Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ДЕКАБРИСТЫ - УЧАСТНИКИ ВОИН 1805-1814 годов » Краснокутский А.Г. Взгляд русского офицера на Париж в 1814 году.


Краснокутский А.Г. Взгляд русского офицера на Париж в 1814 году.

Сообщений 11 страница 20 из 29

11

ДВОРЕЦ ЛУВРСКИЙ.

(Palais du Louvre.)

Происхождение имени сего славного Дворца и поныне еще неизвестно. Старый Лувр (le vieux Louvre) построен в 1528-м году в царствование Франциска I.
Сие здание изящнейшей Архитектуры возвеличивается покрытою односвязною колоннадою, составляющей величественную галерею, которая огромностью своей изумляет зрителей!
Буонапарте много способствовал к украшению сего Дворца, приказав поместить в оном аллегорические изображения во славу своего честолюбия.
В средине колоннады на фронтоне представлена Минерва, воздвигающая на пьедестале [40] бюст Наполеона, - наивозвышеннейший предмет во всем здании. Муза Истории вырезает надпись: Napoleon a achtve le Louvre (Наполеон окончил Лувр).
Теперь стараются совершить намерение предшествовавших Королей, т. е. соединить одним строением Лувр с Тюлльери. Тогда чудесный сей Дворец превзойдет великолепием и пространством все огромнейшие древние здания.
Наполеон опрометью гнался за бессмертием и всю Францию испещрял своею мнимою вездесущностью. Вест Париж наполнен преобразованием разных богов в его вид! Ныне одно только искусство художников в оных блистает.
Малодушный конец алчной славы Наполеона помрачил признанный всеми, великий его Гений! Завеса упала, - мы увидели в нем обыкновенного умного человека, умевшего некогда пользоваться с быстрыми порывами благоприятственностью Фортуны.
Будучи изнежен счастливым успехом во всех своих предприятиях, мечтал он оковать всю вселенную! Но вдруг неустрашимый Российский Герой Кутузов исторгает из его рук счастье; дальновидность его определяет ему падение! Французский чудо-богатырь пал ниц пред Русским Гением!
Говоря о сем отечественном воине нельзя не повторить, что неугасаемый луч признательности к бессмертному Князю Смоленскому из рода в род воспламеняться будет [41] в чувствах добрых Россиян! Бесценное для Отечества и по всем правам ему принадлежащее наименование Избавителя России – запечатлелось в сердцах всех верных сынов отечества! Родители, преисполненные благочестием, с благоговением внушать будут детям громкозвучную славу великого сего Мужа, как божественный залог нашего общего благоденствия. Спасительные его деяния, содействуемые могуществом самого Бога, заглушили навек злоречивый глас свирепствующей повсюду зависти!

К Вождю Победителей, Кн. Г. Кутуз.1

И старец, в гроб вступивший уж ногою,
Тебя в семье воспомянув с мольбою,
Речет сынам: «мне им сбережена
В стране отцев спокойная могила»,
И скажет мать, любуясь на детей:
«Его рука мне милых сохранила!»
На пиршествах, в спокойствии семей,
пред Алтарем, в обители Царей,
Везде, о Вождь, тебе благословенье!
Тебя предаст потомству песнопенье!
(Вас. Жуковский.)

Примечание корректора

1 вот такое отношение к Герою!!

12

ДВОРЕЦ БЛЮСТИТЕЛЬНОГО СЕНАТА ИЛИ ЛЮКСЕМБУРГ.

(Palais du Senat Conservateur ou le Luxembourg.)

