Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 161 страница 170 из 229

161

12 июля 1833 года Шаховская обратилась к Бенкендорфу с письмом, в котором просила дать ей разрешение на брак с Мухановым. «Я с детства,— писала она,— связана сердечным влечением с одним несчастным... Вовлеченный в мрачные события 1825 года, Муханов был осужден на восемь лет каторжных работ. Так как я не была соединена с ним узами, которые позволили бы мне следовать за ним, я обещала ему, что, когда он будет ссыльнопоселенцем, сделаю все, чтобы соединиться с ним, и с этого мгновения, в продолжение семи тяжких лет, эта мысль не переставала быть единственным желанием моего сердца...
Муханов страдает... Я знаю, что болезнь и страдания подтачивают его жизнь, что, когда сердце друга доведено до самого плачевного состояния, только ласковые заботы могут его поддержать и успокоить...
Лишенная в дебрях Сибири всех услад жизни, я связана с тем, кого избрало мое сердце, на ком почиет благословение моей дорогой матери, последнее — увы! — что я получила здесь на земле от нее...»

Это письмо исстрадавшейся девушки Бенкендорф представил царю, и на нем появилась бездушная резолюция: «Доложено государю. Приказано оставить».

Разрешения на брак Шаховской, таким образом, не последовало. Отвечая Шаховской на ее ходатайство, Бенкендорф сослался на церковные законы: поскольку брат Шаховской был женат на сестре Муханова, брак самого Муханова на сестре его зятя, Шаховского, не может быть разрешен. Об этом Шаховская сумела осведомить Муханова.

162

Муханов с своей стороны протестует и всячески стремится к осуществлению своей давней мечты. 22 июля 1833 года он пишет сестре: «Глупое свойство наше не есть родство — многие примеры в Петербурге, Москве и в России убеждают меня, что подобные старообрядческие препятствия ныне не существуют. Самая ссылка, разрушающая связи мужа с женой, неужели не разрушает свойства и не благоприятствует совершению наших желаний?..»

В 1834 году Муханов получает от Шаховской письма уже из Вятки, куда переехал муж сестры, А. Н. Муравьев, назначенный туда председателем уголовной судебной палаты. Письма Шаховской исполнены «самой убийственной горечи», и сам Муханов глубоко скорбит. Он продолжает, однако, надеяться, но надеждам его не суждено было осуществиться. В 1835 году Муравьева переводят в Симферополь, и туда же уезжает с сестрой Шаховская. Она безмерно устала от всего пережитого и не в состоянии больше надеяться и питать этими надеждами своего несчастного друга.

24 сентября 1836 года, в расцвете своей молодой неудавшейся жизни, она скончалась в Симферополе.

Муханов тяжело воспринял известие о смерти Шаховской. Когда он строил себе жилище в Братском Остроге, незадолго до ее смерти, он все еще надеялся на приезд Шаховской и с грустью писал сестре, что еще не знает, «нужен ли для него хорошенький домик или узкий гроб».

По ходатайству родных Муханова перевели из Братского Острога в селение Усть-Кудинское под Иркутском. Все пережитое тяжело отразилось на его здоровье. С родины приходили письма о смерти сестры и самых близких людей. Их уже оставалось мало, и он с грустью писал о себе: «Для них — я отпет на площади (имеется в виду Сенатская площадь.— А. Г.) и похоронен в Сибири...»

Мать долго и безнадежно хлопотала о возвращении сына на родину. Лишь в конце 1853 года Николай I дал на это согласие, и то с оговоркою: «Согласен; но ежели Закревский согласится, все-таки надо будет за ним строжайше смотреть». Царская «милость», однако, запоздала — Муханов не мог уже воспользоваться ею: 12 февраля 1854 года он скончался.

Его похоронили в ограде иркутского Знаменского женского монастыря. Неподалеку от него в том же году была похоронена Е. И. Трубецкая.

