирской вишни, и когда со временем эта великолепная амурская аллея разрастется, то грядущее поколение юных моряков, отправляясь Амуром на службу в будущий Севастополь на Тихом океане, будет отдыхать под их сенью, составляя планы будущей жизни,— незабвенная слава трех погибших под Севастополем адмиралов и их учителя (М. П. Лазарева.— А. Г.) навеет на душу их благородную решимость подражанья таким высоким образцам, и они поблагодарят старого моряка».

Письмо это написано было М. Бестужевым в годы Севастопольской обороны. Поездка его на Амур состоялась в 1857 году. Но неосуществившиеся мечты декабриста о создании великолепной амурской аллеи говорят о том, что если последняя мысль умиравшего Николая Бестужева неслась к осажденному Севастополю, то брат его, Михаил Бестужев, находясь на последней грани нужды и человеческих страданий, не переставал мечтать о величии своей родины.

Так угасла вся большая, талантливая семья Бестужевых: мать, пять братьев, три сестры и дети...

193

ОСВОБОЖДЕНИЕ

Люби меня по-прежнему, как и я тебя. Мы становимся стариками,
издержка на это чувствование, стало быть, будет недолгая.
Н. А. Бестужев — Г. С. Батенкову

НИКОЛАЮ I до самых последних лет его жизни нельзя было по-прежнему даже напоминать о декабристах. Самые имена их царь хотел вытравить из памяти своих подданных.
Через четырнадцать лет после восстания, в 1839 году, известный издатель того времени А. Ф. Смирдин выпустил иллюстрированное издание «Сто русских литераторов». Среди них был и портрет пользовавшегося тогда большой популярностью писателя-декабриста А. Бестужева (Марлинского). Разрешение на печатание и выпуск альманаха дал сам управляющий делами III отделения А. Н. Мордвинов.
Имена участников восстания на Сенатской площади продолжали жить в сердцах народа. Многие вырезали из альманаха и повесили у себя портрет А. Бестужева (Марлинского).
Великий князь Михаил Павлович поспешил донести об этом своему брату, Николаю I:
— Вот те, кто заслужили виселицу, ныне заслужили чести вывесить свои портреты.
Николай I возмутился.
— Его развесили везде, а он хотел нас перевешать! — кричал он.
А. Н. Мордвинов был уволен от должности, а из альманаха жандармы начали удалять портрет А. Бестужева (Марлинского). По простоте своей, сестра его, Е. А. Бестужева, передала жандармам девятьсот экземпляров портрета, и они потом продали их в Гостином дворе. Семьдесят экземпляров скрыл переплетчик и тоже продал на ярмарке.
В цензурном комитете надолго запомнилась эта история. Через тридцать четыре года после восстания, в 1859 году, когда Николая I уже не было и декабристы были амнистированы, редактор «Живописной русской библиотеки» К. А. Полевой хотел поместить в своем журнале портрет А. Бестужева (Марлинского) и напечатать его письма.
По этому поводу возникла обширная переписка, и в цензурном комитете вспомнили, что еще в 1839 году Николай I, «усмотрев в издании «Сто русских литераторов» помещенный портрет Бестужева, крайне сему удивился и недоумевал, каким образом сие могло быть допущено».
Разрешение на напечатание портрета не было дано...

