Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 171 страница 180 из 229

171

* * *
В Кургане были поселены Нарышкины, Розен, Лорер и еще несколько декабристов, переведенных сюда из Мертвого Култука, Витима, Пелыма, Березова и Кондинска. Здесь жили еще несколько поляков, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1830 года.
Первые польские изгнанники прибыли в Сибирь в 1832 году. Многие из них были осуждены на каторгу сроком до двадцати лет, другие на поселение. Они проживали в Западной Сибири на строгом режиме, им не разрешалось выезжать за пределы десяти верст от места их жительства. В 1833 году осужденных поляков направили и в Нерчинские рудники. Большой Нерчин-ский завод называли столицей забайкальских польских изгнанников.

Тюремное начальство встретило их сурово, но благодаря влиянию декабристов режим их жизни постепенно смягчался и положение улучшалось. Они жили очень организованно, учредили кассу взаимопомощи, создали хорошую библиотеку, завели огороды, для которых выписывали семена из Польши.

Параллельно с декабристами они вели работу по обучению детей грамоте и музыке. Эта их совместная просветительная деятельность будила мысль населения, поднимала самосознание.

Декабристы помогали полякам на поселении чем могли — одеждой, деньгами, продовольствием. В 40-х годах некоторые участники польского восстания — студенты Виленского университета — были амнистированы и вернулись на родину. В этом помогли им декабристы.

Декабрист Лунин написал в Акатуевской тюрьме большой очерк «Взгляд на дела Польши». Одоевский откликнулся на польские события одним из лучших своих стихотворений — «При известии о польской революции»...

172

* * *

В Кургане декабристы собирались обычно у Нарышкиных. Поляки жили несколько обособленно. Один из них, бывший адвокат Савицкий, грустный и задумчивый человек, ежедневно в один и тот же час шел на прогулку, и всегда по одному и тому же направлению. Когда ему предложили пойти по другой, более живописной и удобной дороге, он сказал:
— Всякий раз, что я гуляю по этой дороге, меня утешает мысль, что я двумя верстами ближе к моей милой Польше, к моей семье и детям. Мне всегда кажется, что они бегут ко мне навстречу и мы сейчас обнимем друг друга...
В кавун Нового года декабристы и поляки всегда приглашались к Нарышкиным. Вспоминали Петербург, Варшаву, желали друг другу встретить будущий Новый год на родине. После ужина Нарышкина садилась за рояль и пела романсы и песни. Под ее аккомпанемент поляки пели польские национальные песни. Раздавались звуки мазурки и краковяка, танцевали.
Декабристам жилось в Кургане неплохо. Обладая значительными средствами, Нарышкины много помогали и нуждавшимся обывателям, лечили их, приобретали лекарства, тяжелобольных посещали на дому. Особо нуждавшимся приносили пищу, одежду и деньги.
Население Кургана очень любило их. Люди, получавшие от Нарышкиных ту или иную помощь, в простоте своей часто говорили: «За что такие славные люди сосланы в Сибирь? Ведь они святые, и таких мы еще не видали».
Ссылаясь на слабое здоровье, Нарышкина возбудила в начале 1835 года ходатайство о разрешении ее мужу переселиться в одну из южных губерний России, но царь отказал.
Летом 1837 года, путешествуя по Сибири, Курган посетил наследник престола, будущий император Александр II. Курганское начальство всполошилось. Б Сибири еще не видали такого высокого гостя. В Кургане, как и во всей Сибири, процветало взяточничество, и городское начальство волновалось, опасаясь возмездия за свои многочисленные старые и новые грехи.
Наступил день приезда наследника. Приказано было звонить во все колокола, жечь плошки и смоляные бочки. Декабристам предложено было не показываться на улицах города, и они собрались у Нарышкиных, живших против дома, где остановился наследник.
Наследник осведомился у городничего, есть ли в городе сосланные по делу 1825 года. Тот объяснил, что им велено было не присутствовать при встрече, «чтобы не произвести дурного впечатления на его высочество». Наследник приказал собрать декабристов на другой день в церкви во время богослужения.
Они собрались, но он лишь посмотрел на них, издали поклонился и, не сказав ни слова, вышел из церкви...
Наследника сопровождал в путешествии по Сибири его воспитатель, поэт Жуковский. Он был знаком с Нарышкиными, встречался у Карамзиных с Розеном и его женой, был в дружеских отношениях с декабристом Бриггеном, который перевел с латинского языка жизнеописание Юлия Цезаря и свой труд посвятил Жуковскому. Всех их посетил поэт.
Пользуясь пребыванием в Кургане наследника, декабристы возбудили через Жуковского ходатайство о разрешении вернуться в Россию. Наследник написал об этом отцу, Николаю I, но тот ответил, что «этим господам путь в Россию ведет через Кавказ».
Прошло не более двух месяцев, и из Петербурга получен был список шести декабристов, которых приказано было отправить рядовыми на Кавказ, в действующую армию.