[42] Построен повелением Марии Медицис в 1516 году. На сем месте были некогда сооружены древние палаты Герцогов Пиней-Люксембург, откуда и название дворца происходит.
Внутренние галереи, с превосходнейшим вкусом устроенные, украшаются живописными картинами славного Рубенса. Прекрасные статуи, изображающие нынешнего времени Полководцев и Законодателей, расставлены по лестнице к присутственной зале. Стены обширного коридора украшаются чрезвычайною резною работою.
Присутственная зала расположена в середине фасада, обращенному к садовому партеру, усаженному буком и испещренному цветами бесчисленных родов. Оная освещается сверху. Пышность царствует во всей внутренности сей залы.
Блестящий престол, воздвигнутый на возвышенном месте под великолепным балдахином, [43] представляет величественное Самодержавие, пред коим толпа избраннейших Сенаторов с подобострастием преклоняется! Древо вольности искоренено! Изгнанная Республика разится смертельным ударом!
Давно ли здесь вольнодумцы в исступлении своем пронзительными голосами требовали разнообразных Правлений! Грозный Мирабо предлагал законную власть и равенство, Бриссот – народное правление; яростный Робеспьер якобинцев, Баррас Директория… и напоследок знаменитый Консул Буонапарте, возвратясь из Египта и сопутствуемый Фортуной, укротил необузданность ветреных умов и именем своим восстановил Республику! Громозвучная слава как зарево солнца осветилась по всей вселенной! Все прославляли его как виновника народного благоденствия!
Недолго спокойствие торжествовало; ухищренная хитрость неограниченных желаний, гнездящаяся, как ядовитая змея в глубине сердца Буонапарте, вдруг обнаружилась! И из утробы юной Республики родился свирепый властелин! Весь сенат оцепенел, забыл клятву к Республике, повергся пред его самолюбием, признал и возложил на него венец самовластного Императора!
Таковы всегда бывают последствия переменчивых рассеянных умов!
По смерти Республики, следующие пригласительные билеты на погребение оной сами Французы разослали по всему Парижу: [44]

Billet d’enterrement de la Republique Francaise, morte en couche d’un Empereur.
Partisans de la Respublique,
Vous, grands raisonneurs Politiques,
Venez assister en famille
Au grand convoi de votre fille,
Morte en couche d’un Empereur !
L’indivisible citoyenne,
Qui ne devoit jamais perir,
N’a pu supporter sans mourir
L’operation cezarienne.

Билет на погребение Республики, умершей от родов, произведши на свет Императора.
Защитники Республики! Высокоумственные Политики! Я с вами разделяю печаль. Соберитесь все с семействами на великолепное погребение Республики – нашей дочери, скончавшейся от родов, произведши на свет Императора! Избранная вами же сия гражданка не должна бы никогда погибнуть, ежели бы вы умели уклонить ее от Цесарской операции!

В некоторых покоях, примыкающих к зале, поставлены превосходнейшие картины [45] лучших нынешних художников, писанные во славу Наполеона. Они все были завешаны холстиною, как будто затмевались блеском появления в Париже российской армии!
Потолок в оных покоях украшен живописью, сближающейся с натурой! Смотря на светлость нежно-голубого Эфира, искусство переменяется в Природу! Солнечные лучи оживотворены! Дымящиеся облака возносятся! Из-за оных парит сам Наполеон в образе Божества! Гении в виде небесных Ангелов сопровождают полет его в райское жилище!
Ныне химерическое сие воображение – все исчезло! Клубящиеся облака рассыпались, превратились в черные громовые тучи – райское жилище в заточение! И все дерзостные замыслы ниспроверглись в жерло пропасти!
Врагу оскудеша оружия в конец и грады разрушил еси; погибе память его с шумом!
Можно сказать Буонапарте, как некогда Скифские послы говорили Александру Македонскому:
«Если бы Боги благоволили дать тебе величину тела, равную жадной душе твоей, то бы тебя вселенная не вместила: одною бы ты рукою коснулся восходящему, другою заходящему солнцу; и, сего достигнув, пожелал бы ты знать, где сего столь пресветлого божества блистание скрывается!»

13

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ.

(Palais du Corps legislative.)

[46] Оный величественно построен на берегу реки Сены и заставляет всех восхищаться прелестью своего местоположения. В нем есть довольно замечательного, как и во всех прочих Дворцах, коими весь Париж, можно сказать, загроможден.