Мать Муханова ненамного пережила сына: она скончалась через год с небольшим, 5 июля 1855 года.

163

* * *
Трагически сложилась жизнь И. В. Поджио, также поселившегося вместе с братом, А. В. Поджио, в селении Усть-Кудинском под Иркутском.
Братья происходили из древнего итальянского рода. Отец их переселился в конце восемнадцатого века в Россию и здесь стал одним из строителей Одессы.
Охваченные революционными идеями своего века, оба сына его встали на своей новой родине в ряды декабристов. Старшему, Иосифу Викторовичу, было в то время тридцать три года, младшему, Александру Викторовичу,— двадцать семь лет. Оба были арестованы.
Совсем молодой, еще до восстания 14 декабря, скончалась жена старшего брата, Иосифа Поджио. На руках у него осталось четверо детей, и он женился вторично, на дочери влиятельного сановника, сенатора, генерал-лейтенанта А. М. Бороздина. В апреле 1826 года у них родился сын.
После разгрома восстания И. Поджио был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. С грустью вспоминая короткие годы своего счастья, он недоумевал, почему от жены нет никаких известий. Это тем более волновало его, что жены других декабристов уже имели свидания со своими арестованными мужьями, а некоторые получили даже разрешение ехать вслед за ними в Сибирь.
Между тем Мария Андреевна Поджио, очень любившая мужа, в это время не только не могла добиться свидания, но даже не знала, что с ним и где он. В 1829 году ему разрешено было писать жене, но запрещено было указывать место своего нахождения.

Отец, Бороздин, всячески мешал дочери: он перехватывал письма ее к мужу и письма Поджио к жене, требовал, чтобы она порвала всякую связь со своим преступным мужем и смотрела на него как на покойника.

И. Поджио приговорен был к двенадцати годам каторжных работ. Это явилось поводом к тому, что отец стал еще больше чернить мужа в глазах дочери и еще настойчивее мешал ей выполнить свой долг.

Но она продолжала стоять на своем. Узнав, что в Сибирь уже выехали многие жены декабристов, она стала и сама собираться в путь, надеясь отыскать мужа в далекой Сибири.

Тогда Бороздин прибегнул к решительной и бесчеловечной мере. Пользуясь своими связями, он сумел добиться, чтобы находившегося в Свеаборгской крепости И. Поджио не отправляли в Сибирь, а перевели в Шлиссельбургскую крепость и оставили там на неопределенное время.

Шли годы. Декабристы жили в Чите, а затем в Петровском заводе, жили дружной, крепко сплоченной семьей, а И. Поджио продолжал томиться в крепости, ничего не зная о судьбе жены и детей.
Между тем жена не переставала стремиться к мужу. Она всюду искала его и могла лишь узнать, что в Сибири его нет, а жив он или умер, никто не мог ей сказать. Это знал лишь отец, а он молчал и делал все для того, чтобы она забыла о муже.
Лишь в 1834 году, когда уставшая и измученная женщина, уверенная, что мужа уже нет в живых, вышла вторично замуж, для И. Поджио открылись наконец двери тюрьмы, и он был отправлен на поселение в Усть-Кудинское.
Долгие одинокие годы, проведенные Иосифом Поджио в крепостном каземате, не умалили его любви к жене. Ничего не зная о ней и детях, он не переставал надеяться на приезд жены.
Брат его и товарищи по каторге знали истину, но ни у кого не хватило духа рассказать обо всем больному, измученному и уставшему человеку, который продолжал жить надеждами на возможность снова наладить свою так жестоко и бесчеловечно разбитую семейную жизнь.

Много позже он узнал правду, в мучительной тоске проводил свои последние годы и в 1848 году скончался в Иркутске.

164

* * *
Пользовавшийся любовью и сердечной привязанностью всех, кто знал его, декабрист Ф. Б. Вольф был прекрасным врачом и на редкость бескорыстным человеком. До восстания он был врачом при главнокомандующем Второй армии П. X. Витгенштейне. В члены Тайного общества его принял Пестель. Сама судьба, казалось, готовила декабристам в его лице врача и спасителя.

