Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Суворов Александр Васильевич


Суворов Александр Васильевич

Сообщений 71 страница 80 из 133

71

https://sun9-62.userapi.com/c628129/v628129797/472cf/QS1tmoYYAR4.jpg

Неизвестный художник
Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского
1-я четверть XIX в.
Холст, масло.
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Источник

Современники о Суворове

    А.Ф.Ланжерон — французский эмигрант на русской службе, генерал от инфантерии, многие воды лично общался с Суворовым

    «Фельдмаршал Суворов — один из самых необыкновенных людей своего века. Он родился с геройскими качествами, необыкновенным умом и с ловкостью, превосходящею, быть может, и его способности, и ум. Суворов обладает самыми обширными познаниями, энергическим, никогда ни изменяющим себе характером и чрезмерным честолюбием. Это великий полководец и великий политик...»

«Фельдмаршал Суворов, знающий в совершенстве дух своего народа и являющийся действительно наиболее соответствующим этому духу генералом, собирает уже с апреля месяца свою армию, разделяет ее на три или четыре лагеря и заставляет ее проделывать действительно военные маневры: ночные переходы, атаки крепостей, ретраншаментов, нечаянное нападение на лагери и т. п. Он смотрит на дело, как настоящий полководец, упражняет, закаляет солдат, приучает их к огню, вселяет в них смелость и самолюбие и делает их непобедимыми. Полки его армии отличаются даже в России своею силою и своим воинственным видом».

    Ланжерон А. Ф. Русская армия в год смерти Екатерины П. Состав и устройство русской армии. — «Русская старина», 1895, т. 83, с. 155; N 5, с. 196.

    Марсилъяк П.Л.А. де Крюзи — французский эмигрант, маркиз, часто и подолгу общался с Суворовым в повседневной жизни

   «Суворов обладал глубокими сведениями в науках и литературе. Он любил выказать свою начитанность, но только перед теми, коих считал способными оценить его сведения. Он отличался точным знанием всех европейских крепостей, во всей подробности их сооружений, а равно всех позиций и местностей, на которых происходили знаменитые сражения. Он говорил много о себе и о своих военных подвигах; по его словам, «человек, совершивший великие дела, должен говорить о них часто, чтобы возбуждать честолюбие и соревнование своих слушателей». Обладая военным гением, он судил о действиях с высшей точки зрения. Мне часто доводилось слышать от него следующие суждения: «Получив повеление императора, принять начальство над армией, я спрашиваю у него — какими землями он желает овладеть? Затем соображаю мой план действий таким образом, чтобы вторгнуться в неприятельскую страну по возможности с разных сторон многими колоннами. При встрече с неприятелем я его опрокидываю: это дело солдатское; полководец же, составляя план действий, не должен ограничивать его атакою какой-либо позиции. Неприятель, сторожа существенно какой-либо важный пункт, будет обойден с фланга и даже с тыла, и для противодействия вторжению в его страну должен раздробить свои силы».

    Марсильяк П.Л.А. де Крюзи.

   Г.М.Армфелъд.— шведский посол в Вене собеседник полководца

   «...будьте уверены, — говорил Суворов, определяя свой взгляд на способы достижения мира в Европе, — что ни английские деньги, ни русские штыки, ни кавалерия и тактика австрийцев, ни Суворов ни восстановят порядка и не одержат таких побед, которые бы привели к желаемому результату. Этого в состоянии достигнуть лишь политика — справедливая, бескорыстная, прямодушная, честная. Только таким путем можно всего добиться...»

    См.: Петрушевскнй А.Ф.Генералиссимус князь Суворов, изд. 2-е, с. 768— 769.

    Граф Понтмартин, имевший возможность видеть деятельность полководца во время нахождения его армии в Тульчине

   «Хотя Суворов совершенно знает умозрительную часть тактики, но в действии учит только одному: идти вперед, кареем ли, или колонною; слов назад и отступать нет в словаре Суворова. Слух, взоры и души своих воипов предостерегает он от всякого вида отступления. Пехота его действует штыками, а конница саблями. Слава и победа повинуются ему: он всегда с ними впереди. Как удивителен Суворов! Он нежен, добр, чувствителен, великодушен; в шестьдесят лет он молод по быстроте телесной и по чувствам души своей».


Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 2, с. 79-80.

    С. И. Глинка — поэт, драматург, переводчик, журналист, издатель журнала "Русский вестника"

     

   «...герой наш был истинным героем, потому что владел собою и укрощал порывы раздраженного самолюбия. Он оправдывался во всем делами... Зависть и завистники будут всегда: но велик тот, кто, посвятя себя служению Отечеству, обращает стрелы их терпением. Суворов побеждал не одним оружием, он умел побеждать и твердостью душевной. Без сей победы все другие успехи ненадежны».

       

«Усугубление славы поддерживал он неутомимостью в трудах, и, соединяя во всех случаях вдохновение веры с силою оружия, он приобрел общую любовь русских воинов».
        Но как ненадежность на мой талант удерживает меня пуститься в сие ристалище чести, ибо достойно воспеть героев надобен их же дух, то между тем прося Вашего Сиятельства о благосклонном принятии сего моего искрянного и патриотического поздравления, в молчания с особливым высокопочитанием и глубокою преданно-стию пребываю».

   

     «Героя наш приготовлялся к борьбе с превратностями счастья и ожидал горестей, наносимых завистью и клеветой. Великие люди заранее приготовляются к сей борьбе; горести и превратности неизбежны в сей жизни; малодушные, встречая их, унывают, мужественные сердца укрепляются... Славно побеждать врагов Отечества, славно также побеждать зависть и непостоянство судьбы. Суворов увенчался сею сугубою славою. Вера и любовь к Отечеству служили ему подкреплением во всех обстоятельствах его жизни».

