Акварели декабриста Петра Ивановича Борисова.
Сообщений 31 страница 40 из 118
Поделиться3303-10-2013 20:41:10
Собрание В. Н. Баснина
Малая Разводная. 1840-е годы
Два альбома с акварельными рисунками птиц, принадлежавшие иркутскому купцу В. Н. Баснину, с 1955 года хранятся в Отделе изобразительных материалов Исторического музея'.
Альбомы эти парные, их размеры - 20,0х25,0, в каждом содержится по десять листов с рисунками. Оформление альбомов принадлежит, как об этом говорилось выше, А. И. Борисову. Они имеют твердые кожаные переплеты черного цвета, на которых крупными золотыми буквами вытиснены надписи: Птички2. Обрезы листов позолочены, внутри альбомы украшены белыми муаровыми форзацами. Подписей художника и каких-либо дат в альбомах нет. На обороте форзаца каждого из альбомов, наверху слева, сохранились надписи карандашом в старой орфографии: Рисовано Декабристом Борисовым. Кроме того, на первом пустом листе, в правом углу снизу альбома № 132, есть еще одна надпись, сделанная также карандашом в старой орфографии, но другим почерком: рис. декабристом Борисовым. Последняя надпись, по всей видимости, принадлежит владельцу альбома - Василию Николаевичу Баснину; первые две - его сыну, Николаю Васильевичу, коллекционеру, хранителю семейного архива.
Каждому рисунку предшествуют два тонких, полупрозрачных листа бумаги, на первом из которых, расчерченном на полосы карандашом, даны названия изображенных птиц на русском, латинском и французском языках, сделанные автором. В этих альбомах, в отличие от других аналогичных работ П. И. Борисова, нет оглавления, подписи же к рисункам более пространны, некоторые из них звучат как краткие аннотации.
Прямых свидетельств, говорящих о том, при каких обстоятельствах альбомы «Птички» стали собственностью В. Н. Баснина, нам обнаружить не удалось. Тем не менее мы считаем возможным связать их создание с заказами, выполненными П. И. Борисовым в 1842 году. По «Книге доходов» это записи от 2 февраля (№ 3), 11 марта (№ 4) и 25 октября 1842 года (№ 7). По данным этих записей, П. И. Борисов для неизвестного лица выполнил четыре альбома с рисунками птиц. Записи № 3 и 4 говорят о ливрезонах, содержавших по десять рисунков, в первом из них было четырнадцать сюжетов, во втором - тринадцать. Запись № 7 сохранила сведения о двух других ливрезонах, в которых в общей сложности указано двадцать рисунков, имевших двадцать два изображения. Данные записи № 4 полностью совпадают с содержанием и объемом альбома № 133 (десять рисунков, четырнaдцать сюжетов); альбом № 132 по своему содержанию и объему (десять рисунков, двенадцать сюжетов) может быть одним из ливрезонов записи № 7. В таком случае весь этот заказ был выполнен для В. Н. Баснина; до нашего времени из четырех альбомов сохранилось лишь два. Это предположение косвенно подтверждается и тем фактом, что В. Н. Баснин поместил своих сыновей на обучение к А. П. Юшневскому летом 1842 года, следовательно, в Малой Разводной он бывал и раньше. Если наше предположение правильно, то альбомы В. Н. Баснина - это первая работа, выполненная по заказу в Малой Разводной. Зная интересы своего заказчика, его связи с местными краеведами, П. И. Борисов, возможно, рассчитывал на публикацию своих рисунков. Известно также, что по заказу В. Н. Баснина П. И. Борисовым был сделан рисунок корня женьшень. Сохранилось несколько известий, связанных с историей его создания.
Поделиться3403-10-2013 20:41:52
«Описание гравюр, акварельных и китайских рисунков, масляных картин и тому подобного в собрании почетного гражданина В. Н. Басиина, в Иркутске»3' под № 175 содержит запись следующего содержания: «Жен-сен (корень-человек). Известный целительный корень, снят с натуры в Пекине бывшим там медиком Порфирием Евдокимовичем Кириловым, а здесь со снимка срисовал Г. С. Уткин. Замечание: высота с белым полем бумаги 12 3/8 вершков, ширина – 9 3/8, вершка. Акварель, разноцветными красками. Наклеена»4. (Подчеркнуто в оригинале. - Авт.) Под № 1049 этого же каталога читаем: «2-й экземпляр разноцветной акварели корень «жен-сен», одинаковый с № 175»5.
