Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."


А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."

Сообщений 151 страница 160 из 229

151

* * *
На протяжении всех тридцати лет своего царствования Николай I делал вид, что оказывает декабристам «милости» и «прощает» их.
18 февраля 1842 года он решил оказать детям вышедших на поселение декабристов новую особую «милость»: «из сострадания к их родительницам, пожертвовавшим всем для исполнения супружеских обязанностей», царь разрешил принять их сыновей в кадетские корпуса, а дочерей — в институты, с тем, однако, чтобы они не носили фамилии родителей, а назывались Сергеевыми, ' Никитиными, Васильевыми — по имени своих отцов. Самые фамилии декабристов царь хотел вытравить из людской памяти.

Но даже эта лицемерная «милость» была оказана не всем, а лишь декабристам, вступившим в брак в дворянском состоянии, до вынесения им приговора.

В Сибири у Волконских родились двое детей, у Трубецких — четверо, у Давыдовых — семеро, у Анненковых — четверо, у Ивашевых — трое, у Розен — четверо, у Никиты Муравьева — дочь. У Фонвизиной, Нарышкиной, Юшневской и Ентальцевой детей не было.

До вынесения приговора были оформлены лишь браки Волконских, Трубецких, Муравьевых, Давыдовых и Розен, и потому лишь они подходили под указанную царем категорию декабристов.

Требование царя о лишении детей фамилии родителей произвело на декабристов удручающее впечатление. Разбросанные по всей Сибири, декабристы одинаково резко реагировали на эту царскую «милость».

— Нет, вы не оставите меня, вы не отречетесь от имени вашего отца! — крикнула Волконская, обнимая и покрывая поцелуями лица детей.
— Приказано ли их взять силою? — спросила генерал-губернатора Руперта легко терявшаяся Трубецкая.
— Нет, государь только предлагает это их матерям...

152

Тем не менее, объявляя декабристам царскую «милость», Руперт настаивал на безусловном принятии ее и даже потребовал от каждого из них письменного согласия на это. Но декабристы отвергли жестокую царскую «милость». Согласились принять ее лишь многодетные Давыдовы. Остальные отказались, и каждый из них по-своему объяснил это в официальном письме на имя генерал-губернатора.

«Должны ли дети мои,— писал Волконский,— вступить в свет с горькой уверенностью, что отец их купил им житейские выгоды новыми страданиями и самою жизнью их матери?.. Испрашиваю милости не лишать детей моих имени, переданного им святостью брака родителей, имени, которое изгладить в их памяти можно только с уничтожением сыновней в них любви».

И другие декабристы резко реагировали на царскую «милость». Трубецкой писал:
«Смею уповать, что государь император, по милосердию своему, не допустит наложить на чело матерей незаслуженного ими пятна и лишением детей фамильного имени отцов не причислит их к незаконнорожденным!»

Никита Муравьев ответил Руперту, что эта царская «милость... не была одушевлена христианским высоким чувством... Отнятие у дочери моей фамильного ее имени поражает существо невинное и бросает тень на священную память матери и супруги».

Декабрист Розен получил извещение о новой царской «милости», уже когда вернулся на родину с Кавказа, куда ему разрешено было выехать из Сибири, чтобы поступить рядовым в один из кавказских армейских полков. Получив это извещение, он положил его на стол со словами: «Нет, на такое условие я не имею права согласиться...»

Розен долго ходил по комнате и не знал, что и как ответить: что представляет собою это роковое извещение — предложение, условие, договор или искушение? Он взял в руки перо, но слова не ложились на бумагу.

«На сердце было не ладно, не хорошо,— вспоминал он.— Я знал, о чем писать, но не знал, как писать. Сильнейший в мире властелин предлагает условие рядовому, желая его благодетельствовать, а рядовой принимает благодеяние за позор, за жесточайшее наказание. Признаюсь, я был оскорблен, я был обижен и долго все ходил, ходил по комнате».