194

* * *
Как-то, через десятилетия после восстания, присутствуя на спектакле итальянской оперы в Петербурге, Николай I увидел в ложе министра двора генерал-фельдмаршала П. М. Волконского юную, красивую девушку. Это была Нелли, родившаяся в Сибири дочь М. Н. Волконской.
— Кто это у тебя в ложе сидит, красавица? — спросил царь своего министра.
— Это моя племянница.
— Как — племянница? У тебя нет племянницы...
— Волконская.
— Какая Волконская?
— Дочь Сергея, брата моей жены.
— Ах, это того, который умер!
— Он, ваше величество, не умер...
— Когда я говорю, что умер, значит, умер! — сухо подчеркнул царь...
Декабрист С. Г. Волконский был еще в то время жив. Жива была и жена его, Мария Николаевна, но большинство декабристов уже действительно умерли.
Они становились стариками и один за другим умирали. Разбросанные по всей Сибири, декабристы не сразу узнавали о гибели того или другого товарища.
В 1848 году Завалишин спрашивает в письме к Пущину, как живут Барятинский и Повало-Швейковский.
Пущин отвечает:
«Меня удивил твой вопрос... И тот и другой давно не существуют. Один кончил жизнь свою в Тобольске, другой — в Кургане».
Охватившее в то время Западную Европу революционное движение несколько подняло настроение декабристов. С большим интересом следили они за развитием событий. Когда реакция восторжествовала, декабристы прекрасно понимали, какую роль сыграл в этом деле «жандарм Европы» — русский император Николай I. Им было ясно, что никакой милости от царя оставшимся в живых декабристам уже ждать нечего, и они безнадежно смотрели на свое будущее.
И чем дальше, тем безнадежнее становились их настроения.
«Пишу из могилы»,— писал Батенков Пущину, и старый товарищ в своем ответном письме всячески старался ободрить своего просидевшего двадцать лет в Алексеевской равелине Петропавловской крепости друга. В письме от 14 января 1854 года из Ялуторовска Пущин поздравляет Батенкова с Новым, двадцать девятым годом их пребывания в Сибири. Он пишет: «Пора обнять вас, дорогой Гаврило Степанович, в первый раз в нынешнем году, и пожелать вместо всех обыкновенных при этом случае желаний продолжения старого терпения и бодрости: этот запас не лишний для нас, зауральских обитателей без права гражданства в Сибири...»
Декабрист Штейнгель оставил в России крошечного сына, когда начал свой тридцатилетний путь каторги и ссылки, и 18 июня 1854 года пишет Пущину из Тобольска в Ялуторовск:
«Вот и последнему моему исполнилось сегодня 29 лет! Пасмурность и дождь, не лучше и на сердце. Побеседую с Вами, мой родной, благородный друг...»

195

* * *
«Только семейные радости,— писала родным в Россию жена декабриста А. И. Давыдова,— разгоняли эту беспросветную скорбь... Иногда, хоть и редко, на короткое время забываем, где мы теперь...» И потому легко представить себе, как обрадовал Давыдовых неожиданный приезд к ним из Каменки двух дочерей и сына. Они оставили их после восстания 14 декабря маленькими детьми, а к ним в Сибирь приехали уже взрослые молодые люди. Их сын Петр женился впоследствии на родившейся в Сибири дочери Трубецких, Елизавете.
Познакомился наконец с приехавшими к нему двумя сыновьями и декабрист Якушкин. После смерти жены, не получившей разрешения следовать за мужем в Сибирь, их воспитывала мать жены, Н. Н. Шереметева. Это была умная и образованная женщина, тетка поэта Ф. И. Тютчева, большой друг Н. В. Гоголя, пользовавшаяся уважением среди своих друзей и знакомых.
Старшему сыну Якушкина, Вячеславу, было уже двадцать семь лет, когда он приехал к отцу в Ялуторовск, младшему, Евгению, шел двадцать пятый год.
Якушкин с гордостью показывал сыновьям организованную им в Ялуторовске, в память своей умершей жены, их матери, женскую школу...
Анненковых обрадовал приезд дочери. Уезжая после восстания в Сибирь, Полина Гебль оставила дочь у матери Анненкова. Сейчас дочь Анненковых приехала к родителям со своими двумя малолетними детьми. Ночью она отыскивала в Тобольске их дом. Услышав шум, ее мать, не ожидавшая еще приезда дочери, выбежала на улицу. Она увидела шедшую ей навстречу молодую женщину и в недоумении остановилась, не зная, назвать ли дочерью ту, которая уже обняла ее, целовала.
В 1851 году Волконских посетила сестра декабриста, вдова министра императорского двора и фельдмаршала, Софья Григорьевна Волконская.
Ее встретили торжественно. Сергей Григорьевич Волконский выехал вперед и ожидал сестру в семи верстах от Иркутска, в старом Иннокентьевском монастыре. Ему было в то время шестьдесят шесть лет, сестре — шестьдесят восемь.
С. Г. Волконскую сопровождала из Петербурга племянница, дочь Волконских, Нелли, и с нею же приехала компаньонка, Аделаида Тэт, горбатая, с двумя торчащими вперед зубами, но необычайно веселая и остроумная женщина. Несколько месяцев С. Г. Волконская прожила в Иркутске, в семье брата. Вместе с ними она посетила семью Бестужевых в Селенгинске и заезжала в Ялуторовск, где жили декабристы.
Любопытно, что даже приезд в Сибирь к брату такой знатной особы, как С. Г. Волконская, сопровождался подпиской о том, что она ни с кем не будет переписываться из Сибири, а при возвращении в Петербург ни от кого не примет писем и «вообще будет поступать с тою осторожностью, которую требует положение ее брата в Сибири».
Приезды эти являлись праздниками для всех декабристов и отвлекали их от тягостной и безнадежной действительности.

