Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М.И. Муравьёв-Апостол. Воспоминания и письма.


М.И. Муравьёв-Апостол. Воспоминания и письма.

Сообщений 21 страница 23 из 23

21

10. Князю В.А Долгорукову 1)

Ваше Сиятельство, Василий Андреевич.

В полной уверенности благосклонного внимания Вашего в просьбам прибегающих к великодушию Государя Императора для разрешения тех жизненных вопросов, от которых зависит сердечное спокойствие и семейное счастье, решаюсь изложить Вашему Сиятельству следующее обстоятельство моей жизни.

Я женился в 1832 годе. Имел несчастие потерять первенца сына в 1837 г., с того времени у меня не было детей. Но вместо собственных детей Господь. Бог послал мне двух сирот. Одна — овдовевшего сосланного офицера из дворян Полтавской губернии. В Сибири Созонович умел снискать общее уважение. В 1855 годе он скончался в Иркутске. — Другая, дочь беспомощной матери, губернской секретарши Бородинской, тоже умершей. Обе находятся под нашим попечением почти со дня их рождения.

Когда я был в Сибири, воспитание их составляло единственную мою заботу. Ныне, великодушием Государя Императора, быв вызван к гражданской жизни, почитаю обязанностию довершить начатое, доставить приемным нашим дочерям, Августе и Анне, права родных дочерей, передав им мое имя и право на мое наследство,

Осмеливаюсь просить Ваше Сиятельство повергнуть мою просьбу, равно и жены моей, на милостивое воззрение Государя Императора.

В твердой надежде на благосердное ходатайство Ваше с глубоким почтением честь имею быть Вашего Сиятельства покорный слуга.

Матвей Муравьев — Апостол.

Город Тверь, 30 сентября 1860 года.
Примечания:

1) Письмо адресовано Шефу жандармов, печатается с подлинника, хранящегося в деле М. И. Муравьева-Апостола по III отделению (Архив по 1 экспед. № 61 ч. 51-я, в Пушкинском Доме при Академии Наук).

22

11. ГРАФУ П. Т. БАРАНОВУ 1)

Милостивый государь граф Павел Трофимович.

Посылаю бумаги, о которых имел честь говорить вашему сиятельству. Отец нашей старшей приемной дочери, Павел Григорьевич Созонович начал военную службу в конной артиллерийской роте, которою начальствовал его родной дядя, по матери его, Кандиба. После войны 1815 г. он переведен был в Бугское военное поселение. Офицеры Уланского полка, в котором числился Созонович, сошлись в сертуках и фуражках, посмотреть на манеж, который строился. Полковый командир был в числе зрителей. Созонович был предан службе, он сделал некоторые замечания на постройку манежа. В ответ на них полковый командир ударил по воротнику Созоновича хлыстиком, который держал в руке, сказав: молокосос вздумал учить старшего. Нанесенное оскорбление возвращено было оскорбившему. Созонович был приговорен в каторжную работу в 1823 году. Веден в партии в Сибирь в железных наручниках и в кандалах. Работа, в которой, в силе конфирмации, он был употреблен беспощадно, разрушила его здоровье. По освидетельствовании он был исключен из ведомства Успенского казенного винокуренного завода и уволен на собственное пропитание. Он тогда женился. В 1836 г., когда я переехал на жительство в Ялуторовск, Созонович заведывал там водочным заводом купца Мясникова. В 1837 г. вследствие пожара, после родов, от испуга, жена его умерла. Когда в Сибири открылись золотые прииски, Созонович поехал в Восточную Сибирь. Жизнь в тайге, со всеми ее лишениями, разрушила окончательно его и то хилое здоровье. Он ослеп. В 1855 г. он скончался в Иркутске.