Когда городничий сообщил об этом, все были поражены. Лорер сказал:

— Если это новое наказание, то должны мне объявить мое преступление. Ежели же милость, то я могу от нее отказаться, что и намерен сделать.
— Ничего не знаю,— ответил городничий.— Я получил депешу, по которой вас требуют в Тобольск для отправки оттуда на Кавказ солдатами.
Взволнованы были полковник Нарышкин и поручик Розен, в глубоком раздумье ходил из угла в угол по комнате майор Лорер. Он говорил:
— Кампании 1812, 1813 и 1814 годов, в Отечественную войну с Наполеоном, я провел офицером и молодым человеком, а теперь, после двенадцатилетней жизни в Сибири, с расклеившимся здоровьем, я снова должен навьючить на себя ранец, взять ружье и в мои сорок восемь лет служить на Кавказе солдатом! Непостижимо играет нами судьба наша!
Выбора, однако, не было. Начались сборы в путь-дорогу, продажа и раздача вещей. Курганские жители радовались перемене участи декабристов, но были и такие, кто, лично испытав солдатскую службу на Кавказе, искренне соболезновали им и уговаривали лучше остаться в Кургане.
Почти все городское население Кургана собралось в день отъезда декабристов в небольшом березовом лесу при выезде из города и провожало отъезжающих обедом с тостами и пожеланиями счастливого пути. На трех тройках декабристы тронулись в путь.

173

* * *
В Ялуторовске декабристы остановились, чтобы повидаться с поселенными там друзьями — Пущиным, Оболенским, Якушкиным, Муравьевым-Апостолом, Тизенгаузеном и Ентальцевым с женою.
И в Тобольске они задержались, чтобы встретить проживавшего в Ишиме, тоже назначенного рядовым на Кавказ Одоевского и повидаться с находившимися там Фонвизиными и Кюхельбекером.
Началось обратное двухмесячное путешествие из Сибири в Россию. Снова Урал, Волга, Саратов и дальше — Воронеж, Дон, Владикавказ, Военно-Грузинская дорога, Казбек, Тифлис.

До них отправлены были, в 1829 году, из Якутска на Кавказ рядовыми декабристы А. Бестужев (Марлинский) и Чернышев.
В Казани их ожидали радостные встречи: Нарышкиных ждала приехавшая из Москвы сестра мужа, княгиня Е. М. Голицына.

Одоевского встречал его семидесятилетний отец. Не удержавшись, он выбежал навстречу сыну и на лестнице упал, увлекая его за собою.
— Да ты, Саша, как будто не с каторги, у тебя розы на щеках! — сказал Одоевский, увидев своего красавца сына.

Около Казани Одоевским, отцу и сыну, предстояло расстаться. Одна дорога вела па Москву, другая — на Кавказ.
Пока перепрягали лошадей, старик Одоевский грустно сидел на крылечке почтового дома и спросил ямщика:
— Дружище, а далеко будет отсюда поворот на Кавказ?
— Поворот не с этой станции,— ответил ямщик,— а с будущей.

Старый Одоевский обрадовался: еще двадцать две версты он может не расставаться с сыном! Он дал оторопевшему ямщику 25 рублей за эту радостную весть.

Перегон быстро промелькнул, и наступил час расставанья. Декабристы свернули на Кавказ, старый Одоевский и Голицына — на Москву. С ними поехала и Нарышкина, чтобы повидаться с матерью и родными, а весною тоже выехать на Кавказ, к мужу.
Чувствовал ли Одоевский, что обнимает сына в последний раз? Их обоих скоро не стало: скончался отец, а через короткое время и сын, от малярии. Он как будто думал о себе, когда, находясь еще в Читинской каторжной тюрьме, написал на смерть Веневитинова стихи «Умирающий художник»:

...и грубый камень,
Обычный кров немых могил,
На череп мой остывший ляжет
И соплеменнику не скажет,
Что рано выпала из рук
Едва настроенная лира...

