Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Киреевская-Елагина (Юшкова) Авдотья Петровна.


Киреевская-Елагина (Юшкова) Авдотья Петровна.

Сообщений 51 страница 55 из 55

51

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/21524.gif

Салон Елагиных.
Изображены (слева направо): Д. Н. Свербеев, Д. А. Валуев, Н. Ф. Павлов, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, А. А. Елагин, К. С. Аксаков, С. П. Шевырев, А. Н. Попов, В. А. Елагин, П. В. Киреевский (рядом бульдог Булька).
Рисунок Э. А. Дмитриева-Мамонова. Первая половина 1840-х гг.

Салон Авдотьи Петровны Елагиной

Литературный салон Авдотьи Петровны Елагиной на протяжении 20-40-х гг. XIX в. был одним из значимых домов москвичей, составлявших центр умственной жизни города. О хозяйке салона - матери будущих славянофилов И.В. и П.В. Киреевских, родной племяннице В.А. Жуковского - все посетители ее гостиной отзывались с неизбежным уважением и почтением, как вспоминал Кавелин К.Д.[166]. Чуткость Авдотьи Петровны к внутреннему миру другого человека была подготовлена с детства привитым в ней вниманием к любым движениям души[167].

В русской словесности, в высоком смысле, любимцем был для Елагиной Жуковский. С ранних лет А.П. Елагина имела привычку сменять женские рукоделия на чтение, выписки и вообще работать за письменным столом. Переводить с иностранных языков и писать было для нее потребностью. Многие переводы ее были напечатаны без подписи, но еще больше остались неизданными. Она помогала Жуковскому перепиской и переводами во время издания «Вестника Европы».

Позднее, живя в Москве, Елагина создала свой салон. Ум, обширная начитанность, очарование и приветливость хозяйки привлекли сюда избранное общество. Вот что писал П.В. Анненков: «По тону сдержанности, гуманности и благосклонного внимания, в нем царствовавшему, представлял нечто вроде замеренной почвы, где противоположные мнения могли свободно высказываться, не опасаясь засад, выходок и оскорблений для личностей препирающихся»[168].

Здесь бывали многие их тех, кто развивал русскую общественную мысль: К.С. Аксаков, в будущем славянофил; П.В. Киреевский, завзятый европеец и западник; В.Г. Белинский, ставший впоследствии выразителем крайних западнических взглядов.

Салон Елагиной посещали князь В.Ф. Одоевский, Н.М. Рожалин (знаток классических языков), Д.В. Веневитинов (поэт) и другие. Авдотья Петровна необыкновенно, как умела только она, оживляла общество своим неподдельным участием ко всему, что было отмечено одаренностью и незаурядностью. Ее любимцем в то время был поэт Н. Языков. В доме у Красных ворот устраивались чтения, разыгрывались драматические произведения, сочинялись экспромтом стихи и драматические опусы.

Интересно, что А.С. Пушкин, введенный в дом Елагиной Н. Языковым и В. Жуковским, очень полюбил старшего сына Елагиной и упоминал о нем в своих Записках.

Дом Авдотьи Петровны Елагиной являлся одним из интеллектуально-художественных центров Москвы. П.Я. Чаадаев часто бывал на воскресных Елагинских вечерах. Возвращенный из ссылки Евгений Баратынский был у Елагиных домашним человеком. Алексей Степанович Хомяков, наиболее выдающаяся личность среди славянофилов, читал в салоне впервые в 1839 году свою статью «О старом и новом» - своего рода манифест славянофильства как целостного течения.

Салон Елагиной оказывал немалое воздействие и на религиозные воззрения славянофилов. Сама Елагина перевела много религиозно-философских сочинений, в основном с французского и немецкого языков, среди которых беседы швейцарского проповедника Вине, повлиявшие на взгляды Киреевского, Хомякова и Кошелева.

Авдотья Петровна вспоминала три лета: 1831, 1832 и 1834 годов, когда она и два сына Киреевских познакомились в Германии с Шеллингом и слушали его лекции. Шеллинг отмечал удивительные способности братьев.