Дальнейшая история возникновения рисунка женьшеня прослеживается по бумагам Борисовых. В письме В. Н. Баснина А. И. Борисову говорится: «С корня жен-сен я просил Петра Ивановича снять список. Повторяю мою убедительную в том просьбу и прошу не замедлить, ибо нужно послать в Нерчинск. Оригинал нужно наклеить, а список не наклеивать: он пошлется с почтой, навернутый на палку»6 (подчеркнуто В. Н. Басниным. - Авт.). И, наконец, в «Книге доходов» запись № 33 говорит о завершении всех работ по созданию рисунка женьшеня: «1846 г. Марта 19. От В. Н. Баснина за рисунок китайского растения - 22 р. 3,5 к.».
Все эти документы позволяют представить историю создания и дальнейшей судьбы данного рисунка П. И. Борисова следующим образом: первоначальный рисунок женьшеня был сделан в Китае с натуры П. Е. Кириловым («снимок») и остался у него, после того как в Иркутске был скопирован в двух экземплярах для В. Н. Баснина местным художником Г. С. Уткиным («акварель разноцветными красками» и «второй экземпляр разноцветной акварели»). Одна из этих скопированных Г. С. Уткиным акварелей («оригинал») была отослана В. Н. Басниным в Малую Разводную, где А. И. Борисов наклеил ее на специальный лист бумаги, как он наклеивал многие гравюры, литографии и т. п. для собрания заказчика, а П. И. Борисов сделал с нее копию («снял список»). Этот «список», или, иначе говоря, акварель работы П. И. Борисова большого размера (12 3/8х9 3/8 вершка, что соответствует примерно 55,8х44,3 см), была послана В. Н. Басниным в Нерчинск «навернутой на палку». Нам представляется, что рисунок женьшеня был заказан В. Н. Басниным для М. А. Зензинова7. Михаил Андреевич Зензинов (1805-1873), купец по сословной принадлежности, был в тот период самым деятельным и известным краеведом, проживавшим в Нерчинске. Он был членом нескольких научных обществ, помещал статьи о Забайкалье в столичной печати. Не случайно к нему в Нерчинск на обратном пути из путешествия по Восточной Сибири в начале 1845 года заехал А. Ф. Миддендорф8. Своими интересами в области ботаники он был связан с Н. С. Турчаниновым и состоял с ним в переписке9. М. А. 3ензинов разводил в Сибири редкостные растения, образцы местной флоры он регулярно высылал в Петербургский ботанический сад. Остался ли рисунок женьшеня у М. А. Зензинова и погиб вместе с основной частью архива после его смерти или был отправлен в свое время в Петербург, остается неизвестным.
Поделиться3503-10-2013 20:42:40
М. А. Зензинов не только был хорошо знаком со многими декабристами, но и был в Сибири одним из первых собирателей декабристских реликвий. Сын же его, Михаил Михайлович Зензинов, стал издателем портретов и других материалов декабристов после 1905 года.
Василий Николаевич Баснин (1799-1876) был заметной фигурой в жизни Иркутска середины прошлого века. Купеческая семья Басниных в Иркутск переселилась из Холмогор в начале XVIII века, в 1812 году три брата - Николай, Дмитрий и Петр - перешли в кяхтинское купечество и занимались торговлей китайскими товарами. В 1828 году они основали в Иркутске свой торговый дом. В. Н. Баснин в 1843 году после смерти отца был перечислен из «кяхтинских купеческих сыновей» в иркутские купцы первой гильдии, стал почетным гражданином Иркутска, в 1850-1852 годах избирался городским головою.
Он интересовался естественными науками, вел метеорологические наблюдения, собрал прекрасную библиотеку, коллекционировал гравюры. В 1851 году В. Н. Баснип был избран действительным членом Русского географического общества.