174

* * *
Находясь в кавказской армии, декабристы служили под начальством генерала Н. Н. Раевского-сына, друга А. С. Пушкина. Все они чаще всего встречались у Нарышкиных, и не раз генерал Раевский приглашал их, рядовых солдат своего полка, к себе на обед.
Об этом кто-то донес Николаю I, и тот дал главнокомандующему, фельдмаршалу Паскевичу, приказ: «Не советую вам пробовать мое терпение. Раевского арестовать на гауптвахте на два месяца».
С часовым у дверей Раевский был подвергнут домашнему аресту.
Генерал Раевский-сын, лишь случайно вырвавшийся из цепких рук Николая I после восстания 14 декабря, к декабристам и служившим под его началом офицерам и солдатам относился прекрасно. Он делал все, чтобы помочь им снова выйти из солдатских рядов в офицеры.
Многие декабристы сложили на Кавказе голову... Так через два десятилетия после восстания Николай I продолжал расправляться с декабристами. «Путь в Россию через Кавказ» был усеян их трупами...

175

* * *
В 1872 году, семидесяти семи лет от роду, в Олонках, близ Иркутска, скончался «первый декабрист» В. Ф. Раевский. Ему было тридцать три года, когда его привезли из крепости Замостье в Олонки.
Здесь он женился на бурятке, простой женщине со здравым умом и врожденным тактом, в которой нашел верную «сопутницу» своей жизни.
У него была большая семья — пять сыновей и три дочери,— никакой помощи он из России не получал от сестер и занимался земледелием и торговлей хлебом. Детей своих воспитывал в духе тех идей, которые привели его в царские крепости и на поселение в Сибирь.
В 1856 году, после общей амнистии, Раевский получил право вернуться с семьей в Россию. Воспользовался он этим правом лишь в 1858 году, но на родине почувствовал себя чужим и скоро вернулся обратно в Олонки: когда-то, в 1822 году, когда он был арестован, Сибирь была ему страшна и чужда, теперь, после проведенных в ней тридцати шести лет, она стала ему близкой и родной.
Жизнь его в то время уже подходила к концу, но он до последних дней не изменил своим идеям и революционным настроениям: продолжал свою пропагандистскую деятельность, распространял свои произведения и даже пытался организовать в Сибири новое тайное общество. В своей «Предсмертной думе» он писал:

И жизнь моя прошла, как метеор.
Мой кончен путь, конец борьбе с судьбою
Я выдержал с людьми опасный спор —
И падаю пред силой неземною!
Я жду не слез, не скорби от друзей,
Но одобрительной улыбки!

И когда он думал о том, почему пал в борьбе с самодержавием, он выразил свои мысли в письме к сестре:
«Но, видно, не мне назначена жизнь, которую называют счастливой. Я не роптал, считаю детством и слабостью жаловаться на судьбу,— но иногда делаю запрос: чем заслужил я, какая вина лежит на мне, почему исключительно на мне лежит такой гнет? И вот ответ, который я делаю на все эти вопросы самому себе: «Ты родился слишком рано!»