Представляю читателям искать подробнейших описаний в книгах, изданных Французскими наблюдателями. Русскому гораздо приятнее заняться достопамятностями своего отечества. Оные открывают всякому обширное поле к прославлению наших единоземцев, облеченных священной доблестью и Геройскими добродетелями! Вот неистощимый предмет занятий! дерзкая рука времени, изглаживающая часто славу смертных, смиренно сохранит должное благоуважение к памяти мужественных подвигов Русских!

Все Парижские дворцы наполнены произведениями изящных художеств и особенно живописи. Изобилие статуй и картин – есть главнейшее украшение всех здешних дворцов; большая часть оных освящены древностью. Великие мужи воскрешены памятниками славных их деяний! Бессмертные их души яснеют и в самом мраморе.

14

КОРОЛЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

[47] В Париже считают семь ученых обществ (societes savants), а сверх того Королевский Университет, к которому принадлежит пять Факультетов: Богословия, Прав, медицины, Физических и математических наук и Словесности; четыре Лицея; четырнадцать разных училищ, в числе коих Королевский Институт глухонемых; наконец, шесть Библиотек.
Королевская Библиотека в особенности достойна примечания огромностью и бесчисленным множеством книг. Карл V, основатель оной, перенес из Лувра девятьсот рукописных книг; самое драгоценнейшее собрание прежде изобретения книгопечатания.
Людовик XII обогатил оную Петрарковой библиотекой, а Франциск I большим количеством Греческих манускриптов.
Кольбер доставил шесть тысяч печатных и восемь тысяч рукописных книг.
Кардинал  Флери посылал на Восток собирать Греческие манускрипты.
Всячески старались искупать в частных Библиотеках любопытнейшие, достопримечательнейшие книги.
Можно назвать Королевскую Библиотеку наипространнейшим Архивом изящных произведений человеческого ума!
Оная заключает в себе триста пятьдесят тысяч печатных и семьдесят две тысячи рукописных книг на разных языках, [48] также пять тысяч книг, наполненных гравированными картинами и богатый кабинет медалей и древностей.
При входе в первую галерею представляется взорам кабинет редкостей, собранных Графом Кейлюсом. Между прочим замечательно видеть сохраненный в совершенной целостности бюст древнего Доктора Марка Модия Азиатического с Греческой надписью.
В кабинете эстампов можно видеть все выгравированные памятники древних и новейших времен; собрание географических карт; пятьдесят тысяч портретов достопамятных людей всех сословий и собрание одеяний и разных обычаев почти всех народов.
В одной, особенно выстроенной зале, поставлены два глобуса: один земной, а другой небесный. Подножие оных находится в нижнем жилье, а сфера в верхнем ярусе. Диаметр оных 11футов, 11 вершков и 6 дюймов; окружность 34 фута, 6 вершков и 6 дюймов. Винцентий Каронелли составил оные шары в 1682 году.
Также хранится здесь воинская сбруя Франциска I и две серебреные доски, из них одну почитают щитом Аннибала, а другую щитом Сципиона. Оные найдены на полях битв, где подвизались сии два Полководца.
Но в какое пришел я восхищение, когда мне показали чертежный план крепости собственноручных трудов ПЕТРА Великого, Отца нашего Отечества! Он хранится в Королевской Библиотеке, как священнейший [49] памятник несравненного, беспримерного и первого Монарха во всей подсолнечной! Бог его благословил всеми великими дарованиями, какие только могут существовать в человеке, и воцарил в нем сей провинциальный Гений, столь благотворный для России.
При рассматривании бесценного его рисунка неизреченное благоговение наполняло душу мою! Я чувствовал уважение и к самой бумаге, которую Русский Царь осчастливил величественной своею рукою. Сколь же Россия должна гордиться, вмещая в себе изобилие подобных священных сокровищ, в коих божественный Гений Великого ПЕТРА как луч солнца блистает повсюду! Душа Великого покоится на лоне праведных; но память дела его в сердцах наших всегда пребывает.
Я просил позволения написать здесь в Библиотеке пришедшее мне на память первые стихи из Поэмы славного нашего поэта Ломоносова, начатой им для прославления ПЕТРА Великого:

Пою премудрого Российского Героя,
Что грады новые, полки и флоты строя,
От самых нежных лет со злобой вел войну,
Сквозь страхи проходя, вознес свою страну,
Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,
Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивных,
Среди военных бурь науки нам открыл
И мир делами весь и зависть удивил.

