Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ГАГАРИН Фёдор Фёдорович.


ГАГАРИН Фёдор Фёдорович.

Сообщений 11 страница 17 из 17

11

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/76857.jpg

Низвестный художник.  Портрет князя Василия Фёдоровича Гагарина (1787-1829), брата Ф.Ф. Гагарина. 1810-е гг.

12

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/28176.jpg

Надежда Фёдоровна Четвертинская (1792-1883), ур. Гагарина; сестра Ф.Ф. Гагарина.

  Филипп Вигель

она «была из тех женщин, коих стоит любить... Не знаю, как сказать мне о ее наружности? – продолжает далее мемуарист. – Если прямой гибкий стан, правильные черты лица, большие глаза, приятнейшая улыбка и матовая, прозрачная белизна неполированного мрамора суть условия красоты, то она ее имела. С особами обоего пола была она равно приветлива и обходительна. Ее звали Надежда Федоровна; но для мужчин на челе этой Надежды была всегда надпись Дантова ада: "Оставь надежду навсегда"».

Четвертинская  в начале 40-х годов занимается строительством благотворительных заведений – приютов, богаделен для престарелых.

Муж Надежды Федоровны - князь Борис Антонович Четвертинский (ум.1863). Отпрыск древнего княжеского рода, который вел свое происхождение от Святополка-Михаила, внука Ярослава I, он,  был героем войны 1812 года, полковником и кавалером Ордена Георгия IV класса за боевые отличия. В своей бурной молодости он, нередко дрался на дуэлях. Очевидец свидетельствует: «Много раз я встречал в петербургских гостиных этого красавца, молодца, опасного для мужей, страшного для неприятелей, обвешанного крестами, добытыми в сражениях с французами. Сей известный гусарский полковник, наездник, долго владевший женскими сердцами, наконец сам страстно влюбился в одну княжну Гагарину, женился на ней и стал мирным жителем Москвы».
В 40-е годы Б. А. Четвертинский был уже в чине обер-шталмейстера и управлял московским конюшенным двором. Вместе с женой он жил неподалеку от церкви священномученика Антипия, «что близ конюшен», в так называемом «шталмейстерском доме» (он сохранился в Москве, в Малом Знаменском переулке под номером 7, но в плачевном состоянии, полуразвалившийся, удерживаемый лишь громадными железными обручами). Человек он был со связями – достаточно сказать, что его родная сестра Мария Антоновна Нарышкина – Четвертинская (1779–1854) была любовницей Александра I и имела от царя дочь.

13

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/29495.jpg

Софья Фёдоровна Ладомирская, ур. Гагарина (1794-1855), сестра Ф.Ф. Гагарина. С портрета работы неизвестного художника 1820-х гг.

14

Вяземская  Вера Фёдоровна

https://img-fotki.yandex.ru/get/898391/199368979.a7/0_214ba4_47104c31_XL.jpg

Alexander Molinari (1772–1831). Княгиня Вера Фёдоровна Вяземская, урождённая Гагарина (1790-1886), сестра Гагарина Ф.Ф.,  конец 1800-х гг.

Княгиня Вяземская  Вера Фёдоровна , урождённая княжна Гагарина (6 сентября 1790 — 8 июля 1886) — жена П. А. Вяземского, конфидентка и корреспондент А. С. Пушкина.

Старшая дочь генерал-майора Фёдора Сергеевича Гагарина и Прасковьи Юрьевны, урождённой княжны Трубецкой, во 2-м браке Кологривовой. Родилась в Яссах, куда, во время турецкого похода, последовала за мужем её мать. В 1794 году князь Гагарин был убит во время мятежа в Baршаве. Вера Фёдоровна получила воспитание под нежным попечением матери в Москве, куда Прасковья Юрьевна переселилась с малолетними детьми после смерти мужа. Вигель писал о Вере Фёдоровне : "Не будучи красавицей, она гораздо более их нравилась... Небольшой рост, маленький нос, огненный, пронзительный взгляд, невыразимое пером выражение лица и грациозная непринужденность движений долго молодили ее. Смелое обхождение в ней казалось не наглостью, а остатком детской резвости. Чистый и громкий хохот ее в другой казался бы непристойным, а в ней восхищал; ибо она скрашивала и приправляла его умом, которым беспрестанно искрился разговор её".