После долгих раздумий он написал наконец письмо, в котором просил Бенкендорфа исходатайствовать ему разрешение оставить детей у себя до четырнадцатилетнего возраста и дозволить им сохранить фамилию предков, которую он не считает себя вправе располагать по своему личному усмотрению.

В ответ на это Бенкендорф сообщил, что таковы указания царя и он даже «находит с своей стороны невозможным входить с всеподданнейшим докладом к государю императору по означенной просьбе Розена».

153

У генерал-губернатора Руперта были свои дети, но он не способен был понять чувства оскорбленных царской «милостью» декабристов и в своем угодническом ответе Бенкендорфу сообщал: «К крайнему огорчению и прискорбию, не мог не заметить, что настоящая милость и сострадание его величества не нашли ни малейшего отголоска в сердцах этих холодных, закоренелых эгоистов»... Руперт добавлял, что, по его мнению, обнаруженная Волконским, Трубецким и Муравьевым «неготовность к принятию монаршей милости, вследствие какого-то неизъяснимого упрямства и себялюбия, должна навсегда лишить их всякого права на какое бы то ни было снисхождение правительства...».

Впоследствии детям декабристов все же удалось поступить в учебные заведения, сохранив фамилии своих родителей. Лишь Нонушка Муравьева, оставшись в Сибири после смерти отца и матери круглой сиротой, вынуждена была поступить в институт под фамилией Никитиной, по имени ее отца, декабриста Никиты Муравьева.

Нонушке было в то время тринадцать лет. Это была гордая и самолюбивая девочка. Она уже хорошо понимала, кто были декабристы, за что пострадал ее отец, за что погибла в Сибири мать.

Мучительно переживая свое двусмысленное, бесправное положение среди подруг, она на свою новую, волею царя навязанную ей фамилию — Никитина — не отзывалась... Отвечала на вопросы только тогда, когда ее называли не по фамилии, а по имени.
Однажды в институт приехала императрица, жена Николая I. Вошло в обычай, что институтки, обращаясь к императрице, называли ее по-французски матерью. Нонушка отказалась подчиниться этому.
— Почему ты называешь меня мадам, а не матерью, как все девочки? — спросила ее жена Николая I.
— Потому,— ответила Нонушка,— что у меня была мать, но ее уже нет, она похоронена в Сибири.

По соседству с Волконскими, Трубецкими, Юшневскими и Муравьевыми, в Урике и соседних деревнях под Иркутском жили еще декабристы — М. С. Лунин, братья Александр и Иосиф Поджио, доктор Ф. Б. Вольф, Ф. Ф. Вадковский, П. А. Муханов, братья Борисовы и другие. Все они были связаны между собою большой дружбой, и им пришлось потратить много усилий, чтобы получить разрешение поселиться близко друг от друга.

154

Особо выделялся и пользовался среди них большим авторитетом Михаил Сергеевич Лунин, человек очень образованный, обладавший большим запасом душевных сил и железной волей.

Это был один из тех последовательных и несгибаемых борцов за свободу, которые, находясь в самых тяжких условиях, не складывали оружия и до конца дней продолжали свою непримиримую борьбу с самодержавием.

Все любили его, и любовь эта чувствуется в отзывах о нем всех его друзей и товарищей по восстанию. Достаточно прочесть статьи и письма Лунина, чтобы видеть, что это был человек совершенно исключительный, выдающийся.

«Способности его были блестящи и разносторонни,— писал о нем его большой друг, французский драматург Ипполит Оже,— он был поэт и музыкант и в то же время реформатор, политикоэконом, государственный человек, изучавший социальные вопросы, знакомый со всеми истинами, со всеми заблуждениями».

«Это был человек твердой воли, замечательного ума, всегда веселый и бесконечно добрый»,— вспоминала о нем М. Н. Волконская.