[50] Здесь также поставлен мраморный Вольтер. Познакомившись с ним в Пантеоне, я тотчас его узнал и с почтением ему поклонился.
Там, в сем обиталище мертвых, Вольтер показался мне ужасно мрачным; в Библиотеке сквозь насмешливый, язвительный вид его проглядывает острота ума и веселость его характера! Кажется, что он, смотря на свои бессчетные творения, желал бы большую часть оных предать огню!
Какая разница между физиогномиями двух Гениев! Я тотчас мысленно бросил глаза на бюст нашего Ломоносова и воображением перенес оный для сравнения сюда из Петербургской Академии Наук!
Богом одаренные способности изящного ума благорастворяются в благородных чертах бессмертного нашего Ломоносова! Он возносится к небесному Творцу с чистою душою. Гимны Богу и хвалы земным Владыкам благоговейно изливаются из благочестивого его сердца.
А мрамор Вольтеров сам ужасается безобразного изображения! Он боится взглянуть на высоту небесную, как будто советь, очерненная беззаконием, и в мраморе терзает его внутренность!
Не смею судить о преимуществе сих двух великих Гениев, но по чувствам должен сказать:
«Ломоносов божественную Нравственность пробуждал в чувствах каждого Христианина; Вольтер заглушал оную!»

15

МУЗЕУМ НАТУРАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И БОТАНИЧЕСКИЙ САД.

(Museum d’Histoire naturelle et Jardin des plantes.)

[51] Гюи де ла Бросс, Медик Людовика XIII, предложил сему Государю основать сей Музеум в 1636 году для упражнения любителей Натуральной Истории и познания целебных произрастаний.
Турнефор обогатил оной присылкой многих редкостей во время своего путешествия по Востоку.
В царствование Людовика XV известный Натуралист Бюффон был главным Директором Музеума. Благоразумными его распоряжениями все возвеличилось и украсилось новым великолепием; изо всех четырех частей света доставляемы были естественные редкости. Искусство сберегать оные здесь усовершенствовалось.
Изобильные растения расположены все методически; бесчисленность минералов и зверей представляет в сих галереях Природу во всем ее блеске.
Теплицы, огромные галереи, при оных зверинец с редкими животными, Ботаническое училище и Вольное Экономическое Общество способствуют к распространению познаний [52] Натуры и земледелия. Все сии заведения находятся под надзором двенадцати самых сведущих по сей части Профессоров.
В Ботаническом саду более семи тысяч разных растений рассажены по разрядам, каждое в особом отделении по своему роду.
Местоположение сада очаровательно. Везде наипривлекательное зрелище! Расположение верхнего сада в особенности заслуживает примечания. Оттуда виден прекрасный Анатомический Амфитеатр, коего врата украшаются двумя величественными Дорическими колоннами с изображением Природы, окруженной тремя ее царствами.
Близь сего Амфитеатра находится вход в Швейцарскую долину (la Vailee Suisse). Там зверинец совершенно в новом вкусе, представляет весьма живописную картину: звери на свободе наслаждаются открытым воздухом. Каждый из них имеет особенное жилище, сообразно с его природными склонностями. Неподалеку от сей долины находится обиталище слона и прочих зверей, привезенных из Южных стран.
Во рвах заключены дикие звери, и в числе оных кабаны и медведи.
При входе в нижний сад подле реки содержатся в железных клетках: лев, львица, тигр, леопард, барс, гиена, медведь, дикобраз и достопримечательнейшие роды волков, собак и обезьян.
Здесь рассказывали мне весьма любопытный пример благодарности львицы к простой собаке, находящейся с нею в одном затворе. [53]
Львица, неизвестно от чего, совершенно ослепла и несколько лет никакими лекарствами не могли ей помочь. В сие время нечаянным каким-то случаем вбежала к ней в перегородку здешнего смотрителя собака и бросилась тотчас лизать ей глаза! Сие произвело такое чудесное действие, что львица через несколько суток открыла оные и получила прежнее зрение! С того времени благодарная львица не отпускает от себя ни на шаг собаку и прежде ничего не начинает есть, пока собака на глазах ее не насытится. Несколько уже раз покушались разлучить их, но ужаснейший ее рев принуждал оставить при ней собаку. Уже три года, как они живут вместе. Желательно, чтобы и между людьми в таковой силе признательность существовала!
Не в дальнем расстоянии от зверинца построен птичий двор, где содержится великое множество живых птиц всех возможных родов.
Пройдя сад в глубину, тотчас бросается в глаза Кабинет Натуральной Истории. Наружность здания без всякого великолепия; но внутренность расположена наивыгоднейшим образом для удобного показывания посетителям всех любопытных редкостей.
В галерее первого яруса помещены разного рода минералы, рыбы, ящерицы, змеи, черепокожные, многие произрастания и ископаемые кости животных. [54]
В конце галереи находится Библиотека. Там поставлено мраморное изображение Бюффона. Сей Натуралист представлен в природной одежде, прикрытый епанчою, с надписью: Majestati Naturae par Jngenium.
В верхней галерее хранятся: раковины, мадрепориты, змеи, бабочки, птицы и четвероногие всех родов.
Не понимаю, почему поместили между сими редкостями Арабскую лошадь Маршала Бертье? Профессор, который был нашим вожатым, отвечал на сей вопрос: «Эта лошадь неоднократно спасала жизнь Бертье, и в уважение заслуг сего Маршала Наполеон приказал хранить ее здесь».