В сентябре 1811 года в свете было объявлено о помолвке княжны Веры Гагариной с Петром Андреевичем Вяземским, а 18 октября 1811 года состоялась свадьба.
Об их женитьбе сохранилось предание, записанное П.И. Бартеневым: В августе 1811 года у Прасковьи Юрьевны Кологривовой… собиралось молодое общество, и однажды одна из девиц бросила в пруд башмачок, а молодые люди, и в числе их князь Пётр Андреевич, кинулись вылавливать из пруда кинутый башмачок. Князь Вяземский захлебнулся в пруду, а когда его вытащили, уже не в силах был возвратиться к себе домой… а должен был лечь в постель в доме Кологривова. За ним, разумеется, ухаживали, и всех усерднее княжна Вера. Это продолжалось несколько времени и разнеслось между знакомыми. Кологривов объявил настойчиво, что для прекращения сплетен невольный их гость должен жениться на княжне Вере. Свадьба состоялась… причем князь венчался сидя в кресле…

Супруги жили дружно, несмотря на многочисленные увлечения Петра Андреевича.
Поэт посвятил жене несколько стихотворений, самое известное из которых — «К подруге» (1812). Имя Веры Фёдоровны неразрывно связано с литературным кругом, группировавшимся вокруг её мужа. Она была другом Жуковского и находилась в родственной связи с семейством Карамзиных.

В 1824 году в Одессе княгиня Вера познакомилась с А. С. Пушкиным. Между ними довольно быстро установились дружеские и доверительные отношения, сохранившиеся до конца жизни поэта, полушутливо Вяземская называла его «приёмным сыном».
Письма княгини Веры к мужу из Одессы — один из источников сведений о Пушкине в период его южной ссылки. О поэте она писала: ...я считаю его хорошим, но озлобленным своими несчастьями; он относится ко мне дружественно, и я этим тронута; он приходит ко мне даже когда скверная погода, несмотря на то что, по-видимому, скучает у меня, и я нахожу, что это очень хорошо с его стороны. Вообще он с доверием говорит со мной о своих неприятностях и страстях.

С Вяземской поэт делился своими тайными планами бегства за границу, и она обещала ему в этом деле свою помощь. Известны шесть писем Пушкина к Вере Фёдоровне, он называл её «доброй и милой бабой», «княгиней-лебедушкой». В апреле 1830 года Пушкин писал ей : Моя женитьба на Натали… решена, а Вас, божественная княгиня, прошу быть моей посаженной матерью.

Его пожелание не сбылось: Вяземская заболела и не смогла присутствовать на свадьбе. После дуэли Пушкина с Дантесом княгиня Вера находилась в квартире умирающего поэта. После его смерти написала в Москву письмо, предназначенное для распространения в обществе, с рассказом о преддуэльных событиях и последних днях поэта.

Бартенев в разные годы (вероятно, с 1860-х по 1880-е) записывал рассказы супругов Вяземских о Пушкине. Вера Фёдоровна передала ему утверждение Идалии Полетики о том, что у Пушкина якобы был роман со свояченицей Александрой.

Последние двадцать лет жизни Вяземские жили в основном за границей. Уход за мужем, переписывание его рукописей были непрестанным занятием Веры Фёдоровны. Граф С. Д. Шереметев, муж её внучки, вспоминал: В своей неизменной, хотя и странствующей обстановке, среди мягких старомодных кресел, с неизбежным столиком для вышивания и с клубками шерсти, с шитыми занавесами, с опахалом или подушками, с памятною всем тростью в руках и в старомодном чепце, который она охотно снимала среди оживленного разговора, полная юношеского пыла, неподдельной веселости и остроумия, с своею чистою, старомосковскою русскою речью, с выходками и вспышками резвого и нестареющего ума, — княгиня Вера Фёдоровна была цельным типом старого Московского допожарного общества. Она кипятилась и негодовала, в то же время заливалась своим заразительным хохотом, следя за всем и живя в постоянном и разнообразном общении со множеством лиц; она принимала у себя запросто августейших посетителей разных стран с одинаковою непринужденностью и своеобразной простотою, не чуждою глубокого знания человеческих слабостей и придворного быта, и всех очаровывала блеском своего свежего, неувядаемого ума.

Последние годы Вяземская провела в Баден-Бадене. Зять её, граф Валуев, называл её львицей Бадена.
В 1878 году Вера Фёдоровна овдовела, не имея сил, чтобы перебраться на житьё в Россию, она приехала на железную дорогу, увозившую в Петербург тело князя, и приказала поставить в вагон гроб с останками их дочери Надежды, скончавшейся в 1840 году в Баден-Бадене. Там же Вяземскую навещал престарелый император Вильгельм, которого она принимала уже лежа.

Вера Федоровна Вяземская скончалась в возрасте 95 лет в Баден-Бадене — городе, в котором за 8 лет до нее умер муж, за 14 лет — внук, а за 46 лет — дочь. Похоронили её в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой мужа.

Вера Фёдоровна родила восьмерых детей, но большинство из них умерли в очень раннем возрасте, родителей пережил лишь сын Павел.