За здоровьем декабристов следил и лечил их на каторге молодой, только что выпущенный из академии врач Ильинский. У него не было никакого практического опыта, и к нему редко кто обращался за помощью. Не только декабристы, но и другие заключенные предпочитали обращаться к доктору Вольфу.
Однажды занемог комендант тюрьмы, генерал Лепарский. Ильинский боялся приступить к такому важному больному, и жены декабристов посоветовали семидесятилетнему Лепарскому обратиться к Вольфу. На вопрос Лепарского, сможет ли Вольф взяться за его лечение, тот ответил утвердительно, но предупредил, что он лишен права официально заниматься практикой и рецепты его не примут ни в одной аптеке.
При этом Вольф выразил опасение, что в случае смерти коменданта, его, чего доброго, еще обвинят в отравлении генерала. Вольф предложил, чтобы лечение вел официально Ильинский, а лекарства прописывал под его, Вольфа, диктовку. На том и порешили, и Лепарский скоро выздоровел. В знак благодарности комендант сообщил об этом Бенкендорфу, и вскоре из Петербурга пришло повеление с собственноручной пометкою Николая I: «Талант и знание не отнимаются. Предписать иркутской управе, чтобы все рецепты доктора Вольфа принимались, и дозволить ему лечить».
Слава об искусстве Вольфа быстро распространилась, и к нему стали приезжать за врачебными советами из Нерчинска, Кяхты, из соседних селений и даже из Иркутска. Вольфу разрешено было в любое время выходить из тюрьмы, правда в сопровождении конвойного. В одной из тюремных камер Вольф проводил прием больных. Жены декабристов выписывали для него русские и иностранные медицинские журналы и книги. О бескорыстии Вольфа ходили легенды.
Он вылечил однажды тяжело больную жену крупного иркутского золотопромышленника.
Приговоренная к смерти, она выздоровела и поднялась с постели. Муж ее преподнес врачу два цибика, вместимостью фунтов на пять каждый. Один цибик был наполнен чаем, другой — золотом. Вольф поблагодарил, взял цибик с чаем, а второй отставил в сторону и решительно отказался принять его.
«Я была тогда ребенком,— вспоминала позже дочь декабриста Анненкова, Ольга,— но этот факт замечательно ясно врезался мне в память. Все были поражены этим поступком Вольфа и долго о нем говорили».
В другой раз Вольф, искуснейший врач, который, по выражению М. Бестужева, мертвых поднимал на ноги, вылечил одного крупного сибирского золотопромышленника, от которого отказались все иркутские врачи. Тот послал ему в пакете пять тысяч рублей и, зная бескорыстие Вольфа, написал в записке: «Если не возьмете из дружбы, брошу в огонь».
Вольф не принял денег.
«Бессребреник и целитель» звали его все, и его бескорыстие тем более поражало, что он не имел никакого состояния и всегда жил очень скромно.
В конце 1854 года Вольф заболел и за два года до амнистии скончался. Он жил тогда в Тобольске, куда переехал из Иркутска.
Известие о его смерти глубоко опечалило декабристов.

Его провожали к могиле товарищи по ссылке и все местное население. Похоронили его рядом с А. М. Муравьевым. Все с большим уважением и любовью вспоминали его. Очень многих он спас от смерти, и рецепты его хранились с благоговением. Все свое имущество Вольф, умирая, завещал нуждавшимся товарищам.

Так сложилась жизнь декабристов, отбывавших ссылку под Иркутском.