16

МУЗЕЙ НАПОЛЕОНОВ.

(Musee Napoleon.)

Оный находится на площади Лувра. Здесь хранится собрание наиизящнейших произведений художества всех времен и изо всех стран.

Галерея древностей разделяется на восемь зал, из коих каждая имеет особенное название: 1) зала Императоров (Salle des Empereurs); 20 зала годовых времен (S. des Saisons); 3) зала славных мужей (S. des homes illustres); 4) зала Римлян ( S. des Romains); 5) зала Лаокаона (S. de Laocaon); 6) зала Аполлона (S. d’Apollon); [55] 7) зала Дианы (S. de Diane); 8) зала Рек (Salle des Fleures).

Все стены и потолки сих зал раскрашены и расписаны наилучшей живописью. Каждая отличается превосходнейшими баснословными изображениями, соответственными своим названиям.

17

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ.

(Galleried ex tableaux).

Во оной считается близь полторы тысячи картин, кои разделены на три школы: Французскую, Немецкую и Итальянскую.

Сие собрание первейших картин, единственное хранилище в целом свете, может назваться блистательнейшим военным похищением Буонапарте. Он сосредоточил здесь наидрагоценнейшие произведения живописи изо всех стран, благодаря своей власти, хитрости и обольщению.

Какая животворная живопись! Каждое изображение изумляет взоры! Воображаешь видеть все предметы одушевленными.

Здесь представляются нам оживотворенные кистью человеческие качества в разных видах: безжалостное тиранство напивается кровью себе подобных! Зверская зависть с ожесточением грызет добродетель! Растерзанное отчаяние приводит к самоубийству! [56] Глубокая печаль утомляется тяжкими вздохами! Пронзительный стон несчастия призывает смерть в успокоение! Неутешное рыдание борется с исступлением ума! Иссохшая горесть с прискорбием взирает на свет! Бледная смерть предваряется ужасом! Неистовое убийство Варфоломеевой ночи превышает лютостью и самих тигров!