196

* * *
Большую радость доставляла декабристам и их женам на поселении музыка. В Сибирь в то время уже начали приезжать на гастроли артисты из России. В Иркутске гастролировала тогда скрипачка Отава, давали концерты певица Ришье, виолончелистка Христиани и пианист Малер. Ришье провела в Урике вечер в доме Волконских. Собравшиеся декабристы с наслаждением слушали ее...

После одного такого концерта этой приезжей артистки, на котором присутствовала М. Н. Волконская с детьми, генерал-губернатор Руперт отдал распоряжение «запретить женам и детям государственных преступников посещать общественные места увеселений», так как это не соответствует их положению, и тем более неуместно «свободное посещение ими, под каким-либо предлогом, казенных заведений, для воспитания юношества предназначенных».

Это было уже на двадцать третьем году пребывания Волконских в Сибири. Мария Николаевна написала об этом своей сестре, Екатерине Орловой. Через короткое время генерал-губернатор Руперт вынужден был по приказу из Петербурга отменить свое распоряжение.

Приезжавшие в Сибирь артисты давали концерты в Тобольске, Омске, Ялуторовске, и всюду декабристы являлись на их концертах почетными гостями.

197

* * *
Декабрист М. С. Лунин как-то посетил в Урике Волконских. Было поздно. Мария Николаевна, убаюкивая маленькую Нелли, напевала старинный романс.
«Я слышал,— писал после этого вечера Лунин сестре,— последнюю строфу из гостиной и был опечален тем, что опоздал... Материнское чувство угадывает. Она взяла свечу и знаком показала, чтобы я последовал в детскую... Мать, счастливая отдыхом дочери, казалась у постели ее одним из тех духовных существ, что бодрствуют над судьбой детей... Музыка была мне знакома, но в ней была для меня прелесть новизны, благодаря контральтовому голосу, а может быть, благодаря той, которая пела... Ария Россини произвела на меня впечатление, которого я не ожидал...»
Проживая на поселении, многие декабристы обзавелись инструментами. В 1852 году, не надеясь на скорое освобождение, Пущин просит своего лицейского товарища и друга Ф. Ф. Матюшкина купить для него фортепьяно и выслать зимними обозами в Тюмень, на его имя. «Я думаю, все это обойдется не более трехсот целковых...» — добавляет Пущин.
Через несколько месяцев, в феврале 1853 года, фортепьяно было получено, и Пущин направил по этому поводу Матюшкину восторженное письмо:
«...Ура лицею старого чекана!» Это был вечером тост при громком туше. Вся древность наша искренне разделила со мной благодарное чувство мое; оно сливалось необыкновенно приятно со звуками вашего фортепьяно. Осушили бокалы за вас, добрые друзья, и за нашего старого директора (Энгельгардта.— А. Г.).

Теперь Аннушка уроки берет дома — и субботы мои оживились для молодежи... Старый лицей над фортепьянами красуется, а твой портрет с Энгельгардтом и Вальховским — на другой стенке, близ письменного моего стола. Ноты твои Аннушка скоро будет разыгрывать, а тетрадка из лицейского архива переписана. Подлинник нашей древности возвращаю. От души тебе спасибо за все, добрый друг!..»

Аннушка была родившаяся в Сибири дочь Пущина, которую он очень любил и которая за год до амнистии выехала с младшим братом в Россию...
Увлекаясь музыкой, декабристы приобщали к ней и местное население.
Музыка хоть на короткое время отвлекала декабристов и их жен от тяжких мыслей, тревог и забот. Между тем жить становилось все труднее и труднее. Близкие и родные постепенно уходили из жизни, их оставалось все меньше, и помощь из Петербурга стала поступать реже.
Приходилось изыскивать средства для существования. Многие декабристы пробовали заниматься хлебопашеством, но, глядя на сельскохозяйственные занятия С. Г. Волконского, Ф. Ф. Вадковский писал И. И. Пущину:

