11
Ваше Высокопревосходительство,
Милостивый Государь!
Усмирение горских жителей Кавказа принадлежит, без сомнения, к важнейшим событиям нынешнего царствования. Кротость и справедливое обращение местного Начальства; семена просвещения и торговли, которые оно старается посеять между ними, и, наконец, достославный Адриянопольский мир1 принесут, конечно, желаемые плоды, и можно надеяться, что сии полудикие племена вскоре почувствуют выгоды общественного порядка и сделаются полезными и мирными гражданами. Я много читал о том крае; обращался с лицами, участвовавшими в управлении оного, а потому и осмеливаюсь представить на сей счет некоторые замечания; счастлив, если они могут сколько-нибудь способствовать благотворным мерам Правительства.
Заведенное в Тифлисе покойным Генералом Сипягиным2 училище для аманатов3 послужит, неоспоримо, к распространению образования в тех странах: но сего одного едва ли будет достаточно, дабы произвести желаемое действие. Уважение Горцев к их Узденям4, Бегам и Ханам основывается не столько на знатности породы сих последних, сколько на их личных достоинствах, то есть: на их мужестве, презрении к опасности и искусстве наездничать. А потому весьма сомнительно, чтоб аманаты, принесши с собою образование кроткое, имели, при малочисленности своей, довольно влияния на своих соотечественников, дабы исполнить над ними виды Начальства.
Основываю свое сомнение на следующем обстоятельстве: вместе со мною воспитывались в Одесском Институте (нынешнем Лицее5) три Горских Князя; которых Ришелье6 поместил туда с тем же намерением, с каким учреждено вышеозначенное училище. По возвращении на родину, двое не могли противустоять убеждениям своих земляков, и приняв участие в набегах на наши границы, употребили против нас приобретенные ими сведения. Третий, Ахмет-Чери, сын Нашугаевского владетельного Князя, постигавший вполне всю цену полученного им благодеяния и твердо решившийся пребыть нам верным, был преследуем, гоним и уморен голодом. Для переобразования умов в народе, где отношения между властителями и подвластными так еще слабы, надлежит, кажется, действовать преимущественно на целые массы, а не на некоторые только лица; иначе сии последние или увлекутся за толпою, или падут жертвою своих усилий.
Вашему Высокопревосходительству известно, что Горцы состоят из разнородных племен, которые искони вели между собою беспрестанные распри. В первое время владычества нашего за Кавказом, тамошние Правители, озабоченные заграничными войнами, принуждены были для собственной безопасности поддерживать сию вражду, дабы таким образом доставив этим хищникам занятие у себя, оградить наши владения от их набегов; а для сего прибегали то к ласкам, то к силе. Впоследствии, когда наступили обстоятельства благоприятнейшие, Кавказское местное Начальство, считая несовместным с достоинством Правительства держаться прежней политики, оправдываемой одною только необходимостию, перешло к другой крайности, решившись смирить непокорных ужасом. Сия система терроризма имела последствием, что враждовавшие дотоле племена соединились в одно против нас. К ненависти религиозной и духу грабежа и хищения, всегда отличавшему сих полудикарей, присовокупилось чувство ожесточения: три обстоятельства, произведшие те кровавые, истребительные войны, каких тот край был позорищем в течение целых семи лет. Ныне, с переменою духа управления, последнее из сих обстоятельств непременно уничтожится: остается сказать, каким образом действовать пробив двух первых, дабы водворить в тех странах совершенное спокойствие.