«Человек замечательного, непреклонного нрава и чрезвычайной независимости»,— говорил его товарищ, декабрист И. А. Анненков.

На нем лежал отпечаток байроновского трагизма, его натуре было свойственно бурное стремление к сильным впечатлениям, к борьбе, к подвигам. Существует предположение, что Ф. М. Достоевский дал в «Бесах», в образе Ставрогина, некоторую психологическую параллель Лунина.

Письма Лунина с каторги насыщены были беспощадной критикой и едкой иронией по адресу царского правительства. Это были острые политические памфлеты, афоризмы, которые в многочисленных списках распространялись среди его друзей и товарищей и очень раздражали царя и его III отделение.

Еще будучи на свободе, он даже выписал из Парижа печатный станок, имея в виду печатать на нем и распространять свои революционные идеи. Станок этот долго пролежал у Трубецкого и был обнаружен жандармами во время обыска, произведенного после восстания. На следствии и при допросе Лунин не отрицал, что станок этот приобретен был им, и не скрывал, для какой цели он приобрел его.

Чтобы составить себе представление о Лунине и направленности его мыслей, интересно познакомиться с его записной книжкой. На титульной странице, сверху, надпись: «Я любил справедливость и ненавидел несправедливость и потому нахожусь в изгнании». И внизу — обращенные к сестре, К. Уваровой, строки: «В России два проводника: язык до Киева, а перо до Шлиссельбурга».

155

Дальше идут многочисленные записи, свидетельствующие о мудрости и проницательности их автора. Приводим некоторые из них:
«Через несколько лет те мысли, за которые приговорили меня к политической смерти, будут необходимым условием гражданской жизни».

«Топор палача превращает осужденного в свидетели «за» или «против» его судей перед судом потомства».

«Вообще права бывают трех родов: политические, гражданские и естественные. Первые не существуют в России, вторые уничтожены произволом, третьи — нарушены рабством».

«Тело мое испытывает в Сибири холод и лишения, но мой дух, свободный от жалких уз, странствует... Всюду я нахожу Истину и всюду счастье».

Такие же мысли встречаются и в письмах Лунина из Сибири:

«Из вздохов заключенных рождаются бури, низвергающие дворцы».

«В 1826 году Русская земля находилась относительно законодательства точно в таком же положении, как и в 1700-м».
«Народ мыслит, несмотря на свое глубокое молчание».

«Мои письма к сестре служат выражением тех убеждений, которые повели меня на место казни, в темницы и в ссылку».

И трагически звучат строки Лунина в одном из его последних писем к сестре: «В хлопотах я забыл написать о получеши восьми томов сочинений Платона на греческом языке. Кстати эта посылка: я анализирую теперь болтовню доброго Сократа перед его смертью. Толпа удивляется многому, чего не понимает. Прощай...»

Таким предстает перед нами Лунин в своих дневниках, письмах и статьях.

156

Когда Лунин вернулся из похода во Францию, насыщенный вольными и свободолюбивыми мыслями, он решил подать в отставку. Император Александр I знал его и сказал: «Это самое лучшее, что он может сделать».

10 сентября 1816 года Лунин покинул Россию.

«Для меня открыта только одна карьера — карьера свободы,— говорил он одному из своих друзей...— Мне нужна свобода мысли, свобода воли, свобода действий! Вот это настоящая жизнь!..»

Смерть отца заставила Лунина вскоре вернуться в Россию. Здесь он вступил в члены Тайного общества и позже стал деятельным членом Коренной думы, руководящего органа Союза Благоденствия, а когда образовалось Северное тайное общество, был одним из его директоров.
Темпы деятельности Тайного общества, однако, не удовлетворяли Лунина, и в 1822 году он уехал в Варшаву, где служил сначала в Польском уланском, позже в Гродненском гусарском полку, а затем назначен был адъютантом главнокомандующего польской армией, наследника престола Константина. Тот очень ценил и уважал его.