«Он посвящает хлебопашеству то время, которое оставляет ему воспитание детей, то есть сеет деньги, жнет долги, молотит время и мелет пустяки, когда уверяет, что это дело выгодно...»
Другие декабристы, как, например, Н. Ф. Лисовский и И. Б. Аврамов, промышляли по Енисею рыбой, П. А. Муханов и Ф. Ф. Вадковский вели торговлю хлебом, И. И. Горбачевский пробовал заниматься мыловарением, а приехавший в Сибирь племянник И. И. Пущина пытался привлечь дядю заняться добычей золота, чем тогда занимались многие сибирские промышленники.
Занятия торговлей могли наложить на декабристов определенный отпечаток, и Якушкин счел необходимым написать по этому поводу Пущину:
«От нас всегда зависит много уменьшить наши издержки... Во всяком положении есть для человека особенное назначение, и в нашем, кажется, оно состоит в том, чтобы сколько возможно менее хлопотать о самих себе. Оно, конечно, не так легко, но зато и положение наше не совсем обыкновенное. Одно только беспрестанное внимание к прошедшему может осветить для нас будущее; я убежден, что каждый из нас имел прекрасную минуту, отказавшись чистосердечно и неограниченно от собственных выгод, и неужели под старость мы об этом забудем? И что же после этого нам остается?..»
Высказанные Якушкиным в письме к Пущину взгляды были присущи почти всем декабристам. Чем бы они, нуждаясь, ни занимались, они жизнь свою всегда рассматривали в свете идей 14 декабря. Любой человек может совершить любой поступок, но их действия не могут рассматриваться сами по себе. Положение их было «не совсем обыкновенное», и они полагали, что все их дела должны рассматриваться в свете дней, озаривших их молодые годы. Они были «лучшие люди»...

198

* * *
За несколько лет до амнистии, в 1850 году, декабристы тепло и радушно встретили прибывших в Сибирь осужденных петрашевцев.
Декабристы знали о процессе кружка петрашевцев. Кружок этот существовал с 1845 по 1849 год и отражал глубокие социально-политические и идейные искания демократически настроенного дворянства и разночинной интеллигенции, находившихся под влиянием освободительных идей декабристов, а также А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Петрашевцы боролись за установление в России республиканского строя, за уничтожение крепостничества и революционное переустройство общества.
Среди петрашевцев оказался провокатор, Антонелли, и в ночь на 23 апреля 1849 года они были по его доносу арестованы и заключены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. К следствию привлечено было больше ста человек, суду предано двадцать три. Из них двадцать одного человека приговорили к расстрелу. На Семеновском плацу в Петербурге их одели в белые саваны, завязали глаза и поставили под расстрел. В последнюю минуту им объявили о замене смертного приговора каторгой и арестантскими ротами.
Отбывать наказание петрашевцев отправили в Сибирь. По дороге они остановились на несколько дней в Тобольске.
Петрашевцы находились в очень печальном состоянии. Лишенные какой бы то ни было материальной помощи, голодные и холодные, они сидели в общеуголовной тюрьме.
Узнав об их приезде, жены декабристов сразу пришли им на помощь, и первой откликнулась Н. Д. Фонвизина. В особенно тяжелом состоянии она нашла Петрашевского — больного, истощенного, в кандалах.
Узнав, что фамилия жены декабриста, посетившей его в тюрьме, Фонвизина, Петрашевский рассказал ей, что к их кружку был близок некий Дмитрий Фонвизин, двадцатипятилетний юноша... Он был болен туберкулезом, находился при смерти и потому избежал ареста и тюрьмы...
Фонвизиной стало ясно, что Петрашевский рассказывал ей об участи ее сына, которого она, уезжая за мужем в Сибирь, оставила в России ребенком. Она вышла от Петрашевского потрясенная и взволнованная, хотя давно уже знала, что оба ее оставшиеся в России сына умерли...

Среди петрашевцев находился и осужденный на каторгу Ф. М. Достоевский. Ему было тогда двадцать восемь лет, он был уже довольно известным писателем, автором «Бедных людей», «Неточки Незвановой», «Белых ночей».
Жены декабристов, Фонвизина и Анненкова, подарили Достоевскому Евангелие с заклеенными в переплете деньгами. По этому поводу он писал позже:
«Эту книгу с заклеенными в ней деньгами подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном привыкли видеть брата».
Евангелие это было единственной книгой, которую в те времена разрешали иметь в тюрьме заключенным. Оно находится сейчас в музее Ф. М. Достоевского в Москве.