Русское интеллектуальное движение в тот период уже раскололось на два противоположных направления: западников и славянофилов. Те и другие любили сходиться в Елагинской гостиной: в хозяйке дома было что-то примиряющее и общее людям обоих направлений. У нее бывали и обменивались мыслями А.И. Тургенев, Н.В. Гоголь, А. Хомяков, Н. Погодин, Н.Ф. Павлов и другие.

Ю.Ф. Самарин в своих воспоминаниях дает нам некоторое представление о тематике бесед славянофилов и западников: «Споры велись около следующих тем: Возможен ли логический переход без скачка и без перерыва от понятия чистого бытия, через понятие небытия, к понятию развития и бытия определенного?... Иными словами, что правит миром: свободно творящая воля или закон необходимости? Далее, как относится православная церковь к латинству и протестантству?... Наконец, в чем заключается разница между русским и западноевропейским просвещением… О политических вопросах никто в то время не толковал и не думал»[169].

А.И. Герцен писал в своем дневнике 1842 года: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских. Мать - чрезвычайно умная женщина, говорит без цитат, просто и свободно».

К.Д. Кавелин, А. Н. Попов, А.П. Ефремов, Вас. А. Панов, братья Бакунины, семья Аксаковых, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, князь Черкасский - все они любили беседовать с Авдотьей Петровной Елагиной. К.Д. Кавелин написал прекрасную статью, посвященную памяти А.П. Елагиной. «Блестящие московские салоны и кружки того времени служили выражением господствующих в русской интеллигенции литературных направлений, научных и философских взглядов. Это была школа для начинающих молодых людей. Вводимые в замечательно образованные семейства добротой и радушием хозяев - юноши, только что сошедшие со студенческой скамейки, получали доступ в лучшее общество, где им было хорошо и свободно благодаря удивительной простоте и непринужденности, царившей в доме и на вечерах. Здесь они встречались и знакомились со всем, что тогда было выдающегося в русской литературе и науке, прислушивались к спорам и мнениям, сами принимали в них участие и мало-помалу укреплялись в любви к литературным и научным знаниям»[170].

Многие сохранили о ней добрые воспоминания. Атмосфера салона А.П. Елагиной была очень демократична. Там ... «с утра и до поздней ночи толпились студенты, пили в стаканах разносимый чай и курили», - вспоминал Я. Полонский, в ту пору сам студент.

С середины 1840-х годов звезда жизни и счастья Авдотьи Петровны начала меркнуть. В июле 1849 года она с грустью писала Н. Погодину: «Круг наш расходится без причины видимой, должно быть, некрепко был связан». Незадолго до ее кончины в 1877 г. «Общество любителей словесности» при Московском университете выбрало Авдотью Петровну своим почетным членом.

Источник

52

https://img-fotki.yandex.ru/get/894414/199368979.c7/0_219ab6_631ca5e2_XXXL.jpg

Мария Васильевна Киреевская и Елизавета Алексеевна Елагина.
Рис. В. А. Жуковского. 1839 г.

53

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/50763.jpg

Кустодиев Б.М. "В московской гостиной 1840-х годов (Люди сороковых годов)."1913г.
На картине изображены: Щепкин, Боткин, Станкевич, Белинский, Елагин, Чаадаев, Грановский, Хомяков, Киреевский, Аксаков, Панаев, Герцен, Тургенев.

Салон Елагиной

Яков Полонский, кроме гостеприимного дома Орлова, посещал салоны Елагиной и Каролины Павловой.

В светских салонах Яков Полонский нередко выглядел белой вороной. К вину пристрастия не имел, в карты или шахматы никогда не играл (впрочем, это в литературно-философских салонах и не было заведено). В литературные споры начинающий поэт не ввязывался, а предпочитал слушать других.

Хозяйка литературно-философского салона Авдотья (Евдокия) Петровна Елагина, урожденная Юшкова, была дамой известной. Родилась она в 1789 году в селе Петрищево Белевского уезда Тульской 1убернии. Воспитывалась в семье своей бабушки МП Буниной. В.А. Жуковский, побочный сын богатого помещика А.И. Бунина и пленной турчанки Сальхи, приходился ей дядей. Будущий поэт и воспитатель наследника российского престола, Василий Андреевич занимался с племянницей немецким языком, привил ей любовь к литературе.

Домашнее образование Авдотьи Юшковой завершил Василий Иванович Киреевский, за которого и выдали замуж шестнадцатилетнюю воспитанницу.

