Декабристы были хорошо осведомлены о живописных работах П. И. Борисова и высоко ценили его талант художника. Все они настолько привыкли видеть Петра Ивановича всегда за работой, что сложилась легенда о том, что и умер он, рисуя цветы. Именно так описал кончину П.И.Борисова М.А.Бестужев: «... он в одно утро, копируя с живых цветов букеты из забайкальской флоры, едва ли не лучше самого Одюбона, с кистью в руке, склонил голову на стол и отошел в вечностъ»28. В этих строках интересно и то, что М.А.Бестужев сравнивает П. И. Борисова с Джоном Одюбоном, американским натуралистом и художником, который прославился своим многотомным трудом «Птицы Америки» (1828-1839), содержавшим многочисленные рисунки автора 29. Сам же художник не раз повторял, что его рисунки - это лишь «слабая копия богатых сибирских оригиналов». Исследователи художественного наследия декабристов М. Ю. Барановская и И. С. Зильберштейн уделили некоторое внимание и живописным работам П. И. Борисова. М. Ю. Барановская, характеризуя его творчество, писала: «Борисов составил большие коллекции зарисовок различных экземпляров цветов, птиц и насекомых, с изумительным вкусом подобрав краски для передачи довольно сложных цветовых комбинаций. Здесь он показал себя непревзойденным мастером, тонким художником» 30. И. С. Зильберштейн отметил: «П. И. Борисов был любителем-натуралистом и владел акварелью. Еще в молодые годы, изучая фауну и флору, он любил рисовать птиц, бабочек, растения, а в Сибири заполнял акварелями, великолепно выполненными, целые альбомы (некоторые из них сохранились до нашего времени)»31.
П. И. Борисов создавал свои акварельные рисунки, стремясь к предельной точности в передаче оригинала. И сам Петр Иванович и его друзья не раз писали, что рисовал он с натуры, с живой природы.
Приведем один только пример, раскрывающий те принципы, которых придерживался П. И. Борисов в своем научном и живописном творчестве. В упоминавшемся выше орнитологическом труде в разделе, посвященном окраске оперения клестов, он писал: «Здесь почитаем обязанностью нашей объявить, что относительно различия цвета по возрастам и полам в роде клестов мы остаемся в чрезвычайном сомнении, которого, несмотря на все наши старания, до сих пор не могли еще рассеять собственными нашими наблюдениями. Подробности, в которые мы намерены войти касательно этого предмета, могут показаться многим излишними и мелочными, но мы думаем, что они послужат лучшим свидетельством добросовестности наших трудов и осторожности, которая постоянно руководствует нас в изображении и описании произведений природы и ее законов» 32.