Несмотря на то что Лунин отошел в эти годы от дел Тайного общества, Николай I писал после поражения восстания декабристов Константину, что «Лунин положительно из числа этой банды», и предложил, «не арестовывая, постараться захватить его на месте преступления».

Константин сделал попытку спасти Лунина, но это оказалось невозможным, так как по ходу следствия выяснилась причастность Лунина к делам Тайного общества. Ожидая ареста, Лунин просил Константина отпустить его на несколько дней на силезскую границу, чтобы в последний раз поохотиться на медведей.
— Но ты поедешь и не вернешься! — сказал Константин.
— Даю честное слово, что вернусь! — ответил Лунин.

Начальник штаба Литовского корпуса генерал Курута с минуты на минуту ждал отправленного за Луниным из Петербурга фельдъегеря и отказался выдать ему увольнительный билет.
Но цесаревич Константин настоял.
— Я не лягу спать в одной комнате с Луниным, потому что он меня непременно зарежет,— сказал он,— но, если Лунин дает честное слово, он его непременно исполнит.
Лунин отправился на охоту и в условленный срок вернулся. Фельдъегерь уже ждал его. Это были последние дни его свободы.

Фельдъегерь сразу же отвез его в Петербург.

157

На следствии Лунин держал себя спокойно и независимо и на вопрос, откуда он заимствовал свободный образ мыслей, резко ответил:
— Свободный образ мыслей образовался во мне с тех пор, как я начал мыслить, к укоренению же оного способствовал естественный рассудок.

Лунин направлен был в Петропавловскую крепость и предан суду за «участие в умысле цареубийства согласием, умысел бунта, принятие в Тайное общество членов и заведение литографии для издания сочинений общества» и приговорен к каторжным работам навечно.

Он содержался год в Свеаборгской крепости, затем переведен был в Выборгскую. Здесь было тесно и сыро, крыша прогнила и насквозь протекала. Обходя однажды казематы и видя, в каких невыносимо тяжелых условиях находится Лунин, финляндский генерал-губернатор Закревский задал ему нелепый, бессмысленный вопрос:
— Есть ли у вас все необходимое?
Лунин посмотрел на него в упор и саркастически ответил:
— Я вполне доволен всем, мне недостает здесь только зонтика...

В апреле 1828 года Лунин направлен был в Читинский острог, где в то время находились уже почти все осужденные
декабристы, затем его перевели в тюрьму Петровского завода, и в конце 1835 года он был поселен в Урике, где жили и Волконские.
Он пытался заниматься сельским хозяйством, но его больше влекли к себе книги, среди которых он жил: в его библиотеке ссыльного было около тысячи книг на русском, французском, английском, немецком, польском, латинском и греческом языках и на языках славянских народов.
— Платон и Геродот,— шутил он,— не ладят с сохой и бороной. Вместо наблюдения над полевыми работами я перелистываю старинные книги. Что делать? Ум требует мысли, как тело пищи.

Его угнетали оторванность от мира и бездействие, и лишь благодаря выдержке и большой силе волн ему удавалось сохранять внутреннее душевное равновесие. «Выдающиеся люди эпохи находятся в глубокой ссылке, в Сибири; посредственности — во главе управления»,— читаем мы в его записной книжке.

Несколько скрашивала его жизнь в ссылке дружба с крестьянами, которые питали к нему большое доверие. Он часто навещал их и бывал третейским судьей, когда между ними возникали ссоры и недоразумения...

158

Письма Лунина к сестре и выраженные в них мысли, естественно, не нравились царскому правительству. За «дерзкие мысли и суждения, несоответственные его положению», он лишен был на один год права переписки.
Когда ему принесли официальное сообщение об этом и предложили расписаться на нем, он ответил:
— Что-то много написано, я читать не буду. Мне запрещают писать — не буду!..
Лунин перечеркнул все написанное и на обороте официального отношения написал: «Государственный преступник Лунин дает слово целый год не писать».