    Жизнь Суворова, им самим описанная, или Собрание писем и сочинений его..., ч. 2

    Александр Столыпин — адъютант Суворова о жизни полководца в Тулъчине

    «Просыпался он в два часа пополуночи; окачивался холодною водою и обтирался простынею перед камином; потом пил чай и, призвав к себе повара, заказывал ему обед из 4-х или 5-ти кушаньев, которые подавались в маленьких горшочках 1; потом занимался делами, и потом читал или писал на разных языках; обедал в 8 часов поутру; отобедав, ложился спать; в 4 часа пополудни — вечерняя заря; после зари, напившись чаю, отдавал приказания правителю канцелярии, генерал-адъютанту Д. Д. Мандрыке; в 10 часов ложился спать. Накануне праздников в домовой походной церкви всегда бывал он у заутрени, а в самый праздник у обедни... По субботам войскам, стоявшим в Тульчине, ученье и потом развод; перед разводом фельдмаршал всегда говорил солдатам поученье: «Солдат стоит стрелкой; четвертого вижу, пятого не вижу; солдат на походе равняется локтем; солдатский шаг — аршин, в захождении полтора; солдат стреляет редко, да метко; штыком колет крепко; пуля дура, штык молодец; пуля обмишулится, штык никогда; солдат бережет пулю на три дня...»

    Старков Я.И.Рассказы старого воина о Суворове, с. 351—352.


    Дюбокаж - с 1794 по 1796 год состоял в штабе Суворова и почти ежедневно с ним общался. Его перу и принадлежит наиболее достоверное описание внешности полководца.

    «Наружность фельдмаршала как нельзя лучше соответствовала оригинальности его личности. Это был маленький человек слабого сложения, но одаренный природою могучим и чрезвычайно нервным темпераментом... Не похоже, чтобы он когда-либо, даже в молодости, обладал красивой внешностью. У него был большой рот и черты лица мало приятные, но его взгляд был полон огня, живой и необыкновенно проницательный: казалось, он все пронизывал и исследовал глубину вашей души, когда останавливался на вас внимательно. Я встречал не много людей, у которых чело было бы больше изрезано морщинами, и морщинами настолько выразительными, что лицо его как бы говорило без помощи слов. Характер у него был живой и нетерпеливый: когда он бывал чем-либо глубоко возмущен и рассержен, лицо его становилось суровым, грозным, даже ужасным — оно выражало все чувства, волновавшие его в эту минуту. Но эти минуты были редки и всегда вызваны основательными причинами, а его суровость никогда не переходила в несправедливость, хотя порой он и бывал чрезмерно едоки язвителен. Проходило возмущение, и черты его лица вновь принимали выражение обычной доброты, следуя за состоянием его души».

    Цит. по кн.: Помарницкий А.В.Портреты А.В.Суворова. Очерки иконографии. Л., Изд-во Гос. Эрмитажа, 1963, с. 12-13.

72

https://sun9-72.userapi.com/c628129/v628129797/47369/uYyPbStzIac.jpg

Неизвестный художник
Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского
1-я четверть XIX в. (тип И. Крейцингера)
Холст, масло. 
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Источник

73

https://sun1-28.userapi.com/VaBHp1nRPITe6jAxbouDcQ81Lyoui0csXY8yCQ/oJuVL6BpG4Q.jpg

Шарль де Шамиссо (Charles de Chamisso).
Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. 1799 – 1800 гг.
Кость, акварель, гуашь.
Государственный исторический музей. Источник

74

https://sun9-10.userapi.com/c629425/v629425797/1ef54/hCFx1Z6bX1E.jpg

Йозеф Крейцингер (Joseph Kreutzinger) (1757 – 1829) (?)
Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского
1799 г.
Кость, акварель, гуашь.
Собрание SEPHEROT Foundation, Лихтенштейн. Источник

75

https://sun9-45.userapi.com/c628129/v628129797/47357/8Xg4d1lyt54.jpg

С. Фросте.  Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского
2-я четверть XIX в.
Холст, масло.
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Источник

76

https://sun9-18.userapi.com/c629231/v629231797/1cee7/FRDg0Kfr04k.jpg

Шарль Бешон (Bechon). Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского. 1795 г.
Кость, акварель, гуашь. 
Собрание SEPHEROT Foundation, Лихтенштейн. Источник

77

https://sun1-94.userapi.com/1App5UuujSDIFE80uWKOLKfKu2apkWbe49bcWA/I5sRC5cdkwA.jpg

Неизвестный художник. Портрет Александра Васильевича Суворова.
После 1795 г.
Цинк, масло. 
Государственная Третьяковская галерея. Источник

78

https://sun9-66.userapi.com/c629425/v629425797/1ef74/ovJHvlw1RNY.jpg

Неизвестный художник
Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского. 1790-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 
Собрание SEPHEROT Foundation, Лихтенштейн. Источник

79

https://sun1-88.userapi.com/E0nuAgSEGGqMFssAhhv3dbh5qLQOd9dllZIP1w/Gsj-pKDQIaE.jpg

Неизвестный художник. Портрет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.
1800-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 
Государственный исторический музей. Источник

80

https://sun9-5.userapi.com/c604516/v604516797/f9/IbpTmBtas4g.jpg

Н. А. Шабунин. Портрет графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского.
1900 г.
Холст, масло. 
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова, Санкт-Петербург. Источник


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Суворов Александр Васильевич