Андрей Петрович (1812—1814)

Мария Петровна (1813—1849), с 1836 года была первой женой П.А.Валуева (1815—1890), впоследствии графа и министра внутренних дел; умерла от холеры. По воспоминаниям князя А.М.Мещерского «она была замечательно миловидна, свежа, стройна и умственно развита, её портил только курносый носик, полученный ею по наследству от отца. Вследствие этого недостатка, в свете, где она считалась в числе львиц, её прозвали миловидной дурнушкой... Я не менее других её поклонников находился под влиянием её оригинальной красоты и чарующих голубых глаз». По свидетельству А.О.Смирновой, П.А.Валуев «имел церемониймейстерские приемы, жил игрой, потому что ни жена, ни он не имели состояния».

Дмитрий Петрович (1814—1817)

Прасковья Петровна (21.2.1817—11.3.1835), умерла от чахотки, была похоронена на Римском некатолическом кладбище. Пушкин писал жене в конце июля 1834 года: «Княгиня едит в чужие края, дочь её больна не на шутку: бояться чахотки. Дай бог, чтоб юг ей помог. Сегодня видел во сне, что она умерла, и проснулся в ужасе». Гоголь во время пребывания в Риме бывал на могиле княжны Вяземской и трогательно писал об этом её отцу. Волконская З. А. посвятила князю Вяземскому стихотворение на смерть его дочери.

Николай Петрович (30.4.1818—9.1.1825)

Павел Петрович (1820—1888), камергер, сенатор, историк и литератор; с 1848 года был женат на вдове Марии Аркадьевне Бек, урождённой Столыпиной (1819—1889).

Надежда Петровна (1822—1840), умерла от туберкулёза в Баден-Бадене.

Пётр Петрович (28.3.1823—18.04.1826).

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/904626/199368979.17a/0_26dec1_c9253587_XXL.jpg

А. Лагрене. Портрет княгини  Вяземской  Веры Фёдоровны , ур. кж. Гагариной. 1820-е гг.
Сестра Гагарина Ф.Ф.

  А. С. Пушкиным, который сказал о ней:

«Прекрасная, добрейшая княгиня Вера, душа прелестная и великодушная».

16

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/50709.jpg

Петр Федорович Соколов (1791 – 1848). Портрет князя Федора Федоровича Гагарина. 1840.
Государственная Третьяковская галерея.

17

http://forumstatic.ru/files/0019/93/b0/49565.jpg

Карл Карлович Гампельн (1792(4) – после 1880).
Портрет князя Федора Федоровича Гагарина. 1830 - е гг.
Акварель.
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт - Петербург.

Князь Гагарин, или Чаепитие с Наполеоном

    По словам современника, «его недостатки заключались в человеческой слабости быть везде на первом плане, в эксцентрических выходках или замашках казаться молодым вопреки своих лет». Одной из больших его слабостей было пари. Многие из них бывали сопряжены с удальством и храбростью. Действительно, князь Гагарин не принадлежал к категории людей трусливых. Если дело доходило до спора, он ни перед чем не останавливался.

    Однажды, например, он побился об заклад с компанией офицеров, что доставит Наполеону два фунта чая.

    Дело происходило в 1812 году, во время пребывания французов в Москве.

    Пари было безумное.

    Никто из споривших с князем Гагариным не сомневался, что проникнуть к Наполеону невозможно. Однако князь Гагарин отважился на это рисковое дело и все-таки предстал перед императором французов.
    Понятно, что первый вопрос великого полководца, обращенный к незваному гостю, был таков: что нужно от него посетителю?
    Гагарин признался:
    — Я поспорил с целым обществом, что ваше величество не откажется отведать нашего московского чая, представляющего из себя для Москвы национальный напиток.
    — И только затем вы мне заявились? — спросил Наполеон, не сдерживая насмешливой улыбки.
    — О, нет! Кстати хотел на деле убедиться, так ли французы гостеприимны и галантны, как о них рассказывают.
    — Французы снисходительны и любезны! — заверил гостя Наполеон и приказал окружающим пропустить князя Гагарина обратно в русский лагерь.
    Пари было выиграно.

    Впрочем, несмотря на мирное чаепитие с Наполеоном, князь Гагарин тоже стал героем войны 1812 года, кавалером Ордена Георгия 4-й степени. Впоследствии он дослужился до чина генерал-майора. Но в 1832 году Федор Федорович был уволен от службы «за появление в Варшаве на гуляньи в обществе женщин низшего разбора».


Вы здесь » Декабристы » ЛИЦА, ПРИЧАСТНЫЕ К ДВИЖЕНИЮ ДЕКАБРИСТОВ » ГАГАРИН Фёдор Фёдорович.