Важно отметить и то, что он хранил списки запрещенных сочинений Лермонтова, Белинского, материалы декабристовl0.
Со многими декабристами В. Н. Баснина связывали долголетние дружеские и деловые отношения. Он познакомился с декабристами еще в те годы, когда они отбывали каторжные работы в Петровском заводе: вместе с другими кяхтинскими купцами он привозил в Петровск чай, вина, ткани ll. Постоянными стали его контакты с маленькой колонией декабристов, поселенных в Малой Разводной. У А. П. Юшневского одно время вместе с другими учениками обучались его сыновья, А. З. Муравьев создавал каталог гравюр и других изобразительных материалов его собрания, А. И. Борисов окантовывал гравюры и литографии, а также переплетал книги и журналы", П. И. Борисов преподавал детям В. Н. Баснина географию и математику и выполнял заказанные рисунки. В. Н. Баснин помог Борисовым построить в Малой Разводной дом, одолжив им для этого 500 рублей, снабжал их материалами для исполнения заказанных работ, предоставлял возможность пользоваться книгами своей библиотеки, выписывал для них научную литературу в Петербурге и Москве.
Поделиться3603-10-2013 20:43:02
Дружеские отношения братьев Борисовых с В. Н. Басниным сохранились до конца их жизни.
В ответ на сообщение С. Г. Волконского о смерти Борисовых и просьбу определить сумму оставшегося за ними долга В. Н. Баснин откликнулся двумя письмами - от 5 и 22 октября 1854 года. В письме от 5 октября В. Н. Баснин сообщал С. Г. Волконскому о том, что за Борисовыми осталась еще часть денег, полученных ими в 1843 году от него на постройку дома («не оплаченных работами»), а кроме того, - четыре тома «Словаря» естественных наук, изданных в Париже в 1844 году с рисунками. 22 октября В. Н. Баснин, уточнив сумму денежного долга, писал С. Г. Волконскому: «Я пообещал Вам от 5 октября 1854 г., что, если нет денег, могу принять уплатой инструменты и материалы - теперь нужным нахожу дополнить, что, если я ничего не получу, не пожалею и не побеспокою память Борисовых упреком: все, что я сделал для них, было следствием сострадания и маленького великодушия, к которым я бываю иногда способным. Вы, Сергей Григорьевич, сами представить можете счастие болезненного Андрея Ивановича, когда он увидел в руках своих отличное собрание из С.-Петербурга инструментов и материалов. Петр Иванович неоднократно говорил мне лично, что их всегда тревожит мысль: как бы не умереть, не расплатившись со мною. Я всегда успокаивал его - не тревожиться. Были посылаемы к ним время от времени счета (где упоминались и деньги на дом), но единственно для сведения; деньгами не требовалось, а трудами, как они обещали. Противоречия и оспаривания счетов я не встречал от Петра Ивановича»13.
Все долги Борисовых были выплачены С.Г. Волконским из казенных денег. 21 января 1855 года он писал И. И. Пущину (на имя М. М. Мешалкиной): «с долгами двух братьев, в один день умерших, мне нет хлопот, долгов было незначительно и уплачены и остается из полученного заслуженного пособия за удовлетворением и похоронных расходов почти 150 рублей серебром, что будет достаточно, чтобы сделать над ними памятник и ограду»14
.
Альбомы, созданные П. И. Борисовым для В. Н. Баснина, поступили в фонды Исторического музея по завещанию сотрудницы музея Софьи Николаевны Басниной, внучки их первого владельца.
Альбомы упоминаются в специальной литературе. В. В. Сорокин15 сообщил о том, что альбомы с рисунками декабриста П. И. Борисова из семейного собрания Басниных поступили в музейное хранение. М. Ю. Барановская писала о них в то время, когда альбомы еще принадлежали С. Н. Басниной. М.Ю. Барановская допустила при этом неточность, утверждая, что в альбомах содержатся «изображения цветов и птиц»16, В то время как в них находятся только рисунки птиц.
Акварели из этих альбомов никогда не публиковались17.