165

ГЛАВНОЕ - НЕ НАДО УТРАЧИВАТЬ ПОЭЗИЮ ЖИЗНИ
Часто в разговорах мы заглядываем в Читу.
Это было поэтическое время нашей драмы.
И. И. Пущин — Д. И. Завалишину

ЛИШЬ НЕМНОГИМ декабристам удалось поселиться после отбытия каторги близко друг от друга, под Иркутском. Остальных расселили по необъятным просторам Восточной и Западной Сибири.
Сотни и тысячи верст отделяли их друг от друга. «Безлюдье тяжко и невыносимо... В нашей казематской жизни я чувствовал себя лучше и во всем исправнее»,— писал своим друзьям Оболенский.
Но, вынужденные прозябать в этих глухих, безлюдных местах Сибири, они все же не чувствовали себя забытыми и одинокими. «Дух Читы» пронизывал их жизнь. Они по-прежнему чувствовали себя членами одной большой, дружной семьи, не теряли связи друг с другом, часто переписывались, знали, где и в каком положении каждый из них находится, делали все возможное, чтобы помочь друг другу. И каждая почта приносила им радостные улыбки друзей и вести — иногда добрые, иногда грустные...
И потому декабристы часто заглядывали в свое прошлое. Через десятки лет те немногие, кто уцелел, тепло вспоминали годы своей совместной жизни в Чите, Петровском заводе и сибирской ссылке. Через сорок лет после восстания Оболенский жил в Калуге, Матвей Муравьев-Апостол, брат казненного Сергея,— в Москве. Муравьеву-Апостолу только что были возвращены тогда Железный крест за Кульмское сражение и медаль 1812 года, а позже и солдатский Георгиевский крест. Оба они пользовались среди населения большим уважением.
Вспоминая их совместную жизнь в Ялуторовске, Оболенский писал 9 февраля 1864 года Муравьеву-Апостолу:
«А хорошо бы вновь нам сойтись на ялуторовский лад. Но едва ли это будет возможно при нынешней нашей обстановке. Но при всем том приношу Вам мою ялуторовскую сердечную преданность и сочувствие».
Постепенно по ходатайству родных отдельным декабристам удавалось переезжать из одного места поселения в другое, ближе к друзьям. Помимо Иркутска и близлежащих сел, центрами таких поселений декабристов стали Туринск, Ялуторовск, Тобольск, Курган.
Первыми направлены были в Туринск по отбытии каторги, в 1836 году, Ивашев с семьей и друживший с ними Басаргин. В 1837 году туда переехал из села Вельского Анненков, жена которого, Полина Гебль, была дружна с женою Ивашева, Камиллой Ле-Дантю. В 1839 году в Туринск был направлен с каторги Пущин, а в 1841 году сюда переселился из селения Итанцы, Верхнеудинского округа, Оболенский.

Скромно и спокойно зажили Ивашевы на поселении. В Туринске у них уже было трое детей — две девочки и мальчик. Письма к ним из России дышали безграничной любовью родных и близких. Ивашев занимался музыкой, хорошо рисовал.

«Да дарует нам небо, мне и моей Камилле,— писал он домой,— продолжение того безоблачного и полного счастья, которым мы беспрерывно наслаждаемся в нашей мирной семейной жизни».

О том, что представлял собою Туринск, писал своим друзьям Пущин:
«Новый городок мой не представляет ничего особенно занимательного. Я думал найти здесь более удобств жизни, нежели на самом деле оказалось. До сих пор еще не основался на зиму — хожу, смотрю, и везде не то, чего бы хотелось без больших прихотей: от них я давно отвык, и, верно, не теперь начинать к ним привыкать. Природа здесь чрезвычайно однообразна, все плоские места, которые наводят тоску после разнообразных картин Восточной Сибири, где реки и горы величественны в полном смысле слова».
И это свое письмо к сестре из небольшого сибирского городка, где все наводило тоску, Пущин неожиданно заканчивал строками:
«Главное — не надо утрачивать поэзию жизни, она меня до сих пор поддерживала,— горе тому из нас, который лишится этого утешения в исключительном нашем положении».