176

* * *
Медленной смертью умирал в Сибири единственный декабрист-крестьянин, член Общества соединенных славян П. Ф. Выгодовский. Вступив на путь революционной борьбы двадцатидвухлетним юношей, он прошел через каторгу, двадцать шесть лет пробыл на поселении и затем накануне общей амнистии декабристов был вторично приговорен к пожизненной ссылке. Пятьдесят четыре года, почти всю свою сознательную жизнь, он провел в тюрьмах, на каторге и в ссылке.
Выгодовский точно выполнил клятву, которую дал, вступая юношей в Общество соединенных славян: «Пройду тысячи смертей, тысячи препятствий пройду и посвящу последний вздох свободе и братскому союзу благородных славян»...
Семнадцатилетним пареньком он покинул родную деревню Ружичную, Подольской губернии, ушел из дома отца, крестьянина Тимофея Дунцова, и, завербованный отцами иезуитами в богословскую школу, вышел оттуда с аттестатом на латинском языке уже не под своим настоящим именем Дунцова, а под фамилией польского дворянина Выгодовского. Это дало ему возможность поступить на казенную службу, на что крестьяне не имели тогда права.
Он стал скромным чиновником, но очень скоро познал, что представляли собою присутственные места и чиновное начальство начала прошлого века; он называл их — «воровские притоны» и «разбойничьи атаманы». «И каких мерзостей, сумасбродства и беззаконий не делается в России всеми штатами, чинами и прохвостами, и все по указу его императорского величества»,— писал он, имея в виду, что всякое, даже не очень значительное, распоряжение местных властей объявлялось со ссылкой на царя: «По указу его императорского величества...»
Случай свел Выгодовского с членами тайного Общества соединенных славян. Эта новая для него среда значительно расширила его кругозор и повела по совершенно новому жизненному и политическому пути. Летом 1825 года он стал членом Общества, а после поражения восстания был арестован, в феврале 1826 года направлен в Петербург, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к двум годам каторги и вечному поселению в Сибири. Срок этот был сокращен, и через год Выгодовский был отправлен из Читинского острога на поселение в Нарым.
Он живет здесь в очень тяжелых условиях, впроголодь, и, являясь одним из немногих грамотных людей в нарымском захолустье, становится ходатаем по делам местной бедноты. Он пишет для них всякого рода просьбы и жалобы, которые местное начальство называет «ябедами»,— вскрывает в них наглое самоуправство, взяточничество и насилия местных и томских чиновников. По словам Выгодовского, «чины — хапуги, чернильные гнусы, воры и бездельники», составившие целый «воровской завод... шайку» и отнимающие «у нищего последний кошель». Он изобличает их в том, что воры промышляют открыто, а чиновные взяточники и казнокрады прячутся за статьи и букву закона.

Все это, конечно, не нравилось администрации, и в III отделении он был на особом учете как «человек образа мыслей весьма преступного».

В 1851 году, после двадцати пяти лет сибирской ссылки, его лишают назначенного декабристам ежегодного денежного пособия в 200 рублей, и он вынужден существовать на довольствие в размере 132 рублей 50 копеек ассигнациями, равных 52 рублям 15 копейкам серебром в год. Выгодовский пишет одну жалобу за другой, в которых обвиняет «томскую воровскую шайку чернильных гнусов» в том, что его «из последнего куска хлеба обкрадывают».

«За дерзости в прошениях» против него возбуждают уголовное дело, в 1854 году арестовывают и закованным в кандалы направляют в Томск. При аресте у него отобрали 3588 листов рукописей, «наполненных самыми дерзкими и сумасбродными идеями о правительстве и общественных учреждениях, с превратными толкованиями некоторых мест священного писания и даже основных истин христианского учения».

29 апреля 1855 года, через месяц после общей амнистии декабристов, Выгодовского приговаривают к наказанию плетьми, но, согласно манифесту, освобождают от этого и ссылают «в более или менее отдаленные места Сибири», обязав подпискою ни под каким видом не заниматься сочинением прошений по жалобам местного населения. В то время как остальные декабристы уже получили разрешение вернуться на родину, Выгодовский был отправлен в Вилюйск, Якутской области. Его тяжелый, мучительный переход «по канату», в партии воров и каторжников, во вторичную бессрочную ссылку длился полтора года.

Отобранные у Выгодовского 3588 листов рукописей, носивших резко обличительный характер царской администрации и самого Николая I, которого он называет «хищнейшим всего заседателем и обдирателем, прохвостом, душителем, убийцей, палачом, заплечным мастером и висельником», были уничтожены. В Центральном Государственном историческом архиве в Москве сохранился лишь краткий конспект рукописного наследия Выгодовского.

В Вилюйск старый декабрист прибыл без гроша денег и оказался навсегда оторванным от товарищей по восстанию. Организованная до него в Вилюйске М. И. Муравьевым-Апостолом школа распалась, и Выгодовский занялся обучением детей местного населения, что давало ему средства для существования.

Выгодовский прожил в Вилюйске свыше пятнадцати лет. В 1872 году сюда привезли Н. Г. Чернышевского, и накануне его приезда из этого заброшенного городка увезли всех других «неблагонадежных» лиц. Выгодовского направили в село Урик, под Иркутском, где до амнистии жили Волконские, Лунин и многие декабристы. Через сорок четыре года после восстания семидесятилетнему Выгодовскому разрешено было поселиться в Иркутске. Здесь он прожил еще десять лет и в 1881 году скончался.
Он был последним умершим в Сибири декабристом.