Невольно принимаешь живейшее участие! Мысленно стремиться защитить невинных, утешить, успокоить страдающих! Сердце сильно бьется, душевные силы расстраиваются! Вдруг видишь противоположность, и чувства переменяются, смотря на райскую святость, наслаждающуюся блаженством; на кроткую добродетель, увенчиваемую небесной благодатью; на благородное великодушие, привлекающее любовь и преданность народов; на душеспасительное терпение, открывающее всем путь к благополучию жизни; на торжество благочестия, восхваляющее могущество святой Веры; на восхитительную радость, утешающуюся добрыми делами; на семейное счастье, благословляемое самим Богом; на сладкое удовольствие чистой совести, сближающее человека с Божеством; на верность друзей, сопряженную с непоколебимостью священной Нравственности; на нежность любовников, воспламеняемую взаимностью чистосердечных чувств; на торжество невинности, покровительствуемой Сердцеведцем!

Тогда восхищаешься сими картинами счастия и восхваляешь в душе небесный дар человеческих [57] способностей, кои от одной искры Божией премудрости озаряются совершенным познанием Природы.

18

МУЗЕЙ ФРАНЦУЗСКИХ ПАМЯТНИКОВ.

(Musee des Monumens Francais.)

Г. Ленуар начал первый собирать с неутомимыми трудами сии памятники, кои во время нашествия Вандалов были опустошены и разбросаны по всему Парижу. Он расположил их здесь в хронологическом порядке, чтобы представить постепенно успехи Французского ваяния.

Первая зала заключает памятники всех веков. Здесь видны жертвенники, посвященные божествам Галлов и Римлян. Обломки оных найдены в 1711 году под хорами Соборной церкви Божией Матери.

Музей сей разделяется на шесть зал; каждая вмещает памятники знаменитейших мужей своего века, начиная с тринадцатого до осьмнадцатого столетия.

19

МУЗЕЙ АРТИЛЛЕРИИ.

(Musee d’Artillerie.)

[58] Здесь хранятся всякого рода орудия и военные машины, изобретенные для истребления рода человеческого.

Любопытно также видеть вооружение и сбрую Франциска I, Людовика XI, Людовика XIV, Девицы Орлеанской и известного Героя крестовых походов Годефраца де Бульона (Godefroi de Boouillon).

20

ПАЛЕ РОЯЛЬ.

(Palais Royal.)