В июле 1838 года Ивашевы были обрадованы приездом и двухнедельным тайным, без разрешения на то, пребыванием у них сестры Ивашева, Е. П. Языковой. Маленькая дочь Ивашевых, Мария, вспоминала позже этот таинственный приезд тетки: общую настороженность, закрытые ставни и радостные у всех лица.

В феврале 1839 года в Туринск приехала мать Камиллы Ивашевой, М. П. Ле-Дантю. Целый год добивалась она разрешения поехать к дочери. Француженка по происхождению, она получила его наконец с условием навсегда отказаться от возвращения в Европейскую Россию.

Ивашевы были счастливы. Но это их мирное счастье было неожиданно нарушено: простудившись на прогулке, слегла и через десять дней, 30 декабря 1839 года, на тридцать втором году жизни, умерла жена Ивашева.

Тяжело воспринял эту смерть Ивашев, тяжело восприняли ее все декабристы. «Если были у меня приятные и радостные минуты в течение нашего заключения в Петровском, то почти всегда этими минутами я обязана была ей»,— писала Ивашеву Волконская.
Ивашев весь отдался заботам о детях, но пережил свою жену всего на один год. Готовясь отметить годовщину со дня смерти Камиллы, Ивашев почувствовал себя плохо и неожиданно скончался от кровоизлияния в мозг. В день годовщины смерти жены состоялись его собственные похороны.

Дети остались на попечении бабушки, матери Камиллы. Старшей, Марии, было в то время шесть лет, сыну Петру — четыре и младшей девочке Вере — два года. Пущин, Басаргин и Анненковы всячески помогали ей.

Мать Ивашевой с большим трудом добилась разрешения вывезти детей из Сибири в Россию. В то время ожидалось бракосочетание кого-то из царской семьи, и в связи с этим Николай I дал на это согласие.

«Значит, нужна свадьба для того, чтобы дети были дома,— иронически писал Фонвизиной декабрист Пущин.— Бедная власть, для которой эти цыпушки могут быть опасны! Бедный отец, который на троне не понимает их положения... Бедная Россия, которая называет его царем-отцом...»

В июле 1841 года мать Камиллы Ивашевой выехала с внуками из Сибири. При этом ей разрешено было поселиться с ними лишь в Симбирской губернии и жить там безвыездно. В той самой карете, в которой Камилла Ле-Дантю приехала когда-то в Петровский завод, из Туринска уезжала осиротевшая семья Ивашевых. Декабристы с грустью провожали их.

Дети записаны были в купеческое сословие, под фамилией Васильевых, по имени отца, Василия Петровича, и лишь через пятнадцать лет, после смерти Николая I, получили разрешение именоваться по фамилии отца — Ивашевыми.

166

Тяжело восприняла смерть Ивашевой и Анненкова. Обе француженки, они обрели в России свою вторую родину, но родиной их стала холодная, суровая Сибирь. Они очень отличались друг от друга: Анненкова была женщина веселая, жизнерадостная и оптимистически настроенная, Ивашева — характера спокойного и мечтательного. Но это не мешало им быть в дружеских отношениях.