Он честно выдержал этот год, ничего не писал, но затем возобновил свою литературную деятельность. Его рукописи: «Разбор донесения Следственной комиссии» и «Взгляд на русское Тайное общество с 1816 по 1826 год» попали к Бенкендорфу, и по его докладу Николай I приказал «сделать внезапный и самый строгий осмотр в квартире Лунина, отобрать у него с величайшим рачением все без исключения принадлежащие ему письма и разного рода бумаги, запечатать оные и доставить к нему; его же, Лунина, отправить немедленно из настоящего места его поселения в Нерчинск, подвергнув его там строгому заключению так, чтобы он не мог иметь ни с кем сношений ни личных, ни письменных впредь до повеления...».

На основании этого царского приказа однажды глубокой ночью, когда Лунин уже спал, двенадцать жандармов и несколько царских чиновников окружили дом декабриста. Жандармы смутились, увидев на стене несколько охотничьих ружей и пистолетов.

Лунина разбудили, он стал одеваться и, глядя на испуганные лица жандармов, сказал:
— Не беспокойтесь, таких людей, как вы, бьют, но не убивают!..

В ту же ночь Лунина увезли из Урика и заключили в Акатуевский тюремный замок при Нерчинских заводах — одно из самых гибельных мест царской каторги, откуда мало кто уже возвращался в мир.

В письме от 25 мая 1841 года Волконский сообщил Пущину об отъезде Лунина:
«Я ехал на рассвете в церковь, когда узнал от собравшихся крестьян о происходящем; натиск чиновников, жандармов их изумлял. Я повернул оглобли и приехал на место происшествия: он уже садился в повозку, я успел пожать руку тридцатипятилетнему другу, успел проводить его на путь новых испытаний душевными молитвами и сердечными желаниями. Михаил Сергеевич был тронут видеть одного из своих при вечной, может быть, с ними разлуке... Грусть по оному вы разделите с нами».

159

В Акатуе Лунин прожил четыре года — в сырой и темной камере, среди убийц и воров, лишенный книг и возможности писать. Это было медленное умирание.

«Если вы хотите получать от меня письма,— писал он Волконскому,— присылайте бумагу и чернильный порошок».

М. Н. Волконская послала ему несколько книг, продукты и питательный шоколад, а в переплетах книг скрыла бумагу, чернильный порошок и несколько перьев.

Из своей последней тюрьмы Лунин писал Волконским восемь писем, в которых «из могилы Акатуевского острога ощущался голос высокого духа и светлой мысли».

Он мужественно переносил лишения и писал М. Н. Волконской; «Я погружен во мрак, лишен воздуха, пространства и пищи, окружен разбойниками, убийцами и фальшивомонетчиками. Мое единственное развлечение заключается в присутствии при наказании кнутом во дворе тюрьмы. Перед лицом этого драматического действия, рассчитанного на то, чтобы сократить мои дни, здоровье мое находится в поразительном состоянии, и силы мои далеко не убывают, а, наоборот, кажется, увеличиваются... Все это совершенно убедило меня в том, что можно быть счастливым во всех жизненных положениях и что в этом мире несчастны только дураки и глупцы».

Лишь одного живого человека из далекого счастливого прошлого Лунину удалось увидеть в своей акатуевской могиле: незадолго перед смертью его навестил Н. И. Пущин, брат декабриста, ревизовавший в то время сибирские места заключения.

3 декабря 1845 года, через двадцать лет после восстания декабристов, Лунин скончался в своей тюремной камере во время сна, от апоплексического удара, одинокий, вдали от родных и друзей.

Человеком «гордой, непреклонной, подавляющей отваги» называл Лунина Герцен. Узнав о его гибели, он писал: «Странная Русь: высшими плодами являются люди, опередившие свое время до того, что, задавленные существующим, они бесследно умирают по ссылкам».

