ГЛАВНОЕ - НЕ НАДО УТРАЧИВАТЬ ПОЭЗИЮ ЖИЗНИ
Часто в разговорах мы заглядываем в Читу.
Это было поэтическое время нашей драмы.
И. И. Пущин — Д. И. Завалишину
ЛИШЬ НЕМНОГИМ декабристам удалось поселиться после отбытия каторги близко друг от друга, под Иркутском. Остальных расселили по необъятным просторам Восточной и Западной Сибири.
Сотни и тысячи верст отделяли их друг от друга. «Безлюдье тяжко и невыносимо... В нашей казематской жизни я чувствовал себя лучше и во всем исправнее»,— писал своим друзьям Оболенский.
Но, вынужденные прозябать в этих глухих, безлюдных местах Сибири, они все же не чувствовали себя забытыми и одинокими. «Дух Читы» пронизывал их жизнь. Они по-прежнему чувствовали себя членами одной большой, дружной семьи, не теряли связи друг с другом, часто переписывались, знали, где и в каком положении каждый из них находится, делали все возможное, чтобы помочь друг другу. И каждая почта приносила им радостные улыбки друзей и вести — иногда добрые, иногда грустные...
И потому декабристы часто заглядывали в свое прошлое. Через десятки лет те немногие, кто уцелел, тепло вспоминали годы своей совместной жизни в Чите, Петровском заводе и сибирской ссылке. Через сорок лет после восстания Оболенский жил в Калуге, Матвей Муравьев-Апостол, брат казненного Сергея,— в Москве. Муравьеву-Апостолу только что были возвращены тогда Железный крест за Кульмское сражение и медаль 1812 года, а позже и солдатский Георгиевский крест. Оба они пользовались среди населения большим уважением.
Вспоминая их совместную жизнь в Ялуторовске, Оболенский писал 9 февраля 1864 года Муравьеву-Апостолу:
«А хорошо бы вновь нам сойтись на ялуторовский лад. Но едва ли это будет возможно при нынешней нашей обстановке. Но при всем том приношу Вам мою ялуторовскую сердечную преданность и сочувствие».
Постепенно по ходатайству родных отдельным декабристам удавалось переезжать из одного места поселения в другое, ближе к друзьям. Помимо Иркутска и близлежащих сел, центрами таких поселений декабристов стали Туринск, Ялуторовск, Тобольск, Курган.
Первыми направлены были в Туринск по отбытии каторги, в 1836 году, Ивашев с семьей и друживший с ними Басаргин. В 1837 году туда переехал из села Вельского Анненков, жена которого, Полина Гебль, была дружна с женою Ивашева, Камиллой Ле-Дантю. В 1839 году в Туринск был направлен с каторги Пущин, а в 1841 году сюда переселился из селения Итанцы, Верхнеудинского округа, Оболенский.
Скромно и спокойно зажили Ивашевы на поселении. В Туринске у них уже было трое детей — две девочки и мальчик. Письма к ним из России дышали безграничной любовью родных и близких. Ивашев занимался музыкой, хорошо рисовал.
«Да дарует нам небо, мне и моей Камилле,— писал он домой,— продолжение того безоблачного и полного счастья, которым мы беспрерывно наслаждаемся в нашей мирной семейной жизни».
О том, что представлял собою Туринск, писал своим друзьям Пущин:
«Новый городок мой не представляет ничего особенно занимательного. Я думал найти здесь более удобств жизни, нежели на самом деле оказалось. До сих пор еще не основался на зиму — хожу, смотрю, и везде не то, чего бы хотелось без больших прихотей: от них я давно отвык, и, верно, не теперь начинать к ним привыкать. Природа здесь чрезвычайно однообразна, все плоские места, которые наводят тоску после разнообразных картин Восточной Сибири, где реки и горы величественны в полном смысле слова».
И это свое письмо к сестре из небольшого сибирского городка, где все наводило тоску, Пущин неожиданно заканчивал строками:
«Главное — не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала,— горе тому из нас, который лишится этого утешения в исключительном нашем положении».
В июле 1838 года Ивашевы были обрадованы приездом и двухнедельным тайным, без разрешения на то, пребыванием у них сестры Ивашева, Е. П. Языковой. Маленькая дочь Ивашевых, Мария, вспоминала позже этот таинственный приезд тетки: общую настороженность, закрытые ставни и радостные у всех лица.
В феврале 1839 года в Туринск приехала мать Камиллы Ивашевой, М. П. Ле-Дантю. Целый год добивалась она разрешения поехать к дочери. Француженка по происхождению, она получила его наконец с условием навсегда отказаться от возвращения в Европейскую Россию.
Ивашевы были счастливы. Но это их мирное счастье было неожиданно нарушено: простудившись на прогулке, слегла и через десять дней, 30 декабря 1839 года, на тридцать втором году жизни, умерла жена Ивашева.
Тяжело воспринял эту смерть Ивашев, тяжело восприняли ее все декабристы. «Если были у меня приятные и радостные минуты в течение нашего заключения в Петровском, то почти всегда этими минутами я обязана была ей»,— писала Ивашеву Волконская.
Ивашев весь отдался заботам о детях, но пережил свою жену всего на один год. Готовясь отметить годовщину со дня смерти Камиллы, Ивашев почувствовал себя плохо и неожиданно скончался от кровоизлияния в мозг. В день годовщины смерти жены состоялись его собственные похороны.
Дети остались на попечении бабушки, матери Камиллы. Старшей, Марии, было в то время шесть лет, сыну Петру — четыре и младшей девочке Вере — два года. Пущин, Басаргин и Анненковы всячески помогали ей.
Мать Ивашевой с большим трудом добилась разрешения вывезти детей из Сибири в Россию. В то время ожидалось бракосочетание кого-то из царской семьи, и в связи с этим Николай I дал на это согласие.
«Значит, нужна свадьба для того, чтобы дети были дома,— иронически писал Фонвизиной декабрист Пущин.— Бедная власть, для которой эти цыпушки могут быть опасны! Бедный отец, который на троне не понимает их положения... Бедная Россия, которая называет его царем-отцом...»
В июле 1841 года мать Камиллы Ивашевой выехала с внуками из Сибири. При этом ей разрешено было поселиться с ними лишь в Симбирской губернии и жить там безвыездно. В той самой карете, в которой Камилла Ле-Дантю приехала когда-то в Петровский завод, из Туринска уезжала осиротевшая семья Ивашевых. Декабристы с грустью провожали их.
Дети записаны были в купеческое сословие, под фамилией Васильевых, по имени отца, Василия Петровича, и лишь через пятнадцать лет, после смерти Николая I, получили разрешение именоваться по фамилии отца — Ивашевыми.