До Туринска Анненковым пришлось прожить около двух лет в постоянных тревогах и волнениях в селе Вельском, в ста девяноста верстах от Иркутска. Там обитали большей частью конокрады и грабители. Не проходило дня, чтобы не случилось какое-нибудь новое кровавое происшествие. Эта обстановка и полная зависимость от грубых и трусливых сельских властей угнетали Анненковых.
После смерти Ивашевых декабристы разъехались из Туринска. Анненковы переехали в Тобольск, Басаргин — в Курган, Пущин и Оболенский — в Ялуторовск.
До приезда Пущина и Оболенского в Ялуторовск переведены были из Березова Ентальцев с женой и Черкасов. Позже прибыл Якушкин, были переведены: из Вилюйска, Якутской области,— Матвей Муравьев-Апостол, из Красноярска — братья Боб-рищевы-Пушкины, а в 1848 году приехал из Кургана Басаргин.
В Ялуторовске Ентальцев закончил свою жизнь изгнанника. Уже в Березове ему пришлось так много пережить, что он тяжело заболел. Один за другим сыпались на Ентальцева доносы — сначала в Березове, а потом в Ялуторовске. Его обвиняли в самых разнообразных, порою нелепых преступлениях, в противогосударственных умыслах, и тем отравляли его и без того тяжелую жизнь. Местная администрация направляла эти доносы Бенкендорфу, и тот поручил генерал-губернатору Западной Сибири Вельяминову произвести дознание «для проверки действительности существования в Сибири мятежнического духа, гнездящегося в государственных преступниках».
Ентальцев вынужден был защищаться и доказывать, что все это выдумка и клевета.
Не успевал он оправдаться в одном, как его обвиняли в другом: будто у него хранятся в амбаре четыре пушечных лафета и, вероятно, «есть спрятанные пушки и порох, и что все это, быть может, приготовлено единственно к ожидавшемуся прибытию его императорского высочества государя наследника» в Ялуторовск.
По указанию окружного суда отряд военного караула с исправником во главе ночью окружил со всех сторон дом Ентальцевых и произвел обыск. В сарае действительно нашли старые екатерининские лафеты Ширванского полка, стоявшего в 1805 году в Сибири, и большие деревянные шары.
Ентальцев объяснил, что лафеты эти были им куплены для использования железа, а шары приобретены для украшения окружающего дом забора. Пороха у него, конечно, не нашли.
Все эти следовавшие один за другим доносы и обвинения постепенно выводили Ентальцева из состояния душевного равновесия. В конце 30-х годов у него стали проявляться признаки душевной болезни, а в 1841 году наступило помешательство.
Он был частично парализован, лишился речи, жег все, что попадалось под руку, иногда скрывался из дома и был опасен для окружающих. Ентальцева возила мужа в Тобольск, но врачи бессильны были помочь ему.
Эта тяжкая, мученическая доля не сломила Ентальцеву. Верная своему долгу, она не оставляла больного мужа и терпеливо ухаживала за ним в течение всей его длительной болезни.
25 января 1845 года Ентальцев скончался. Вдова его оказалась в трудном материальном положении. Она уже двадцать лет находилась в Сибири, из дома некому было помогать ей, и жила очень скромно: она получала 400 руб. ассигнациями на общем основании и пособие в 250 руб. ассигнациями в год, которое выдавалось ей пожизненно по особому повелению.
Учитывая ее положение, ей помогала М. Н. Волконская, и, по ее просьбе, посылал небольшие денежные суммы из Москвы брат Волконской, А. Н. Раевский. Помогали и проживавшие в Ялуторовске декабристы.
Потеряв мужа, Ентальцева обратилась к Бенкендорфу с просьбой разрешить ей вернуться на родину, но согласия на это со стороны Николая I не последовало. Она получила возможность выехать из Сибири лишь в 1856 году, после общей амнистии декабристов.

167

* * *
Тяжелый удар перенес в Ялуторовске Якушкин, жена которого так и не получила разрешения последовать за ним. На каторге и в ссылке он прожил уже четырнадцать лет, деятельно переписывался с женой и благодарил ее и мать за то, что они ни разу не обманывали его призрачной надеждой увидеться с ними в России.

Дети Якушкина уже выросли и поступили в высшие учебные заведения, и отец дает им из далекой Сибири полезный урок. Он пишет им, что «знать и уметь — две вещи совершенно разные; уменье и без знаний кой-как плетется своим путем на свете, а знание без умения в действительной жизни — прежалкая и пресмешная вещь».

В письмах тещи и детей начинают в то время проскальзывать известия о болезни жены. Это волнует Якушкина, но он бессилен помочь. Все пережитое за семнадцать лет, прошедших со дня ареста мужа, подорвало здоровье жены. Все с большим и большим волнением он вскрывает получаемые из дому письма и в феврале 1846 года узнает, что Анастасия Васильевна скончалась.