Вообще полагают, что Магометанский закон предписывает гонение против иноверцев; но сие мнение не совсем справедливо. Все правила нравственности, долженствующие руководствовать человека в жизни, означены в Алкоране7: но они подавлены, так сказать, множеством различных нелепых обрядов, которые и составляют существенную часть служения нынешних Магометан. Таким образом Пророк их говорит в некоторых местах своего законами и в пользу терпимости, да и самая История Исламизма представляет неоднократные тому примеры. В цветущие времена Калифата8 отличнейшие мужи Греции, изгоняемые из отечества ханжеством Восточных Императоров, находили приют, почести и отличия в Багдаде при дворе Аббасидов9. В Испании Католики, под владычеством Мавров10, беспрепятственно отправляли свое богослужение. Изуверство же, какое видим у нынешних Мусульман, происходит от их невежества, а более от личных видов их Государей, которые прикрывают под личиною усердия к вере свою страсть к корысти и к насилиям. Как бы то ни было, чувство ненависти и презрения к Християнам глубоко укоренилось у большей части настоящих последователей Исламизма. Россия имеет в своем владычестве значительное оных число; некоторые из них не утвердились еще в чувствах должного подданничества, и граничат с своими единоверцами, которые при всяком удобном случае готовы нам вредить. Неоспоримо, что могущество наше удержит их в покорстве; а преимущество Правительства благоустроенного перед Азиятским деспотизмом заставит их полюбить новое их положение; но, Ваше Высокопревосходительство согласитесь, что весьма важно скрепить сии узы, искоренив или по крайней мере ослабив эту религиозную неприязненность. Кажется, что Правительство достигнет сей цели всего скорее посредством самих служителей Алкорана, и поелику нельзя предполагать, чтоб между нынешними Муллами нашлись люди способные, которые охотно взялись бы за это: то не бесполезно будет образовать таковых, заведши в Тифлисе под надзором благонамеренного Муллы Суннитского исповедания училище для Магометанских священников, где, кроме предметов, принадлежащих к их закону и того образования, какое почтено будет приличным, преимущественно обращать внимание воспитанников на нравственные места Алкорана, внушая им при том преданность к престолу и новому их отечеству. Польза, и скажу даже, необходимость сей меры будут явственнее, если Ваше Высокопревосходительство благоволите вспомнить: во-первых, что у Магометан священники, кроме того, что совершают Богослужение и занимаются истолкованием закона, суть единственные воспитатели народа, а потому пользуются большим влиянием на умы, и, следовательно, могут в руках Правительства быть способнейшими орудиями к приведению в действие его намерений; во-вторых, что доселе Муллы у большей части Мусульман, обитающих в южной России, воспитывались в Турецких медрессе {Род высших школ, в которых предметы учения ограничиваются Алкораном и началами Математики, потребными для счисления времени по Турецкому календарю.} и приносили оттуда предрассудки, которые нередко обращались нам во вред.
Скажут, что последствия сей меры не принесут пользы на Кавказе, которого жители, привычные к разбоям, не будут обращать внимания на толки своих священников: но сие возражение едва ли правильно. Соглашаюсь, что Горцы плохие Магометане; что все их богослужение ограничивается восклицаниями Алла и ненавистию к Гяурам или Кафырям11 (неверным): но это происходит от их невежества и от малочисленности и необразованности находящихся между ними Мулл. Что же духовные лица имеют на них влияние, доказывается тем, что все Агенты, которых Оттоманская Порта употребляла для возмущения их против нас, начиная от Шейх Мансура12, бывшего там в 1791 году до последних времен, принадлежали к сему сословию. А из сего заключаю, что усилия Мулл не останутся тщетными и в таком случае, когда они употребят оные на примирение Горцев с нашим владычеством, и постараются, смиряя их строптивость, водворять между ними согласие и преклонять их под благотворное иго закона. Полагаю даже, что тут они встретят менее затруднений, нежели где-либо в другом месте; ибо здесь духовные сии наставники не будут принуждены бороться против слепой привязанности и уважения к кривляньям и омовениям, которые, занимая время и внимание прочих Магометан, поглощают их добрые качества. Тогда и училище для аманатов принесет действительную пользу; тогда только, при деятельной помощи духовенства, воспитанники оного получат возможность оправдать ожидании Начальства, сообщая полученное ими образование своим соотечественникам, уже приготовленным к тому Муллами.