177

* * *
Так шли годы. Декабристы вышли 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь еще совсем молодыми людьми. Почти половина из них была тогда в возрасте двадцати — двадцати пяти лет, остальные — в возрасте двадцати шести — тридцати пяти лет.
Проведенные на каторге и в ссылке десятилетия наложили па них неизгладимую печать пережитых страданий. Выйдя на поселение, многие оказались отторгнутыми от тех, кого любили и с кем хотели связать или уже связали свою жизнь.
И многие — двадцать пять декабристов — женились в Сибири, женились на кондовых сибирских казачках, мещанках и крестьянках, которые по-французски не говорили и иногда были даже неграмотны. Но, став женами и подругами декабристов, оказавшись в новом для них окружении, они постепенно приобретали культурные навыки.
Многие из этих браков оказались счастливыми, и дожившие до амнистии декабристы вернулись в Россию вместе с своими сибирскими женами. Те из них, чьи мужья скончались в Сибири, не захотели оставить свою суровую родину и остались там вместе с родившимися у них детьми.
На сибирских городских кладбищах и на деревенских погостах многие декабристы нашли вечный покой.
«Мы не на шутку заселяем сибирские кладбища... Редкий год, чтобы не было свежих могил»,— писал И. Пущин Д. Завалишину.
Смерть многих декабристов явилась результатом бесчеловечного отношения к ним Николая I. Многие сошли с ума, умерли от туберкулеза и истощения, были парализованы и безвременно погибли, не выдержав каторги и ссылки. В конце концов, по выражению Пущина, «некрология начала заменять декабристам историю их дней в Сибири...».

178

* * *
На протяжении всей жизни декабристов и их жен в тюрьме Петровского завода и затем на поселении не прекращала своей деятельности созданная ими артельная касса взаимопомощи. Душой этого дела с первого дня существования кассы был Пущин, и жены декабристов всегда помогали ему в этом.

Из многочисленных писем друг к другу декабристы осведомлялись о трудном положении того или иного товарища. Каждый был у всех на виду, и если кто нуждался, ему всегда направлялась из артельной кассы помощь. Многие получали ее постоянно, из месяца в месяц. Артельная касса пополнялась из добровольных взносов декабристов и частных лиц.

Письма и распоряжения Пущина по артельным делам дышат большой теплотой и сердечной отзывчивостью. Даже тысячеверстные расстояния и разбросанность декабристов по всей Сибири не ослабляли их постоянной заботы друг о друге.

В марте 1856 года он писал, например, уже находившейся под Москвой Н. Д. Фонвизиной:

«24-го я отправил... твои деньги, разумеется, не сказал, от кого, только сказал, что и не от меня... От души спасибо тебе, друг, что послала по возможности нашему старику. В утешение тебе скажу, что мне удалось через одного доброго человека добыть... ежемесячно по 20 целковых... За 1-е число (начиналось с генваря) получаю из откупа эту сумму и отправляю, куда следует. Значит... покамест несколько обеспечен...»

И через год, в октябре 1857 года, Пущин, больной, почти прикованный к постели, просит брата Николая разыскать сестру покойного декабриста К. П. Торсона:

«Наша артель имеет возможность ей помочь. Теперь у меня делается раскладка на будущий год. Артельный год наш начался с 26 августа. Я не знаю, где отыскать ее...»

И к Пущину же обращаются вернувшиеся из Сибири декабристы, если хотят узнать, кто из них где поселился. К нему стекаются все сведения, и на все такие запросы он дает четкие и ясные ответы.

На протяжении ряда десятилетий Пущин трогательно заботился о нуждавшихся, и товарищи шутливо прозвали его за эту деятельность «Маремьяной-старицей». «В полном смысле слова: Маремьяна-старица! — шутливо пишет сам о себе Пущин брату в 1855 году.— Это уже вошло в мое призвание... старая Маремьяна иногда и не бесполезно заботится»..