Три письма, одно за другим, посылает мать ее, Шереметева, друзьям Якушкина с просьбой подготовить его к печальному известию о кончине жены.

Якушкин тяжело пережил потерю жены. Она умерла в цветущем возрасте — ей не было еще сорока лет. Друзья старались всячески смягчить его горе. Дети писали чаще...

Еще в 1842 году Якушкин организовал в Ялуторовске мужскую школу и много работал в ней, жертвуя временем, здоровьем и деньгами. В память жены он основал в 1846 году в Ялуторовске вторую, женскую школу. Занятия в этих школах велись под непосредственным руководством Якушкина, с его участием и по им же составленным учебникам.

Эта основанная Якушкиным женская школа была чуть ли не единственной во всей Западной Сибири и считалась образцовой.

Необходимо сказать, что школы были организованы декабристами и в других местах Сибири: братьями А. и П. Беляевыми в Минусинске, братьями М. и Н. Бестужевыми и К. П. Торсоном в Селенгинске, А. И. Якубовичем в селе Назимове, Енисейской губернии, В. Ф. Раевским в селе Олонках. Деятельность декабристов протекала в самых разнообразных полезных населению формах и сыграла большую роль в деле просвещения тогда еще малограмотной Сибири.

168

* * *
Недалеко, по сибирским расстояниям, в трехстах сорока верстах от Ялуторовска, жил в Тобольске на поселении М. А. Фонвизин с женой. До того они прожили три года в Енисейске и два года в Красноярске.

В Сибири сооружали тогда памятник Ермаку Тимофеевичу, и Фонвизина съездила в Кучумово городище, где он погиб. В письме к матери она описывала свою печальную сибирскую жизнь и рассказывала об этой поездке.

«Кто мог знать, что место это будет местом горести безотрадной! Открывая его, Ермак того не воображал»,— написала дочери в своем ответном письме мать.

Радостным событием для них явился приезд в Тобольск брата Фонвизина, Ивана Александровича. Это было единственное, первое после ссылки и последнее свидание братьев — оба они уже были стары.

С генерал-губернатором Западной Сибири Горчаковым у декабристов сложились неприязненные отношения. Фонвизина пожаловалась на него в Петербург, предупредив, что жалобу свою направит непосредственно в III отделение, чтобы местная администрация не могла задержать ее.

Горчаков вынужден был отписываться. Он доносил в Петербург: «Не полагаю себе вправе предоставить государственным преступникам того значения, которого некоторые из них домогаются, и допустить, чтобы они составляли собою местную аристократию, которой все должны угождать. Эти барыни — Анненкова и Фонвизина — составляют собою главный источник козней в Тобольске против губернского начальства, ныне — против меня, так что... на нас сыплется клевета, при повторении сотнями голосов угрожающая неизбежным неудовольствием».
Письмо это доложено было военному министру Чернышеву, и тот приказал «сделать строгое внушение» женам декабристов. Однако в результате поступивших на Горчакова жалоб впоследствии назначена была ревизия генерал-губернаторства, и он вынужден был подать в отставку...
В 1853 году Фонвизин получил разрешение вернуться с женой на родину. Дошедшая до пас обширная переписка Фонвизиных с оставшимися на поселении декабристами показывает, какие тесные дружеские взаимоотношения связывали их с ними.