Вторая наша приемная дочь была передана жене моей нашим духовником. Наши средства в Сибири не позволяли нам держать лишнюю прислугу, жена моя без посторонней помощи нянчилась с двухнедельным ребенком. При крещении наша вторая приемная дочь была названа Матрена, в память моей матушки, я ее переименовал в Анну. Бумаги из Ялуторовской полиции и свидетельство Тобольского преосвященного удостоверят, что Матрена и Анна одно и то же лицо. После передачи своего ребенка, мать второй нашей приемной дочери вскоре выехала из Ялуторовска, куда уже не возвращалась. Мы с ней не имели никаких сношений. Перед нашим выездом из Сибири слух прошел, что дочь губернского регистратора Бородинская умерла. У второй нашей приемной дочери нет отца.

В бумагах, найденных после смерти моего батюшки, нашлось духовное завещание, писанное 26 Декабря 1847 г. В нем было сказано: «Сын мой Матвей Иванович, будучи теперь в заточении, лишенный прав гражданства, то брат его Василий обязан давать ежегодно на содержание его с женою по полуторы тысячи рублей серебром. Если же, о чем молю Всемогущего ежечасно, милосердие Государя возвратит ему все права к наследству, в таковом случае сын мой Василий обязан будет давать ему третью часть из всех доходов из целого имения; а в случае, ежели жена Матвея Ивановича переживет мужа своего, то и ей обязан сын мой Василий продолжать, по смерти ее, положенный мною здесь оклад, третью часть из всех доходов». Духовное завещание не было явлено отцом моим. Василий Иванович Муравьев-Апостол родился от второго брака отца моего. По моему возвращению из Сибири в 1857 г. он мне передал дарственною записью имение, которое он наследовал от своей матери, мне она была мачеха. Следовательно имение, которым владею, не есть родовое, а благоприобретенное, я вправе его передать кому мне заблагорассудится. До сего времени получалось с него дохода в год, по десятилетней сложности, 4500 рублей, из коих 2480 рублей идут ежегодно на уплату долга в Опекунский Совет, долга, мною принятого вместе с имением. Когда благодетельная мера надела землею крестьян при освобождения их от крепостной зависимости, исполнится, имение это, ныне устроенное, будет состоять единственно из 400 десятин земли пахотной.

Я входил во все эти подробности, чтобы дать возможность вашему сиятельству исходатайствовать милость, которая одна может дать умереть спокойно. При моих летах, при расстройстве здоровья, одно это не могло мне дать смелость прибегнуть к великодушию государя. Тяжело было мне умирать с убеждением, что я оставляю на свете, без имени, ни в чем обеспеченных двух сирот, мне переданных Всемогущим, двух сирот, которые в долгие годы ссылки заменили мне родных детей.

Примите уверение в глубоком уважении и искренней благодарности вашего сиятельства покорного слуги М. Муравьева-Апостол.

31 октября 1860 г. Тверь.

Примечания:

1) Письмо адресовано тверскому губернатору, который вообще благожелательно относился к М. И. Муравьеву-Апостолу и поддерживал просьбу о разрешении М. И. усыновить его воспитанниц. Граф Баранов также указывал в письмах на имя Шефа жандармов на необходимость вернуть М. И. право носить Георгиевский крест, полученный им за Бородино, подчеркивая, что восстановление этой справедливости произведет хорошее впечатление на общество. Печатается с подлинника из дела о М. И. в III отделении (см. примечание к письму на имя князя В. А. Долгорукова). Писано по-русски как и предыдущее, с значительными грамматическими ошибками, свидетельствующими, что М. И., привыкшему думать и говорить по-французски, трудно давалось русское письмо. M. И. обращался еще по этому поводу к графу H. H. Муравьеву-Амурскому с письмом от 18 февраля 1861 года. Сохранилась в дело III отделения записка гр. H. H. Муравьева-Амурского (родственника М. И.), по-видимому, к кн. В. А. Долгорукому с просьбой обратить «благосклонное внимание» на прилагаемую записку» Муравьева-Апостола. В результате всех просьб М. И. дело, по докладу министра юстиции, было решено в том смысле, что М. И. может усыновить своих приемных дочерей, но они должны называться по его отчеству Матвеевыми. Очевидно, правительство рассматривало девушек, как внебрачных дочерей М. И. и применило к ним порядок, установленный еще при Николае Павловиче для таких детей декабристов. По-видимому, М. И. был обижен таким исходом его просьбы. По крайней мере, А. П. Созонович, остававшаяся незамужней до конца своей продолжительной жизни (Аннушка вышла замуж скоро после всех этих просьб М. И.), продолжала носить свою девичью фамилию, хотя получила от М. И. его имение по наследству.