Свое сочинение «Взгляд на русское Тайное общество с 1816 по 1826 год» Лунин заключил словами: «От людей можно отделаться, но от их идей нельзя... На время могут затмить ум русских, но никогда их народное чувство».

Еще находясь на поселении в Урике, Лунин писал в одном из своих писем: «Последним желанием Фемистокла в изгнании (из Афин.— А. Г.) было, чтобы перенесли смертные останки его в отечество и предали родной земле; последнее желание мое в пустынях сибирских, чтоб мысли мои, по мере истины, в них заключающейся, распространялись и развивались в умах соотечественников».
Со дня образования деятельности тайных обществ и восстания декабристов прошло почти полтора столетия. Мысли Лунина широко «распространялись и развивались в умах соотечественников», как он об этом мечтал. Революционные чаяния и мечты декабристов превратились на нашей родине в действительность. Мы преклоняемся перед их подвигом и отдаем должное одному из замечательнейших деятелей раннего поколения русских революционеров — Михаилу Сергеевичу Лунину.

160

* * *
Тяжкая участь постигла штабс-капитана П. А. Муханова, члена Северного тайного общества, талантливого литератора, друга К. Ф. Рылеева, посвятившего ему свою думу «Смерть Ермака».
Еще задолго до восстания он встретился с Варварой Михайловной Шаховской, полюбил ее и решил связать с нею свою судьбу. Желая быть ближе к любимому человеку, она поселилась у своей сестры, бывшей замужем за декабристом Александром Николаевичем Муравьевым, жившим в Сибири на поселении и получившим разрешение поступить на государственную службу. Муханов по отбытии каторги был направлен на поселение в Братский Острог Нижнеудинского округа.
Живя в доме зятя, Шаховская наладила тайную переписку с Мухановым, когда тот отбывал после крепости каторгу. Через нее и декабристы начали направлять свои письма в Москву и Петербург, в адрес Е. Ф. Муравьевой и Н. Н. Шереметевой, матери Якушкиной, которые рассылали их по назначению.

Письма из России и многочисленные посылки заключенным декабристам также направлялись через Шаховскую. Переписка не могла производиться открыто, и корреспондентам приходилось прибегать к разным уловкам и ухищрениям. Кипы писем отправлялись в чемоданах и ящиках с двойным дном: сверху клались разные вещи, а письма — между первым и вторым дном. Такие ящики отвозили из Читы, а позже из Петровского завода местные купцы. Часто деньги и письма пересылались заклеенными в переплеты книг.

На пути Шаховской неожиданно встал проходимец, авантюрист и провокатор Роман Медокс. Проникнув в дом А. Н. Муравьева под видом учителя его детей, он прикинулся влюбленным в Шаховскую, все высматривал и выведывал и обо всем посылал Бенкендорфу, а иногда даже самому Николаю I полные лжи и всяких выдумок письма и донесения. Ему удалось даже побывать в Петровском заводе и встретиться с декабристами. Его провокаторская деятельность, к счастью, никому вреда не причинила, а сам он, будучи разоблачен в своих лживых провокаторских донесениях, был заключен в крепость.

Имя Шаховской должно быть поставлено в один ряд с именами жен декабристов, но личная жизнь ее сложилась еще печальнее и трагичнее: жены декабристов, последовавшие на каторгу за своими мужьями, равно и Полина Гебль, и Камилла Ле-Дантю, вышедшие замуж уже в Сибири, сумели облегчить участь своих мужей, найти на каторге свое счастье и ощутить радость жизни. Шаховской не дано было и это. Семнадцать лет стремилась она связать свою жизнь с Мухановым, десять лет прожила вблизи мест его заключения и поселения, но ей ни разу не удалось даже увидеться с ним за все эти годы.


Вы здесь » Декабристы » ЛИТЕРАТУРА » А. Гессен. "Во глубине сибирских руд..."