199

Когда наступил день отправки петрашевцев, Фонвизина поехала проводить их. Свидание должно было состояться в семи верстах от Тобольска, по Омской дороге. Стоял страшный холод — было больше 30 градусов,— ветер в открытом поле дул нестерпимо. Фонвизина и бывшая с нею спутница промерзли, а отправка петрашевцев почему-то задерживалась. Оставив кучера на дороге, они ушли вперед.
Наконец послышался звон бубенцов, подъехали и остановились, как условлено было, две тройки. Достоевский и его товарищ, петрашевец Дуров, выпрыгнули из повозок. Они были в арестантских полушубках и меховых малахаях. На ногах — кандалы.
Фонвизина простилась с ними и дала письмо к своему доброму знакомому, инспектору Омского кадетского корпуса И. В. Ждан Пушкину, которого просила помочь петрашевцам.
— Не теряйте бодрости духа, о вас будут там заботиться добрые люди! — крикнула петрашевцам Фонвизина, когда ямщик ударил по лошадям и тройки помчались «в непроглядную даль их горькой участи». От Тобольска до Омска было шестьсот верст...
Полученное Достоевским от Фонвизиной письмо дало некоторые результаты. В Омске проживал некий священник Сулоцкий, живший до того в Тобольске и Ялуторовске. Он находился в дружеских отношениях со многими декабристами, и через него их жены держали связь с Достоевским.
Сулоцкий сообщал, что Достоевский находился в тюремном госпитале, что главный лекарь Троицкий предлагал ему лучшую пищу, а иногда и вино, но Достоевский от всего отказывался и только просил, чтобы его почаще принимали в госпиталь и содержали в сухой комнате.
Позже Сулоцкий писал, что он добился разрешения посылать Достоевскому книги и журналы — правда, лишь религиозно-духовного содержания,— и добавил, что Достоевский просил прислать ему «Историю» и «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Ни в одной библиотеке Омска книг этих, однако, не оказалось.
Так прошло четыре года омской каторги, по окончании которых Достоевский и Дуров были освобождены из тюрьмы, определены рядовыми и лишь в 1856 году получили разрешение вернуться в Россию.
Выйдя из тюрьмы, Достоевский сообщил Фонвизиной свой новый адрес: «Семипалатинск, Сибирский линейный № 7 батальон, рядовому Федору Михайловичу Достоевскому».
Находясь на каторге, и после, уже живя в Петербурге, Достоевский благодарно вспоминал теплое, внимательное и заботливое отношение жен декабристов к нему и ко всем петрашевцам. 22 февраля 1854 года он писал своему брату, М. М. Достоевскому:

«Ссыльные старого времени,— т. е. не они, а жены их,— заботились об нас, как об родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самопожертвованием. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас...»
Сообщая Фонвизиной свой новый семипалатинский адрес, Достоевский добавил, что лучше все же писать ему по адресу его живущего в Петербурге брата, М. М. Достоевского: так, кружным путем, письма вернее и безопаснее дойдут до него в Семипалатинск.
Уже вернувшись из Сибири домой и живя в своем имении Марьино, под Москвой, Фонвизина вела деятельную переписку с своими оставшимися в Сибири друзьями. Переписывалась она и с Достоевским. Она рассказывала писателю, как неприветливо встретила ее Москва после 25-летней каторги в Сибири. Достоевский, сам испытавший прелести каторги, писал ей 20 февраля 1854 года из Омска:
«С каким удовольствием я читаю письма ваши, драгоценнейшая Н. Д. Вы превосходно пишете их, или, лучше сказать, письма ваши идут прямо из вашего доброго, человеколюбивого сердца, легко и без натяжки...
Я слышал, вы куда-то хотите ехать на юг? Дай вам бог выпросить позволение. Но когда же, скажите, пожалуйста, когда же мы будем свободны, или по крайней мере, так, как другие люди? Уж не тогда ли, когда совсем не надо будет свободы? Что касается до меня, то я желаю лучше всего или уж ничего. В солдатской шинели я такой же пленник, как и прежде...»
Все пережитое Достоевским на каторге нашло свое отражение в его «Записках из Мертвого дома», написанных в начале шестидесятых годов, по возвращении писателя из ссылки в Петербург.
Книга эта, как писал Герцен, «явилась страшным повествованием, относительно которого автор, вероятно, и сам не подозревал, что, очерчивая своей закованной в кандалы рукой фигуры своих сотоварищей-каторжников, он создавал из нравов одной сибирской тюрьмы фрески а 1а Буонаротти».
Царская цензура, однако, нашла, что Достоевский не показал в своей книге ужасов каторги и у читателя могло создаться превратное впечатление о каторге, как о слабом наказании для преступника. Это заставило Достоевского дополнить вторую главу книги небольшим отрывком, в котором он писал, что, несмотря ни на какие облегчения участи каторжных со стороны правительства, каторга не перестанет быть нравственной мукой, невольно и неизбежно карающей преступника. Достоевский так и начинал свой отрывок: «Одним словом, полная, страшная, настоящая мука царила в остроге безысходно», и писал, что самая страшная мука заключается в лишении человека свободы и гражданских прав.
«Записки из Мертвого дома» принесли Достоевскому всемирную известность. Они показали, как страшна была царская каторга, к которой Николай I приговорил декабристов навечно.