Если изложенное здесь мнение признано будет справедливым, и вышеозначенная мера удостоится одобрения: то можно распространить ее, заведши на таком же основании духовные училища в Оренбурге и Омске для пограничных Киргизов. Обитая в степях, они и характером, и образом жизни весьма схожи с Горцами; а в отношении к образованности находятся еще на низшей степени. Все пороки Магометанства, все предрассудки идолопоклонства глубоко между ними укоренились. И не удивительно, вспомнив, что в Средней Орде, состоящей из полутораста тысяч семейств, едва ли найдется 25 священников, да и те только что умеют читать, а законоучением совсем не занимаются. С другой стороны, поведение наше с ними, говоря вообще, весьма походит на то, которое наблюдалось в отношении жителей Кавказа, и вековой опыт показал, сколь оно недостаточно для их усмирения и приведения в безопасность наших границ. Так, например: обстоятельство, более всего затрудняющее тамошнее местное Начальство и составляющее главную причину их набегов суть баранты13, основанные на праве личного возмездия. Для прекращения оных и для разбирательства ссор, какие беспрестанно происходят между сими дикарями, заведены пограничные суды: но не взирая на их многолетнее существование, баранты продолжаются по-прежнему. И может ли оно быть иначе? Начала нравственные, почти сродные лицам, воспитанным под кровом Правительства прочного, ограждающего собственность и безопасность каждого, чужды людям, у которых право сильного заменяет все прочие права, и где самоуправство, освященное обычаем, поддерживается всею силою общественного мнения. При таких обстоятельствах и в благоустроенном обществе, где гражданская власть облечена надлежащею силою, трудно было бы искоренить зло: одна религия, должным образом направленная, может его остановить. А посему смею думать, что снабжение Киргизов преданными нам Муллами, которые будут знакомить их с означенными началами, представляя оные как веления Божества; вводить между ними людскость; укрощать порывы их воинственного буйства и искоренять их недоверчивость к нам, при других благотворных мерах нынешнего Правительства, доведет нас скорее и вернее до желаемой цели.
Не могу при сем умолчать, что образованные Муллы могут принести Государству большую услугу в другом отношении, распространяя просвещение между Магометанами, живущими внутри России. Так, между прочим, вся южная Сибирь, от верховья Иртыша до верхних частей Енисея, населена разнородными племенами сего исповедания. По Статистике известно, что число сих, равно как прочих Сибирских ясашных инородцев14 год от году значительно уменьшается, и взглянув на них, не трудно отгадать причину. Погруженные в беспечную леность, обыкновенную спутницу звероловной и скотоводной жизни; проводя лето и зиму в юртах, подверженные всем тягостям сурового климата; они лишены всех жизненных удобств, и даже не имеют охоты к приобретению оных, а потому не долговечны и мало способствуют приращению народонаселения. Просвещение, разливаемое между ними духовенством, поощрит их к трудолюбию; пробудит в них естественную в нас склонность к лучшему, а сие подействует благотворным образом и на физическое их сложение.
*-- В последнее путешествие в Сибирь я проезжал через Забайкальскую степь, в коей кочуют Буряты, занимающиеся скотоводством и звериною ловлею. Между ними есть крещеные, которые приняли оседлый образ жизни, и не оставляя прежнего промысла, занялись притом земледелием. Сия перемена и последовавшее за тем улучшение их домашнего быта имели такое благотворное влияние на всю их наружность, что можно с первого взгляда отличить Бурята Християнина от идолоп[ок]лонника, так что иной почел бы их принадлежащими к различным племенам, если б некоторые родовые черты не обнаруживали их одинакового происхождения. --*
Приймите при сем, Милостивый Государь, изъявление глубокого высокопочитания и совершенной преданности, с которыми честь имею быть
"12-го" Ноября. 1829.
Вашего Высокопревосходительства
Всепокорнейшим слугою.
Александр Корнилович.