23

12. К. М. ГОЛОДНИКОВУ 1).

13 февраля 1872 г. Москва, Садовая Триумфальная, дом Зайцевой.

Дождался, наконец, любезный К. М., того часа, когда могу сказать Вам, с каким удовольствием прочел я письмо Ваше. В надежде, что переписка моя с Вами не ограничится получением одного этого письма, прошу Вас, прислать мне свой адрес. Вспомните, что наше знакомство началось, когда кончивши курс в Тобольской гимназии, Вы явились на служебное поприще в Ялуторовск юношею. Вспомните о радушном приеме, сделанном Вам нашим добрым опальным кружком. Вы знали моих добрых товарищей. Поговорить о них с Вами — это одно даст особенное значение переписке между нами.

В Сибири протекли лучшие годы моей жизни. Вы знаете наше Ялуторовское житье - бытье; я породнился с Сибирью. Желательно бы мне знать преобразования, совершенные в продолжение нынешнего славного царствования; имели ли они благодетельное влияние на дела Вашего края? Справедливо было сказано 2) о нашем Александре II-м:

Он осенил нас благодатью,
Детей и жен Он наших спас;
Он вспомнил и меньшую братью
И к просвещенно двинул нас.
Благословен же будь судьбою;
Тобой мы сильны и горды.
Великий царь, Господь с тобою!

Без внутренних потрясений, которые доведи Францию до совершенного нравственного упадка и физических сил, Россия наша стала теперь твердой ногой на широком пути своего преуспеяния. Бог услышал наши пламенные молитвы и осуществил наши заветные желания.

Поговорите мне о себе; что касается до меня, то возвращение мое из Сибири имело мало радостей, разумеется, собственно для меня. Изо всей нашей Ялуторовской колонии я один остаюсь в живых.

Жена Вас дружески приветствует.

М. Муравьев — Апостол.

P. S. Посылаю Вам мою карточку, разумеется с тем, чтобы получить Вашу. Христос с Вами.
Примечания:

1) К. М. Голодников—мелкий чиновник в Ялуторовске во время пребывания там декабристов; дожил до глубокой старости и в 80-х годах имел крупные неприятности с III отделением в связи с политической, неблагонадежностью его сына; разновременно напечатал воспоминания своих юношеских лет о знакомстве с декабристами, вызвавшие в фактической части поправки относительно И. И. Пущина со стороны воспитанницы М. И. Муравьва-Апостола — А. П. Созонович; письмо опубликовано в книжке Голодникова «Декабристы в Тобольской губ.», Тюмень 1899, перепечатанной у Шимана «К истории царствования Павла I и Николая I», Берл. 1906.

2) Из стихотворения гр. В. А. Сологуба «Аллаверды», написанного в честь пребывания императора Александра II в 1871 г. на Кавказе. В воспоминаниях графа Сологуба (П. 1887, стр. 243) приводится, как нигде еще не напечатанное в несколько измененной редакции: вместо он у Сологуба всюду—ты.

Печатается по кн.: Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. Предисловие и примечания С. Я. Штрайха. Издательство «Былое». Петроград — 1922. В настоящей сетевой публикации использована электронная версия книги с сайта http://www.dekabristy.ru/


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М.И. Муравьёв-Апостол. Воспоминания и письма.