Начитавшись и наслышавшись много любопытного о Пале-Рояле, спешу в ограду оного; и вот некоторые краткие замечания, представившиеся мне при личном оного обозрении.
Блистающие убранства Пале-Рояля и изобильные удовольствия всякого рода подают мне мысль назвать оный по-русски Королевские увеселительные Чертоги.
Пале-Рояль построен по воле Кардинала Ришелье в 1636 году и получил тогда название [59] Дворец Ришелье, а потом переименован Кардинальским Дворцом.
Людовик XIV отдал его во владение внуку своему Герцогу Орлеанскому. Кажется, оный и поныне принадлежит сей фамилии.
Обширное сие здание заключает в себе средоточие разнородных утонченных удовольствий и сладострастных прихотей, словом сказать: маленький Париж в большом Париже.
Огромность оного отличается превосходной Архитектурой и множеством искусственных украшений. Здание сие по великолепию своему достойно Царского присутствия.
Внутри находится прекрасный сад в виде параллелограмма; аллеи усажены большими ветвистыми каштанами; густая зелень в составе разных цветов представляет картину сельской простоты.
Блистательные купеческие лавки доставляют все, что только можно выдумать затейного для удовлетворения неги, сластолюбия и различных прихотей.
Наверху кофейные дома, игры всякого рода, ресторатёры, разные зрелища, театры и открытые пути к постыднейшему распутству.
Внизу находятся простые харчевни, сборища весельчаков и подспудные мерзости.
Честность и добродетель навсегда изгнаны из сих гибельных мест! Одно лишь золото повсюду в оных торжествует.
Факторы, плуты и прелестницы хитро расставляют здесь сети для неопытной молодости. [60]
Какое здесь неисчерпаемое изобилие драгоценностей! Все блистает и бросается в глаза!
Множество модных торговок (marchandes des modes) занимаются с рачительностью своими работами. Вымышляемые ими уборы в минуту составляются искусным их рукоделием. Все миловидно, все украшается превосходнейшим вкусом! Они распевают веселые театральные песенки; проворством своим стараются всем угождать; любезною вежливостью привлекают всех к покупке, и невольно вступаешь к ним в лавку.
Нужно ли мастеровых? В один миг предстанет толпа разного рода художников и ремесленников! Лишь бы в деньгах не было недостатка. С деньгами всякий там господствует; все ему поклоняется и повинуется; он имеет право играть роль владыки Пале-Рояля.
Обширные лавки и магазины наполнены изобилием товаров. Все готово к услугам приезжающих, какого бы государства бы они ни были: мундиры всех Европейских войск со всеми принадлежностями; разноцветные фраки различных и последних мод; одним словом, самый прихотливейший может в одно мгновение иметь все, что только ему придет на ум.
Бесчисленные ресторатёры в Париже, и особо в Пале-Рояле, довели все до совершенства. Пышные убранства комнат, чрезвычайная чистота столовых приборов, примерная [61] во всем опрятность, проворная прислуга, наилучшая повара, бессчетное число блюд, прописанных в подаваемых таблицах с означением цены каждому – все сие устроено в превосходнейшем порядке. В этом можно отдать Парижу преимущество над всеми городами просвещенной Европы.
Ввечеру Пале-Рояль освещается очаровательной иллюминацией! Блеск дорогих каменьев, золота, серебра, бронзы, - повсюду увеличивает сияние огней! Прозрачность расставленного везде хрусталя производит сильное отражение разноцветных лучей подобно небесной радуге! В одной лавке чудесно сделанная лестница вся из хрусталя достойна особенного любопытства. Весь Пале-Рояль как волшебный замок пламенеет и магнетизирует чародейством! Вдруг являются на сцену обольстительные прелестницы; разряжены в соблазнительных уборах, распрысканы благовоннейшими духами! Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств! Все наглые способы употребляются, дабы пленять зрителей; все дышат нахальством; нравственность заглушается сладострастием, и источник заразительных болезней брызжет как водопад на обвороженную прелестями неосторожность! Не только молодые, но часто и старики вязнут в сей тине смертоносной гнилости! [62]
Толпа мальчишек с пронзительным криком продает листки новых публичных изданий, театральные афиши и цигары из свернутого в трубочки Американского табаку.
Другая толпа почти заграждает дорогу с несносными предложениями быть проводниками в позорные дома! Все буйственное сие волнение уподобляется обиталищу безумия.
Вот плоды прожорливого сребролюбия! Видно Правительство занимается только своими доходами, а не истреблением столь бесстыдных, смрадных пороков! Между тем надобно с ужасом ожидать наизлосчастнейшей развязки сего богомерзкого позорища!
Благоразумный человек видит здесь ясно гнездо разврата и вместилище ужаснейших пороков! Он смотрит на все сие с отвращением и гнушается зловредным сладострастием. Он внутренне соболезнует о человеческом безумии, которое очевидно унижает людей пред несмысленными скотами!
Царское сие жилище преобразилось в скопище бесстыдства, соблазна и позора! Не можно никогда себе вообразить, до какой степени сумасбродные распутства заразили человечество. Удивительно, что земля столь терпеливо носит еще на себе сие бремя ужаснейших беззаконий! Как по сие время она не разверзлась и не поглотила всю груду сего адского сборища! Не явное ли то милосердие Божие к малой горсти благочестивых?
Тамо падоша вси делающии беззаконие; изриновени быша и невозмогут стати! [63] Беги, страшись смиренная Россия заимствоваться сими скотоподобными неистовствами! Процветай всегда под благословением Всещедрого Создателя! Да будет тебе нелицемерное благочестие крепкою оградою от сих постыдных гнусностей! Тогда благоденствие и слава твоя никогда не поколеблются!
И со избранными избран будеши, и со строптивыми развратишися!


Вы здесь » Декабристы » ДЕКАБРИСТЫ - УЧАСТНИКИ ВОИН 1805-1814 годов » Краснокутский А.Г. Взгляд русского офицера на Париж в 1814 году.