* * *
Медленной смертью умирал в Сибири единственный декабрист-крестьянин, член Общества соединенных славян П. Ф. Выгодовский. Вступив на путь революционной борьбы двадцатидвухлетним юношей, он прошел через каторгу, двадцать шесть лет пробыл на поселении и затем накануне общей амнистии декабристов был вторично приговорен к пожизненной ссылке. Пятьдесят четыре года, почти всю свою сознательную жизнь, он провел в тюрьмах, на каторге и в ссылке.
Выгодовский точно выполнил клятву, которую дал, вступая юношей в Общество соединенных славян: «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян»...
Семнадцатилетним пареньком он покинул родную деревню Ружичную, Подольской губернии, ушел из дома отца, крестьянина Тимофея Дунцова, и, завербованный отцами иезуитами в богословскую школу, вышел оттуда с аттестатом на латинском языке уже не под своим настоящим именем Дунцова, а под фамилией польского дворянина Выгодовского. Это дало ему возможность поступить на казенную службу, на что крестьяне не имели тогда права.
Он стал скромным чиновником, но очень скоро познал, что представляли собою присутственные места и чиновное начальство начала прошлого века; он называл их — «воровские притоны» и «разбойничьи атаманы». «И каких мерзостей, сумасбродства и беззаконий не делается в России всеми штатами, чинами и прохвостами, и все по указу его императорского величества»,— писал он, имея в виду, что всякое, даже не очень значительное, распоряжение местных властей объявлялось со ссылкой на царя: «По указу его императорского величества...»
Случай свел Выгодовского с членами тайного Общества соединенных славян. Эта новая для него среда значительно расширила его кругозор и повела по совершенно новому жизненному и политическому пути. Летом 1825 года он стал членом Общества, а после поражения восстания был арестован, в феврале 1826 года направлен в Петербург, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к двум годам каторги и вечному поселению в Сибири. Срок этот был сокращен, и через год Выгодовский был отправлен из Читинского острога на поселение в Нарым.
Он живет здесь в очень тяжелых условиях, впроголодь, и, являясь одним из немногих грамотных людей в нарымском захолустье, становится ходатаем по делам местной бедноты. Он пишет для них всякого рода просьбы и жалобы, которые местное начальство называет «ябедами»,— вскрывает в них наглое самоуправство, взяточничество и насилия местных и томских чиновников. По словам Выгодовского, «чины — хапуги, чернильные гнусы, воры и бездельники», составившие целый «воровской завод... шайку» и отнимающие «у нищего последний кошель». Он изобличает их в том, что воры промышляют открыто, а чиновные взяточники и казнокрады прячутся за статьи и букву закона.
Все это, конечно, не нравилось администрации, и в III отделении он был на особом учете как «человек образа мыслей весьма преступного».
В 1851 году, после двадцати пяти лет сибирской ссылки, его лишают назначенного декабристам ежегодного денежного пособия в 200 рублей, и он вынужден существовать на довольствие в размере 132 рублей 50 копеек ассигнациями, равных 52 рублям 15 копейкам серебром в год. Выгодовский пишет одну жалобу за другой, в которых обвиняет «томскую воровскую шайку чернильных гнусов» в том, что его «из последнего куска хлеба обкрадывают».
«За дерзости в прошениях» против него возбуждают уголовное дело, в 1854 году арестовывают и закованным в кандалы направляют в Томск. При аресте у него отобрали 3588 листов рукописей, «наполненных самыми дерзкими и сумасбродными идеями о правительстве и общественных учреждениях, с превратными толкованиями некоторых мест священного писания и даже основных истин христианского учения».
29 апреля 1855 года, через месяц после общей амнистии декабристов, Выгодовского приговаривают к наказанию плетьми, но, согласно манифесту, освобождают от этого и ссылают «в более или менее отдаленные места Сибири», обязав подпискою ни под каким видом не заниматься сочинением прошений по жалобам местного населения. В то время как остальные декабристы уже получили разрешение вернуться на родину, Выгодовский был отправлен в Вилюйск, Якутской области. Его тяжелый, мучительный переход «по канату», в партии воров и каторжников, во вторичную бессрочную ссылку длился полтора года.
Отобранные у Выгодовского 3588 листов рукописей, носивших резко обличительный характер царской администрации и самого Николая I, которого он называет «хищнейшим всего заседателем и обдирателем, прохвостом, душителем, убийцей, палачом, заплечным мастером и висельником», были уничтожены. В Центральном Государственном историческом архиве в Москве сохранился лишь краткий конспект рукописного наследия Выгодовского.
В Вилюйск старый декабрист прибыл без гроша денег и оказался навсегда оторванным от товарищей по восстанию. Организованная до него в Вилюйске М. И. Муравьевым-Апостолом школа распалась, и Выгодовский занялся обучением детей местного населения, что давало ему средства для существования.
Выгодовский прожил в Вилюйске свыше пятнадцати лет. В 1872 году сюда привезли Н. Г. Чернышевского, и накануне его приезда из этого заброшенного городка увезли всех других «неблагонадежных» лиц. Выгодовского направили в село Урик, под Иркутском, где до амнистии жили Волконские, Лунин и многие декабристы. Через сорок четыре года после восстания семидесятилетнему Выгодовскому разрешено было поселиться в Иркутске. Здесь он прожил еще десять лет и в 1881 году скончался.
Он был последним умершим в Сибири декабристом.