169

* * *
В Тобольске скончался Вильгельм Карлович Кюхельбекер, «Кюхля», друг А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею.
До Тобольска он жил с братом Михаилом Кюхельбекером в Баргузине, где женился на дочери почтмейстера Д. И. Артемовой. Жена всюду сопровождала мужа в его кочевой поселенческой жизни — из Баргузипа в Акшу, из Акши в Курган, из Кургана в Ялуторовск и, наконец, в Тобольск. У них было трое детей.
В. Кюхельбекер был болен туберкулезом, а в 1845 году, за год до смерти, ослеп. Умственные способности его не ослабевали, и он продолжал диктовать свои письма, стихи и прозу. Старый поэт вспоминал свои молодые годы и парижские лекции, в которых говорил о свободолюбивых традициях великого русского народа и доказывал неизбежность победы во всем мире угнетенных над силами деспотизма и варварства.
Больше десяти лет просидел В. Кюхельбекер после восстания в одиночных крепостных казематах и написал там много стихотворений, отражавших его думы и настроения. Находясь в ссылке, В. Кюхельбекер продолжал отдаваться воспоминаниям и живо отзывался на те или иные вести о товарищах по восстанию и друзьях. Он вспоминает в своих стихотворениях Пушкина и Дельвига, Гнедича и Басаргина, посвящает большое стихотворение Виктору Гюго в связи с гибелью его дочери, вспоминает лицейские годовщины.
Узнав о смерти в енисейской больнице А. И. Якубовича,
Кюхельбекер писал:
Все, все валятся сверстники мои, Как с дерева валится лист осенний...

Он был из первых в стае той орлиной,
Которой ведь и я принадлежал...
Тут нас, исторгнутых одной судьбиной,
Умчал в тюрьму и ссылку тот же вал...

Себе самому он посвятил незадолго до смерти стихотворение «Усталость», в котором писал:

Да! чаша житейская желчи полна;
Но выпил же эту я чашу до дна,—
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы — милой отчизны.
Мне нужно забвенье, нужна тишина...

В день своего рождения он написал небольшое стихотворение, в котором несколькими словами обрисовал свой жизненный путь:

Нет в жизни для меня обмана, Блестящ и весел был восход, А запад весь во мгле тумана.
И в этом сумрачном своем настроении, больной и ослепший, В. Кюхельбекер остается верен идеалам своей молодости. Он пишет Волконской:
Оставить я хочу друзьям воспоминанье, Залог, что тот же я, Что вас достоин я, друзья...
11 августа 1846 года В. Кюхельбекер умер, окруженный друзьями и товарищами по изгнанию. Почти ежедневно его навещал служивший в Тобольске П. П. Ершов, известный автор « Конька-горбунка ».
Жена В. Кюхельбекера просто и безыскусственно сообщила родным в Петербург о смерти мужа: «Похоронили его через три дня, как желал В. К., надлежащим порядком. Все товарищи приняли участие, вынесли из дому на руках своих и в похоронах хотят принять участие. Но я в этом случае не расположена и желаю принять употребленные расходы для друга на свой счет».
Дети В. Кюхельбекера были вывезены после смерти отца в Петербург и воспитывались у его сестры, Ю. К. Глинки. Жена его, живя в Сибири, продолжительное время получала пособие от Литературного фонда...

170

* * *
Брат Вильгельма Кюхельбекера, Михаил, бывший лейтенант Гвардейского экипажа, был приговорен за участие в восстании к восьми годам каторжных работ. Ссылку он отбывал в Баргузине, где женился на дочери своей квартирной хозяйки, А. С. Токаревой. Но у нее уже был сын от первого брака, М. Кюхельбекер был его восприемником, и этого было достаточно, чтобы Святейший Синод признал их брак незаконным. Из Петербурга дано было указание брак расторгнуть и супругов разлучить, несмотря на то, что у них уже было трое детей.
М. Кюхельбекер протестовал против этого нелепого и жестокого решения Синода и писал: «Прошу записать меня в солдаты и послать под первую пулю, ибо мне жизнь не в жизнь».
Протест не помог. Его хотели сослать в самое глухое место Сибири, верст за пятьсот от Баргузина, и лишь благодаря вмешательству сестры оставили на старом месте. Брак так и остался расторгнутым, хотя супруги продолжали жить вместе...


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."