179

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ БЕСТУЖЕВЫ

Нас было пять братьев, и все пятеро погибли в водовороте 14 декабря.
М. Бестужев

В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 декабря 1825 года, за пятнадцать часов до восстания декабристов, в квартире на 7-й линии Васильевского острова в Петербурге собралась вся семья Бестужевых. Приехавшая накануне из деревни мать, Прасковья Михайловна Бестужева, сидела в окружении своих пяти сыновей и трех дочерей. Она давно не виделась с ними и была счастлива.
Взор ее с восторгом останавливался то на одном, то на другом, и каждого из них она любовно расспрашивала о его занятиях, жизни, службе. Каждому из них ее материнское сердце предвещало блестящую и прочную будущность: трое старших — Николай, Александр Бестужев (Марлинский), в то время уже известный писатель, и Михаил — были в офицерских чинах, Петр, мичман, был адъютантом главного командира кронштадтской крепости вице-адмирала Моллера, самый младший, Павел, готовился в офицерских классах артиллерийского училища в гвардейскую конную артиллерию. Матери казалось, что дети ее счастливы, и она была счастлива их счастьем.
Старших сыновей в этот день посетили друзья — К. Ф. Рылеев, И. И. Пущин, Г. С. Батенков, К. П. Торсон. Прасковья Михайловна приветливо встречала их.
Сыновья Бестужевой были между тем озабочены: сразу после обеда они должны были отправиться к Рылееву, на последнее перед восстанием собрание, и на душе у них было неспокойно. Они старались улыбаться, когда чувствовали, что мать любуется ими, и, чтобы не выдать своего душевного волнения, поддерживали друг друга одними им понятными взглядами: лишь вечер и ночь отделяли их от восстания и кровавых событий на Сенатской площади.
После обеда братья поцеловали мать, простились с нею и с сестрами и уехали. Могла ли мать думать, что не пройдет и суток, как ее радостные мечты и настроение сменятся горестной действительностью!
Старшие братья чувствовали, что, быть может, навсегда покидают материнский дом, и потому приняли меры, чтобы младшие братья уже с вечера отправились к местам их службы: Петр — в Кронштадт, Павел — в училище. Они хотели, чтобы в случае разгрома восстания хоть эти двое остались при матери.
Петр, однако, не поехал в Кронштадт и на другой день оказался на Сенатской площади рядом со своими тремя старшими братьями.
— Я не мог лишить себя завидной участи разделить опасность вашего славного предприятия,— объяснил он братьям свое появление на площади.
Расставшись с матерью, Михаил отправился проверить караулы и по пути заехал проститься со старшей дочерью вице-адмирала Михайловского, которую любил. Она провожала его в передней, он обнял ее, поцеловал в лоб и тихо сказал:
— Прощай, мой друг!
Но, видно, лицо и голос Бестужева выдавали его волнение, и сама она кое-что слышала о подготовлявшемся восстании. Она побледнела и потеряла сознание. Бестужев вынужден был сдать ее на руки няне и спешно удалился.
На другой день прямо с Сенатской площади братья явились на короткое время домой. Первым пришел Михаил.
— Сестра, я погиб, я теперь ничто! — сказал он и стал срывать с себя знаки отличия.
Он был очень голоден, поел, немного успокоился, оказавшись среди близких, долго спал и, подкрепив силы, простился с матерью и сестрами и навсегда ушел из дома.
Пришел Александр, Он бросился перед матерью на колени со словами:
— Это я погубил своих братьев, без меня они не попали бы на Сенатскую площадь!
Не переодеваясь, он в полной форме в тот же вечер сам явился в Зимний дворец, рассматривая свою явку как сдачу оружия победившему противнику.
Явился домой и брат Николай.
— И ты также замешан? — спросили сестры.
— Да ведь по нашим законам,— ответил он,— я уже тем был бы виноват, что знал, да не донес, а мог ли я донести на свою кровь?..
Николай Бестужев прекрасно рисовал и попросил сестру!
— Дай красок ящик, Да вели принести чаю...
Выпив чаю и переодевшись, Николай тоже ушел. Он занимал должность начальника Морского музея, а до того — помощника директора маяков на Балтийском море, и после разгрома восстания хотел перейти по замерзшему Финскому заливу, через ближайшую границу, в Швецию.
Опасаясь, что матросы могут его узнать, он зашел по дороге к приятелю, сбрил баки, подкрасил лицо, прищурил один глаз, надел нагольный тулуп и шапку, взял салазки и спокойно прошел мимо часового. Он дошел уже до Толбухина маяка и остановился в попутном матросском домике, чтобы обогреться и подкрепиться. Баба в матросском домике дала ему поесть, но, заметив на руке Бестужева кольцо и всмотревшись в его загримированное лицо, сказала явившимся сыщикам:
— Кажись, у меня Бестужев. Лицо не то, а по манирам как бы и он. Да и перстень...
Один из сыщиков тоже стал вглядываться в лицо Бестужева.
— Николай Александрович,— сказал он,— ведь я вас узнал!
— Коли узнали, так ведите! — ответил Бестужев. В ту же ночь его доставили в Зимний дворец.
Зашел домой и быстро уехал в Кронштадт и четвертый брат, Петр.