200

* * *
Вступив на престол, новый царь, Александр II, опубликовал приказ по войскам, в котором приводил последние слова умиравшего Николая I: «Благодарю славную верную гвардию, спасшую Россию в 1825 году, равно храбрые и верные армию и флот».

После такого приказа по войскам нового царя декабристы ни на что уже не надеялись.
«...Ныне пришла почта российская,— писал Волконский сыну Михаилу,— и мои кости останутся в Сибири. О себе не горюю — накликал на себя этот удел; и все-таки совесть чиста и готов предстать пред суд божий без упрека в тщеславии или эгоистически в чем; родина и убеждения были причиной моего немалого самопожертвования. Мапифест ясен, и о нас ни полслова, как Войнаровского наша память похоронена будет в Сибири; о себе не сетую: чем более испытал, тем в самом себе я становлюсь выше, но о матери твоей, о тебе, мой друг, и твоей будущности, о разлуке с дочерью... сильно и сильно горюю...»
Волконский просит сына получить для него разрешение выехать вместе с матерью из Сибири и заканчивает письмо словами: «Исполнение двух моих умолений снимет тяжкий камень с моего сердца, и тогда я спокойнее сойду в могилу»...
Проходили месяц за месяцем и ничего нового декабристам не приносили. Из Петербурга шли вести неутешительные.
В одном из писем к друзьям Пущин писал в апреле 1856 года из Ялуторовска:
«Бесцветное какое-то начало нового царствования. Все подличают публично и подчас целуют руку у царя. Все дико и ничего не обещает хорошего. Адресов и приказов нет возможности читать. Отличились четыре генерал-адъютанта, а Ростовцев (который сообщил в декабре 1825 года Николаю I о существовании заговора), тот просто истощается в низости; нет силы видеть такое проявление верноподданничества. Не знаю, были ли такие сцены при Николае... Знаю только, что Александр I не дозволял так кувыркаться. По-моему, это упадок, и до сих пор не вижу ничего, кроме упадка. Между тем время такое, что можно бы на что-нибудь получше обратить умы...»
Взоры всей России были в то время обращены к героическому Севастополю, и декабристы жадно ловили все приходившие оттуда известия.
«Разумеется,— писал Пущин Якушкину,— очень естественно человеку, рожденному в свет, умереть, как царю, так и подданному, но умереть в такую минуту тому, который затеял всю кутерьму, это не совсем обыкновенно. Одним словом, этим многое может разрешиться. Новому правителю легче действовать и поправлять ошибки не свои...»
И добавлял в конце письма:
«Я ничего не загадываю, но и не удивлюсь, если скажут: отправляйтесь куда знаете. 30 лет без нескольких месяцев — такая хронология не часто бывает...»
В бумагах Пущина сохранилось письмо к нему, без подписи и даты, от какого-то родственника из Петербурга, который писал о настроении тогдашних прогрессивных кругов России:
«Грустно подумать, что время уничтожает следы всего былого, что никто не вспомнил об изгнанниках, озаривших самое начало царствования его таким ярким блеском!..»
Но все же внимание нового царя обратили на необходимость «кончить всю эту сумятицу и вывести с честью Россию из этого посконного ряда без отрепьев». Городничие тех мест, где жили на поселении декабристы, неожиданно получили приказ собрать и сообщить губернаторам показания декабристов о том, где живут их близкие и родные и из кого они состоят.
«30 лет пишу через III отделение,— иронически заметил по этому поводу Пущин в письме к Фонвизиной.— Прошу взглянуть на адресы, и все сведения получите. По-моему, если хотят вернуть допотопных, стоит только сказать: поезжайте, куда желаете, и скажите нам, куда едете... Все-таки видно, что чего-то хотят, хоть хотят не очень нетерпеливо...»


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."