Авдотья Петровна осталась вдовой в возрасте двадцати трех лет, с тремя малолетними детьми на руках: Иваном, Петром и Марией. В будущем ее сыновья станут идеологами славянофильства.

В 1817 году молодая вдова вступила во второй брак с А.А. Елагиным, и спустя несколько лет семья переехала в Москву.

В 1820-х годах Авдотья Петровна принимала активное, непосредственное участие в жизни московских литературных и философских обществ. Посещала кружок критика и историка Н.А. Полевого и кружок «любомудров» Д.В. Веневитинова. Постепенно и дом Елагиной стал литературно-философским салоном, где зародилась идеология славянофильства, видными деятели которого стали сыновья хозяйки салона от первого брака Иван и Петр Киреевские и сын от второго брака Василий Елагин. В салоне собирались литераторы, преподаватели и студенты Московского университета. На протяжении нескольких десятилетий салон Елагиной повидал в своих стенах весь цвет российской литературной интеллигенции. Хозяйка отличалась умом и образованностью и любила вести беседы со знаменитыми гостями.

Яков Полонский в доме Елагиных робел, словно оглушенный таким созвучием славных имен, которые то и дело упоминались в разговорах гостей.

«Боже мой, - размышлял бедный студент, - ведь через эту гостиную, по сути дела, прошла вся русская литература! А я, что я значу среди корифеев российской словесности? Может быть, меня здесь принимают из жалости?.. Но нет, жалость унижает, а здесь я себя униженным не чувствую...»

С 1830 года своим человеком в доме Елагиной стал поэт Николай Михайлович Языков, автор стихотворений, ставших песнями: «Нелюдимо наше море...», «Из страны, страны далекой...», и других известных произведений. Гоголь писал о поэте, с которым познакомился на европейских курортах: «Имя Языков пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб конем своим, и еще как бы хвастается своей властью»

В доме Елагиных Языкову поклонялась как сама хозяйка, так и ее сыновья, «у которых с утра до поздней ночи толпились студенты, пили в стаканах разносимый чай и курили... - вспоминал Яков Петрович Полонский. - Я тоже любил Языкова, но нигде не встречал его. По болезни ног своих, он никуда не выезжал; летом жил на даче, если не ошибаюсь, где-то заПетербургской заставой. Перед этой дачей по праздникам играл оркестр музыки, им самим нанимаемый. Но когда мне случилось проходить мимо этой дачи и остановиться в толпе прохожих, чтоб слушать музыку, я и на балконе не видал его».

Весной 1844 года больной Языков отправил Елагиной стихотворное послание:

Я знаю, в дни мои былые,
В дни жизни радостной и песен удалых,
Вам нравились мои восторги молодые
И мой разгульный, звонкий стих;
И знаю я, что вы и ныне,
Когда та жизнь моя давно уже прошла -
О ней же у меня осталось лишь в помине,
Как хороша она была...

Эти стихи в салоне перечитывали несколько раз, и довольная хозяйка прятала улыбку в складках около рта...

Якову Полонскому тоже нравились стихи Языкова, особенно баллада «Евпатий». Поэт вел речь о героической обороне Рязани от орд зверолютого Батыя в 1237 году и славном рязанском витязе Евпатий Коловрате, и повествование Языкова целебной травой ложилось на впечатлительное сердце студента-рязанца:

«Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть? -
В рязанские степи вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь,
Но всё победили Батыевы рати:
Наш град - пепелище, и князь наш убит!» -
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий...

Яков не мог без душевного волнения, охватывающего его до спазм в горле, читать строки героической баллады...

Источник

54

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/67854.jpg

А.П.Елагина. Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
1832 г. бумага, акварель, 15 х 11см
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

В 1841г Елагина, племянница и друг Жуковского, специально ездила в Германию, чтобы повидать его. Очевидно, там она и сделала копию с работы Гильдербрандта и увезла её с собою в Россию
(Открытка «изобразительное искусство», Москва. 1982г)

55

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/44945.jpg

Вид на село Долбино от усадьбы Киреевских. Рис. В. А. Жуковского. 1815 г.


Вы здесь » Декабристы » РОДСТВЕННОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ » Киреевская-Елагина (Юшкова) Авдотья Петровна.