180

* * *
Ночью в квартиру Бестужевых пришли с обыском. «Это была махина страшная»,— вспоминала старшая сестра, Е. А. Бестужева. Мать уже спала, и она стала перед дверью ее спальной.
— Вам велено осмотреть братьев, а мать не приказано убивать? — спросила она.
— Нет!
— Так дайте же я сама распоряжусь. Маменька, вы спите? — спросила она через дверь.
— Нет еще.
— Прислали за братьями, чтобы шли присягать,— сказала она, стараясь хоть на время скрыть от нее случившееся.
— Вот нашли время! — проворчала та.
Никого из братьев сыщики уже не нашли в квартире.
Лишь один Павел из всех пяти братьев не был замешан в деле 14 декабря. Но и он не избежал общей их участи. Проходя как-то по дортуарам училища, великий князь Михаил Павлович, брат Николая I, увидел на столике «Полярную звезду».
В «Полярной звезде», лежавшей на столике между двумя кроватями, была напечатана «Исповедь Наливайки» Рылеева.

— Кто здесь спит? — гневно спросил он.
— Бестужев, ваше высочество! — ответили ему.
— Арестовать его! — приказал великий князь.
Было наряжено следствие, и выяснилось, что «Полярную звезду» читал вовсе не Павел Бестужев, а его товарищ, спавший по другую сторону столика. Но по ходу следствия было ясно, что Павла хотят удалить из училища, и потому юноша сказал великому князю:
— Ваше высочество, я сознаюсь! Я кругом виноват, я должен быть наказан уже потому, что я — брат моих братьев.
Этот смелый ответ юного Павла решил его участь: он был исключен из училища и направлен солдатом в Бобруйскую крепость.
Когда мать узнала, как вел себя ее Павел, она сказала:
— Что ж, вы хотите, чтоб он убивался? Никогда этого не дождетесь... А вот великий князь, обманувший меня, даст ответ богу!..
Мать долго хлопотала об освобождении Павла. Она писала Николаю I, что это ее последний сын и что он ни в чем не виновен. Царь отвечал: «Мы его накажем по-отечески»...
Три старших брата — Николай, Александр и Михаил — оказались после суда на каторге и в ссылке, а Петр был отправлен солдатом на Кавказ. Впоследствии на Кавказ попал из Бобруйской крепости и Павел. Оба брата случайно встретились в Тифлисе, у А. С. Грибоедова, который состоял при А. П. Ермолове, управлявшем гражданской частью на Кавказе. Грибоедов всегда старался, чем мог, быть полезным братьям и облегчить их положение.
Петр несколько лет воевал на Кавказе, участвовал в штурмах Карса и Ахалцыха, был ранен, но попал затем в лапы одного из тех мрачных «бурбонов», которые всячески истязали солдат. Выведенный из равновесия его издевательствами, Петр Бестужев заболел и начал проявлять признаки душевной болезни.
Петр пишет матери нежные письма. Цитируя стихи Байрона из «Шильонского узника», он говорит, что блуждает, как тень, по кругу людей.

Как облако при ясном дне,
Потерянное в вышине,
И в радостных его лучах
Ненужное на небесах.

Он мечтает вернуться к матери:

И вас увижу ль я, родительские пивы,
Где солнце юности под рощею взошло,
Где опыт охладил священные порывы
И думы черные наморщили чело!

Тщетно просила мать разрешить ей взять сына к себе в деревню и лечить, пока это было еще возможно. Но царь даже не отвечал на ее письма.
Матери вернули сына Петра лишь тогда, когда болезнь его обострилась до последней степени. Семь лет он мучил ее и сестер, и, когда состояние его стало опасным и угрожающим, мать обратилась к Бенкендорфу с просьбой разрешить поместить сына в больницу для умалишенных, находившуюся в пяти верстах от Петербурга, по петергофской дороге.
Бенкендорф доложил об этом Николаю I, и тот, властитель огромной империи, распорядился: «В просьбе отказать, так как это заведение находится очень близко от столицы».
Даже Бенкендорф устыдился этой бессмысленной царской резолюции: он сам дал разрешение поместить умалишенного Петра Бестужева в больницу, где тот через три месяца, в 1840 году, скончался.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."